СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие студенческого спортивного движения в России и мире

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой контрольную работу по предмету теория и история физической культуры. Материал будет полезен студентам педагогических вузов.

Просмотр содержимого документа
«Развитие студенческого спортивного движения в России и мире»

Государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение Ярославской области

Рыбинский профессионально-педагогический колледж








Контрольная работа

по ОП 08.06. Теория и история физической культуры


специальность 49.02.01 Физическая культура



ТЕМА

«Развитие студенческого спортивного движения в России и мире»








Выполнил: студент Ф-3 группы

Сафаров Сергей Имранович


Преподаватель:

Рябова Анна Викторовна




Рыбинск

2019 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… … 3

1. Процесс становления студенческого спортивного движения в мире …… 4

1.1. Создание международной конфедерации………………………………4

1.2. Раскол в международном студенческом спортивном движении……. 5

1.3. Возобновление мирового спортивного студенческого движения……..5

1.4 Проведение универсиад…………………………………………………...6

2. Развитие спортивного студенческого движения в России………………….7

2.1. Создание добровольных спортивных обществ (ДСО)………………….7

2.2. Создание Всесоюзного ДСО «Буревестник»…………………………….8

2.3. Преобразование ДСО «Буревестник» в РССС…………………………..9

2.4. Деятельность РССС……………………………………………………….9

2.5. Достижения студентов-спортсменов…………………………………….10

3. Перспективы развития студенческого спортивного движения…………….11

3.1. Стратегия государства в развитии студенческого спорта в России и в мире ………………………………………………………………………….. …..11

3.2. Современные тенденции развития студенческого спорта в мире …….12

Заключение……………………………………………………………………….14

Библиографический список……………………………………………………..15

Приложение



Введение

Спортивная жизнь студентов во всем мире на сегодняшний день находится на этапе бурного развития. В экономически развитых странах студенческому спорту уделяется большое внимание.

Причины целесообразности развития студенческого спорта могут носить как социальный характер (пропаганда здорового образа жизни), так и экономический. Несмотря на то, что студенческий спорт в большинстве стран позиционируется как любительский, нежели профессиональный, талантливые спортсмены-студенты вполне могут конкурировать с элитой мирового спорта. Студенты получают возможность совершенствовать свой уровень спортивного мастерства, что в свою очередь позволяет им принимать участие в профессиональных соревнованиях, таких как национальные чемпионаты, первенства мира, Универсиады, Олимпийские игры. Студенческий спорт привлекает внушительные капиталовложения, современные технологии, высококвалифицированных специалистов, всестороннюю помощь государственных органов.

Историей развития студенческого спорта в России и за рубежом занимались авторы учебных пособий Глинчикова Л.А., Федулина И.Р., Голощапов Б.Р., Голощапов Б.Р., Мельникова Н.Ю. , Трескин А.В., Ильинич В.И и другие.

В настоящее время студенческий спорт в России является многогранным процессом, который представляет собой совокупность государственных и общественных форм организации спортивной деятельности. Основными его целями определяются популяризация спортивного образа жизни среди студентов, совершенствование физической подготовки и спортивного мастерства молодежи, а также подготовка спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации.

Цель контрольной работы – изучение становления и развития спортивного студенческого движения в России и в мире, анализ тенденций и перспектив дальнейшего развития студенческого спорта.


1. Процесс становления студенческого спортивного движения в мире

1.1. Создание международной конфедерации

Зарождением студенческого спорта считается создание в 1843 году лодочного клуба при Йельском университете в США. Первая ассоциация студенческого спорта появилась в 1905 г. также в Штатах, называлась она Intercollegiate Athletic Association. Тогда же она была переименована в National Collegiate Athletic Association (NCAA). Постепенно похожие ассоциации начали появляться по всему миру. В 1906 году в Австралии, в 1908 - в Польше, в Швеции и Норвегии - в 1913, в 1946 - в Италии и других странах.

