СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием групповых технологий и ИКТ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта. Выступление на педсовете

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием групповых технологий и ИКТ»»

«Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием групповых технологий и ИКТ»

Автор Хорькина Г.Г. учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 33» г.Магнитогорска.

По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

К групповым способам обучения можно отнести:

  • классно урочную организацию;

  • лекционно-семинарскую систему

  • формы дифференциации учебного процесса

  • дидактические игры ;

  • белл-ланкастерскую систему ;

  • бригадно-лабораторный метод

  • метод проектов

  • метод Трампа .

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые.

И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2) Работа в статичных парах

3) Групповая работа (на принципах дифференциации).

4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5) Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Классификационные параметры технологии:

  • По уровню применения: все уровни.

  • По философской основе: приспосабливающаяся

  • По характеру содержания: проникающая.

  • По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп

  • По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, групповая

  • По подходу к ребенку: сотрудничество.

  • По преобладающему методу: диалогическая.

  • По категории обучаемых: все категории.

Акценты целей:

  • Обеспечение активности учебного процесса.

  • Достижение высокого уровня усвоения содержания.

Концептуальные позиции

Гипотеза: способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;

  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

  • распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

  • обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; про блемы;

  • взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  • Подготовка к выполнению группового задания.

  • Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

  • Инструктаж о последовательности работы.

  • Раздача дидактического материала по группам.

  • Групповая работа.

  • Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

  • Распределение заданий внутри группы.

  • Индивидуальное выполнение задания.

  • Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

  • Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),

  • Подведение итогов группового задания.

  • Заключительная часть.

  • Сообщение о результатах работы в группах.

  • Анализ познавательной задачи, рефлексия.

  • Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 и заключительная часть - 2 единицы.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач; при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.

Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия с тем лишь различием, что соотношение вводной, основной (опрос учащихся в группах) и заключительной части в данном случае составляет пропорцию 1:8:2. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу

Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

Общественный смотр знаний. В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.

Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вся подготовка к смотру практически ведется в этих группах.

Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время.

Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп.

Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный характер. Учащиеся приходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выставка работ учащихся и учебно-методических материалов и т.д. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов оставляется свободным - для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом.

После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий общеклассного смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся.

Часть учеников выполняют работу у доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с места могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).

Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.

Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время).

Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель.

Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.

Диспут. Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.

Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии он следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

  • Я критикую идеи, а не людей.

  • Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

  • Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

  • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

  • Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

  • Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

  • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, репетировать очередность выступлений и, главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца

Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия решений. Поэтому его цель - научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.

Нетрадиционные уроки. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированы урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочно время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь…

В.О.Ключевский

Сегодня нашей стране нужны физически и нравственно здоровые люди. Об этом говорят первые лица государства, курирующие вопросы образования. Они указывают на необходимость воспитания именно таких людей, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей на пути их достижения. Учитель – рупор образования, который вправе выбирать свои методы и формы работы с детьми, свою педагогическую технологию, но каждый педагог обязан работать во благо развития ребёнка.

Школа – это мир юности, надежд, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна, где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Формирование нравственных качеств тесно связано с развитием творческих способностей детей. Современная школа начинает развивать эмоционально – чувственную сторону каждого ребёнка с момента, когда первоклассник впервые переступает порог учебного заведения. Огромные возможности для формирования творческих способностей в начальной школе открывает нам система Л.В. Занкова. Здесь ребёнок воспитывается не в лоб, не путём прямых нравоучений и назиданий, а становится главным участником процесса обучения, переживая палитру чувств, представляет себя на месте литературного героя или неодушевлённого предмета.

