СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие у детей интереса к творчеству при изучении программы «Разговор о правильном питании».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Развитие у детей интереса к творчеству при изучении программы «Разговор о правильном питании».

Просмотр содержимого документа
««Развитие у детей интереса к творчеству при изучении программы «Разговор о правильном питании».»











 «Развитие у детей интереса к творчеству при изучении программы «Разговор о правильном питании».







Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №29

Шульгина Ольга Юрьевна















2023-2024 уч. год





Коллективная творческая деятельность учащихся по освоению программы

«Разговор о правильном питании»

Цель данной программы – сформировать у младших школьников основы рационального питания, представление о необходимости заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Правильное питание ребенка - важнейшее условие его нормального роста и развития, залог здоровья. Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков – актуальная проблема современного общества, поэтому необходимо начинать разговор с детьми о правильном питании уже в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается основа отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Младшим школьникам свойственна высокая активность в познании окружающего мира. Поэтому, имеется реальная возможность привлечь внимание ребёнка к укреплению и сохранению его здоровья.

Важную роль в решении этой проблемы играют образовательные программы. В настоящее время в работе дошкольных и школьных учреждений используются различные варианты программ, направленных на формирование культуры здоровья у детей и подростков. Одной из них является программа «Разговор о правильном питании», разработанная в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством Безруких М.М., директора этого Института, академика РАО.

Конечно, нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея представления о правильном питании. Именно это понятие успешно формируют учителя начальных классов нашей школы, вот уже несколько лет реализуя программу «Разговор о правильном питании», которая предполагает активное вовлечение в работу учеников и их родителей.

Программа включает в себя три модуля: «Разговор о правильном питании» - для детей 6-8 лет, «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-11 лет, «Формула правильного питания» - для детей 12-14 лет. В учебно-методический комплект программы входят методические пособия для учителя, рабочие тетради для школьников, рекомендации для родителей.

Работаю по программе с 2002 года. Изучение провожу по 2 модулям: для детей 6-8 лет и для детей 9-11 лет.


Программа «Разговор о правильном питании» отвечает следующим принципам:


Возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;

Научная обоснованность – содержание программы базируется на данных исследований в области питания детей;

Практическая целесообразность – содержание программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего школьного возраста;

Необходимость и достаточность предоставляемой информации – детям предоставляется только тот объем информации, касающийся правильного питания, которым они реально могут воспользоваться в реальной жизни и который имеет для них практическую значимость;

Модульность структуры – реализация программы может осуществляться на базе традиционных образовательных учреждений различного типа в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;

Вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;

Культурологическая сообразность – в содержании программы учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;

Социально- экономическая адекватность – предлагаемые формы реализации программы не требуют использования каких – то материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации в семье учащихся.

Главное в данной технологии – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность учителю помочь ученикам разбудить в себе лучшие качества, в т. ч. и заботу о своем здоровье, соблюдая принципы правильного питания.

Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам общего труда, сотрудничества и сотворчества. Принцип сотрудничества распространяется на все виды отношений учителя, учеников и родителей.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость. Это главное в жизни человека. Так я начинаю свою работу. Материал «Разговор о правильном питании» использую в основном в рамках внеклассной работы, но есть темы, которые использовала на уроках окружающего мира. Таким образом, выбрала комбинированный вариант реализации программы.

Будущее нашей России – это здоровые дети, а их здоровье зависит от правильного и здорового питания. Наша школа работает в режиме «Школа полного дня».

Учащиеся основную часть времени проводят в школе: на уроках в классах, на самоподготовке в группе продлённого дня, в музыкальной школе, в спортивных секциях и кружках по интересам. Поэтому в нашей школьной столовой для учащихся организовано трёхразовое сбалансированное питание. При составлении меню специалисты стараются соблюдать принципы правильного питания. Можно сказать, что правильным следует считать только такое питание, которое обеспечивает организм, особенно детский - растущий и развивающийся, всеми необходимыми элементами и веществами для его полноценной жизнедеятельности.

Очень важно, чтобы школьники питались правильно, имели знания в этой области, умели их применять в жизни. Несомненно, расширению знаний детей о правилах питания способствуют занятия по программе «Разговор о правильном питании». Успех обучения, выполнения поставленных целей зависит от способов их достижения, т.е. методов обучения.

