СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие связной русской речи учащихся-армян

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 Обучение русскому языку в армянской школе должно быть  нацелено на  развитие связной русской речи учащихся, то есть  на усвоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих владение языком как средством речевого общения. Развитие речи в национальной школе включает работу над восприятием русской речи в тесной связи с изучаемыми лексико - грамматическими средствами русского языка и активное говорение; усвоение норм литературного произношения, написания, словоизменения, сочетаемости слов в предложении и стилистических возможностей отдельных слов, формирование и развитие умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Работа по речевому развитию учащихся строится по цепочке: слово —словосочетание — предложение — подготовленное связное высказывание — неподготовленное связное высказывание. В процессе обучения русскому языку ученик постепенно должен овладеть такими функциями речи, как когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), коммуникативная (функция общения), эстетическая (ориентация на высокохудожественные тексты).

Просмотр содержимого документа
«Развитие связной русской речи учащихся-армян»

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ-АРМЯН

Л. Ю. АБАДЖЯН

РА,старшая школа №1,г.Гюмри, [email protected]


В данной статье обосновывается идея о том, что обучение русскому языку в армянской школе должно быть нацелено на развитие связной русской речи учащихся, то есть на усвоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих владение языком как средством речевого общения. Развитие речи в национальной школе включает работу над восприятием русской речи в тесной связи с изучаемыми лексико - грамматическими средствами русского языка и активное говорение; усвоение норм литературного произношения, написания, словоизменения, сочетаемости слов в предложении и стилистических возможностей отдельных слов, формирование и развитие умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Работа по речевому развитию учащихся строится по цепочке: слово словосочетание предложение подготовленное связное высказывание неподготовленное связное высказывание. В процессе обучения русскому языку ученик постепенно должен овладеть такими функциями речи, как когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), коммуникативная (функция общения), эстетическая (ориентация на высокохудожественные тексты).

Без достаточного запаса слов невозможно овладеть языком как средством общения. Работа над лексикой не должна сводится к простому запоминанию слов (или толкованию их на русском языке). Основная цель словарной работы на всех этапах обучению русскому языку заключается в раскрытии коммуникативной функции слова, его способности вступать в лексико-грамматические связи с другими словами.

Обязательный отбор лексики должен предшествовать словарной работе, после чего учителю следует уточнить два важных момента: форму  введения новых слов (первичная семантизация слова), приемы активизации  и закрепления этих слов в речи учащихся.

Форма введения новой лексики на разных этапах обучения различна. Можно объяснять значения новых слов с помощью схем, рисунков, разными средствами наглядности, а также демонстрируя сами предметы. Одновременное участие зрения и слуха в процессе семантизации способствует более прочному и беспереводному усвоению значения нового слова.

При помощи средств наглядности можно объяснить значение таких слов, как книга, портфель, окно, мяч, стоять, читать, бежать, писать и др. Такой способ наиболее особенно хорош при объяснении значения новых слов, называющих конкретные предметы как для работы в детской аудитории, так и для работы в группе взрослых.

 Но такие слова, как работа, способный, уметь и другие невозможно объяснить наглядно. В этих случаях самым экономным способом семантизации служит перевод слова на родной язык учащихся. Перевод, как метод объяснения значения новых слов, необходим только в том случае, где невозможен какой-либо  другой способ семантизации.

Абстрактная лексика должна вводится в речь учащихся несколько позже конкретной. Значение новых слов можно объяснить с помощью подбора синонимов (чуть-чуть-мало; огромный-очень большой), антонимов (жарко-холодно), подбора родового понятия к видовому (береза-дерево, учебник-книга), на основе словообразовательного анализа (читать-чтение, дружить-дружба). Из названных способов семантизации слов на начальном этапе обучения применяются не все. Так, подбор синонимов почти невозможен из-за ограниченного запаса слов учащихся. Этот способ более характерен для среднего и особенно для продвинутого этапа обучения.

Сначала новые слова даются только в одном значении в составе элементарных предложений: Это комната. Там окно. Здесь дверь. Значения слов здесь, там, это демонстрируется жестом. Позже структура предложения, вводящего новые слова, может осложниться: Там я увидел открытое окно. При этом предложение, вводящее новое слово, не должно содержать грамматических трудностей.

Чтобы лучше усвоить новую лексику учащийся должен:

  1. услышать новое слово в составе элементарного предложения, произнесенного учителем;

  2. понять значение этого слова, увидев предмет или рисунок с его изображением, услышав перевод или толкование;

  3. произнести отдельное слово, если нужно произнести повторно после исправлений учителя;

  4. прочитать новое слово;

  5. записать новое слово и его значение в своем личном словаре;

  6. употребить новое слово в элементарных предложениях.

Развитие речи учащихся – трудоемкий и длительный процесс. «Нужно приложить немало сил, чтобы научить их логическому мышлению, научить выражать свои мысли» – писал В.Сухомлинский.

Очень сложно воспроизводить собственную речь и воспринимать чужую в устной и письменной форме. Это хорошо отражено в словах известного русского историка В.О.Ключевского: «Легкое дело – писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело». При обучении же неродному языку эта задача становится еще более трудной. И поэтому очень важно, чтобы ученик умел о чем-либо логически правильно рассказывать, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, правильно оформляя ее.

Развитие личности школьника невозможно представить без умения грамотно излагать свои мысли не только на родном, но и на русском языке. Поэтому выдвижение на первый план задачи развития связной русской речи в национальной школе имеет принципиально важное значение. Проблема развития речи очень многогранна. В национальной школе она включает работу над восприятием русской речи, в тесной связи с изучаемыми лексико – грамматическими средствами русского языка и активное говорение: усвоение норм литературного произношения, написания, словоизменения, сочетаемости слов в предложении, а также стилистических возможностей отдельных слов, словосочетаний и предложений.