Работа по развитию творческих способностей учащихся средних и старших классов - органическое продолжение работы, начатой в начальной школе. Творческая работа детей позволяет развивать их мышление, ум, воображение – давно известная истина. Мне бы хотелось остановиться на другой стороне вопроса. Никакой сильный или слабый ученик не будет стремиться к получению новых знаний по тому или иному предмету, если этот предмет ему не нравится. Как показывает практика, к 7 – 8 классу у ребят пропадает интерес к учёбе, а русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил, т.е. подвержены стереотипному убеждению, что словарный запас + знание необходимых лексических и грамматических структур = ЯЗЫК. Не секрет, что сегодня резко снизилась читательская активность учащихся. Общение с книгой ребята часто заменяют компьютерными играми. Поэтому задача воспитания интереса к русскому языку и литературе очень важна и актуальна. В этом направлении мною уже многое сделано, и своими наработками хочу поделиться.

Один из принципов моей методики – отстаивание собственной точки зрения учащегося. Важность развития творчества школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех сегодня является очевидной. Обратим своё внимание на известное в культурологии положение: все великие люди (независимо от их профессиональной деятельности) были критическими личностями: они всегда имели своё особое мнение и умели его отстаивать, отличались неординарными творческими способностями. Поэтому свою практическую деятельность я направляю на развитие творческих способностей учащихся.

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы происходит, в первую очередь, через нетрадиционные уроки. При их проведении учитываю возрастные особенности детей: для среднего звена одни методы и приёмы, для старшего – другие (индивидуально - личностный подход).

Помогает мне поддерживать интерес к предмету нетрадиционное начало урока (загадка, чтение стихотворения, рифмованного правила). Развитию воображения способствует использование грамматических сказок и рассказов. Так, при повторении и систематизации пунктуационных правил, изученных в 5 классе, на этапе мотивации предлагаю учащимся стихотворение Б. Заходера «Где поставить запятую»

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Пёсик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая

– Вот что значит запятая

Учитывая в своей работе природные особенности детского возраста – любознательность, стремление к самостоятельному поиску, творческое начало, ищу на уроке такие моменты, которые дают ученику ощущение самостоятельности, открытия. Для этого предлагаю нестандартные задания, которые нередко представляют собой проблемные ситуации, т.е. «ситуации, вызывающие у учащихся затруднения, путь преодоления которого следует творчески искать». Затруднения в заданиях, включающих проблемные ситуации, обусловлены наличием противоречия или несогласованности либо во внутренней структуре подобного задания, либо в системных связях данной структуры с другими явлениями языка. Приведу несколько заданий такого рода.

  1. Почему качественные прилагательные могут иметь степени сравнения (хотя нет их ни у относительных, ни у притяжательных)?

Выполняя задание, ученики сталкиваются с соотношением – несогласованностью – между общим определением имени прилагательного как части речи, где данный признак не указан, и утверждением о его наличии у качественного прилагательного. Наблюдается и ещё одно противоречие: наличие этого признака у качественных прилагательных и отсутствие у относительных и притяжательных.

2. Почему для различения разделительных Ъ и Ь нужно знать состав слова?

3. Постройте словообразовательную цепь, учитывая, что далее её компоненты даны вперемешку, если какой-нибудь компонент, необходимый для непрерывности цепи в приведённом наборе цепи отсутствует, установите его и поставьте на соответствующее место. Слова для создания цепи: наследство, наследственность, наследовать.

4. Сколько корневых групп в словах горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть?

Применение в обучении проблемной ситуации, возникающей в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений, несомненно, способствует развитию мышления и творческой активности учащихся.

На начальном этапе обучения провожу урок в форме учебно – педагогической игры, чтобы поддержать интерес к предмету, естественное желание детей узнать что-то новое и необычное в правилах правописания и произношения, а самое строгое грамматическое правило сделать интересным. Учебно-педагогическая игра – это групповое упражнение для усвоения программной темы в искусственно созданных условиях, которые имитируют возможную обстановку из будущей трудовой жизни школьников. Игра, будучи органически присущей детскому, подростковому возрасту, ускоряет и оживляет многие педагогические процессы. Она стимулирует учащихся к творчеству, осмыслению проблемных ситуаций. Обучение в форме игры обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся, в мыслительную деятельность включаются такие обычно незадействованные факторы, как воображение, эмоции. В игре ребёнок раскрепощается, он открыт для творчества и познания неизвестного.