В эти годы начали появляться первые спортивные студенческие клубы, и поначалу они носили любительский характер. Основной их задачей было развитие спорта среди студентов, обучающихся в университетах. Со временем уровень подготовки спортсменов-студентов возрастал, самые выдающиеся могли конкурировать с профессионалами.

Появление студенческих спортивных клубов в разных странах мира положило начало становлению студенческого спорта в целом и дало возможность студентам отстаивать честь университетов на соревнованиях. Студенческое спортивное движение было оформлено в 1919 году путем создания Международной конфедерации студентов (C.I.E) в Страсбурге. Ее президентом стал Жан Птижан. Этого человека можно считать основателем студенческого спортивного движения. [3]


В 1923 г. спортивный отдел Международной конфедерации студентов организовал в Париже Международный спортивный конгресс университетов, а с 1924 г. начали проводиться чемпионаты мира среди студентов по отдельным видам спорта. Они регулярно проходили до начала Второй мировой войны. Это обстоятельство явилось первым заметным шагом на пути к созданию международного студенческого спортивного движения, наиболее значительного после олимпийского. [2]


1.2. Раскол в международном студенческом спортивном движении

Вторая мировая война разрушила благостные начинания спортивных функционеров. В студенческом спорте произошёл раскол, связанный с расколом в европейском сообществе.

Во время активных боевых действий его влияние было не очень заметно, поскольку спорту, как вы понимаете, уделялось далеко не первое место. Хотя даже во время войны на территориях Германии и её союзников проводились спортивные соревнования.

У других стран до 1945 года до этого как-то не доходили руки, а вспомнили об этом лишь после войны. Именно тогда и был организован международный союз спортсменов-студентов. А уже спустя два года на спортивных площадках восстанавливающегося Парижа прошли первые послевоенные Всемирные студенческие игры.

Спустя два года появилась новая организация, отвечающая за проведение всемирных студенческих соревнований: Международная федерация университетского спорта. Её создание ещё почти на десяток лет продлило распри между социалистическим и капиталистическим лагерями, ведь СССР и его союзники отказывались признавать новую организацию и проводили свои собственные студенческие соревнования, приуроченные к фестивалям молодёжи и студентов.


1.3. Возобновление мирового спортивного студенческого движения

Ситуация с таким разделением безмерно вредила мировому спорту, и чувствовалось, что вот-вот должно произойти объединение. И оно случилось в 1957 году, когда на Международный спортивный университетский чемпионат были приглашены страны и капиталистического блока, и социалистического. Никто бойкотировать мероприятие не стал, и примирение состоялось. Чемпионат прошёл успешно, и было решено повторить столь приятное для всех мероприятие спустя два года. [2]


1.4 Проведение универсиад

В Турине в 1959 году завершилось формирование университетского спорта. Соревнования стали называться Универсиадой,

Всемирная Универсиада - самое крупное соревнование среди студентов всего мира. Организатором выступает Международная федерация студенческого спорта (ФИСУ). По своей форме Универсиада практически полностью копирует Олимпийские игры.

В честь победителей универсиад стали исполнять «Гаудеамус» – студенческий гимн, символизирующий единение молодых спортсменов по всему миру. В таком виде соревнования стали проводиться раз в два года, появились зимние Универсиады, неизменно расширялся состав участников, и увеличивалось количество видов спорта, в которых разыгрывались медали. [8]


2. Развитие спортивного студенческого движения в России

2.1. Создание добровольных спортивных обществ (ДСО)