Под термином «связная речь» понимается совокупность отрывков речи, выражающих определенную мысль и объединенных в единое целое в смысловом и структурном отношении. Основными требованиями, предъявленными к связной речи, являются ее содержательность, логичность, грамматическая правильность. Связная речь может быть как устной, так и письменной, книжной и разговорной, монологической и диалогической. Именно связная монологическая речь является объектом обучения русскому языку в армянской школе, так как учащиеся, не владеющие монологической речью, не только не умеют строить связные высказывания, но и не понимают написанного в форме монолога. И если учесть, что вся научная литература написана, главным образом, в форме монолога, то понятно, как важно научить школьников пользоваться именно этой формой литературного языка. В живой практике учащиеся часто используют монолог. Они обращаются к нему во время ответов, выступлений, докладов, рассказов о случившемся, виденном, пережитом; учащиеся слушают монологическую речь – объяснение учителя. Следовательно, в общей системе обучения русскому языку большое место должно отводится обучению монологу.

Успех обучения армянских учащихся связной русской речи зависит также от системы упражнений. Под системой упражнений следует понимать их расположение в определенной связи и последовательности, соответствующий процессу формирования речевых умений и навыков. Характер и содержание обучающих упражнений связан с организацией учебного материала с учетом проблем понимания и усвоения отрабатываемых моделей, которые могут стать функционально значимыми на уроке.

Учитывая поэтапность в формировании умственных действий, следует разделить упражнения на три этапа: подготовительные, речевые и творческие. Все упражнения следует проводить в тесном единстве и в связи с работой над текстом.

Огромную роль в развитии речи учащихся играет работа, организованная на основе связных учебных текстов, а на продвинутом этапе – целиком взятых из художественной и научно – популярной литературы.

Важным принципом отбора произведений является языковая доступность. Отбирая тексты для занятий, надо обращать внимание на их доступность как в лексическом, так и в синтаксическом отношении. В результате анализа надо выделять слова, словосочетания, речевые обороты, синтаксические конструкции, на которые необходимо обратить внимание в процессе работы над текстом. При отборе текстов очень важно учитывать, достаточно ли насыщены они определенным грамматическим материалом, так как знание грамматики ускоряет и облегчает владение русским языком. Большая роль на уроках должна отводится заданиям на развитие умений читать текст, производить полный или частичный лингвосмысловой анализ текста.

Работа с текстами способствует лучшему усвоению синтаксиса и пунктуации, а также, что особенно важно в национальной школе, помогает на практике усвоить правильную интонацию и орфоэпические нормы, формирует логическое мышление учащихся, их способность распределять внимание, то есть распределять его одновременно на несколько видов деятельности, расширяет кругозор учащихся, развивает их самостоятельность и инициативу, повышает воспитательную ценность уроков. Кроме того, постоянная работа с текстами позволяет знакомить школьников с присущими их понятиями и категориями: темой, идеей, композицией, абзацем, изобразительно- выразительными средствами, формальными средствами построения текстов.

Большие возможности для совершенствования русской речи учащихся – армян представляет изучение синтаксиса, так как именно этот уровень языка непосредственно связан с коммуникацией. Совершенствование речи учащихся должно осуществляться как в процессе обучения построению предложений, так и в процессе обучения использованию их в связной речи. Обучение конструированию предложений тесно связывается с осмыслением системы форм предложения, с обучением построению сложного синтаксического целого, использованию синтаксических единиц в связной речи. Выработка умений по выбору предложения определенной структуры содействует повышению культуры речи учащихся.

В условиях армянской школы речь учителя русского языка имеет для учеников не только познавательное значение, носит не только коммуникативный характер, но является прежде всего образцом правильно произнесенной русской речи. Главная фигура в обучении искусству речи – учитель, обладающий обширными знаниями и методическим мастерством, сам владеющий правильной и выразительной речью. И если учитель всегда следит за своей речью, интонацией, орфоэпией, ученики гораздо легче воспроизводят орфоэпические и интонационные нормы собственной речи. Основы русского произношения и интонации в школе закладываются речью самого учителя. Язык успешно усваивается при наличии образной речи, усваивается поддержанием. Учитель, зная фонетические особенности и трудности русского языка, в сравнении с армянским, должен работать над трудными звуками, звукосочетаниями и интонацией на всех этапах изучения русского языка, должен постоянно работать на перспективу, решая на каждом уроке практические задачи. И самая главная из этих задач – обучение грамотной, образной русской речи.





ЛИТЕРАТУРА


  1. Бакеева М.З., Методика преподавания русского языка в национальной школе. Просвещение. 1986.

  2. Бархин К.Б., Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе.-М.,1987

  3. Демиденко Л.П., Речевые ошибки. – Минск, 1985.

  4. Есаджанян Б.М., Баласанян Л.Г., Баятян Э.А., Шахкамян Г.Г. Методика преподавания русского языка как неродного. 2008.

  5. Карпова Л.И. Соответствие формируемых грамматических навыков профессионально-значимым коммуникативным ситуациям // Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции. Педагогика и психология. Часть 3.

  6. Федоренко Л.П., Принципы и методы обучения русскому языку. -М.Просвещение, 1964.






















  1. ЛилитАбаджян

  2. Старшая школа 1 города Гюмри

  3. Республика Армения, город Гюмри

  4. Учительница русского языка и литературы

  5. -

  6. г.Гюмри, ул. Т.Чартарапета зд.8 кв. 5

  7. +37499955655

  8. [email protected]

  9. Развитие связной русской речи учащихся-армян

  10. Очное

  11. Нет


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!