Одним из используемых видов творческой игры на уроке русского языка стала игра «Лишнее слово» или «Четвёртое лишнее». Суть её в том, что из целого ряда слов ученикам надо убрать одно лишнее слово, обосновав свой ответ. Так, при изучении в 5 классе темы «Правописание приставок, оканчивающихся на з(с)» предлагаю детям задание – вычеркните «четвёртое лишнее»:

1. Росчерк, россказни, розвальни, роспись.

2. Разминировать, рассмеяться, разговориться, раззадориться.

3. Рассвет, рассердиться, рассмотреть, расхохотаться.

4. Здравствуйте, здесь, сдержать, здоровье.

5. Воздействовать, восклицать, восполнить, восход.

Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, морфемному составу, грамматическим признакам и т.д., – что ведёт к обработке перечисленных понятий. Такие игры провожу при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы игра соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока и пробуждала интерес к теме.

Всегда интересно проходят в виде игры обобщающие уроки по творчеству писателей, поэтов: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Литературный КВН» и др. Например, в игре «Звёздный час» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс) участники первого этапа должны выбрать один правильный ответ из предложенных вариантов:

1.Назовите имя Пугачёва /Иван, Степан, Семён, Емельян/;

2.Чей пример вдохновил Пугачёва назвать себя государем Петром Фёдоровичем? /Григорий Отрепьев, Царевич Дмитрий, Степан Разин/ и т.д.

В середине уроков игровой формы проводим грамматическую зарядку, во время которой и повторяем части речи, и отдыхаем: «Встали – глагол /дети говорят хором/, руки – существительное, вверх – наречие, потянулись – глагол… и т.д.»

Игры можно проводить и на уроках, и как внеклассное мероприятие. Главное то, что они не оставляют равнодушными никого, даже у самых слабых учеников они вызывают интерес, а значит усвоение материала происходит интереснее и прочнее.

Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, использую другие виды уроков: урок-практикум, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-заочное путешествие, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия, урок-сказка, урок-праздник.

Формы и методы, используемые мной на нетрадиционных уроках:

  • объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);

  • репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);

  • эвристический метод (решение лингвистических задач);

  • методы самостоятельной работы учащихся.

На уроках русского языка использую следующие приёмы: комментированное письмо, осложненное списывание, «собирание» орфограмм, списывание на скорость под девизом «Самый внимательный», «Орфографическая дуэль». Для лучшего усвоения орфограмм пишу на доске во время объяснения ряд слов с этой орфограммой и графически обозначаю её. При изучении орфограммы, находящейся в какой-либо морфеме, работаем и с лексическим значением.

Традиционным контролем знаний является написание диктанта, и не секрет, что для многих учеников это стрессовый урок. Чтобы сделать занятие «комфортнее», провожу следующие виды диктантов: объяснительный, предупредительный, «Проверь себя», «с подсказкой», «с продолжением», проверочный, цифровой, схематический, выборочный, творческий, восстановленный, словарный, с грамматическим заданием.

С целью развития креативных возможностей школьников большое место отвожу урокам развития речи, предваряющим творческую работу. Считаю, что основа любого сочинения - эмоциональный настрой класса: ведь тему надо так предложить, чтобы дети её подхватили, чтобы осознали, что работу создают не для учителя, а по собственному желанию, когда самому хочется высказаться. Мы пытаемся и на уроках литературы, и на уроках русского языка сочинять стихотворения, писать мини-сочинения, составлять мини-тексты по иллюстрациям картин, писать сочинения по данному началу, работать со словом, добиваясь и звукового, и смыслового звучания, составление синквейна

Поэзия

Великолепная, очаровательная

Воодушевляет, помогает, живет

Поэзия Пушкина на все века

Люби

Работа ума – это не только создание умозаключений, но и деятельность воображения, которая реализуется через написание сочинений лингвистического плана. Обобщать, объединять знания, развивать творческие способности помогают сочинения на лингвистические темы с элементами вымысла, со сказочными сюжетами. Работы учащихся показывают, что грамматические понятии, пропущенные не только через логическое мышление, но и через воображение, усваиваются более прочно, становятся настоящим достоянием школьника.