В России зарождение студенческого спорта происходило в начале XX века. Именно тогда первые студенческие спортивные клубы появились в политехническом и электротехническом московских институтах. В университете Санкт-Петербурга спортивный клуб был образован в 1908 году. К 1904 году в России функционировало 40 студенческих спортивных клубов. Большинство их действовало в столице – 13, в Москве – 5, в Киеве – 4, на долю других городов приходились оставшиеся клубы. В 1911 году 13 петербургскими студенческими обществами была образована студенческая лига, которая проводила соревнования среди студентов.
После революции 1917 года студенческий спорт стал развиваться в другом русле. В 1918 году 29 мая было основано крупнейшее в стране высшее учебное заведение в области физической культуры и спорта Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры (ныне – Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма). Впервые физическое воспитание как учебный предмет было введено в учебные планы Петроградского высшего педагогического института в январе 1921 года. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР в июле 1929 года физическое воспитание вводится в вузах страны как обязательный предмет. В том же году в университетах и институтах создаются кафедры физического воспитания. [4]

Спортивное студенческое движение в стране прошло в своем развитии несколько этапов. Первый этап, начавшейся в конце 20-х годов прошлого века, закончился организационным оформлением студенческого спорта, созданием коллективов физической культуры в учебных заведениях страны, организацией и проведением первых всесоюзных студенческих соревнований.

В середине 30-х годов начинается новый этап развития студенческого спортивного движения. В 1936-37 годах в стране образуются добровольные спортивные общества (ДСО), при создании которых физкультурные коллективы вузов были отнесены к разным ДСО в зависимости от профессиональной принадлежности. Медицинские вузы, например, входили в ДСО «Медик», педагогические – в ДСО «Учитель», вузы связи – в ДСО «Молния» и т.п. Спортсмены-студенты соревновались, как правило, между собой внутри спортивных обществ.


2.2. Создание Всесоюзного ДСО «Буревестник»

Создание в 1957 году всесоюзного студенческого спортивного общества «Буревестник» не только объединило всех студентов, но и положило начало третьему этапу развития студенческого спортивного движения. На протяжении многих лет в стране проводились студенческие соревнования на разных уровнях под общим руководством Центрального Совета «Буревестник».
Содержание учебных программ по физическому воспитанию и характер деятельности спортивных коллективов вузов в конце 40-х – начале 50-х годов были скорректированы с учетом развития массового физкультурного движения, повышения спортивного мастерства и завоевания советскими спортсменами, многие из которых были студентами, мирового первенства по важнейшим видам спорта. Такие задачи в то время были поставлены партией и правительством в известном постановлении от 1948 года.
С 70-х годов направленность процесса физического воспитания учащейся молодежи на обучение навыкам основным видов спорта стала смещаться в сторону оздоровительного направления. Это нашло отражение в большом количестве научных исследований, содержании учебных программ по физическому воспитанию. [3]
В 1987 году ЦС «Буревестник» был преобразован в Центральный спортивный клуб «Буревестник» ВДФСО профсоюзов. В те годы общая кризисная ситуация в стране не могла не наложить отпечаток на развитие спорта среди студентов. 

Четвертый этап развития студенческого спорта в стране связан с периодом реформирования общественных устоев и переходом экономики страны к рыночным отношениям. Эти перемены затронули основы студенческого спорта. Перед специалистами физического воспитания высшей школы появились новые задачи, направленные не только на развитие физических способностей студентов, но и на углубление их интересов к занятиям физической культурой и спортом, формирование важности здорового образа жизни, в котором двигательная активность является необходимым условием. 


2.3. Преобразование ДСО «Буревестник» в РССС

В октябре 1993 года по инициативе Минобразования России, Госкомспорта России и Олимпийского комитета России была возрождена единая студенческая спортивная организация и образован Российский студенческий спортивный союз как правопреемник студенческого добровольного спортивного общества «Буревестник». 
Президентом Союза был избран Алексей Иванович Киселев, заслуженный мастер спорта СССР по боксу, серебряный призер двух Олимпиад, неоднократный чемпион Европы и СССР, кандидат технических наук, профессор, заведующие кафедрой физического воспитания Московского государственного технического университета имени Н. Баумана. 


