«Цель сказки, и в первую очередь народной – воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
К.И. Чуковский
Развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей
Владимир Яковлевич Пропп
28 апреля 1895г -22 августа 1970г
Владимир Пропп – российский
и советский ученый филолог –
фольклорист. Он получил
мировое признание, являлся
основоположником
сравнительно –
технологического метода в
фольклористике, одним из
основоположников современной
теории текста.
- Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
- Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
- Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
1 ЭТАП : познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
Присказка, зачин (приглашение в сказку);
Повествование;
Концовка сказки ( возвращение слушателя в реальную действительность)
2 ЭТАП: подготовительные игры
3 ЭТАП : чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;
4 ЭТАП : пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;
5 ЭТАП : на этом этапе можно попробовать самим сочинять сказки, используя карты Проппа.
- «Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
- «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
- «Что в дороге пригодится»- основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек)
- «Узнай героя» - выявление позитивных и негативных черт характера героев.
- «Что общего» - сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними
- «Четвертый лишний» - определение лишнего предмета.
- «Решение сказочных задач»
- «Бюро находок» - найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т.д.
- «Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.
« Кот, петух и лиса»
В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.
Cобирается кот на охоту и говорит петушку:
— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.
Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошком и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.
Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:
— Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик- братик, выручи меня.
Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.
С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.
На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.
На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка ,какие сказочные слова будут в сказке и т.д. Можно также использовать такие игры, как: «Салат из сказок», «Опорные слова», «Добавление», «Сказочный треугольник (разделение на три группы, где у каждой свое задание), «Сказочная путаница». Затем вводятся новые характеристики антигероев и рассмотрение их с другой стороны (Баба Яга как даритель) и т. д. В конце - концов, дети приходят к сочинению
своей неповторимой волшебной сказки.
- Обучить детей самостоятельному составлению творческих рассказов с помощью карт Проппа.
- Научить детей выявлять основные действия и мотивы в сказках и соотносить их с картами Проппа
- Развивать потребность в выражении мыслей сложными предложениями, законченными речевыми конструкциями;
- Расширять и активизировать словарный запас детей;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- Развивать наглядно — образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение;
- Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи;
- Способствовать повышению поисковой активности детей. Воспитывает человечность: способность переживать судьбу сказочных героев как свою;
- Развивать воображение, фантазию, творчество.
Сказка - это то золото, что блестит огоньком в детских глазках. Г.Х.Андрсен