Логическим продолжением уроков развития речи являются уроки-погружения, на которых дети учатся всматриваться и вслушиваться в текст. Полагаю, что комплексный анализ текста помогает учащимся справляться с самостоятельным конструированием текстов, что в дальнейшем дает возможность сдавать ОГЭ и ЕГЭ.

Анализ текста – обязательный вид работы при подготовке старшеклассников к итоговой аттестации, так как он помогает до конца понять текст и его особенности, а такая задача как раз и ставится перед учениками при написании экзаменационного изложения и сочинения, при выполнении тестовых заданий на ЕГЭ.

Если в классах среднего звена используем фрагменты комплексного анализа текста, то в 10 – 11 классах этот вид деятельности становится преобладающим, и ему отдаём целый урок – урок-исследование Перед тем как приступить к анализу текста на уроке, даю школьникам задание прочитать текст дома и предварительно проанализировать его по плану. Каждый ученик имеет на руках дома, в классе текст и памятку «План анализа текста». Замечу: это – примерный (но не единственно возможный!) план. Комплексный анализ текста – исследовательская, творческая работа, жёсткие рамки и железный порядок здесь неуместны: каждый классический художественный текст неповторим, своеобразен. После анализа текст обязательно читается повторно: необходимо восстановить цельность восприятия его.

Такая работа над текстом – это не только «погружение» учащихся в стихию родного языка, но и своеобразное его «исследование», а задача педагога – научить школьников наблюдать, анализировать, исследовать. Именно исследовательский подход, внимание к тому, как употребляются языковые средства в речи, в текстах разных стилей, внимательное, вдумчивое отношение к слову при работе над сочинениями, изложениями, докладами, рефератами может стать прочной основой для совершенствования знаний, умений и навыков учеников. Несомненно, этот вид работы развивает интерес к родному языку и побуждает детей к творчеству.

Для того чтобы приучать детей к самостоятельности, научить их пользоваться учебниками и справочными материалами, стараюсь не объяснять подробно некоторые легкие темы, а делаю так, чтобы дети, понаблюдав за данным мной материалом, сделали определенный вывод, самостоятельно пришли к правилу, таким образом привожу к эвристической деятельности. При этом, давая учащимся задание, называю источники, которыми они могут воспользоваться. Например, прошу подготовить для класса диктант с набором конкретных орфограмм. Детям приходится обращаться к разным словарям, книгам со справочными материалами.

Понимая, какое большое значение придаётся в современном образовании формированию исследовательских умений учащихся, приобщаю детей к написанию сообщений, рефератов, докладов, что позволяет развивать творческое мышление и умения самостоятельно применять получаемые знания. В работах ребята стараются применять самые разнообразные умения и навыки, полученные на уроках, трактовать собственное восприятие и понимание литературного произведения. Интересны работы по изучению этимологии слов русского языка.

В классах среднего звена организую уроки-размышления. Практика убедила в том, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, развивающем воображение, оставляет в памяти учащихся более глубокий и долговременный след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее. Воспитательные задачи обязывают отобрать для каждого урока тот текстовой материал, содержание которого помогает учителю в формировании личных качеств школьника, гражданственности. Дидактический материал обращает внимание учащихся на достижения страны или города, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.

Подбирая материал к такому уроку, помню, что при малом объёме текст должен:

а) быть максимально насыщен необходимым грамматическим материалом (и для повторения правил орфографии, и для работы с соответствующими синтаксическими конструкциями);

б) помогать ученику в развитии воображения, создании зрительного образа;

в) отвечать требованиям перспективы в обучении (разнообразие стилей речи, возможность наблюдать за экспрессией речи и т.д.);

г) расширять словарный запас учащихся.