Для того чтобы занятия были не только интересными, но и эффективными в 1классе чаще использую игровой метод обучения, где учащиеся проявляют свою активность и творчество: это сюжетно – ролевые игры, игры с правилами, образно - ролевые игры.

Содержание программы части 2, а также используемые формы и методы её реализации носят также игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или в коллективе.

В практике при проведении занятий я использую словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия), наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций), исследовательские и практические.

Метод демонстраций связан с применением на занятиях презентаций (Презентаций «Как правильно вести себя за столом», «Наши друзья - витамины», «Здоровое питание – залог здоровья», «Такие разные каши»), выполненных учителем, родителями и учащимися моего класса. Внедрение новых информационно - коммуникационных технологий в учебный процесс расширяет и углубляет знания по изучаемой проблеме.

В ходе занятий большое значение имеет исследовательский метод обучения. Учащиеся самостоятельно проводят исследования съедобных и несъедобных растений, ягод, грибов нашей местности.

В работе использую и проблемно - поисковый метод. Практические работы проводились после изучения тем: «Что нужно есть в разное время года», «Как правильно питаться, если занимаешься спортом», «Где и как готовят пищу?».

Для достижения поставленных целей на занятиях использую различные средства обучения и воспитания. При этом выбор необходимых средств обучения осуществляется с учетом доступности, наглядности, систематичности и последовательности. Прежде всего, это рабочая тетрадь для школьников, в процессе выполнения заданий в тетради дети делают записи, раскрашивают. Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии, формирует реалистичный образ изучаемых объектов, доставляет удовольствие детям. Ведение своеобразного дневника на страницах тетради помогает осмыслить индивидуальный опыт организации питания.

Также учащиеся используют дополнительную информацию: художественные произведения, пословицы и поговорки, энциклопедические словари, интернет.


Формы коллективной творческой деятельности учащихся


К формам коллективной творческой деятельности во вне-учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие. В своей работе чаще использую коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий.

Первая стадия — предварительная работа, где определяю конкретные воспитательные задачи, выясняю различные варианты, которые могу предложить на выбор детям, продумываю способы проведения своих замыслов, намечаю действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяю возможности активизации деятельности каждого участника. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом не диктую, не навязываю, а размышляю вместе с учащимися.

Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.

Третья стадия — коллективная подготовка дела. Подготовка может идти по группам.

Бывают ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. Не допуская открытого давления, стараюсь по-товарищески побуждать детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Можно увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях сама подсказываю варианты выполнения работы, даю совет по использованию источников для поиска.

Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.

Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети высказали предложения, поделились своими впечатлениями, переживаниями. Говорили о том, чему научились. Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, которые используются почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. А для того, чтобы она была предложена школьниками, нужно создание специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы. Один из эффективных приемов, применяемых мною почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, — это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом пожеланий, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия). Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи. Часто используется еще один прием — отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Использование комплекта в рамках программы «Разговор о правильном питании» позволяет:

детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

Современная ситуация в российском обществе требует обязательного просвещения детей и родителей в вопросах культуры питания. Общеобразовательная школа вполне способна решить эту задачу. Собственный опыт показал, что это возможно, используя технологию сотрудничества, которая позволяет повысить уровень культуры питания в семье, а также формирует и развивает представления у детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей.

Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы), далеко не все родители считают необходимость рассказывать детям о важности правильного питания. Поэтому свою работу с родителями начинаю с родительского собрания «Здоровый образ жизни», где раскрываю цели и задачи данной программы, её тематика. Для того, чтобы взрослые члены семьи могли высказать своё мнение о данной работе провожу систематически тестирование . Анализ ответов родителей помогает правильно организовать совместную работу при реализации программы.



Игровые приемы, стимулирующие у детей интерес к приему пищи

Актуальность темы заключается в том, что в современном мире обилие сладостей, быстрое питание, фастфуды, которые выглядят привлекательно. В условиях нехватки времени такой способ питания практикуется во многих семьях и так и норовят вытеснить здоровую пищу из нашего рациона. Это очень вредно для растущего организма. Дети с удовольствием едят чипсы с

газировкой, а каша и овощной салат кажутся совсем не привлекательными. Так как дети большую часть проводят в школе, то именно учителя играют значимую роль в формировании интереса у детей к здоровым полезным продуктам питания.

