СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие связной речи детей посредством использования технологических карт В.Я. Проппа (презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация работы с картами Проппа по развитию связной речи дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи детей посредством использования технологических карт В.Я. Проппа (презентация)»

«Цель сказки, и в первую очередь народной – воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». К.И. Чуковский

«Цель сказки, и в первую очередь народной – воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

К.И. Чуковский

Развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей

Развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей

Владимир Яковлевич Пропп 28 апреля 1895г -22 августа 1970г Владимир Пропп – российский и советский ученый филолог – фольклорист. Он получил мировое признание, являлся основоположником сравнительно – технологического метода в фольклористике, одним из основоположников современной теории текста.

Владимир Яковлевич Пропп

28 апреля 1895г -22 августа 1970г

Владимир Пропп – российский

и советский ученый филолог –

фольклорист. Он получил

мировое признание, являлся

основоположником

сравнительно –

технологического метода в

фольклористике, одним из

основоположников современной

теории текста.

Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.  
  • Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
  • Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
  • Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

 

1 ЭТАП : познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:  Присказка, зачин (приглашение в сказку);  Повествование;  Концовка сказки ( возвращение слушателя в реальную действительность) 2 ЭТАП: подготовительные игры 3 ЭТАП : чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа; 4 ЭТАП : пересказ сказки, опираясь на карты Проппа; 5 ЭТАП : на этом этапе можно попробовать самим сочинять сказки, используя карты Проппа.

1 ЭТАП : познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:

 Присказка, зачин (приглашение в сказку);

 Повествование;

 Концовка сказки ( возвращение слушателя в реальную действительность)

2 ЭТАП: подготовительные игры

3 ЭТАП : чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;

4 ЭТАП : пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;

5 ЭТАП : на этом этапе можно попробовать самим сочинять сказки, используя карты Проппа.

«Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство. «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку. «Что в дороге пригодится»- основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек) «Узнай героя» - выявление позитивных и негативных черт характера героев. «Что общего» - сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними «Четвертый лишний» - определение лишнего предмета. «Решение сказочных задач» «Бюро находок» - найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т.д. «Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.
  • «Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
  • «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
  • «Что в дороге пригодится»- основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек)
  • «Узнай героя» - выявление позитивных и негативных черт характера героев.
  • «Что общего» - сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними
  • «Четвертый лишний» - определение лишнего предмета.
  • «Решение сказочных задач»
  • «Бюро находок» - найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т.д.
  • «Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.
« Кот, петух и лиса»  В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.  Cобирается кот на охоту и говорит петушку: — Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит. Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошком и запела: Петушок, петушок, Золотой гребешок Выгляни в окошко —  Дам тебе горошку.

« Кот, петух и лиса»

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.

Cобирается кот на охоту и говорит петушку:

— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.

Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошком и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: — Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик- братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.  С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:

— Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик- братик, выручи меня.

Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.

С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

На  четвертом  этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.

На  четвертом  этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.

На  пятом  этапе происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка ,какие сказочные слова будут в сказке и т.д. Можно также использовать такие игры, как: «Салат из сказок», «Опорные слова», «Добавление», «Сказочный треугольник (разделение на три группы, где у каждой свое задание), «Сказочная путаница». Затем вводятся новые характеристики антигероев и рассмотрение их с другой стороны (Баба Яга как даритель) и т. д. В конце - концов, дети приходят к сочинению  своей неповторимой волшебной сказки.

На  пятом  этапе происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка ,какие сказочные слова будут в сказке и т.д. Можно также использовать такие игры, как: «Салат из сказок», «Опорные слова», «Добавление», «Сказочный треугольник (разделение на три группы, где у каждой свое задание), «Сказочная путаница». Затем вводятся новые характеристики антигероев и рассмотрение их с другой стороны (Баба Яга как даритель) и т. д. В конце - концов, дети приходят к сочинению

своей неповторимой волшебной сказки.

Обучить детей самостоятельному составлению творческих рассказов с помощью карт Проппа. Научить детей выявлять основные действия и мотивы в сказках и соотносить их с картами Проппа Развивать потребность в выражении мыслей сложными предложениями, законченными речевыми конструкциями; Расширять и активизировать словарный запас детей; Совершенствовать диалогическую и монологическую речь; Развивать наглядно — образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение; Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи; Способствовать повышению поисковой активности детей.  Воспитывает человечность: способность переживать судьбу сказочных героев как свою; Развивать воображение, фантазию, творчество.
  • Обучить детей самостоятельному составлению творческих рассказов с помощью карт Проппа.
  • Научить детей выявлять основные действия и мотивы в сказках и соотносить их с картами Проппа
  • Развивать потребность в выражении мыслей сложными предложениями, законченными речевыми конструкциями;
  • Расширять и активизировать словарный запас детей;
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
  • Развивать наглядно — образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение;
  • Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи;
  • Способствовать повышению поисковой активности детей. Воспитывает человечность: способность переживать судьбу сказочных героев как свою;
  • Развивать воображение, фантазию, творчество.
Сказка - это то золото, что блестит огоньком в детских  глазках.  Г.Х.Андрсен

Сказка - это то золото, что блестит огоньком в детских  глазках. Г.Х.Андрсен


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!