Понятие задержка психического развития (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. Так же его можно применить к детям, находящимся длительное время в условиях социальной изоляции от общества или общения с ограниченным кругом лиц.
Дети с ЗПР характеризуются незрелостью эмоционально-волевой сферы и недоразвитием познавательной деятельности. Вышеперечисленные особенности компенсируются под воздействием временных лечебных и педагогических факторов. Ученые Власова Т.А., Певзнер М.С. в своей книге «О детях с отклонениями в развитии» впервые описали диагностику ЗПР и ввели термин «психологического инфантилизма».
Различают две группы детей с задержкой психического развития. К первой группе отнесли детей с нарушенным темпом физического и умственного развития. Задержка связана с замедленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и её связи с другими областями коры и подкоркой. Такие дети заметно уступают сверстникам как в физическом, так и в умственном развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере. С трудом включаются в учебную деятельность, на уроках отличаются быстрой утомляемостью и низкой работоспособностью. Ко второй группе относят детей с функциональными расстройствами психической деятельности (церебрально-стенические состояния), которые чаще всего возникают из-за мозговых травм. Для этих детей характерна слабость нервных процессов, но при этом глубоких нарушений познавательной деятельности у них не наблюдается. В периоды стабильного состояния они добиваются хороших результатов в учебе.
Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР [19, с. 72]:
причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;
общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;
отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;
социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.
Из приведенной классификации видно, что три группы причин ЗПР из четырех имеют ярко выраженный социально-психологический характер. ЗПР ребенка может быть обусловлена действием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия. В любом случае, ЗПР у младших школьников — это комплексное явление, которое охватывает всю совокупность психических процессов человека.
Нарушения темпа нервно-психического развития могут быть выявлены уже в раннем возрасте (до 3-х лет). Последствия раннего органического поражения мозга или функциональная незрелость ЦНС обуславливают ряд отклонений, затрудняющих взаимодействие ребенка с окружающей средой, вследствие чего не складывается полноценная база для последующего развития высших психических функций. На первом году жизни показателями нарушения темпа нервно-психического развития могут служить:
снижение ориентировочной активности и потребности в ориентировочно исследовательской деятельности, что проявляется в слабой выраженности ориентировочных реакций, замедлении реакции зрительного и слухового сосредоточения;
более позднее появление «комплекса оживления», недостаточная активность при эмоциональном общении со взрослым;
в доречевом периоде — более позднее появление гуления, лепета, первых слов, неадекватная реакция на жесты, мимику и интонации взрослых, этапы гуления и лепета растянуты во времени;
замедленный темп формирования статических (связанных в равновесием) и локомоторных (способность к передвижению) функций;
запаздывание в развитии ручной моторики и зрительно-моторной координации.
Выраженность перечисленных недостатков психомоторного и речевого развития зависит от степени тяжести поражения ЦНС. Проблемы в развитии ребенка могут усугубляться ранней сенсорной и эмоциональной депривацией, если он воспитывается в неблагоприятных социальных условиях [26].
Ведущую роль в психическом и моторном развитии играет физическая активность, поэтому проблема развития зрительно-моторной координации у младших школьников с задержкой психического развития предполагает изучение и использование научных данных, о факторах, влияющих на их развитие. Ввиду того, что зрительно-моторная координация в наибольшей степени взаимосвязаны с уровнем развития психических процессов, их совершенствование является одним из приоритетных направлений в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими задержку психического развития.
Наиболее благоприятным возрастом для коррекции недостатков развития является младший школьный период, поскольку в этом возрастном диапазоне закладывается т. Упущенные в этот период возможности едва ли можно наверстать позднее, поэтому учителя и родители должны позаботиться, чтобы эти годы использовать как можно более плодотворно для развития.
Зрительно-моторная координация, обусловленная свойствами ЦНС, степенью зрелости отдельных областей коры головного мозга, особенностями сенсомоторных процессов имеет достоверные связи с некоторыми психическими процессами, такими как, память, внимание, мышление и др.
Однако практика показывает, что развитию зрительно-моторной координации у детей с ЗПР уделяется недостаточное внимание. Содержание занятий младших школьников в специальных (коррекционных) школах имеет преимущественно кондиционную направленность, отсутствуют нормативы показателей подготовленности. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития, поэтому развитие зрительно-моторной координации у детей с ЗПР в этом возрасте является актуальной задачей их [22, с. 107].
Таким образом, при ЗПР происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Изучение патофизиологических механизмов обнаруживает широкую иррадиацию процессов возбуждения и торможения, инертность основных нервных процессов, повышенную функциональную истощаемость клеток коры головного мозга в теменно-затылочных отделах, что является биологической основой зрительно-моторной координации. Поэтому формирование зрительно-моторной координации детей должно строиться так, чтобы активизировать работу теменно-височно-затылочных и лобных отделов полушарий головного мозга.
В связи с этим актуальным становится использование средств, позволяющих оптимизировать и активизировать работу мозговых систем, обеспечивающих реализацию зрительно-моторной координации.
Среди приёмов работы с детьми с ЗПР по развитию зрительно-моторной координации можно выделить графические упражнения. Графические упражнения – это упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, координации движений рук.
Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков).
Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.
Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения.
Сегодня существует много прописей и учебных тетрадок для детей, которые также можно использовать в своей работе с учетом возможностей детей. В них тоже даны разнообразные графические упражнения. Они помогают ребенку познакомиться с различными линиями и фигурами, видами штриховки, с ориентировкой в микропространстве.
Все упражнения по развитию зрительно-моторной координации в зависимости от возраста должны проходить от 5 до 10 минут и должны затрагивать мотивационный механизм зрительного и двигательного восприятий.
В коррекционной работе хочется выделить следующие направления:
развитие точности направления движения руки;
формирование навыка безотрывного письма;
регулирование размаха рисовального движения;
коррекция формообразующих движений руки (рисованию элементов линий, графических изображений);
Немаловажным является и соблюдение ряда требований для совместной коррекционной деятельности по развитию зрительно-двигательной координации:
развивать навык самоконтроля за правильной позой при рисовании, письме;
формировать навык правильно держать карандаш, фломастер;
равномерно распределять силу при нажиме;
развивать умение правильно держать листок при рисовании, штриховке, обводке;
прививать навыки прослеживания глазами за действиями руки;
Таким образом, графические упражнения, при знании особенностей развития детей с ЗПР и их причин, дают возможность в целенаправленном создании благоприятных условий для их правильного развития. Коррекционная деятельность по развитию зрительно-моторной координации может быть разнообразной. Многие педагоги отдают предпочтение ИЗО деятельности (рисование) и графическим упражнениям, другие включают в свою деятельность с детьми различные упражнения для рук, а также игры и упражнения, направленные на обводку, штриховку и физические упражнения. Но, для достижения высоких результатов эти направления работы должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга. Главное условие – многократность и повторяемость заданий, что в свою очередь развивает зрительно-двигательную память на движение и, следовательно, зрительно-двигательную координацию для готовности руки к письму.