Безусловно, нельзя не согласиться с мнением педагогов-психологов, считающих, что ни в коем случае нельзя ребенка заставлять есть. Пользы для здоровья от кормления через силу нет никакой. Исследования показали, что дети, которых кормят насильно, чаще страдают нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта, склонны к неврозам. В любом случае,

учителя, решая проблему плохого аппетита, должны индивидуально подходить к каждому ребенку, совместно с родителями искать причины и пути решения. В данной статье хочу поделиться практическим опытом и рассказать о игровых приемах, которые стимулируют интерес к приему пищи в школе.

1. Красивая сервировка.

Красивая сервировка помогает вырабатывать у детей положительное отношение к приему пищи.

Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво накрыт стол.

2. Дежурство.

Школьникам нравится выполнять различные поручения по сервировке стола, оказывать помощь поварам в подготовке к приему пищи.

3.Объявление меню.

Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, когда все ребята уже за столами и ждут вежливого словосочетания «Приятного аппетита». Эта традиция имеет очень важное значение: развивает кругозор через знакомство с названиями блюд, способствует развитию речи, активизации в словаре слов: завтрак, обед, полдник, ужин и соотнесению их с частями суток,

воспитывает умение слушать друг друга и настраивает на прием пищи.

4. «Волшебная линейка».

Ни в коем случае не следует фиксировать внимание детей на недостаточность их аппетита, использовать негативные характеристики типа: «Не будешь есть – останешься маленьким».

Наоборот, необходимо поощрять, когда ребенок хорошо поел. Часто использую «волшебную» линейку: измеряю ребенка, который с аппетитом поел и говорит: «Вот Дима сегодня весь суп съел и сразу же чуть-чуть подрос и линейка это показала». Тогда другие дети едят активнее и просят их

измерить: «И меня, и меня измерьте, насколько же мы подросли».

5. «Порадуем персонажа».

Такой прием рекомендую использовать в младших группах. На завтрак или обед к детям «приходит» игрушка или появляется картинка грустного персонажа. Учитель говорит: «Зайчику очень грустно, потому что ребята плохо кушают его любимый морковный салат.

Порадуем Зайчика, покажем, как мы хорошо умеем есть». Дети стараются порадовать грустного Зайчика, в конце приема пищи персонаж становится веселый.

6. «Тарелочка с сюрпризом».

Для реализации приема в продленной группе необходимо иметь несколько тарелок, отличных от всех остальных, изображением зверька или героя мультфильма в центре. Условие игры: если съедите всю кашу, у кое-кого на дне появится сюрприз.

На моей тарелочке

Рыженькая белочка.

Чтоб она была видна

Всё съедаю я до дна.

7. «Давай договоримся».

С детьми, которым совсем не хочется есть, договариваюсь о простом правиле: «если не хочешь есть, съешь столько ложек еды, сколько тебе лет». При использовании такого приема у учителя теплится надежда, что ребенок распробует блюдо и съест больше ложек, чем ему лет.

8. Художественное слово.

Потешки и стихи о еде использую при приеме пищи как в младшей, так и в старших группах. Не призываю читать их на протяжении всего приема пищи, считаю, что это должно быть дозировано и уместно.

9. «Мы – помощники повара».

Принципом приема является то, что дети охотнее едят ту еду, которую приготовили сами. Если приготовление еды детьми в школе или продленной группе не представляется возможным (по причине возраста воспитанников и традиционного режима дня), то участие в ее приготовлении посильно маленьким поварятам. Например, беру на кухне небольшое количество круп разного вида и говорю малышам, что повар очень нуждается в их помощи и просит перебрать и рассортировать крупы. На следующее утро дети охотнее едят кашу из крупы, которую сами подготовили к варке. Это

упражнение развивает мелкую моторику, воспитывает отзывчивость и умение ценить свой труд и труд взрослых людей. Аналогичным образом сортируем макароны (по размеру и форме). Осенью школьники помогают собирать урожай овощей в маленьком огородике и с гордостью говорят:

«Этот борщ из свеклы с нашего огорода». А лук, выращенный ребятами на подоконнике, уже не кажется им очень горьким.

10. Положительный пример героев книг и мультфильмов.

«Дети, ешьте геркулесовую кашу, будете сильными, как Геркулес». Во время подачи рыбных блюд

комментирую: «Мальчики, которые едят рыбу, будут ловкими рыбаками, а девочки станут прекрасными, как Русалочки» и т. п.