Так, к обобщающему уроку «Двоеточие в бессоюзном сложном и простом предложениях» (9 класс) был подобран текстовой материал на тему «Руки человека». Он использовался в различных видах деятельности:

1.Запись под диктовку с последующей проверкой постановки знаков препинания при характеристике предложений:

Встречается сутулый человек,

И думаешь: в труде он прожил век

А, может, стал таким не оттого:

Поклоны спину сгорбили его?

Кто в том виной: подхалимаж иль труд?

Взгляни на руки: руки не совру

М. Сазонов

2. Конструирование предложений по заданной ситуации (используется иллюстративный материал). Руки в труде – прекрасные руки: они у людей, не знающих покоя, добрых и щедрых. Всё под силу рабочим рукам: дом построить, хлеба вырастить, космос освоить, недруга сокрушить.

3. Упражнение в распознании простого и сложного предложений с двоеточием (для чтения и анализа через мультимедиопроектор даётся текст: Всем известно: руки труженика – характеристика его нравственной силы, неустанного стремления вперёд. Золотыми народ называет руки искусных мастеров: агронома и сталевара, скульптора и исследователя, хирурга и композитора).

4. Грамматический разбор: Хлеб сам не родится – его выращивают золотые руки сеятеля, выращенный таким образом хлеб сам становится золотом редчайшего достоинства.

Используя ситуацию, подсказанную этими материалами, учащиеся писали сочинения-миниатюры «Мамины руки» /нравственное воспитание/, «Золотые руки» /профориентационная работа/.

На протяжении ряда лет использую в своей практике групповые технологии. Такие формы деятельности требуют временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и представить найденный совместный результат. Подобная форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Используя самые различные приёмы и методы обучения, считаю обязательными упражнения, развивающие навыки самостоятельной работы и мышления учащихся. В старших классах уделяю внимание тем видам деятельности, которые необходимы будущему студенту.

В своей практике не ограничиваюсь только урочными занятиями по развитию креативных способностей учащихся, а организую и различные формы внеклассной деятельности. Много времени уделяется подготовке урока – конференции. Например, интересным была внеурочная конференция в 8 классе по изучению славянских праздников «Народный календарь», на которой учащиеся выступали с сообщениями «Святки», «Масленица», «Пасха», «Троица». Работа с дополнительными источниками приучают детей к самостоятельности, формирует навыки, необходимые для анализа материала, приучает делать выводы на основе полученных сведений.

Уже традиционными стали задания для проведения обобщающих и заключительных уроков в форме творческого зачёта, к которым ребята готовятся самостоятельно, составляя ребусы, кроссворды, сканворды, викторины, сочиняя загадки, логические задачи, иллюстрируя прочитанные произведения.

С большим интересом берутся за сообщения, требующие не только знания литературы, но и истории, искусства, музыки. Например, «Иван Грозный в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова , «Любовь в «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира и увертюре «Ромео и Джульетта» П. И И.И.Чайковского, «Слово о полку Игореве» в творчестве В.М.Васнецова», «Борис Годунов» в произведениях А.С.Пушкина и М.П.Мусоргского; доклады об экранизации литературных произведений, постановке их на сцене. Обращение к произведениям искусства расширяет границы уроков русского языка, дает возможность научить школьников «переводить» на родной язык язык живописи и музыки, выражать эстетическое восприятие мира на вербальном уровне.

Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей.

Так, использование музыки на уроках русского языка (особенно на уроках развития речи) позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческое начало, эмоциональную чуткость, фантазию, воображение.

О связи музыки с развитием воображения и фантазии ребенка неоднократно писал В.А.Сухомлинский: «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Они ни с чем несравнимое средство воспитания творческих сил разума» [17].

Использование музыки на уроках русского языка активизирует мыслительную деятельность учащихся, стимулирует эмоциональный фактор в обучении, пробуждает в детях творческое начало, воображение, развивает речевые способности. Это подтверждается рядом экспериментов, наблюдений за развитием речевых и творческих способностей учащихся 5-9 классов. Следует подчеркнуть, что эпизодическое обращение к творческим задачам не принесет желаемого результата. Только работа в системе поможет учащимся осуществить переход от репродуктивных, формально-логических действий к творческим.

