Развитие у детей чувства коллективизма
Цели:
- определить роль коллектива в жизни ребенка;
- продолжить рекомендации по включению ребёнка в коллектив сверстников.
Задачи:
- объяснить родителям понятия «коллектив учащихся», «стадии формирования детского коллектива».
Ход беседы:
Воспитание в системе коллективизма стало ключевым звеном современной педагогики. Воспитательная работа одним из своих направлений ставит формирование коллективизма у детей. Коллектив является полем воспитательных действий, а формирование ячейки коллективизма- это одно из направлений современной начальной школы. Образовательные стандарты в нынешней жизни обязывают выполнять нас ряд требований и правил в воспитании детей младшего школьного возраста. К ним относятся: понимание ценности жизни, семьи и общества в целом, осознание ценности своего и чужого труда, оценка собственных поступков. Каким станет завтра наше будущее зависит только от того, какими вырастут сегодняшние девчонки и мальчишки, станут ли они полноценными, необходимыми нашему с вами обществу.
Специалисты в области психологии неоднократно доказали, что нравственное воспитание детей начинается к коллективе. Семья ребенка является первым коллективом в его жизни. В ней закладываются черты характера, навыки общения, привычки. Дети постоянно пытаются подражать одному из родителей (маме или папе, бабушке или дедушке, старшим детям). Следующим коллективом , где ребенок пребывает большую часть времени, является школа. В школе ребенок знакомится со своим учителем и со своими одноклассниками. Школьный учитель обязан понимать каждого ученика для облегчения процесса обучения и воспитания учеников.
Развивать, а так же формировать личностные качества можно с успехом осуществлять только в коллективе и через него. В младшем возрасте детям гораздо проще что-то внушить, т.к. они более податливы воспитательным влияниям. У младших школьников легче сформировать уважение, стремление прийти на помощь. При создании коллектива в этом возрасте , закладывается фундамент поведения в обществе, отношение к этому обществу и членам общества. В коллективе ребенок знакомится с нормами поведения , получает опыт общения, навыки совместной коллективной деятельности, возможность своего личностного самоутверждения.
Коллектив выступает одной из форм организации воспитания, как мощный инструмент. Проблемами коллектива занимались и занимаются многие отечественные психологи и педагоги. Были разработаны концепции коллективизма. Макаренко А.С. писал: «Я считаю, что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем в 17 лет и сам долго думал, что лучше организовывать ученика, воспитывать его, воспитывать другого, третьего, десятого, и когда они все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришел к выводу, что нужно построить такие формы работы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении».
Человек с рождения должен жить вместе с другими людьми. Вступать с ними во взаимодействие, вести диалоги. Это опыт он может получить только в групповом общении. В школе очень трудно найти разницу между обучением и воспитанием, т.к. это тесная взаимосвязь. Однако, родители должны быть активными участниками в образовании детей, быть в курсе событий , которые происходят в школе.
Так что же такое коллектив
Коллектив- группа людей высокого развития, взаимно влияющих друг на друга и связанные между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей.
Основные признаки коллективизма:
Сознательность;
Единство общих и личных целей;
Совместная деятельность;
Организация внешних и внутренних связей взаимоотношений;
Наличие органов самоуправления;
Общепринятые нормы поведения и общие ценности, ориентации.
Благоприятный климат и интеллектуально-моральная атмосфера;
Защищенность каждого члена;
Сплоченность;
Коллективная деятельность. Ученический коллектив учебно-воспитательный.
Цель такого коллектива - получение определенного багажа знаний, умений, навыки создания и сплочения организованного дружного коллектива. Это основная задача начального этапа работы классного руководителя, за которым следует этап развития и совершенствования.
Методика организации воспитания коллектива у детей младшего школьного возраста базируется на двух аспектах:
Вовлечь весь класс в разнообразную и содержательную деятельность;
Необходимо организовать и стимулировать эту деятельность, чтобы она сплачивала и объединяла всех ребят в работоспособный коллектив.
Отсюда следует два вывода:
Учебная и воспитательная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность является важнейшей и неотъемлемой средой.
Для сплочения всех видов деятельности необходимо применять методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива.
Педагогическую основу этой методики составляют ученический актив, увлекательные ,спортивные и художественно-эстетические мероприятия.
Положительные традиции коллективной жизни
От учащихся необходимо добиваться того, чтобы они не опаздывали на занятия, соблюдали порядок нам уроках и переменах, бережно относились к учебным книгам, школьному имуществу, были доброжелательными и культурными в общении не только с взрослыми, но и с друг другом.
Создание сплоченного коллектива является главным направление классного руководителя на весь период обучения. Исследования подтверждают, что современный школьный коллектив претерпевает значительные изменения. Дети, поступающие в школу, отличаются ярко выраженной индивидуальностью, они со своими взглядами.
Главная задача в начальной школе-формирование у учащихся чувства коллективизма, товарищества, взаимопонимания. Определенными возможностями в этом является такая форма организации, когда учащиеся объединены общими учебными целями, но каждый из них выполняет свою определенную роль.
Заключение
Ребёнок большую часть своей жизни проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами - это залог будущей успешной жизни.
Коллектив первоначально состоит из малых групп. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности.
Развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Для дошкольников свойствен коллективный характер большинства видов деятельности.
Воспитывать коллективизм - значит, организуя детскую жизнь и деятельность, развивать у детей желание и умение сообща выполнять работу, вместе дружно играть, заботиться о каждом и каждому, обо всех.
В педагогическом процессе используется целый комплекс методов и приемов, направленных на формирование коллективизма у детей дошкольного возраста, которые можно условно сгруппировать.
Коллективизм быстрее формируется там, где детская жизнь насыщена событиями, объединяющими ребят в единую семью. При правильной организации детский коллектив становится исключительно сильным.