Развитие у учащихся начальной школы умения строить социальные отношения в соответствии с нравственными ценностями
Бояркина Вера Валентиновна,
учитель начальных классов
МКОУ «Новопетропавловская СОШ»
«Самый лучший воспитатель для ребёнка,
тот, кто духовно общаясь с ним, забывает,
что он воспитатель и видит в своём воспитаннике
друга, единомышленника. Такой воспитатель видит
самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника,
и слово в его устах становится могучим орудием
воздействия на маленькую, формирующуюся личность.»
В.Сухомлинский
Развитие культуры поведения и умения строить социальные отношения у современных школьников - одна из самых важных задач. Ведь младший школьный возраст -это время приобретения детьми знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Ведь именно в начальной школе дети учатся принимать дружбу и авторитет, учитывать множество предписаний и правил.
Целью развития умения строить социальные отношения в соответствии с нравственными ценностями является: формирование устойчивых нравственных качеств личности школьника и использование их в межличностных отношениях. Исходя из цели, я, как классный руководитель, ставлю следующие задачи:
помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали;
прививать воспитанникам умение строить отношения со сверстниками, младшими ребятами и взрослыми людьми в соответствии с этими нормами,
- помочь осознать свой личный опыт поведения.
Развитие умения строить отношения – непрерывный процесс, он начинается, с того момента, как ребёнок начинает контактировать с окружающими его людьми и продолжается всю жизнь. Он направлен на овладение детьми правилами и нормами поведения, формирование всесторонне развитой личности.
Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая сформирует его ориентации на общепринятые ценности. Поэтому важно, чтобы деятельность педагога, направленная на развитие умения строить социальные отношения отражалась во всех компонентах школьной жизни: уроках, переменах,во внеурочной деятельности.
Хочется отметить огромную роль уроков литературного чтения в развитии культуры социальных отношений младших школьников. Как говорил В.Г.Белинский: «Книги, которые пишутся для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.
На уроках литературного чтения мы используем учебно- методический комплект под редакцией Климановой Л.Ф. Идеологическая основа данного комплекта в целом соответствует «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности», которая направлена на формирование у младших школьников системы ценностей гуманизма.
Система нравственных представлений задаётся в данном УМК тематикой чтения, отбором литературных произведений, а также методами работы с ними.
Рассказы и стихи помогают ребятам лучше ценить семейные ценности, дружбу и учат внимательному отношению к окружающим, состраданию.
Произведения А.С.Пушкина, Х.К. Андерсена, Л.Н.Толстого, Е.Пермяка, В.А. Осеевой и др. воспитывают у детей преданность, умение быть верным данному слову, а так же учат ценить людей не за их внешность, а за их внутренний духовный мир. Вместе с ребятами мы учимся оценивать поступки героев, определять причинно-следственные отношения, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов героев.
На уроках окружающего мира мы узнаём, что такое вежливые слова и почему их нужно употреблять в речи, знакомимся с правилами поведения в различных общественных местах: школе, театре, транспорте.
Надо отметить, что работа, направленная на развитие у учащихся строить социальные отношения проводится и на других уроках, во время проведения экскурсий, походов, спортивных состязаний, внеклассных мероприятий, на переменах.
С первых дней обучения мы учимся работать в паре, в группе, выполнять правила работы в команде, быть доброжелательными, уметь выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, не обижая товарища, принимать сторону собеседника, если это необходимо.
Большим подспорьем в этом становится работа над коллективными творческими проектами. Ведь от ответственного отношения к работе каждого члена группы зависит общий результат. Это очень сплачивает коллектив, даёт возможность каждому почувствовать свою значимость.
На классных я часах провожу беседы с последующим обсуждением на темы: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О дружбе и товариществе», «Вежливы ли мы?», «Волшебные слова» и др.
Я стараюсь не жалеть времени на беседы с детьми, каждый большой и маленький конфликт, каждое непонимание мы решаем вместе.
Уже в 1 классе знакомлю детей с «Золотым правилом нравственности».
Не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.
Школа и семья - партнёры в воспитании детей, поэтому я большое внимание уделяю работе с родителями. Ведь семья – главный воспитатель.
В.Г.Белинский писал:
…на родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений - сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. (...) Из этого видно, как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека.
Используемая литература:
Психическое развитие младших школьников. М, 1990.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2019.
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/
https://www.gumer.info/bibliotek