СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие современной литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие современной литературы.»

Основные направления развития современной литературы

Основные направления развития современной литературы

Современная русская литература Предыстория  Современная литература – это совокупность прозаических и поэтических произведений конца XX – начала XXI века. Новейшая литература следует классическим традициям, тем не менее, она стремится модифицировать сложившиеся ранее жанры, что приводит к образованию новых уникальных жанровых форм.

Современная русская литература

Предыстория

Современная литература – это совокупность прозаических и поэтических произведений конца XX – начала XXI века.

Новейшая литература следует классическим традициям, тем не менее, она стремится модифицировать сложившиеся ранее жанры, что приводит к образованию новых уникальных жанровых форм.

В СССР существовало два вида литературы: официальная; неофициальная . Литература СССР характеризуется отсутствием «массовой» литературы. Массовая литература — совокупность литературных текстов, в которых доминирует ориентация на коммерческий спрос и использование готовых словесных (культурных) моделей.

В СССР существовало два вида литературы:

  • официальная;
  • неофициальная .

Литература СССР характеризуется отсутствием «массовой» литературы.

Массовая литература — совокупность литературных текстов, в которых доминирует ориентация на коммерческий спрос и использование готовых словесных (культурных) моделей.

Массовая литература – это, в широком смысле, все то в литературе, что не получило высокой оценки читающей публики и осталось либо незамеченным, либо вызвало негативную реакцию. Массовая литература зарождается как явление в начале 1990-х годов.

Массовая литература – это, в широком смысле, все то в литературе, что не получило высокой оценки читающей публики и осталось либо незамеченным, либо вызвало негативную реакцию.

Массовая литература зарождается как явление в начале 1990-х годов.

Жанры массовой литературы: детектив (Александра Маринина, Дарья Донцова, Борис Акунин); боевик (экшн) (Александр Бушков, Виктор Доценко); «розовый роман» ; триллер. фантастика (Сергей Лукьяненко). Характерной чертой массовой литературы является зависимость от телесериалов.

Жанры массовой литературы:

  • детектив (Александра Маринина, Дарья Донцова, Борис Акунин);
  • боевик (экшн) (Александр Бушков, Виктор Доценко);
  • «розовый роман» ;
  • триллер.
  • фантастика (Сергей Лукьяненко).

Характерной чертой массовой литературы является зависимость от телесериалов.

Новые тенденции в массовой литературе с 2005 года:  «гламурная» литература (Оксана Робски); «антигламурная» литература (Сергей Минаев); романы-«расследования» (Юлия Латынина) подражание супербестселлерам.

Новые тенденции в массовой литературе с 2005 года:

  • «гламурная» литература (Оксана Робски);
  • «антигламурная» литература (Сергей Минаев);
  • романы-«расследования» (Юлия Латынина)
  • подражание супербестселлерам.
«Постсоветская» литература. Постсоветская литература уничтожила границы и сняла деление на эмигрантскую литературу и литературу метрополии: не только сами писатели из эмиграции постоянно приезжают на родину, где выходят сравнительно большими тиражами их книги, но и печатные периодические издания (например, “Континент”) стали издаваться после 1991 года в России.

«Постсоветская» литература.

Постсоветская литература уничтожила границы и сняла деление на эмигрантскую литературу и литературу метрополии: не только сами писатели из эмиграции постоянно приезжают на родину, где выходят сравнительно большими тиражами их книги, но и печатные периодические издания (например, “Континент”) стали издаваться после 1991 года в России.

Постсоветская литература состоит из писателей и писательских групп, исповедующих разные принципы, вплоть до взаимоотрицающих. В нее входят: Массовая литература ; Литература высокой словесности , в которой активно работают прозаики и поэты разных поколений, от А. Солженицына до Л. Петрушевской, В. Маканина и др. Направления: реализм постмодернисты-концептуалисты разных поколений; соц-арт (входящий отчасти в понятие концептуализма, но не до конца с ним пересекающийся); необарокко.

Постсоветская литература состоит из писателей и писательских групп, исповедующих разные принципы, вплоть до взаимоотрицающих.

В нее входят:

  • Массовая литература ;
  • Литература высокой словесности , в которой активно работают прозаики и поэты разных поколений, от А. Солженицына до Л. Петрушевской, В. Маканина и др.

Направления:

  • реализм
  • постмодернисты-концептуалисты разных поколений;
  • соц-арт (входящий отчасти в понятие концептуализма, но не до конца с ним пересекающийся);
  • необарокко.
3. Беллетристика (это старинное название всей художественной литературы. В наши дни этим словом обозначают легкую и занимательную художественную прозу, а также — в уничижительном значении — сочинения-однодневки, чтиво), самой успешной представительницей которой стала Людмила Улицкая.

3. Беллетристика (это старинное название всей художественной литературы. В наши дни этим словом обозначают легкую и занимательную художественную прозу, а также — в уничижительном значении — сочинения-однодневки, чтиво), самой успешной представительницей которой стала Людмила Улицкая.

