Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Закаменская средняя общеобразовательная школа № 1 »
Согласовано Утверждаю:
Заместитель директора по ВР Директор школы
__________Цыбенова Е Б. ____________ Убанова С.Д
Приказ
Развитие творческих способностей в
кружковой деятельности по технологии
«Вышивка шелковой лентой»
для учащихся 12 -16 лет
Руководитель: Доржиева Т.Н.
2018-2019 г.
Пояснительная записка
Творческое вдохновение – человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение оттого, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет.
Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, уходящей с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества.
Приобщение детей к различным видам прикладного искусства, связанных с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Соприкасаясь с миром искусства, и тем более создавая произведения искусства своими руками, дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов красоты. В процессе обучения перед учениками раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками, секреты народной мудрости.
Дошедшее до нас из глубины веков искусство вышивания шелковыми лентами - очень модное сегодня рукоделие. Техника объемной вышивки привлекательна и потому, что работа дает быстрый результат, требует меньше времени и сил, чем обычное вышивание. Сам процесс выполнения этого вида творчества существенно влияет на мыслительные процессы, эмоционально- волевую, моторно-двигательную сферы детей. Что в свою очередь способствует продвижению ребенка с ограниченными возможностями в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.
Этим в первую очередь и определяется актуальность реализации данной программы, которая направлена на создание условий для развития мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, а затем и к его творческой самореализации.
Цель программы – создание условий для самореализации личности обучающегося через освоение техники вышивки шелковой лентой.
В процессе реализации программы должны быть решены задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей развития старинной техники вышивки шелковыми лентами;
- изучить особенности техники вышивки шелковыми лентами;
- формировать знания, практические навыки и умения по выполнению вышивки шелковыми лентами;
- формировать навыки работы с информацией;
- формировать навыки проектной деятельности;
Коррекционно-развивающие:
- раскрывать и развивать творческие возможности и способности учеников и таких качеств как самобытность и фантазия;
- развивать познавательную активность и самостоятельность;
- содействовать формированию и развитию художественного, эстетического вкуса;
- развивать и корригировать воображение, образное и пространственное мышление;
- совершенствовать мелкую моторику и координацию движения рук;
Воспитательные:
- воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям, к рукоделию;
- формировать привычку к труду;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, ответственность за выполненную работу;
- формировать у учащихся умения воспринимать красоту труда и человеческих взаимоотношений.
Данная программа кружка рекомендована для учащихся 12-16 лет.
Срок реализации программы 2 года (по 2 часа в неделю). Включает в себя четыре этапа:
1 этап – подготовительный (знакомство с историей возникновения вышивки, выбор и подготовка материалов и инструментов для вышивки, техника безопасности различных видов работ);
2 этап – выполнение стежков и строчек вышивки;
3 этап – вышивка простейших композиций;
4 этап – вышивка сложных композиций.
Творческий рост обучаемых отслеживается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой.
Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях: ведется наблюдение за детьми, определяются возможности каждого ребенка. Затем обучаемые, получают азы мастерства: происходит формирование первоначальных знаний, навыков и умений по выполнению стежков и строчек вышивки, композиции; воспитывается усидчивость, аккуратность; появляются определенные навыки работы с современными инструментами и материалами; особое внимание уделяется технике безопасности. Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей. Второй год обучения посвящен закреплению уже полученных знаний, навыков и умений, овладению более сложными приемами вышивки шелковыми лентами. Именно в этот период обучаемые проявляют творческую активность, создают необычные затейливые изделия.
Формы и режим занятий
Общение педагога с учащимися происходит с учетом принципов сотрудничества, сотворчества. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям психического и физического здоровья ребенка, а также его познавательной деятельности.
Формы проведения занятий:
-
при выполнении практических работ: индивидуальная, в парах, работа в малых группах;
-
при изучении теоретического материала: фронтальная, индивидуальная.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 45 минут.
Ожидаемые результаты
Особая ценность декоративно-прикладной деятельности состоит в том, что она дает возможность создавать социально-значимые продукты труда. Вышивка шелковой лентой используется для украшения одежды, предметов интерьера, создания картин. Учащиеся радуются, даря родным и близким подарки, изготовленные своими руками. Они осознают, что их труд нужен школе, родителям, им самим, что своей работой они доставляют радость другим людям. Участвуя в создании красивых и современных изделий, дети вовлекаются в активную творческую, поисковую деятельность, овладевают навыками организации практической деятельности от идеи до ее реализации.
Комплекс обучающих методов и средств поможет учащимся приобрести навыки, необходимые для изготовления качественных изделий и научиться:
• придумывать разнообразные идеи;
• оценивать эти идеи;
• пробовать одну или несколько идей до стадии изготовления;
• планировать процесс изготовления;
• изготовлять изделия;
Результат творческих работ – это некая форма самовыражения, которая одновременно ведет к повышению собственной самооценки, а, значит, самоутверждению и самоуважению, и, в конечном итоге, стимулирует непрерывное личностное и профессиональное развитие.
Знания, умения навыки, полученные на занятиях, помогут учащимся адаптироваться в окружающем мире и будут особенно полезны в дальнейшей жизни.
В результате освоения программы творческого объединения, обучающиеся должны знать:
-
Историю возникновения вышивки лентами.
-
Виды и свойства тканей, лент и других материалов, используемых для вышивки.
-
Название, назначение, правила пользования инструментами для вышивки.
-
Современные мотивы вышивки.
-
Способы переноса рисунка на ткань.
-
Способы подготовки ткани и ленты к вышивке.
-
Название и виды стежков, строчек для вышивки; технику их выполнения.
-
Способы закрепления ленты в начале и конце ряда.
-
Последовательность выполнения простых и сложных композиций.
-
Правила ухода за вышитыми изделиями.
-
Дефекты и способы их устранения.
-
Правила безопасности труда и личной гигиены.
должны уметь:
-
Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
-
Подбирать инструменты и приспособления для вышивки.
-
Выполнять композицию в цвете.
-
Переводить рисунки на ткань с помощью шаблона.
-
Закреплять ленту на ткани.
-
Выполнять простейшие стежки и строчки вышивки.
-
Выполнять вышивку по заданному рисунку, по свободному контуру.
-
Использовать для оформления композиции бисер, бусины, пайетки, акриловые краски.
-
Выполнять изделия по заданному образцу и рисунку.
-
Выполнять анализ качества выполненной работы.
-
Соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены.
Формы подведения итогов реализации программы
Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы используются следующие формы:
- школьные выставки с выполненными работами учащихся;
- оформление стенда с работами учащихся в учебном кабинете трудового обучения «Швейное дело»;
- размещение фотографий работ учащихся, информации о деятельности кружка на школьном сайте;
- защита готового изделия, оформленного в виде творческой работы или проекта;
- участие в выставках, конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.