СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие среднего профессионального образования в россии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены сведения о перспективах развития системы СПО в Росси на ближай шее время.

Просмотр содержимого документа
«Развитие среднего профессионального образования в россии»


Развитие в РФ среднего профессионального образования

Развитию системы непрерывного образования уделяют большое внимание во всем мире. Так, во Франции постоянно повторяют: «Образование как деньги, нужно иметь много, иначе все равно будешь выглядеть бедно»; английский поэт и художник Уильям Блейк часто го­ворил: «Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно» .

Длительное реформирование образовательной си­стемы в России также привело к осознанию необходи­мости развития системы непрерывного образования, которое в XXI веке становится крайне необходимым. В обществе произошла научная революция, образова­тельный процесс перешел к формированию своей новой модели.

В условиях быстро меняющегося мира даже очень хоро­шего образования может быть недостаточно. Изменилась цель образования, связанная с возможностью человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. Постепенно «образование на всю жизнь» заменя­ется «образованием через всю жизнь». Непрерывное образование - это сопровождение профессиональной карьеры человека. Происходит замена формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».

Действительно, непрерывное образование — это постоянное совершенствование знаний, умений и на­выков (ЗУН) человека, вызванное необходимостью «идти в ногу со временем», стремлением быть востре­бованным в существующей профессиональной и соци­альной среде.

Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной дея­тельности, предполагающее непрерывность процессов в системах дошкольного, общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнитель­ного профессионального образования. Эффективность и возможность образовательной деятельности опреде­ляются взаимосвязями между различными стадиями ин­новационного цикла, производителями и потребителями услуг; фирмами, рынком, государством и другими соци­альными партнерами. Непрерывное образование может рассматриваться как часть структуры «обучения в те­чение всей жизни», направленной на обеспечение адаптации человека к постоянно меняющимся условиям не только профессиональной деятельности, но и соци­альной среды путем предоставления возможностей ор­ганизации индивидуальной образовательной траектории в течение всей жизни.

Концепция модернизации образования в России предусматривает опережающее развитие среднего про­фессионального образования, проведение его струк­турной перестройки с учетом региональных рынков труда. В условиях модернизации образования созда­ются различные варианты образовательных линий, обе­спечивающих реализацию образовательных программ различного уровня. Появление новых видов образо­вательных учреждений, альтернативность и вариатив­ность содержания обучения, изменения нормативной базы управления, новшества в статусе и функциях ру­ководителей — все это требует нестандартных управ­ленческих подходов, новых решений и действий. Госу­дарству и экономике выгодно создание так называемого треугольника образования, где в основе — квалифици­рованные рабочие, в середине — техники и на самой вершине — специалисты с качественным высшим об­разованием (будущие проектировщики, ученые, управ­ленцы высшего звена). При таком подходе роль и зна­чение системы СПО вполне определены:

– высокое качество образования;

  • широкие системы знания по избранной профессии;

  • приобретение прикладных навыков, обеспечива­ющих готовность к профессиональной деятельности;

  • краткий срок обучения;

  • раннее включение в трудовую деятельность .

Среди всех проблем реформирования среднего про­фессионального образования в настоящее время на первый план выходят проблемы интеграции и управ­ления развитием СПО.

Происходит формирование новых моделей многоуровневых учебных заведений не­прерывного образования, позволяющим вузам успешно интегрироваться в общеевропейское пространство про­фессионального образования и обучения.

Большое значение для становления, развития и со­вершенствования системы непрерывного образования имеет развитие системы среднего профессионального образования, создание факультетов СПО на базе вузов; совершенствование системы дополнительного образо­вания путем создания институтов непрерывного образо­вания.

Развитие системы СПО, ИНО являются важней­шими компонентами, звеньями интеграции уровней об­разования, входящих в систему непрерывного обра­зования; способствуют переходу от «обучения на всю жизнь» к «обучению в течение всей жизни» .

Реализация идей непрерывности во многих странах сегодня рассматривается как третья миссия университетов, как одно из важных направлений стратегического развития вузов [4]. Так, на базе некоторых российских университетов создаются такие новые структуры, как институты непрерывного образо­вания.

Основными задачами институтов непрерывного об­разования (ИНО) являются:

1.Развитие кадров региона как ключевой элемент миссии институтов непрерывного образования (ИНО).

Будучи преемниками факультетов повышения ква­лификации и институтов дополнительного профессио­нального образования, 90% ИНО сохраняют за собой функцию развития кадров региона.

В основе данной задачи лежат:

  • миссия по «совершенствованию и развитию системы непрерывного профессионального образования в со­ответствии с потребностями рынка труда»;

  • «подготовка высококвалифицированных специали­стов для рынка труда»;

  • «предоставление специалистам возможности форми­рования необходимых компетенций и их повышения в соответствии с требованиями конкурентоспособной экономики» .

Реализация указанной миссии выводит и на проблему обеспечения преемственности всех уровней профессио­нального образования.

2.Важную роль в непрерывном образовании отводится дистанционному образованию.

Дистанционное обучение облег­чает возможность получения студентом образования, а также позволяет вести подготовку и переподготовку, повышение квалификации специалистов.

3.Обеспечение взаимодействия с реальным сектором экономики, бизнесом, органами власти и представи­телями социальной сферы в области непрерывного образования.

4.Развитие качественного контингента СУЗов и ВУЗов.

По значимости данная задача стоит на первом месте у 35% образовательных организаций непрерывного образования. Это новое направление деятельности ВУЗов и СУЗов, связанное с подготовкой абитуриентов к выбору сферы професси­ональной деятельности и обучению в учреждении выс­шего и среднего специального образования.

В комплексе задач институтов непрерывного образо­вания данный элемент миссии конкретизируется следу­ющим образом:

- «организация системы предпрофильного и про­фильного обучения на основе создания сетевой мо­дели образовательных учреждений различных уровней: школа — колледж — вуз (сетевая модель); форми­рование профессиональных интересов и осознанного выбора профессии на раннем уровне обучения; ор­ганизация различных форм дополнительных обра­зовательных услуг для школьников и абитуриентов; совершенствование довузовской и профориентационной школь­ников, направленная на развитие способностей, твор­ческой активности; формирование лидерских качеств, обеспечивающих профессиональный выбор ребенка, способствующих его вхождению в культурное простран­ство университета, а также приобщение к работе в на­учных коллективах» .

- включение студентов в систему непрерывного об­разования, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

Исходя из написанного, можно отметить, что раз­витие непрерывного образования способствует устано­вить более тесные связи с жизнью, призвано проложить новые пути развития в области теории и методики обуч
ения, использовать новые технологии, инновационные средства обучения.

Непрерывное образование является не только педа­гогической системой, характеризующейся определен­ными структурными особенностями, функциональными связями и технологиями обучения, но и специфиче­ской составной частью всего общества, в котором об­разование выполняет задачи социализации человека как личности, как индивида, формирования, развития его способностей, определенных знаний, умений и на­выков. Образование становится непрерывным, свя­занным с жизнью, а не просто конечным пунктом чело­века в период его обучения в школе, ССУЗе, ВУЗе.

Литература

1. Непрерывное образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http// www. mon-amina.livejoumal.com

2.Игнатович, Е. В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования/Е. В. Игнатович // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - №2

3.Концепция непрерывного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http// www.ido.tsu.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!