Развитие социально-эмоционального интеллекта у младших школьников
В младшем школьном возрасте продолжает развиваться эмоциональный интеллект. У детей активно развивается понимание психического мира другого человека, более сложных внутренних состояний, таких как мысли, убеждения, представления и знания и это позволяет делать им более глубокие оценки человеческих поступков.
Качество усвоения учебного материала – одна из главных задач начального образования. Повысить качество только за счёт усовершенствования самого процесса передачи знаний невозможно, нужна планомерная и целенаправленная работа по развитию эмоциональной сферы младших школьников.
Положительные эмоции улучшают запоминание, ускоряют мыслительные процессы, стимулируют воображение, помогают быть адекватными, взаимодействуя с другими людьми. Положительные эмоции укрепляют здоровье – а это основа физического, умственного и социального благополучия.
Мы развиваем социально-эмоциональный интеллект на групповых занятиях, на отдельных классных часах. При проведении занятий ставятся задачи, такие как:
Развивать представление обучающихся об эмоциональной сфере;
Обучать младших школьников пониманию и прогнозированию своих эмоций и эмоций других людей;
Знакомство детей с приёмами управления своими эмоциями;
Способствовать разитию эмпатии, сотрудничеству с одноклассниками.
В начале и завершении учебного года педагог-психолог проводит оценку развиваемых компетенций. В стандартном бланке оцениваются коммуникативные и социальные компетенции обучающихся. Каждой компетенции выделено от 2- х до 5 критериев для наблюдения, которое проводит педагог. Результаты заносятся в таблицу отдельно по каждой компетенции. Оценка обучающегося проводится по 10-бальной шкале, которая соответствует 3-м уровням:
I уровень (1-3б.) – ученик не пытается проявлять оцениваемый навык/пытается, но ничего не получается;
II уровень (4-7 б.) - нерегулярно применяет оцениваемый навык/показывает средний (нерегулярный) результат;
III уровень (8-10 б.) - регулярно применяет оцениваемый навык/показывает высокий (регулярный) результат.
| Компетенции | Критерии |
I. Восприятие и понимание причин эмоций | 1. Идентификация эмоций | 1.Идентификация эмоций по вербальным и паравербальным признакам; 2.Идентификация эмоций в произведениях искусства; 3. Понимание и использование эмоционального и ментального словаря. |
2. Выражение эмоций | 1.Выражение эмоций через мимику и пантамимику; 2. Вербальное и паравербальное выражение эмоций; 3. Выражение эмоций в творчестве. |
3. Понимание причин эмоций | 1. Понимание ситуативной обусловленности эмоций; 2. Понимание индивидуальных различий в причинах и выражении эмоций (учитывает это в своём поведении). |
II. Эмоциональная регуляция | 4. Понимание эмоциональной обусловленности поведения | 1. Понимание того, что эмоции могут влиять на поведение. |
5. Владение элементарными навыками саморегуляции | 1. Ребенок может определить своё эмоциональное состояние и его интенсивность. Описать ситуацию, ставшую причиной проявления эмоций. Знает несколько способов саморегуляции. |
III. Социальное взаимодействие | 6. Коммуникативная компетентность | 1. Установление и поддержание взаимодействия; 2. Понимание и социальное прогнозирование; 3. Эмпатия. Эмоциональная поддержка и взаимопомощь; 4. Работа в команде, умение договариваться; 5. Поведение в конфликтной ситуации. |
7. Социальная компетентность | 1. Следование формальным правилам поведения (приветствие, прощание, извинения); 2. Принятие многообразия. Ребенок уважительно относится к многообразию людей, у всех могут быть различные интересы, предпочтения. |
Для отслеживания динамики развития социально-эмоционального интеллекта психолог использует диагностический инструментарий:
Методика «Лесенка», авт. В.Г.Щур. Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, своё здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе, в семье и т.д. Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Нужно определить своё место на лестнице ума, здоровья, красоты и т.д.
Методика «Волшебная страна чувств», авт. Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Фролов.
Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка.
Задачи:
Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями;
Развивать у детей способность к рефлексии;
3. Развивать у детей навыки самоконтроля
Проективный тест межличностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», авт. О.А.Орехова. Эта методика легка в обработке, валидная и информативная. Я использую автоматизированный вариант. Сегодня я подробно расскажу о ней.
Для проведения методики необходимы материалы: лист ответов, 8 цветных карандашей(синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, чёрный).
Процедура состоит из 3-х заданий по раскрашиванию и занимает от 20 до 30 мин.
Инструкция:
Задание №1.
Это дорожка из 8 прямоугольников. Нужно выбрать карандаш, который вам приятен больше всего и, раскрасить первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите в сторону. И т.д.
Задание №2.
Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который, по-вашему, подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит и цвет может быть похожим.
Чувства:
№1 - счастье,
№2 - горе,
№3 - справедливость,
№4 - обида,
№5 - дружба,
№6 - ссора,
№7 - доброта,
№8 - злоба,
№9 - скука,
№10 - восхищение.
Если слово непонятно, объясняем, используя предикаты и наречия.
Задание №3
В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них особенные. В первом домике живёт твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.
Обозначение домиков
№1 – цвет, который тебе нравится;
№2 – твоё настроение, когда ты идёшь в школу;
№3 – твоё настроение, на уроке чтения;
№4 - твоё настроение на уроке письма;
№5 - твоё настроение на уроке математики;
№6 - твоё настроение, когда ты разговариваешь с учителем;
№7 - твоё настроение; когда ты общаешься со своими одноклассниками;
№8 - твоё настроение; когда ты находишься дома;
№ 9 - твоё настроение; когда ты делаешь уроки;
№10 - придумай, кто живёт и что делает в этом последнем домике.
Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живёт и что делает (делаю пометку на ответном листе).
Эта методика даёт психотерапевтический эффект, который достигается использованием цвета, т.е. возможность отреагирования негативных и позитивных эмоций. Кроме того, эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).
При обработке можно видеть, какие эмоции преобладают. Рассчитывается суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО).
СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка.
СО | Интерпретация |
Более 20 | Преобладание отрицательных эмоций (у ребенка доминирует плохое настроение и неприятные переживания). Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно. |
10-18 | Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет. |
Менее 10 | Преобладание положительных эмоций. Ребёнок весел, счастлив, настроен оптимистично. |
Задания №2 и №3 расшифровывают эмоциональную сферу ребёнка (если это 1 класс, то можно увидеть проблемы в адаптации).
Задания №2 – сфера социальных эмоций. Здесь оценивается степень дифференциации социальных эмоций. В норме позитивные чувства раскрашиваются основными цветами, негативные – чёрным и коричневым.
Слабая или недостаточная дифференциация цветов указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:
«счастье – горе» - блок базового комфорта,
«справедливость – обида» - блок личностного роста,
«дружба – ссора» - блок межличностного взаимодействия,
«доброта – злоба» - блок потенциальной агрессии,
«скука – восхищение» - блок познания.
Задание №1 – актуальность переживания ребёнком того или иного чувства.
В задание №3 – отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам.
По тесту мы можем увидеть цепочки ассоциаций, эмоциональное отношение ребенка к школе.
Также мы можем увидеть, насколько ребенок психологически благополучен или неблагополучен. Данную методику применяем в начальной школе в 1-4 классах, как при групповой диагностике, так и индивидуально.
Полученные данные о тревожных моментах доводим до учителя. Получая данную информацию, учитель учитывает её в своей развивающей работе с детьми.
О том, какие приёмы и методы используют в своей работе с детьми по развитию социально-эмоционального интеллекта, вам расскажут наши уважаемые учителя.
6