Основные направления развития современной литературы
Современная русская литература
Предыстория
Современная литература – это совокупность прозаических и поэтических произведений конца XX – начала XXI века.
Новейшая литература следует классическим традициям, тем не менее, она стремится модифицировать сложившиеся ранее жанры, что приводит к образованию новых уникальных жанровых форм.
В СССР существовало два вида литературы:
- официальная;
- неофициальная .
Литература СССР характеризуется отсутствием «массовой» литературы.
Массовая литература — совокупность литературных текстов, в которых доминирует ориентация на коммерческий спрос и использование готовых словесных (культурных) моделей.
Массовая литература – это, в широком смысле, все то в литературе, что не получило высокой оценки читающей публики и осталось либо незамеченным, либо вызвало негативную реакцию.
Массовая литература зарождается как явление в начале 1990-х годов.
Жанры массовой литературы:
- детектив (Александра Маринина, Дарья Донцова, Борис Акунин);
- боевик (экшн) (Александр Бушков, Виктор Доценко);
- «розовый роман» ;
- триллер.
- фантастика (Сергей Лукьяненко).
Характерной чертой массовой литературы является зависимость от телесериалов.
Новые тенденции в массовой литературе с 2005 года:
- «гламурная» литература (Оксана Робски);
- «антигламурная» литература (Сергей Минаев);
- романы-«расследования» (Юлия Латынина)
- подражание супербестселлерам.
«Постсоветская» литература.
Постсоветская литература уничтожила границы и сняла деление на эмигрантскую литературу и литературу метрополии: не только сами писатели из эмиграции постоянно приезжают на родину, где выходят сравнительно большими тиражами их книги, но и печатные периодические издания (например, “Континент”) стали издаваться после 1991 года в России.
Постсоветская литература состоит из писателей и писательских групп, исповедующих разные принципы, вплоть до взаимоотрицающих.
В нее входят:
- Массовая литература ;
- Литература высокой словесности , в которой активно работают прозаики и поэты разных поколений, от А. Солженицына до Л. Петрушевской, В. Маканина и др.
Направления:
- реализм
- постмодернисты-концептуалисты разных поколений;
- соц-арт (входящий отчасти в понятие концептуализма, но не до конца с ним пересекающийся);
- необарокко.
3. Беллетристика (это старинное название всей художественной литературы. В наши дни этим словом обозначают легкую и занимательную художественную прозу, а также — в уничижительном значении — сочинения-однодневки, чтиво), самой успешной представительницей которой стала Людмила Улицкая.
Основные направления в современной российской литературе
Современный литературный процесс характеризуется следующими фактами:
- литературные премии , помогающие выжить талантливым писателям и сориентироваться - вдумчивым читателям.
- активность книгоиздания – теперь не только «толстые» журналы спешат за литературными новинками, но и книгоиздательства, часто книга успевает выйти раньше, чем последняя часть того же романа – в журнале, что образует здоровую конкуренцию.
- литературные ярмарки , встречи с писателями, круглые столы и дискуссии стимулируют авторов - писать, а читателей – читать.
- литературный интернет – растет количество электронных библиотек и литературных сайтов, где каждый посетитель – и читатель, и писатель, и критик.
Основные тенденции и общие закономерности российской литературы в 2000-х годов.
Основные направления развития литературы:
- постмодернизм;
- реализм (во всех его разновидностях);
- модернизм
- неосентиментализм.
Закономерности современного литературного процесса:
- Постмодернизм, как и прежде, оказывает «негласное» влияние на всю современную литературу.
- Усиливается тенденции к стиранию границ:
- между реалистическими и нереалистическими направлениями в литературе;
- между интеллектуальной и массовой литературой (книги Бориса Акунина, Татьяны Толстой);
- между литературными жанрами («женский детектив» Д. Донцовой, Т. Поляковой и др., «детектив-утопия-пародия» Хольма Ван Зайчика и др.);
- между литературой и внелитературной действительностью;
- стирание границ между литературой и внеположенной ей реальностью, происходящая в сфере масс-медиа.
- Использование рекламных и PR-технологий для «раскрутки» писателей и вживление в ткань художественных произведений оплаченных рекламных и PR-сообщений.
Для русского постмодернизма – будь это 70-е годы или 2000-е, характерно разделение постмодернистских художественных стратегий на две разновидности:
- «постмодернизм как комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов»;
- «постмодернизм как манера письма».
Т. е. «глубинный» постмодернизм и «поверхностный», когда используются лишь его эстетические приемы: «цитатность», языковые игры, необычное построение текста, как в романе Татьяны Толстой «Кысь» (2001).
Ключевое понятие постмодернизма «мир как текст» можно пояснить следующим образом:
мир непознаваем, а дан нам как описание этого мира, следовательно он (мир) состоит из суммы текстов и сам является разнородным и бесконечным текстом.
Человек может воспринимать только текст (описание мира), а его сознание есть также сумма текстов. Любое произведение (и любое сознание) – часть этого бесконечного текста. Отсюда идея полицитатности как нормы (нет смысла в делении на свое и чужое), эксперименты с началом/концом текста (оба понятия относительны, так как текст бесконечен), игры с читателем (мир-текст анонимен, а потому автора не существует, читатель – в той же степени автор, как и писатель).
Современный модернизм уходит своими корнями в литературу Серебряного века.
Внутреннее отличие модернизма от постмодернизма в том, что вертикаль в системе ценностей не разрушена: сохранено классическое деление на «высокое» и «низкое», «духовное» и «материальное», «гениальное» и «бездарное».
Герой литературы модернизма – это одинокий, замкнутый человек, личность психически неустойчивая, иногда болезненная, но внутренне цельная.
Современный российский реализм существует в нескольких разновидностях:
- Неокритический реализм . Своими корнями он уходит в «натуральную школу» русского реализма XIX века, с его пафосом отрицания действительности и изображения всех сторон жизни без ограничения.
- Онтологический, или метафизический реализм , расцвет которого пришелся на 70-е годы XX века.
Философско-эстетическую суть онтологического реализма можно свести к следующему: в человеческой жизни существует высокий, но потаенный смысл, который нужно постигать, а не искать и обустраивать собственное место под солнцем.
Ключевая мысль онтологических реалистов – «панпсихизм» : весь мир, окружающий человека, одушевлен, в связи с чем реалистическая поэтика в «деревенской» прозе соседствует с символистской.
Постреализм – художественные попытки осмысления экзистенциального поединка личности с хаосом жизни.
В постреализме реальность воспринимается как объективная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу.
В первых произведениях постреализма отмечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыслению мира.
Постреализм/новый реализм представляет собой смешение реализма и постмодернизма, они существуют синхронно, используя возможности друг друга.
Особенности постреализма:
- Воздействие на читателя достигается путем шоковой терапии , изображения шокирующих ситуаций.
- Активизируются возможности публицистики, дневника, эпистоля .
Неосентиментализм -- литературное течение, которое возвращает, актуализирует память культурных архетипов.
Главный предмет изображения – частная жизнь (и часто жизнь интимная), осознанная как основная ценность. «Чувствительность» новейшего времени противопоставлена апатии и скепсису постмодернизма.
В основе этой художественной тенденции лежат традиции сентиментализма XVIII века.
Осознание ценности простых чувств частного, «маленького», негероического человека – стала необычайно актуальна в сегодняшней литературе.
В драматургии к неосентиментализму относят пьесы Евгения Гришковца, в поэзии – Тимура Кибирова, в прозе – большинство произведений женской прозы.