На первом этапе можно использовать музыку как фон при написании сочинения-миниатюры. Так, на уроке в 5 классе по теме «Предложение. Виды предложений по цели высказывания» для закрепления было предложено ученикам написать сочинение, слушая музыкальную пьесу К.Сен-Санса «Аквариум» («Карнавал животных»), используя разные по цели высказывания предложения. Предварительно велась работа по подготовке к этому сочинению (словарно-орфографическая работа со словом «аквариум», наблюдения за предложениями, разными по цели высказывания – тема «Аквариум» сохранилась). Таким образом, слушая музыкальную миниатюру К.Сен-Санса «Аквариум», пятиклассники без затруднения пишут сочинение-миниатюру «Мой аквариум». Необычная форма предъявленного материала вызвала у детей ответную реакцию. Были написаны интересные работы.

Изобразительное искусство и музыка имеют общим то, что воздействие на человека происходит через художественные образы. Вот почему возможно использование музыки и на уроках описания картин. Подготовка к сочинению-описанию картины проводится по общеизвестной методике (слово о художнике, собственно описание картины, словарная работа и т.д.). Например, в 5 классе при описании картины В. Васнецова «Алёнушка» было предложено послушать симфоническую миниатюру А. Лядова «Волшебное озеро». Результаты сочинения поразили: под воздействием музыки картина «ожила»: ученики услышали, как шумит тоскливо лес, как зло смеётся ведьма. Приведу фрагменты некоторых работ: «Вдруг холодный ветер пробежал по дремучему лесу. Зашелестели листья осинок»; « Защебетали малые пташечки, потекли унылые звуки тоски и печали»; «Я слышу, как плачет Иванушка, слышу в шуме ветра звон котлов чугунных, злой и ехидный смех ведьмы». Таких сочинений на уроках развития речи бывает немного, 5-6 в году. Но дети ждут эти уроки и с удовольствием принимаются за творчество.

Таким образом, видно, что эстетические эмоции, вызванные музыкой, живописью, помогают развить творческое воображение учащихся.

Например, читая художественный текст на уроке литературы, предлагаю ребятам задание: объясните, почему в том или ином предложении стоит запятая. Учитывая то, что для правильного письма очень важным является знание морфологии, прошу детей в любом художественном тексте, который они читают в данное время, найти и определить все знакомые им части речи. Этот приём, на мой взгляд, является эффективным. Также на уроках литературы нахожу время для нахождения орфограмм, изученных на уроках русского языка.

Таким образом, на уроке литературы ребёнок внимательно относится к слову.

С большим удовольствием и энтузиазмом ребята помогают готовить и проводить литературные вечера, где выступают и в роли исполнителей, и режиссёров, и звукооператоров, и оформителей, и, что самое ценное, - в роли составителей сценариев. Примером тому могут послужить «Пушкинские чтения». Учащиеся готовят концерты, композиции, театрализованные представления, школьные праздники, посвящённые Дню Победы, 8 Марта, Дню учителя и др.

Большую роль в развитии логического и творческого мышления учащихся играет посещение музеев, театров, спектаклей, поставленных по программным произведениям с последующим обсуждением. Это помогает глубже понять литературный источник и увидеть, в чём актуальность произведения, ставшего классикой, в наше время, а замечания по игре актёров и оформлении спектакля позволяют ученикам почувствовать себя в положении критиков, аргументированно высказывать свою точку зрения, сопоставить авторскую и режиссёрскую трактовку проблемы. Аналогично используются кинофильмы, поставленные по мотивам литературных произведений: «Преступление и наказание», «Война и мир», «Несколько дней из жизни Обломова», «Без солнца» (по пьесе М.Горького «На дне»), «Калина красная» и др.

