СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие техники чтения у подростков с девиантным поведением

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие техники чтения у подростков с девиантным поведением»







Развитие техники чтения у подростков

с девиантным поведением

методическая разработка








Исполнитель:

Мамаева Татьяна Геннадьевна,

воспитатель

ГБОУ КСУВУ ОТ им.Э.Г.Фельде

г. Кемерово













Кемерово 2023






Содержание



Введение ……………………………3

Развитие техники чтения у подростков с девиантным поведением………….6

Заключение…………………………………………………………………...…..10

Список литературы ………………….………..11

















































3

Введение

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2015 год объявлен Годом литературы в России.

Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Недавние исследования социологов «Левада-центра» свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы «кризиса чтения».

Результаты международного педагогического исследования PISA -2000 и PISA -2003 (ПИЗА-2000, ПИЗА-2003) говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников.

Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только


как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблемы.

Актуальность данной проблемы является в том, что в современном российском обществе в настоящее время дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры, снижается их уровень грамотности. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей.

Цель: Развитие техники чтения.

Задачи:

  1. Привить интерес к процессу чтения.

  2. Отработать чёткое, правильное, быстрое чтение текста.

  3. Развить зрительное умение ориентироваться в тексте.

В спецшколу дети поступают с низкой техникой чтения, и даже не умеющие читать. Как пробудить у ребенка интерес к чтению, через освоение техники чтения?

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным.

А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. А подготовить реферат или сообщение по какой либо теме для слабочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей.

Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой, как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию читательского интереса – главная задача воспитателей на самоподготовке. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека.


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.


























Занятия по развитию техники чтения у подростков

с девиантным поведением

Оборудование: тексты для чтения, бумага, карандаши

ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ

Приготовим бумагу и карандаш. Перед нами текст. Прочитаем его, стараясь как можно лучше понять. Теперь законспектируем текст; в ваших конспектах не должно быть слов и предложений, а только либо рисунки, либо схемы, либо какие-то символы (постарайтесь совсем избегать слов). Изобразить текст можно по частям – по абзацам, тогда получится несколько опорных сигналов. Итак, прочитаем еще раз текст. Начали! Чтение закончили. Теперь, пожалуйста, изобразите опорные сигналы этого текста на ваших листочках. Пожалуйста! Пожалуйста, продемонстрируйте ваши схемы по очереди, объясните их, а все будут оценивать и выбирать лучшего игрока. Учитывайте также юмор и оригинальность изображаемого. Итак, слушаем вас всех по порядку. Поздравим победителей. Игра закончена.

ПО РОЛЯМ

Внимание! Перед вами текст. Прочитайте его за данное время. Давайте распределим роли: ведущий, автор, критик, главный герой (он может быть даже неодушевленным предметом). Какие роли можно еще придумать? Добавляйте, пожалуйста. Начали! Теперь, когда роли распределены, прочитаем текст еще раз, чтобы затем воспроизвести его по ролям. Подумайте, кому какую роль взять. Ведущий, руководите. Итак, внимание, текст! Пожалуйста, приступим к воспроизведению текста по ролям. Ведущий, руководите, пожалуйста! Теперь, ведущий, оцените, кто больше соответствовал своей роли, был более оригинальным. Поздравляем победителей! Всем спасибо.


ВОПРОС - ОТВЕТ

Перед вами текст. Быстро и внимательно прочитайте его. Теперь разделимся на две команды. Пусть левая команда будет задавать вопросы, правая — отвечать. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос по учебному тексту. Будут учитываться активность участников команд и

конечно, количество и глубина заданных вопросов и качество ответов,

а также юмор, оригинальность, находчивость. Команды, еще раз внимательно прочитайте текст. Теперь за 1—2 минуты левая команда придумает свои занимательные вопросы (можно кратко записать), а правая — обсудит текст, выделит в нем главное, чтобы оценить качество задаваемых вопросов. Пожалуйста, готовьтесь к турниру. Время на подготовку закончилось. Пожалуйста, правая команда, задавайте вопросы соперникам, а левая команда постарается ответить. Начали! Итак, давайте оценим проведенную игру. Ведущий, определите победителей. Игра окончена. Спасибо.

