СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие связной речи детей по опорным картинкам Сычевой и картам Проппа.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

С появлением смартфонов и гаджитов дети перестали в полной мере общаться со взрослыми и друг с другом. Повысить интерес  к пересказам, составлению собственных рассказов и сказок помогают опорные картинки Сычевой и сказочные карти Проппа.

Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи детей по опорным картинкам Сычевой и картам Проппа.»



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Центр развития ребенка – детский сад № 51»

Управление образования администрации городского округа

Электросталь Московской области.






( Г.Е.Сычева, В.Я.Пропп)


Подготовила

логопед Ануфриева С.А.


2018

Оглавление.


1. Оглавление……………………………………………………………1


2. Актуальность темы………………………………………………….2


3. Методика использования опорных картинок Г.Е.Сычевой………3


4. Методика использования опорных карточек В.Я.Проппа……….4


5. Список используемой литературы…………………………………6


6. Перспективный план по развитию речи в подготовительной к школе группе №3…………………………………………………...…7


7. Конспекты занятий…………………………………………………13






- 1 –

Актуальность темы:


Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, знаний, умений и культуры, накопленных человечеством. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным мониторингов и собственных наблюдений большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности, так как не владеют в полной мере навыками связной речи, достаточными для этого возраста.

Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной речи. При нормальном речевом развитии ребенка 5-6 лет основными характеристиками речи являются: последовательность и целостность высказывания, плавность и языковое оформление изложения, соответствие ситуации и полнота.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, которые близки их жизненному опыту. Именно в дошкольном возрасте важно научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. В связи с этим необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи и прежде всего - наглядность. В этом педагогам помогают опорные картинки. В данной технологии мы расскажем об опорных картинках Г.Е Сычевой и сказочных карточках В.Я.Проппа.


Цель: обучать детей творческому рассказыванию, соблюдая последователь- ность событий.


Задачи:


  • обучение пересказу;

  • создание внутреннего плана высказывания;

  • формирование умения связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли;

  • расширение и активизация словарного запаса детей;

  • совершенствование диалогической и монологической речи детей;

  • обогащение эмоциональной сферы ребенка;

  • развитие и активизация познавательных процессов: памяти, логического

-2- мышления, слухового и зрительного восприятия, внимание, фантазию;

  • обучение детей самостоятельному составлению творческих рассказов с помощью карт В.Я. Проппа;

  • формирование умения придумывать замысел, выбирая тему, сюжет и героев;

  • обучение детей выявлению основных действий в рассказах;

  • развитие потребности в выражении мыслей сложными предложениями, законченными конструкциями.

  • развитие активности личности, не оставляя ребенка равнодушным к сюжету;


Методика использования опорных картинок Г.Е.Сычевой.


Опорные картинки для пересказа текстов логопед использует, ставя на доску по порядку. Педагог читает текст, подкрепляя его картинкой. Денотативное подкрепление каждой синтаксической единицы позволяет ребенку последовательно и легко передать содержание прочитанного.

Затем следует пересказ. Количество картинок на доске соответствует количеству предложений рассказа. Дети могут пересказать текст по цепочке и по одному. По окончании пересказа логопед переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа.

При возникновении затруднений ребенок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восстанавливает содержание предложения.

После успешного пересказа можно перевернуть все картинки.

Далее проводится более сложный вид работы. На доске в свободном порядке выставляются картинки к рассказу. Логопед читает текст и после прочтения просит кого-либо из детей расположить картинки в нужной последовательности. Все дети помогают и контролируют правильность выполнения задания, после чего можно еще раз повторить пересказ всего текста.

Необходимо помнить, что занятия должны выстраиваться в последовательности: от простого к сложному. Тексты предлагаются, во-первых, по лексическим темам «Времена года», «Новый год» и т.д., во-вторых, связаны с занятиями по произношению с целью автоматизации определенных звуков в речи. Поэтому работать с данными текстами и сопутствующими им картинками можно и с целой группой детей, а так же в индивидуальном порядке.