11. Беседы о полезных продуктах.

В младшем школьном возрасте более уместны разъяснительные беседы о пользе витаминов и минералов, основанные на научных фактах: «В рыбе много фосфора, необходимого для работы мозга, а в твороге есть

кальций, который полезен для зубов и костей».

12. Положительный настрой.

Важно, чтобы к моменту приема пищи дети не были утомленными или раздраженными. Для этого необходимо позаботиться о создании в классе спокойной обстановки. Перед едой избегать шумных игр, сильных впечатлений. Допустима тихая спокойная музыка во время еды.

В заключение необходимо подчеркнуть, что вышеизложенные приемы не решают проблему плохого аппетита, причины которого могут быть индивидуальны в каждом отдельном случае.

Данные игровые приемы стимулируют у детей интерес к приему пищи.

"Кулинарное дело"



Кулинария — увлекательнейшее развлечение!


Детская кулинария предлагает много возможностей для творчества детей и к тому же результаты этого творчества можно съесть. А для взрослых это повод замечательно и продуктивно провести время с ребенком.

В системе дошкольного воспитания важное место занимает нравственное, эстетическое, экологическое, познавательное, трудовое воспитание детей. Кулинарное дело соединяет все эти направления.

Детское питание требует сейчас внимательного подхода со стороны родителей — уж слишком много аллергенов появилось. Поэтому всегда нужно смотреть и осознавать, какие мы делаем блюда для детей. Правильное и сбалансированное питание здесь на первом месте, а оформление блюд - приятный бонус.

Дети, которые могут приготовить себе бутерброд, простой салат не чувствуют себя беспомощными

Навыки и умения сформированные в детстве, закладывают установку в дальнейшей жизни.

В системе дошкольного воспитания важное место занимает нравственное, эстетическое, экологическое, познавательное, трудовое воспитание детей. Кулинарное дело соединяет все эти направления.

Детское питание требует сейчас внимательного подхода со стороны родителей — уж слишком много аллергенов появилось. Поэтому всегда нужно смотреть и осознавать, какие мы делаем блюда для детей. Правильное и сбалансированное питание здесь на первом месте, а оформление блюд - приятный бонус.

Дети, которые могут приготовить себе бутерброд, простой салат не чувствуют себя беспомощными. Навыки и умения сформированные в детстве, закладывают установку в дальнейшей жизни.

Почему – кулинарное дело? Потому что, в школе оно более доступно: лепка, аппликация, изобразительное искусство дают возможность научить детей красиво оформлять блюда, создавать композиции, сочетать цвета, развивать творчество, осваивать элементарные приемы в лепке из теста, обогащать детские замыслы яркими впечатлениями. Мы заботимся о здоровье детей, прививаем знания о правильном и здоровом питании.

Кулинары — это профессионалы, которые не только умеют готовить, но и могут заработать себе этим умением на жизнь. Кулинария – это искусство, приготовленное блюдо должно быть приятно на вкус и красиво подано. Чтобы стать кулинаром нужно учиться. Но этого мало. Нужно терпение, чтобы достичь желаемого результата. Необходимо умение общаться, работать в команде. Не обойтись без креативности, творческого таланта, желания готовить пищу.

Дети перенимают пищевые привычки от родителей, поэтому надо продолжать работу с ними: беседы о правильном питании, о приобщении детей к совместной готовке дома, о посещение мастер-классов по кулинарии.

































Паспорт конкурсной работы



Титульный лист



Название конкурсной работы

Конкурс методик


Автор (ФИО - полностью)

Шульгина Ольга Юрьевна


Школа – полное наименование

МБОУ СОШ № 29



Адрес, электронная почта педагога (совпадает с электронной почтой, указанной при регистрации на сайте)

[email protected]


Возраст учащихся

8 лет


Используемая часть программы «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания»

Формула правильного питания





Начальная школа, 2004 № 7 «Уроки здоровья»;

3. Безруких М.М., Филлипова Т.А. «Разговор о правильном питании» Методическое пособие Москва «Нестле» «ОЛМА-ПРЕС » 2005;

«Разговор о правильном питании». Рабочая тетрадь для школьников, Москва

3. Федотова О.Н., и др. Окружающий мир: методическое пособие (текст): 3 класс/ Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. (Доп. версия метод. пособия «Наш мир», 2005) – М.: Академкнига/учебник 2008




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!