Основные направления в современной российской литературе Современный литературный процесс характеризуется следующими фактами: литературные премии , помогающие выжить талантливым писателям и сориентироваться - вдумчивым читателям. активность книгоиздания – теперь не только «толстые» журналы спешат за литературными новинками, но и книгоиздательства, часто книга успевает выйти раньше, чем последняя часть того же романа – в журнале, что образует здоровую конкуренцию. литературные ярмарки , встречи с писателями, круглые столы и дискуссии стимулируют авторов - писать, а читателей – читать. литературный интернет – растет количество электронных библиотек и литературных сайтов, где каждый посетитель – и читатель, и писатель, и критик.

Основные направления в современной российской литературе

Современный литературный процесс характеризуется следующими фактами:

  • литературные премии , помогающие выжить талантливым писателям и сориентироваться - вдумчивым читателям.
  • активность книгоиздания – теперь не только «толстые» журналы спешат за литературными новинками, но и книгоиздательства, часто книга успевает выйти раньше, чем последняя часть того же романа – в журнале, что образует здоровую конкуренцию.
  • литературные ярмарки , встречи с писателями, круглые столы и дискуссии стимулируют авторов - писать, а читателей – читать.
  • литературный интернет – растет количество электронных библиотек и литературных сайтов, где каждый посетитель – и читатель, и писатель, и критик.
Основные тенденции и общие закономерности российской литературы в 2000-х годов.  Основные направления развития литературы: постмодернизм; реализм (во всех его разновидностях); модернизм неосентиментализм.

Основные тенденции и общие закономерности российской литературы в 2000-х годов.

Основные направления развития литературы:

  • постмодернизм;
  • реализм (во всех его разновидностях);
  • модернизм
  • неосентиментализм.
Закономерности современного литературного процесса: Постмодернизм, как и прежде, оказывает «негласное» влияние на всю современную литературу. Усиливается тенденции к стиранию границ: между реалистическими и нереалистическими направлениями в литературе; между интеллектуальной и массовой литературой (книги Бориса Акунина, Татьяны Толстой); между литературными жанрами («женский детектив» Д. Донцовой, Т. Поляковой и др., «детектив-утопия-пародия» Хольма Ван Зайчика и др.); между литературой и внелитературной действительностью; стирание границ между литературой и внеположенной ей реальностью, происходящая в сфере масс-медиа.

Закономерности современного литературного процесса:

  • Постмодернизм, как и прежде, оказывает «негласное» влияние на всю современную литературу.
  • Усиливается тенденции к стиранию границ:
  • между реалистическими и нереалистическими направлениями в литературе;
  • между интеллектуальной и массовой литературой (книги Бориса Акунина, Татьяны Толстой);
  • между литературными жанрами («женский детектив» Д. Донцовой, Т. Поляковой и др., «детектив-утопия-пародия» Хольма Ван Зайчика и др.);
  • между литературой и внелитературной действительностью;
  • стирание границ между литературой и внеположенной ей реальностью, происходящая в сфере масс-медиа.
Использование рекламных и PR-технологий для «раскрутки» писателей и вживление в ткань художественных произведений оплаченных рекламных и PR-сообщений.
  • Использование рекламных и PR-технологий для «раскрутки» писателей и вживление в ткань художественных произведений оплаченных рекламных и PR-сообщений.
Для русского постмодернизма – будь это 70-е годы или 2000-е, характерно разделение постмодернистских художественных стратегий на две разновидности: «постмодернизм как комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов»;  «постмодернизм как манера письма». Т. е. «глубинный» постмодернизм и «поверхностный», когда используются лишь его эстетические приемы: «цитатность», языковые игры, необычное построение текста, как в романе Татьяны Толстой «Кысь» (2001).

Для русского постмодернизма – будь это 70-е годы или 2000-е, характерно разделение постмодернистских художественных стратегий на две разновидности:

  • «постмодернизм как комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов»;
  • «постмодернизм как манера письма».

Т. е. «глубинный» постмодернизм и «поверхностный», когда используются лишь его эстетические приемы: «цитатность», языковые игры, необычное построение текста, как в романе Татьяны Толстой «Кысь» (2001).

Ключевое понятие постмодернизма «мир как текст» можно пояснить следующим образом: мир непознаваем, а дан нам как описание этого мира, следовательно он (мир) состоит из суммы текстов и сам является разнородным и бесконечным текстом. Человек может воспринимать только текст (описание мира), а его сознание есть также сумма текстов. Любое произведение (и любое сознание) – часть этого бесконечного текста. Отсюда идея полицитатности как нормы (нет смысла в делении на свое и чужое), эксперименты с началом/концом текста (оба понятия относительны, так как текст бесконечен), игры с читателем (мир-текст анонимен, а потому автора не существует, читатель – в той же степени автор, как и писатель).

Ключевое понятие постмодернизма «мир как текст» можно пояснить следующим образом:

мир непознаваем, а дан нам как описание этого мира, следовательно он (мир) состоит из суммы текстов и сам является разнородным и бесконечным текстом.