- 3 -

Методика использования опорных карточек В.Я.Проппа.


Каждая сказка, предлагаемая детям, может быть пересказана с использованием набора, состоящего из 28 функций. Эти функции представлены в виде схем (карт). При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчает ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними.

На первом этапе логопед знакомит детей с жанром литературного произведения - сказкой. Выявляет ее отличие от других жанров и вычленяет структуру сказки. Обсуждает вместе с детьми сами карты. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, т. к. при совместном обсуждении они сами решают, какая карта точнее обозначает данное действие.

(Предлагаемые нами карты изготовлены на основе интернет ресурса).

На втором этапе играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты.

«Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.

«Кто на свете всех злее (милее, умнее)?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев. «Хороший-плохой» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества-он ленивый, положительные - добрый и отзывчивый.

«Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и

зарубежных. (Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка.)

«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

На третьем этапе логопед читает сказку и сопровождает ее выкладыванием карт.

«Кот, петух и лиса»

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.


С обирается кот на охоту и говорит петушку:

— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.

У шёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

П етя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:

— Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик- братик, выручи меня.

К от хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.

С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.


Для начала мы используем 5-8 карт, также стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 5-8 функций и постепенно изготавливать и добавлять остальные карты.

Н
а четвертом этапе
мы предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа.

(Данные карты подписаны для удобства их освоения взрослыми, для детей карты делают без подписей).

На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:


- формируются способности к эффективному, самостоятельному составлению рассказов, пересказов и сказок;

- активизируется лексический строй речи (словарный запас выходит на более высокий уровень);

- развивается мышление и устойчивость внимания;

- обогащается эмоциональная сфера ребенка.




Список используемой литературы:


1. Сычева Г.Е. Методические рекомендации. Опорные картинки для

пересказа текстов. – М., Национальный книжный центр, 2012

2.Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром», М., Мозаика-Синтез, 2006

3. Волочкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий. Развитие речи», Воронеж, 2008

4. Кыласова «Развитие речи. Конспекты занятий для подготовительной группы» 2-е издание, М., «Учитель», 2011

5. Стрелюк И.М. «Хрестоматия для детей 6-10 лет», Минск, ООО Юнипресс, 2002

6. Пропп В.Я. «Морфология волшебной сказки», М., Лабиринт,2001





- 6 –

Перспективный план по развитию речи

в подготовительной группе.


Сентябрь.

Тема занятия

Программное содержание

Материал

Пересказ по опорным картинкам «Лето прошло».

Обучение пересказу, расширение и активизация словарного запаса, формирование внутреннего плана пересказа, развитие внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения, активности и самостояте- льности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Картинки: лето, солнце, вода, стога сена, Иван-

чай, перелетные птицы, журавли, медведи, волки, барсук, зайчиха.


Октябрь.

Тема занятия

Программное содержание

Материал

Пересказ по опорным картинкам «Золотая осень».

Обучение пересказу, расширение и активизация словарного запаса, формирование внутреннего плана пересказа, развитие внимания, памяти, логического мышления, учить детей подбирать слова-предметы к словам-признакам, воспитывать в детях чувство прекрасного.

Картинки: осень, гроздья

рябины, подосиновики и сыроежки,брусника, птицы,белки,медведи,зайцы-беляки, дожди, поздняя осень.

Конспект занятия №1.

Пересказ русской народной сказки

«Кот, петух и лиса».

Учить детей целенаправ- ленно овладевать матери- алом сказки, излагать содержание близко к тексту, передавать интонацию и сопереживать персонажам. Развивать связную речь и память детей.

Карточки: жили-были, запрет, нарушение запрета, погоня, счастливый конец, мораль.

Конспект занятия №2.


Ноябрь.

Тема занятия

Программное содержание

Материал

Пересказ по опорным картинкам «Поздняя осень».

Обучение пересказу, расширение и активизация словарного запаса по теме «Признаки поздней осени», формирование внутреннего плана пересказа, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Каринки:дождь, ветер,листья,лужи, люди, воробьи.