2.4. Деятельность РССС

С этого времени работа РССС пошла по совершенно новому пути. Основной акцент был сделан на объединении усилий кафедр физического воспитания высших учебных заведений страны. Такой подход оправдал себя. Стали постепенно возобновляться традиции проведения чемпионатов России по многим видам спорта, и в международном плане усилия нового руководства Союза стали приносить свои плоды. Если в 1993 году студенческая команда России на Универсиаде заняла только 27-е место, и многие стали поговаривать о закате студенческого спорта в России, то уже с 1995 года Российские студенты-спортсмены успешно выступают на Всемирных Универсиадах и в неофициальном командном зачете стабильно входят в тройку сильнейших команд, лидируя практически на всех зимних Универсиадах. [1]


2.5. Достижения студентов-спортсменов

Касательно современной ситуации в российском студенческом спорте, нельзя не отметить выдающееся выступление российской сборной на домашней летней Универсиаде в Казани 2013 г Итоги Универсиады-2013 в Казани: медальный зачет. В итоговом медальном зачете сборная России завоевала 292 медали - это вчетверо больше ближайших преследователей, команду Китая. Помимо этого, домашняя Универсиада установила несколько символических рекордов. Так, например, первым рекордом была Церемония открытия Универсиады, по красочности, грандиозности и масштабу во всем мире ее сравнили с олимпийским шоу открытия. Телеаудитория церемонии открытия Игр составила более одного миллиарда человек, телеаудитория закрытия летней Универсиады - более 1,5 млрд. человек. Церемония длилась 4 часа. Болельщиками был установлен свой собственный рекорд. На соревнования было продано рекордное количество билетов, более 750 тысяч штук. Что касается спортивных рекордов, их было установлено 67, причем 39 на счету российских спортсменов-студентов. [9]



3. Перспективы развития студенческого спортивного движения

3.1. Стратегия государства в развитии студенческого спорта в России

О значении спорта в студенчестве высказывались много и на разных уровнях власти. Президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года говорил следующее: «Важнейшее направление - развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи. Задачу занятий физической культурой и спортом не решить только за счет проведения международных форумов и увеличения учебных часов физкультуры в школах и вузах. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий. Считаю необходимым поддержать идею создания ассоциации студенческих спортивных клубов. Эта организация призвана не только содействовать развитию студенческого спорта, но и стать в известном смысле социальным лифтом для талантливой, целеустремленной и активной молодежи». За два года до этого, Владимир Путин сказал: «Приоритеты развития студенческого спорта должны быть обозначены и в правительственной стратегии развития физической культуры. Главный из них - существенное увеличение числа учащихся, которые регулярно занимаются спортом, с 35 процентов в 2009 году до 80 процентов в 2020 году. За этими цифрами, как мы с вами понимаем, - наше будущее: здоровые и крепкие поколения молодых граждан нашей страны». [7]

Для популяризации спорта в стране за последние годы сделано немало: оснащаются спортивные залы учебных заведений, проводятся крупные спортивные мероприятия, Олимпиад в Сочи, Чемпионат мира по футболу в России, делаются попытки сделать здоровый образ жизни «трендом» современной молодежи.

Молодежь и студенчество всегда играли заметную роль в общественных процессах любого государства. Обладая высочайшим интеллектуальным и физическим потенциалом, российские студенты сегодня составляют костяк национальных сборных команд по разным видам спорта.

Учитывая, что в настоящее время роль спорта становится не только все более заметным социальным фактором в современном мире, привлечение студенчества к занятиям физической культурой и спортом, а также успехи на международных состязаниях являются доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, в том числе ее военной и политической мощи.

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день не прекращаются попытки систематизировать организацию студенческого спорта. Государство заинтересовано в здоровой молодежи, а так же в успехах на международных соревнованиях. Однако для успешного функционирования система студенческого спорта должна быть организационно завершенной. Примером наиболее успешной организации студенческого спорта является Национальная Ассоциация Студенческого Спорта в США. Соответственно, следует рассмотреть подробно данную организацию.