ВИКТОРИНА

Перед вами текст. Прочитайте его, пожалуйста. Разбейтесь две команды. Сейчас левая команда должна обозначить абзацы цифрами и придумать вопрос-загадку к каждому абзацу текста. Затем эта команда в разбивку задаст свои вопросы-загадки правой команде. Правая команда должна ответить на вопрос и сказать, к какому абзацу он относится. Итак, еще раз посмотрите текст, договоритесь о нумерации абзацев и сформулируйте вопросы-загадки. Начали! Теперь, левая команда, вам дается время на подготовку вопросов-загадок, а правая в это время обсудит текст, выделив в каждом абзаце славную мысль. Потом мы будем оценивать оригинальность вопроса-загадки и оригинальность ответа, том числе юмор, веселость и находчивость игроков. Внимание, начали! Время на подготовку истекло. Пожалуйста, левая команда, ваши вопросы. Внимание, правая команда, вам слово! Ведущий, определите победителя! Спасибо. Игра окончена.

ПАНТОМИМА

Перед вами учебный текст. Прочитайте его быстро и внимательно. Теперь разделите этот текст на условные части, например абзацы. Образуем две команды. Сейчас вы ещё раз прочитайте текст, а затем участники правой команды должны каждый абзац текста изобразить пантомимой. Участники левой команды должны догадаться, какой это абзац и о чем в нем говорится. Итак, читайте внимательно текст. Сейчас вам дается время на подготовку: правая команда готовит пантомиму для каждого абзаца, а левая, не теряя, времени, повторяет текст, выделяя в каждом абзаце основную мысль. Пожалуйста, начали! подготовка закончилась, приступим к показу и обсуждению. Пожалуйста, команды, ваши пантомимы! Ведущий, определите победителей. Спасибо. Игра окончена.

МОМЕНТАЛЬНОЕ ФОТО

Внимание! Разделитесь на две команды. Приготовьтесь к соревнованию команд. Возьмите для каждой команды бумагу и карандаши. Сейчас вам в течение очень короткого времени будет продемонстрирован текст. Вы должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды вместе могут восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают, какая команда воспроизведет больше текста. Итак, приготовьтесь воспринять как можно больше текста за одно мгновение времени. Начали! Теперь, пожалуйста, зафиксируйте то, что вы запомнили. Участники команд, помогайте своей команде! Начали! Теперь обсудим воспроизведенное, сравним результаты команд и, может быть, что-то добавим. Ведущий, пожалуйста! Поздравляем победителей. Спасибо. Игра окончена.





ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ

Давайте прочитаем текст. Внимание! Теперь встанем в круг. Ведущий, стоящий в центре, закрывает глаза, кружится на месте и указывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее, по часовой стрелке, каждый говорит по одной фразе из учебного текста. И так до его конца. Итак, пересказываем по фразе. Ведущий, встаньте в центр, закрывайте глаза, кружитесь указывайте, с кого начнем пересказ текста. Начали! Теперь еще раз прочитаем текст. Пожалуйста. Давайте исправим ошибки, если они есть, и дополним пересказ текста, поскольку, наверно, было что-то упущено. Пожалуйста, также по часовой стрелке, начнем с того, на кого укажет ведущий. Начали! Теперь определим самого активного ученика. Ведущий, пожалуйста, поздравьте победителя. Спасибо. Занятие окончено.























Методическая разработка

Тема: «Чтение – лучшее учение»

Ребята, сегодня мы с вами проводим практическое занятие по развитию техники чтения.

В начале занятия мы проверим технику по развитию техники чтения, проведём ряд упражнений и ещё раз в конце занятия сделаем контрольный замер, в результате чего мы будем работать над развитием речи, памяти, внимания, техники чтения, освоим несколько приёмов скорочтения.