Большое внимание на уроках русского языка и литературы уделяю подаче нового материала, закреплению изученного с использованием ИКТ, практикуется проведение нестандартных форм уроков с применением компьютерных презентаций. По признанию детей, информация, полученная с помощью видеоряда, усваивается лучше, а мотивационная установка «Давайте представим…» не всегда действует. Эту проблему пытаются решить новые технологии, в частности Интернет. Использование Интернет – ресурсов в овладении коммуникативной, творческой компетенцией просто не заменима. Учащиеся могут свободно принимать участие в тестированиях разного вида, в викторинах, конкурсах, олимпиадах на разном уровне. Использование Интернета в творческом подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении русского языка и литературы посредством накопления и расширения их знаний, кругозора, а значит и творческого потенциала. Для этого на уроках могут активно быть использованы следующие ресурсы, поисковые системы для нахождения самой разнообразной информации Rambler, Яndex. Электронная коммуникация – прекрасная практика языка. Присутствие собеседника обеспечивает качество письменной речи: она становится более выразительной, аргументированной, точной. Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка, заставляет ребёнка размышлять нестандартно, т.е. творчески.

Несколько слов хочется сказать о презентациях, как о новом инструменте учителя, которые должны стать его неотъемлемой частью работы.

Разумеется, не стоит забывать о том, что Интернет – лишь вспомогательное техническое средство обучения, он никогда не заменит учителя и его роль в образовательном процессе. Р.Вильяме в своей работе «Компьютеры в школе» высказал мысль: «Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, как помощника в приобретении знаний, это его неодушевлённость. Машина может дружелюбно общаться с пользователем и в какие – то моменты поддерживать его, однако она никогда не проявит эмоций, не поддержит интонацией и взглядом, не проявит любви и душевности.» Но поскольку мы живём в век информации («владеешь информацией – владеешь миром») наша обязанность – научить учащихся ориентироваться в мировом информационном пространстве, т.к. приоритет в поиске информации всё больше отдаётся Интернету, а не печатной продукции. В этом смысле применение компьютеров возможно в определённых аспектах преподавания.

Учащиеся систематически ведут «Памятки», «Словарики», развивают зрительную память по инструкции, данной учителем. Например, работа по изучению слов с непроверяемыми гласными в корне проходит в 3 этапа.

На первом этапе – предъявление слова. Слово не дается в готовом виде, оно изображено с помощью символов, шрифтов, кодов, ребусов. Это развивает логическое мышление, воображение, память, речь, наблюдательность, повышает интерес к предмету. К.Д.Ушинский писал: «Ребенок мыслит образами».[19] У трудного слова появляется слово-помощник, орфограмма увязывается с ярким образом, цветом, формой, звучанием, благодаря чему прочно запоминается нужная буква. Ассоциативный метод ориентирует на интеллектуальное, речевое творчество, развитие орфографической интуиции

Второй этап. На этой ступени проводится исследование слова в группах по плану:

  • слово (моя ассоциация);

  • лексическое значение слова (по толковым словарям);

  • к истокам слова (этимологическая справка);

  • однокоренные слова (выделение корня);

  • сочетаемость слов;

  • пословицы, поговорки, считалки;

  • частушки, песни, потешки, дразнилки;

  • загадки;

  • синонимы, антонимы;

  • поиск предложений (выписать из текстов предложения с непроверяемыми написаниями);

  • поиск стихотворений

Третий этап. Написание слова, выделение орфограмм.

И только после такой работы - контроль.

По мере надобности мной изготавливаются карточки - «подсказки», которыми нельзя пользоваться на проверочных работах. Они представляют собой как графически обозначенные в словах изучаемые орфограммы, так и таблицы обобщающего характер.

Всегда представляет интерес для детей работа по нестандартным карточкам. Приведу пример такой работы.

Задание. Решите, что напишете, – ь или ъ.

1. Под_ем, ад_ютант, в_юнок, бил_ярд, в_юшка.

2. П_едестал, пред_юбилейный, обез_яна, павил_он, сем_.

3. Батал_он, с_естной, из_ян, об_явление, четырех_ярусный.

4. Сер_езный, с_ехать, рел_ефный, фортеп_яно, с_езд.

