Развитие в РФ среднего профессионального образования
Развитию системы непрерывного образования уделяют большое внимание во всем мире. Так, во Франции постоянно повторяют: «Образование как деньги, нужно иметь много, иначе все равно будешь выглядеть бедно»; английский поэт и художник Уильям Блейк часто говорил: «Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно» .
Длительное реформирование образовательной системы в России также привело к осознанию необходимости развития системы непрерывного образования, которое в XXI веке становится крайне необходимым. В обществе произошла научная революция, образовательный процесс перешел к формированию своей новой модели.
В условиях быстро меняющегося мира даже очень хорошего образования может быть недостаточно. Изменилась цель образования, связанная с возможностью человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. Постепенно «образование на всю жизнь» заменяется «образованием через всю жизнь». Непрерывное образование - это сопровождение профессиональной карьеры человека. Происходит замена формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».
Действительно, непрерывное образование — это постоянное совершенствование знаний, умений и навыков (ЗУН) человека, вызванное необходимостью «идти в ногу со временем», стремлением быть востребованным в существующей профессиональной и социальной среде.
Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах дошкольного, общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Эффективность и возможность образовательной деятельности определяются взаимосвязями между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями услуг; фирмами, рынком, государством и другими социальными партнерами. Непрерывное образование может рассматриваться как часть структуры «обучения в течение всей жизни», направленной на обеспечение адаптации человека к постоянно меняющимся условиям не только профессиональной деятельности, но и социальной среды путем предоставления возможностей организации индивидуальной образовательной траектории в течение всей жизни.
Концепция модернизации образования в России предусматривает опережающее развитие среднего профессионального образования, проведение его структурной перестройки с учетом региональных рынков труда. В условиях модернизации образования создаются различные варианты образовательных линий, обеспечивающих реализацию образовательных программ различного уровня. Появление новых видов образовательных учреждений, альтернативность и вариативность содержания обучения, изменения нормативной базы управления, новшества в статусе и функциях руководителей — все это требует нестандартных управленческих подходов, новых решений и действий. Государству и экономике выгодно создание так называемого треугольника образования, где в основе — квалифицированные рабочие, в середине — техники и на самой вершине — специалисты с качественным высшим образованием (будущие проектировщики, ученые, управленцы высшего звена). При таком подходе роль и значение системы СПО вполне определены:
– высокое качество образования;
широкие системы знания по избранной профессии;
приобретение прикладных навыков, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности;
краткий срок обучения;
раннее включение в трудовую деятельность .
Среди всех проблем реформирования среднего профессионального образования в настоящее время на первый план выходят проблемы интеграции и управления развитием СПО.
Происходит формирование новых моделей многоуровневых учебных заведений непрерывного образования, позволяющим вузам успешно интегрироваться в общеевропейское пространство профессионального образования и обучения.
Большое значение для становления, развития и совершенствования системы непрерывного образования имеет развитие системы среднего профессионального образования, создание факультетов СПО на базе вузов; совершенствование системы дополнительного образования путем создания институтов непрерывного образования.
Развитие системы СПО, ИНО являются важнейшими компонентами, звеньями интеграции уровней образования, входящих в систему непрерывного образования; способствуют переходу от «обучения на всю жизнь» к «обучению в течение всей жизни» .
Реализация идей непрерывности во многих странах сегодня рассматривается как третья миссия университетов, как одно из важных направлений стратегического развития вузов [4]. Так, на базе некоторых российских университетов создаются такие новые структуры, как институты непрерывного образования.
Основными задачами институтов непрерывного образования (ИНО) являются:
1.Развитие кадров региона как ключевой элемент миссии институтов непрерывного образования (ИНО).
Будучи преемниками факультетов повышения квалификации и институтов дополнительного профессионального образования, 90% ИНО сохраняют за собой функцию развития кадров региона.
В основе данной задачи лежат:
миссия по «совершенствованию и развитию системы непрерывного профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда»;
«подготовка высококвалифицированных специалистов для рынка труда»;
«предоставление специалистам возможности формирования необходимых компетенций и их повышения в соответствии с требованиями конкурентоспособной экономики» .
Реализация указанной миссии выводит и на проблему обеспечения преемственности всех уровней профессионального образования.
2.Важную роль в непрерывном образовании отводится дистанционному образованию.
Дистанционное обучение облегчает возможность получения студентом образования, а также позволяет вести подготовку и переподготовку, повышение квалификации специалистов.
3.Обеспечение взаимодействия с реальным сектором экономики, бизнесом, органами власти и представителями социальной сферы в области непрерывного образования.
4.Развитие качественного контингента СУЗов и ВУЗов.
По значимости данная задача стоит на первом месте у 35% образовательных организаций непрерывного образования. Это новое направление деятельности ВУЗов и СУЗов, связанное с подготовкой абитуриентов к выбору сферы профессиональной деятельности и обучению в учреждении высшего и среднего специального образования.
В комплексе задач институтов непрерывного образования данный элемент миссии конкретизируется следующим образом:
- «организация системы предпрофильного и профильного обучения на основе создания сетевой модели образовательных учреждений различных уровней: школа — колледж — вуз (сетевая модель); формирование профессиональных интересов и осознанного выбора профессии на раннем уровне обучения; организация различных форм дополнительных образовательных услуг для школьников и абитуриентов; совершенствование довузовской и профориентационной школьников, направленная на развитие способностей, творческой активности; формирование лидерских качеств, обеспечивающих профессиональный выбор ребенка, способствующих его вхождению в культурное пространство университета, а также приобщение к работе в научных коллективах» .
- включение студентов в систему непрерывного образования, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
Исходя из написанного, можно отметить, что развитие непрерывного образования способствует установить более тесные связи с жизнью, призвано проложить новые пути развития в области теории и методики обуч
ения, использовать новые технологии, инновационные средства обучения.
Непрерывное образование является не только педагогической системой, характеризующейся определенными структурными особенностями, функциональными связями и технологиями обучения, но и специфической составной частью всего общества, в котором образование выполняет задачи социализации человека как личности, как индивида, формирования, развития его способностей, определенных знаний, умений и навыков. Образование становится непрерывным, связанным с жизнью, а не просто конечным пунктом человека в период его обучения в школе, ССУЗе, ВУЗе.
Литература
1. Непрерывное образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http// www. mon-amina.livejoumal.com
2.Игнатович, Е. В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования/Е. В. Игнатович // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - №2
3.Концепция непрерывного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http// www.ido.tsu.ru