СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей младших школьников при изучении сказок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей младших школьников при изучении сказок»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗОК



Исаева С.А., Белова Д.А.

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»


Начальная школа – это важный этап в жизни человека. В младший школьный период происходит закладка способностей учебной деятельности, которыми школьник будет пользоваться на протяжении всей жизни. Поэтому в школах, помимо приоритетных целей, отмечаются целостное развитие личности школьника, формирование общих способностей в соответствии с индивидуальными особенностями, определённый уровень познавательной культуры и интересов учащихся. Возраст младшего школьника является самым благоприятным для развития творческих способностей. Именно в это время он учится письму, чтению, формированию мотивации к самостоятельному чтению. Формируется читательская культура и личность учащегося.

Чтение – наиболее эффективный способ воздействия на умственное и нравственное развитие человека. Оно вызывает интерес у школьников, тем самым побуждая их читать больше литературы, которая наполнена красотой и добротой. Но большую заинтересованность зарождает создание собственного литературного творчества, главным стимулом которого является большая радость.

Методика развития творческих способностей, в наше время, разработана не до конца. Но, чтобы учащиеся смогли усваивать и развивать данные умения, педагоги организуют учебный процесс таким образом, чтобы дети получили все необходимые знания и навыки.

Формирование творческих способностей происходит на основе учёта возрастных особенностей, кругозора и начитанности обучающегося, так как все творческие задачи решаются с помощью интуиции, догадки, собственного мышления. В зависимости от умений и навыков, освоенными учащимися, фантазия, мышление, воплощение идей будут ярче, интереснее и необычнее.

В начальной школе наиболее важным является изучение фольклора как русского, так и зарубежного. Народное творчество представлено во многих формах и жанрах, но в образовательных программах чаще всего встречаются сказки. Они бывают разных типов: волшебными, бытовыми притчами и т.д. Но все они воспитывают в обучающихся понятия о добре, красоте, нормах морали, формируют их взгляд на мир и его восприятие.

Сказки и их мир позволяют младшим школьникам фантазировать без ограничений. На уроках литературного чтения используются различные методы и приёмы, направленные на развитие фантазии учащихся при работе со сказками:

-проигрывание сюжета по ролям;

-изменение ситуации;

-рисование иллюстраций по сюжету;

-сочинительство собственных сказок, и т.д.

Особое внимание на уроках литературного чтения уделяется именно сочинению собственных сказок, где ученик может полностью проявить индивидуальность своей личности. Младшим школьникам наиболее интересен этот вид занятий, поэтому сказка является одной из первых сфер творчества, в которой они могут утвердить свои способности, познать чувство гордости от осознания своей созидательной деятельности. Сказка является продуктом эмоциональных переживаний, а также она утверждает способность обучающегося к творческому мышлению.

Для написания собственных сказок, учащиеся должны знать и чётко понимать её механизмы:

-особенности жанра и содержания произведения, его тему, идею, героев;

-специфику построения произведения, его сюжета, композиции, сказочных элементов (присказки, зачины, концовки);

-особенности сказочного языка, и употребление его средств;

При организации работы над сочинением сказки важно опираться на особенности детского воображения. Необходимо будить фантазию, используя разнообразные приёмы.

Тексты сказок могут создаваться по следующим принципам:

-по образу и подобию;

-на основе частичной реконструкции (введение новых действующих лиц, замена действующих лиц, изменение начала или конца, изменение фабулы, сюжета и т.д.);

-создание совершенно новых сказок на заданную тему.

Перед началом работы, дети создают персонажей, их характеристику, затем составляют фабулу сказки. Следующим этапом служит работа над лексикой в соответствии с особенностями сказочной речи: для этого отбираются слова с переносным значением, эмоционально-оценочные слова, подбираются сравнения, метафоры, гиперболы и традиционные эпитеты.

Работа над созданием сказок так же может проводиться в различных формах: индивидуально и в группах.

Индивидуальная работа позволяет учащимся полностью владеть процессом создания. При индивидуальной работе происходит развитие творческих способностей, развитие мышления и фантазии.

Работая в группах, помимо развития творческих способностей, происходит коллективная деятельность. Обучающимся необходимо работать согласованно, организованно. Школьники учатся выслушивать, понимать и принимать мнения других, высказывать свои мысли грамотно и ясно. Также, данный вид работы помогает сплотить коллектив.

Сочинение сказок можно выводить на более крупный и серьёзный уровень, создавая «книжки-малышки», а также различные проекты.

Создавая «книжки-малышки» учащиеся, развивают творческое мышление опираясь не только на сочинение сказок, но и на создание иллюстраций. Среди обучающихся идёт активное распределение ролей – ответственный за персонажей, сюжет, обложка книги, иллюстрации и т.д.

Составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей учащихся, развивает наблюдательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. Литературное творчество обогащает эмоциональную сферу ребёнка, пробуждающуюся и настраивающуюся в этом возрасте на серьёзный лад, позволяет ребёнку овладевать богатством речи – этим тонким механизмом формирования и передачи мысли, чувства, а также внутреннего мира человека.










2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!