5. Сем_я, об_ект, раз_единить, в_едливый, без_язы

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. В.А. Сухомлинский

Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.Н.Ильина, М.М.Разумовской, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, Л.В.Занкова, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.

Значение разработки данной проблемы в наше время определяется тем, что в современной дидактике наметился отход от воспитания конформистских личностей, не имеющих собственных убеждений, не умеющих отстаивать своё мнение, безразличных к творческой деятельности.

Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей интенсификации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.

Творческую деятельность школьников на уроке можно представить так:

  • Класс

  • Формы урока

  • Творчество учащихся

  • Игра

  • КВН

  • творческое списывание,

  • сочинение по пословице;

  • подготовка вопросов по заданной теме.

  • Игра

1.Проблемная ситуация

  • редактирование текста, сочинение по опорным словам;

  • составление словаря терминов по темам русского языка; составление

  • словосочетаний и предложений.

2.Проблемный урок

  • разработка кроссвордов,

  • сочинение на лингвистическую тему

3.Урок-размышление

  • составление карточек для взаимоконтроля,

  • составление тематических словарных диктантов, сочинение-миниатюра

4.Урок-семинар

5.Урок-диспут

  • поиск текстов по заданной теме к тематическому уроку,

  • выступление, доклад по заданной теме.

6.Урок-лекция

7.Урок-семинар

  • составление плана лекции, составление вопросов товарищам,

  • доклад, реферат, рецензия на работу

8.Урок-исследование

  • составление плана лекции, ответы на заранее поставленные вопросы, составление вопросов товарищам, составление тестов с вариантами ответов (2ответа),

  • разработка таблиц, алгоритмов по теме

  • правка текстов (исправление речевых и грамматических ошибок), наблюдение,

  • комплексный анализ текста.

Это только малая часть проводимой мной работы по развитию творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время, но на основе представленного можно сделать вывод: обучение русскому языку и литературе требует применения на уроках и мероприятиях разнообразных методов. Игра – один из них, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими, традиционными методами. Но постоянно проводить уроки – игры нет возможности и смысла, потому что учёба – это труд, но вводить элементы занимательности на различных этапах урока вполне приемлемо.

Какой бы урок мы не проводили, каких бы детей мы не учили, сильных или слабых, основной задачей учителя остаётся нравственное воспитание ребёнка, расширение его кругозора, развитие его эстетических, творческих, этических сторон его характера, т.е. формирование гармонической личности. Свою работу позвольте закончить словами В.О.Ключевского: «Чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить тех, кому преподаёшь. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребёнком – согрей руки. Так и учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук,но и теплк своей души…»

Список использованных источников

1. Виноградова М.Д., Первин КБ. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977

2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.

3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1999

4. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред. И.Б.Первина. М.: Педагогика, 1985

5. ЛийметсХ.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975.

6. Маркова А.К., и др. Формирование мотивации ученья. - М.: Просвещение, 1990.

10. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности //Психологическая наука и образование. -1996. - №2.

11. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения М.: Педагогика, 1987.

12. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988

13.Бунеев Р.Н. В одном счастливом детстве . М, 2001

14.Вильяме Р. Компьютеры в школе. М. 2.

15.Газеты «Первое сентября», «Русский язык», «Литература»

16.Граник Г. Т. Секреты орфографии. Секреты пунктуации. М., 1991

17.Дидактика средней школы. М., 1982, с.1

18.Киселёва А.Ф. Знакомство с живописью на уроках литературы.

М.,1988

19.Колокольцев Е.Н. Музыка на уроках литературы. М., 1990

20.Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. М., 1988

21..Литературное творчество учащихся в школе/сб. статей. М., 19

22.Львова Ю.Н. Лаборатория учителя.М.,1982

23..Развитие речи: Школьная риторика/Под ред. Т.А.Ладыженской.М.,1998

24.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998

25.Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы. М., 1980

26.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избр. пед. соч.: В 3 Т. / В.А. Сухомлинский. – М., 1979 – Т. 1.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!