Пересказ сказки К,Ушинского «Лиса и козел».

Учить детей целенаправ- ленно овладевать матери- алом сказки, излагать содержание близко к тексту, передавать интонацией характеры персонажей и сопереживать персонажам. Развивать связную речь и память детей.

Текст сказки, карточки В.Я.Проппа: жили-были, особые обстоятельства, появление друга-помощ-

ника, способ достижения цели, счастливый конец, мораль.


Декабрь.

Тема занятия

Программное содержание

Материал

Пересказ по опорным картинкам «Зима».

Продолжать обучение пересказу, расширение и активизация словарного запаса, формирование внутреннего плана пересказа, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Картинки: зима, река, голые деревья, сосны и ели, снегири, лисица, заяц-беляк, волк, медведь.

Конспект занятия №3.

Пересказ по опорным картинкам «Дед Мороз».

Продолжать обучение пересказу, расширение и активизация словарного запаса, автоматизация поставленных звуков в речи, формирование внутреннего плана пересказа, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Картинки: дед Мороз, медведь, заяц, воробьи, деревья, Вера.


Январь.

Тема занятия

Программное содержание

Материал

Пересказ по опорным картинкам «Новогодние подарки».

Продолжать обучение пересказу, расширение и активизация словарного запаса, формирование внутреннего плана пересказа, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Картинки: Вера, елка, подарки, корзина, щенок.

Пересказ венгерской народной сказки

«Два жадных медвежонка».

Учить детей целенаправ- ленно овладевать матери- алом сказки, излагать содержание близко к тексту, передавать интонацию и сопереживать персонажам. Развивать связную речь и память детей.

Текст сказки, карточки В.Я.Проппа: жили-были, герой покидает дом, особые обстоятельства, появление ложного героя, враг начинает действо-

вать, счастливый конец, мораль.


Февраль.

Тема занятия

Программное содержание

Материал

Пересказ по опорным картинкам «На прогулку».

Продолжать обучение пересказу, расширение и активизация словарного запаса по теме «Зимующие птицы», автоматизация поставленных звуков в речи, формирование внутреннего плана пересказа, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Картинки: Вера, дворник, мальчишки, снеговик, кормушки, снегири, щенок.

Конспект занятия №4.

Пересказ сказки Л.Н.Толстого «Гуси-лебеди».

Учить детей целенаправ- ленно овладевать матери- алом сказки, излагать содержание близко к тексту, передавать интонацию и сопереживать персонажам. Развивать связную речь и память детей.

Текст сказки, карточки В..Проппа: жили-были, запрет, нарушение запрета, враг начинает действовать, герой покидает дом, преследо-

вание, появление друга-

помощника, герой спаса-

ется от преследования, герой выдерживает испытания дарителя, счастливый конец, мораль.


Март.

Тема занятия

Программное содержание

Материал

Пересказ по опорным картинкам «Весна в пути».

Продолжать обучение пересказу, расширение и активизация словарного запаса, автоматизация поставленных звуков в речи, формирование внутреннего плана пересказа, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Картинки: ветер, солнышко, лед, воробьи, сосульки, снеговик, мальчишки, Вера, весна.

Пересказ сказки Л.Н.Толстого «Косточка».

Учить детей целенаправ- ленно овладевать матери- алом сказки, излагать содержание близко к тексту, передавать интонацию и сопереживать персонажам.

Текст сказки, карточки В.Я.Проппа: жили-были, запрет, особые обстоя-

тельства, нарушение запрета, появление друга

-помощника, счастливый конец, мораль.,

Пересказ по опорным картинкам «Весна пришла».

Продолжать обучение пересказу, расширение и активизация словарного запаса, формирование внутреннего плана пересказа, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Картинки: лес, ели и сосны, проталины, ручьи, лед, почки, зайцы, белки, медведь, сороки.


Апрель.

Тема занятия

Программное содержание

Материал

Пересказ по опорным картинкам «Скоро лето».