Давайте вместе подумаем, для чего современному человеку нужна хорошая техника чтения? (Ответы детей; приём «три Зачем»)

За 500 лет со времени изобретения книгопечатания в мире было издано 30 миллионов наименований книг. За последние 25 лет – столько же. Каждые десять лет объем информации удваивается.

Как вы думаете, сколько книг может прочитать человек за свою жизнь? (Ответы детей)

Если человек будет затрачивать на чтение по одному часу в день, и если скорость его чтения не превышает 200 слов в минуту, то он прочтёт 3-5 тысяч книг. Учёные утверждают, современный человек, чтобы не отставать от жизни должен прочитывать не менее двух газет, одного журнала и 150-200 страниц научной или художественной литературы.

Каждому из нас известны люди, которые читают быстро. Скорость их чтения достигает 500-600 слов в минуту, т. е. 100-120 страниц в час. Реже встречаются люди, читающие со скоростью 1000-2000 слов в минуту, т.е. 200-400 страниц в час.

Истории известны имена людей, которые читали поразительно быстро: Жан Жак Руссо, Бальзак, Пушкин, Чернышевский, Горький и др. Говорят

7

Наполеон читал 2 000 слов в минуту, Оноре де Бальзак читал вдвое быстрее Наполеона.

Прежде чем сделать первый замер техники чтения, мы проведем разминку «Читаем слоги». Не забываем делать глубокий вдох в начале каждой строки.

Сейчас открыли книги и читаем на время. Посчитайте результаты, запишите их, сделайте карандашом отметку.

А сейчас ещё раз прочтем на время этот же текст, используя прием скорочтения, постарайтесь читать этот текст, фиксируя взгляд не на каждой букве, а только в центре каждого слова последовательно.

Пожалуйста. (Начали). Сравниваем результаты первого прочтения. Записываем II результат.

Продолжаем работать с книгой, читаем текст дальше.

Упражнение называется «Бросок-засечка» – 3 минуты.

Кладём руки на колени и начинаем читать вслух по команде «Бросок», когда раздается команда «Засечка», мы отрываем голову от книги и закрываем глаза и несколько секунд отдыхаем.

Затем после команды «Бросок» отыскиваете глазами то место в книге, на котором вы остановились и продолжаете читать вслух.

Положите руки на колени «Бросок», «Засечка», «Бросок», «Засечка», «Бросок», «Засечка» (запоминайте где вы закончили читать; книги нам ещё понадобятся.)

Давайте постараемся читать ещё быстрее. Увидите, что это ни так уж сложно. Всё внимание на доску, перед вами небольшой текст. Кто по желанию прочитает этот текст выразительно и быстро как скороговорку. (Чтение текста «Рысь»)

А сейчас хором читаем этот текст в темпе скороговорки – чётко проговаривая слова.

8

Пожалуйста, начали. Хорошо.

Наступило время физ. паузы. (Гимнастика для глаз)

А сейчас посоревнуемся.

1 ряд – 1 команда.

2 ряд – 2 команда.

Приготовьте бумагу и карандаш.

Упражнение «Моментальное фото» (словарные слова).

Ваша задача моментально запоминать и воспроизвести слова в той последовательности, в которой вы как можно точнее их прочтете. Итак, время пошло. (Текст для упражнения размещен на доске)

Воспроизводим слова.

Участники команд помогайте своей команде. Теперь обсудим воспроизведенное, сравним результаты команд.

Поздравим победителей.

Продолжаем работу в командах.

Упражнение «Корректировка деформированных предложений».

Задача: поставьте слова так, чтобы получились связные предложения. На упражнение 3 минуты. Какая команда составит больше предложений. Приготовились, начали.

Задание: запомнить последовательность слов, которые вы сейчас увидите за 15 секунд и воспроизвести их.

1. Профессия.

2. Шофёр.

3. Хлебороб.

4. Инженер.

5.Космонавт.

6. Рабочий.