Человек может воспринимать только текст (описание мира), а его сознание есть также сумма текстов. Любое произведение (и любое сознание) – часть этого бесконечного текста. Отсюда идея полицитатности как нормы (нет смысла в делении на свое и чужое), эксперименты с началом/концом текста (оба понятия относительны, так как текст бесконечен), игры с читателем (мир-текст анонимен, а потому автора не существует, читатель – в той же степени автор, как и писатель).

Современный модернизм уходит своими корнями в литературу Серебряного века. Внутреннее отличие модернизма от постмодернизма в том, что вертикаль в системе ценностей не разрушена: сохранено классическое деление на «высокое» и «низкое», «духовное» и «материальное», «гениальное» и «бездарное». Герой литературы модернизма – это одинокий, замкнутый человек, личность психически неустойчивая, иногда болезненная, но внутренне цельная.

Современный модернизм уходит своими корнями в литературу Серебряного века.

Внутреннее отличие модернизма от постмодернизма в том, что вертикаль в системе ценностей не разрушена: сохранено классическое деление на «высокое» и «низкое», «духовное» и «материальное», «гениальное» и «бездарное».

Герой литературы модернизма – это одинокий, замкнутый человек, личность психически неустойчивая, иногда болезненная, но внутренне цельная.

Современный российский реализм существует в нескольких разновидностях: Неокритический реализм . Своими корнями он уходит в «натуральную школу» русского реализма XIX века, с его пафосом отрицания действительности и изображения всех сторон жизни без ограничения. Онтологический, или метафизический реализм , расцвет которого пришелся на 70-е годы XX века. Философско-эстетическую суть онтологического реализма можно свести к следующему: в человеческой жизни существует высокий, но потаенный смысл, который нужно постигать, а не искать и обустраивать собственное место под солнцем. Ключевая мысль онтологических реалистов – «панпсихизм» : весь мир, окружающий человека, одушевлен, в связи с чем реалистическая поэтика в «деревенской» прозе соседствует с символистской.

Современный российский реализм существует в нескольких разновидностях:

  • Неокритический реализм . Своими корнями он уходит в «натуральную школу» русского реализма XIX века, с его пафосом отрицания действительности и изображения всех сторон жизни без ограничения.
  • Онтологический, или метафизический реализм , расцвет которого пришелся на 70-е годы XX века.

Философско-эстетическую суть онтологического реализма можно свести к следующему: в человеческой жизни существует высокий, но потаенный смысл, который нужно постигать, а не искать и обустраивать собственное место под солнцем.

Ключевая мысль онтологических реалистов – «панпсихизм» : весь мир, окружающий человека, одушевлен, в связи с чем реалистическая поэтика в «деревенской» прозе соседствует с символистской.

Постреализм – художественные попытки осмысления экзистенциального поединка личности с хаосом жизни. В постреализме реальность воспринимается как объективная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях постреализма отмечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыслению мира. Постреализм/новый реализм представляет собой смешение реализма и постмодернизма, они существуют синхронно, используя возможности друг друга.

Постреализм – художественные попытки осмысления экзистенциального поединка личности с хаосом жизни.

В постреализме реальность воспринимается как объективная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу.

В первых произведениях постреализма отмечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыслению мира.

Постреализм/новый реализм представляет собой смешение реализма и постмодернизма, они существуют синхронно, используя возможности друг друга.

Особенности постреализма:  Воздействие на читателя достигается путем шоковой терапии , изображения шокирующих ситуаций. Активизируются возможности публицистики, дневника, эпистоля .

Особенности постреализма:

  • Воздействие на читателя достигается путем шоковой терапии , изображения шокирующих ситуаций.
  • Активизируются возможности публицистики, дневника, эпистоля .
Неосентиментализм -- литературное течение, которое возвращает, актуализирует память культурных архетипов. Главный предмет изображения – частная жизнь (и часто жизнь интимная), осознанная как основная ценность. «Чувствительность» новейшего времени противопоставлена апатии и скепсису постмодернизма.

Неосентиментализм -- литературное течение, которое возвращает, актуализирует память культурных архетипов.

Главный предмет изображения – частная жизнь (и часто жизнь интимная), осознанная как основная ценность. «Чувствительность» новейшего времени противопоставлена апатии и скепсису постмодернизма.

В основе этой художественной тенденции лежат традиции сентиментализма XVIII века. Осознание ценности простых чувств частного, «маленького», негероического человека – стала необычайно актуальна в сегодняшней литературе. В драматургии к неосентиментализму относят пьесы Евгения Гришковца, в поэзии – Тимура Кибирова, в прозе – большинство произведений женской прозы.

В основе этой художественной тенденции лежат традиции сентиментализма XVIII века.

Осознание ценности простых чувств частного, «маленького», негероического человека – стала необычайно актуальна в сегодняшней литературе.

В драматургии к неосентиментализму относят пьесы Евгения Гришковца, в поэзии – Тимура Кибирова, в прозе – большинство произведений женской прозы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!