Продолжать обучение пересказу, расширение и активизация словарного запаса, автоматизация поставленных звуков в речи, формирование внутреннего плана пересказа, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Картинки: лето, Вера, дом, клумба, куры, петух, корова,котенок, бабушка.

Пересказ сказки Осеевой В..«Сыновья».

Учить детей целенаправ- ленно овладевать матери- алом сказки, излагать содержание близко к тексту, автоматизация поставленных звуков в речи, передавать интонацию и сопереживать персонажам.

Текст сказки, карточки В.Я.Проппа: жили-были, особые обстоятельства,

появление друга- помощ-

ника, узнавание героя, счастливый конец, мораль.

Пересказ по опорным картинкам «За грибами».

Продолжать обучение пересказу, расширение и активизация словарного запаса, автоматизация поставленных звуков в речи, формирование внутреннего плана пересказа, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Картинки: лес, птицы, белки, боровики и подосиновики, ежик, корзинки, дом.

Сочинение новой сказки.

Учить детей самих сочинять сказку, опираясь на предложенный логопедом набор карточек В.Я.Проппа, передавать интонацию и сопереживать персонажам.

Карточки В.Я.Проппа.

Май.

Тема занятия

Программное содержание

Материал

Пересказ по опорным картинкам «На речке».

Продолжать обучение пересказу, расширение и активизация словарного запаса, автоматизация поставленных звуков в речи, формирование внутреннего плана пересказа, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Картинки: речка, рыбак, поплавок, удочка, карась, Вера.

Сочинение новой сказки

Учить детей самих сочинять сказку, опираясь на предложенный логопедом набор карточек В.Я.Проппа, передавать интонацию и сопереживать персонажам.

Карточки В.Я.Проппа.

Пересказ по опорным картинкам «Вера рисует».

Продолжать обучение пересказу, расширение и активизация словарного запаса, автоматизация всех поставленных звуков в речи, формирование внутреннего плана пересказа, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Картинки: дождь, Вера, краски и кисти, радуга, цветы, котенок.



















- 12-

Конспект занятия №1.


Тема: Пересказ незнакомого текста по опорным картинкам.


Цель: учить детей пересказу текста, соблюдая последовательность событий, активизировать словарь детей по теме «Золотая осень», развитие памяти, внимания, мышлении.


Оборудование: опорные картинки Г.Е.Сычевой, мячик.


Ход занятия.


1. Организационный момент. Сядет тот, кто назовет признаки осени.


2. Загадки про дождь, ветер, грибы, белок, зайца.


3.Рассказ логопеда с последовательным выкладыванием опорных картинок.

Золотая осень.


В лес пришла золотая осень. На лесных полянках краснеют гроздья рябины. Прячутся в желтеющей траве подосиновики и сыроежки. Поспевают ягоды клюквы и брусники. Птицы собираются в стаи и готовятся к перелету. Хлопотливые белки заготавливают припасы на зиму. В глухой чаще готовят себе берлоги медведи. Меняют шубки зайцы-беляки. Скоро начнутся холодные осенние дожди. У поздней осени свои краски.


4. Словарная работа: уточнение понимания детьми словосочетаний: золотая осень, глухая чаща, у осени свои краски.


5. Игра «Узнай по описанию».

Логопед бросает мяч и называет признак предмета: золотая…Ребенок отвечает: осень. Далее: лесные – поляны, желтеющая – трава, хлопотливые – белки, глухая – чаща, холодные – дожди, поздняя – осень.


5. Пересказы детей с опорой на картинки.


6. Итог занятия.



- 13 -

Конспект занятия №3.


Тема: Пересказ незнакомого текста по опорным картинкам.


Цель: учить детей пересказу текста, соблюдая последовательность событий, активизировать словарь детей о теме «Зима», развитие памяти, внимания, мышлении.


Оборудование: опорные картинки Г.Е.Сычевой, мячик.


Ход занятия.


1. Организационный момент. Сядет тот, кто назовет признаки зимы.


2. Загадки про зиму, снеговика, снег, снежинки.


3.Рассказ логопеда с последовательным выкладыванием опорных картинок.