Участники команд помогают своим командам.

9

Читает слова I команда, II команда.

Очень хорошо справились.

Следующее задание «Составь предложение».

Какая команда составит больше предложений за 3минуты.

Ребята, наверное, вам всем приходилось готовиться к зачетам, а у девятиклассников ответственная пора, экзамены. Давайте проверим себя. Следующее упражнение так и называется «Перед экзаменом». Давайте объединимся в пары. Один из вас будет ученик, другой – учитель. Каждый возьмет текст в руки и прочтет его. Ученик пересказывает текст «учителю». Учитель может смотреть в текст для того, чтобы сравнить ответ ученика, если ученик затрудняется, «учитель» задает наводящие вопросы.

Сейчас вернёмся к нашим книгам.

Упражнение «Восстанови невидимое».

Откройте книги, там где вы закончили читать, приготовьтесь читать минуту, после чего правую часть текста закрывайте и продолжайте смотреть до минуты.

Затем восстанавливаем текст по памяти (пересказываем).

Наше занятие подходит к концу.

Делаем контрольный замер на время. Помните, что читая первое слово, вы видите сразу второе и третье.

Начали. Спасибо.

Считаем, записываем результаты.

Сравниваем с самыми первыми результатами.

Считаем на сколько слов за наше занятие увеличилось техника чтения.

Подводим итог.

Чему Вы научились на занятии? Что узнали нового?


Спасибо за работу!


10





Заключение


Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует:

- формированию устойчивого читательского интереса младших школьников;

- содействует возврату утерянного интереса к чтению у обучающихся среднего и старшего возраста;

- умению работать с литературой определенного рода;

- умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение;

- формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Заботясь о качестве чтения ребят нельзя забывать о среде, которая существенно влияет на процесс формирования личности учащихся. Своевременное налаживание взаимного сотрудничества с библиотекарями школьной и городской библиотек позволяет воспитателю обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес и любовь к чтению и книгам, к самостоятельному чтению.


11













Список литературы


  1. Белоногая, В. Вместе читаем, играем, создаем! [Текст] / Вероника Белоногая // Семейное чтение. – 2008. – № 1. – С. 21-23.

  2. Бражников, А. И. Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению [Текст] / Александр Иванович Бражников. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе». вып. 6(12)).

  3. Лесничева, Т. И.  Для развития техники чтения [Текст] / Т. И. Лесничева // Начальная школа. – 2009. – № 7. – С. 81.

  4. Листая вечные страницы [Текст] : писатели мира о книге, чтении, библиофильстве / [под ред. Н. А. Тишковой]. – М. : Книга, 1983. – 272 с.

  5. Мелентьева, Ю. Что показал опрос [Текст] : современные тенденции в чтении молодых россиян / Юлия Мелентьева // Библиополе. – 2007. – № 12. – С. 13-15.

  6. Пеннак, Д. Любить. Мечтать. Читать... [Текст] / Д. Пеннак // Работница. – 2010. – № 2. – С. 46-47.

  7. Петина, И. Техника чтения [Текст] / Ирина Петина // Здоровье детей – Первое сентября. – 2012. – № 7. - С. 36-37.

  8. Петрусинский, В.В. Игры для интенсивного обучения [Текст] М.: Новая школа, 1994. – 368 с.

  9. Праздник книги и чтения [Текст] : сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией / Российская государственная детская библиотека. – М. : Школьная библиотека, 2005. – 288 с.

  10. Русецкая, М. Мониторинг сформированности навыков чтения : результаты не радуют [Текст] / Маргарита Русецкая, Любовь Болотник // Народное образование. – 2009. – № 6. – С. 64-69.

  11. Семяновская, А. П. Знакомство со школьной библиотекой [Текст] : сценарий праздника / А. П. Семяновская // Школьная библиотека. – 2007. – № 8. – С. 102-104.

  12. Староверова, В. В. Чтение – лучшее учение [Текст] / В. В. Староверова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 11. – С. 54-55.            


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!