Также стоит отметить необходимость создания  студенческих лиг с единой концепцией (деление на дивизионы, создание единого  информационного  пространства  (интернет-технологии,  социальные  сети,  единая  дирекция, координирующая работу этих лиг). Пока же студенческие лиги существуют автономно, каждая сама по себе.



3.2. Современные тенденции развития студенческого спорта в мире

Современными тенденциями развития студенческого спорта в мире являются:

1.    Эффективная система государственного регулирования развития спорта в образовательных учреждениях.

2.   Физическое воспитание и спорт являются неотъемлемой частью, а в ряде стран определяющим звеном национальной системы образования.

3.    Высокий социальный статус национальных студенческих спортивных организаций, их тесное сотрудничество, урегулированное законодательством, с Министерством спорта, Министерством образования, национальным олимпийским комитетом. Четкое разграничение сфер влияния и ответственности.

4.        Наличие нормативно-правовой базы развития физического воспитания и спорта в образовательных учреждениях.

5. Современная материально-техническая база для занятия спортом детей и молодежи.

6.   Эффективная система организации студенческих соревнований в стране, подготовки и участия спортсменов в международных соревнованиях.

7.   Современное информационное обеспечение деятельности по развитию физического воспитания и спорта в образовательных учреждениях, пропаганда национальных и международных достижений в области студенческого спорта.

8. Активная международная деятельность, направленная на укрепление авторитета страны посредством выдвижения своих представителей в руководящие органы международной федерации студенческого спорта, организации международных мероприятий различной направленности (соревнований, конференций, фестивалей).





























Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать заключение о необходимости установления основ государственной политики в области студенческого спорта с определением уровней компетенции федерального центра, субъектов Федерации, местного самоуправления и непосредственно самого высшего учебного заведения. Нужно создавать систему для того, чтобы ректорам вузов было выгодно и интересно, хотя бы престижно – развивать спорт и добиваться результатов, чтобы появлялись вузы с традициями, и в которых воспитывались и задерживались люди, желающие поднимать спорт, и хорошо бы развивать, строить спортивную инфраструктуру, и, конечно, от СМИ тоже зависит популяризация видов спорта, а занятия физкультурно-спортивной деятельностью должны рассматриваться, как неотъемлемая часть культуры жизнедеятельности.

   Следует поднять мотивацию руководства вуза на государственном уровне посредством присвоения студентам спортивных званий за победу на студенческих соревнованиях (региональных, российских, международных);

усилить мотивацию тренеров (материальное поощрение, звание, условия для работы), разработать индивидуальный подход к развитию студенческого спорта в регионах (учёт количества ВУЗов, студентов, условий). Студенческие лиги и организации должны быть понятны и открыты для студентов (налажены каналы обратной связи, создание системы студенческого самоуправления - Совет лиги)



Библиографический список:

  1. Глинчикова Л.А., Федулина И.Р. История физической культуры и спорта: методическое пособие. – Изд.: Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы, 2011.- 215 с.

  2. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 312 с.

  3. Григоревич В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта: учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования. - Москва : Советский спорт, 2008. - 285 с.

  4. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

  5. Мельникова Н.Ю. , Трескин А.В. История физической культуры и спорта: учебник. – М., Советский спорт, 2013. – 392 с.

  6. Приказ Министерства спорта РФ от 21 ноября 2017 г. N 1007 "Об утверждении концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года».

  7. Послание Президента В.В. Путина Федеральному собранию от 1 марта 2018 года.

Интернет ресурсы:

  1. https://studwood.ru/1023165/turizm/rekomendatsii_sovershenstvovaniyu_razvitiya_studencheskogo_sporta_sankt_peterburge

  2. http://bookbk.net/book/416-studencheskoe-sportivnoe-dvizhenie-kursovaya-rabota/4-istoriya-mezhdunarodnogo-sportivnogo-studencheskogo-dvizheniya.html

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!