Зима.


Зима укутала белым снегом все вокруг. Уснула подо льдом река. Голые деревья стынут на морозе. Только сосны и ели распушили свои зеленые иголки. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири. Хитрая рыжая лисица распутывает на снегу цепочку заячьих следов. А заяц у елки похож на маленький сугроб. Рыщет по лесу в поисках добычи голодный серый волк. А медведь спит себе в берлоге, не страшна ему зимняя стужа, он и не заметит, как зима пролетит.


4. Словарная работа: уточнение понимания детьми словосочетаний: зима укутала, уснула река, голые деревья, красногрудые снегири, цепочка следов, зима пролетит.


5. Игра « Назови слово-признак».

Логопед бросает мяч и называет предмет: снег…Дети отвечают: белый, пушистый, мягкий. Далее: иголки – зеленые, острые, длинные; снегири – красногрудые, маленькие, прожорливые; лисица – рыжая, хитрая, быстрая и т.д.


5. Пересказы детей с опорой на картинки.


6. Итог занятия.

- 14 -

Конспект занятия №4.


Тема: Пересказ незнакомого текста по опорным картинкам.


Цель: учить детей пересказу текста, соблюдая последовательность событий, активизировать словарь детей о теме «Зимующие птицы», развитие памяти, внимания, мышлении.


Оборудование: опорные картинки Г.Е.Сычевой, мячик.


Ход занятия.


1. Организационный момент. Сядет тот, кто назовет зимние забавы.


2. Назвать зимние слова: снег, стужа, холод, сугробы, лыжи и т.д. (обосновать свой выбор слова),


3. Рассказ логопеда с последовательным выкладыванием опорных картинок.

На прогулку.


Вера сидит у окна и смотрит на улицу. Дворник расчищает дорожки от выпавшего за ночь снега. На катке мальчишки играют в хоккей. Посередине двора стоит смешной снеговик. На ветках деревьев птичьи кормушки ждут пернатых гостей. Снегири, воробьи и другие птицы всегда найдут здесь вкусный обед. Щенок крутится около Веры и зовет ее гулять.


Вопросы по тексту: Где сидит Вера? Что делает дворник? Во что играют мальчишки? Что можно слепить из снега? Кого ждут кормушки? Какие птицы называются зимующими?


5. Игра «Один - много».

Логопед бросает мяч каждому ребенку и называет зимующую птицу: ворона, воробей, снегирь, галка и т.д. Дети отвечают: много ворон, много воробьев, много снегирей, много галок и т.д.


5. Пересказы детей с опорой на картинки.


6. Итог занятия.


- 15 -

Конспект занятия №2.


Тема: Пересказ знакомой сказки по опорным карточкам.


Цель: учить детей целенаправленно овладевать материалом сказки, излагать содержание близко к тексту, передавать интонацию и сопереживать персонажам, развитие памяти, внимания, мышлении.


Оборудование: текст сказки «Кот, лиса и петух», опорные карточки В.Я.Проппа, мячик.


Ход занятия.


1. Организационный момент. Сядет тот, кто назовет название сказки.


2. Игра «Вошебные имена».

Логопед стоит в кругу и бросает мяч поочередно каждому ребенку с просьбой назвать сказочного героя из любимой сказки: Буратино, Нильс, царевна–лягушка, Дюймовочка, Колобок, Белоснежка, Иван-царевич и т.д.


3. Чтение сказки «Кот, петух и лиса» с последовательным выкладыванием опорных карточек.


4. Игра «Кто на свете всех умнее»: выявление злых и добрых сказочных героев, например, кот - добрый, заботливый, храбрый, работящий. Петух –доверчивый, самолюбивый, трусливый, непослушный и т.д.


5. Пересказы детей с опорой на карточки.


6. Итог занятия.











- 16 –

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 51»

144005, Московская область

г.о. Электросталь, ул. Пушкина, дом 26, 26а

телефон 8(496)576-67-88

e-mail: mdou51stal@yandex.ru











Участие в профессиональных
конкурсах




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!