СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие экотуризма в окрестностях д. Малое Зиновьево"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка экологического маршрута. Тема  "Развитие экотуризма в окрестностях д. М.Зиновьево". Автор знакомит с интересными природными   и историческими объектами   данной местности .

Просмотр содержимого документа
«"Развитие экотуризма в окрестностях д. Малое Зиновьево"»



МБОУ «Малозиновьевская основная школа»


Областной конкурс проектов туристских экскурсионных маршрутов по Нижегородской области «Край Нижегородский»









Развитие

экологического туризма

в окрестностях д. Малое Зиновьево


Номинация: Экскурсионный маршрут











Автор работы: Короткова Жанна Вадимовна

Учащаяся 6 класса 8 952 470 2807

Руководитель: Акишенкова Зинаида Михайловна

Учитель биологии и химии

МБОУ «Малозиновьевская ош»





Д.Малое Зиновьево

2017 уч.год





Содержание


Актуальность работы………………………………………………….…3

Цели и задачи……………………………………………………………..3

Введение…………………………………………………………………..4

Интересные и уникальные места нашего края………………………..

А) Родник Федосеевский Б) Пруды В) Мастерская по изготовлению Федосеевской топорной игрушки на базе Малозиновьевского ДК. Г) Комаровский скит Д) Липовая роща или территория нового Шарпана Е) Старообрядческая церковь

Выводы по результатам работы………………………………………18-19



Источники информации…………………….…………………………….22





















Актуальность

Экологический туризм занимает ведущее место по темпам развития среди прочих видов туризма; он является одним из наиболее популярных способов проведения досуга для жителей стран зарубежной Европы, США, Австралии. Отчасти потребность в отдыхе посредством экологического туризма гражданами зарубежных стран реализуется на территории Российской Федерации. И хотя в России экологический туризм не получил такого широкого развития, как в странах Запада, имеются основания предполагать, что в ближайшее время предпочтение российских туристов сместится в сторону экологического туризма.



Цель работы: рассмотреть перспективы развития экологического туризма в окрестностях д. Малое Зиновьево, г/о Семеновский. 

Задачи:

  • используя литературу изучить, что такое экологический туризм;

  • собрать сведения о местных достопримечательностях; 

  • оценить общую историческую ценность исследуемой местности; 

  • выявить пригодность данной местности для развития в ней экотуризма. 

  • составить экологический маршрут;


Данный маршрут интересен как учащимся, так и более взрослым категориям лиц. Протяженность маршрута примерно 40 км. Порядок передвижения по маршруту велосипедный или комбинированный









1. Родник Федосеевский 2. Пруды






6.Старообрядческа церковь д. М.Зиновьево



3. Мастерская изготовлению Федосеевской топорной игрушки



4.Комаровский скит



5.Липовая роща или территория нового Шарпана:



Введение

В мощной туристической сфере бизнеса как отдельное направление выделился в последние годы экологический туризм, причем многие специалисты во всем мире признают его одним из самых перспективных видов туризма. Экологический туризм служит главным источником доходов для таких стран как, Кения, Коста-Рика и одним из главных – для ряда других стран. По различным оценкам экологический туризм составляет 10–20% от всего рынка мирового туризма и является наиболее динамично развивающейся отраслью.

Природа России предоставляет большие возможности для развития экологического туризма. В России сохранились районы с традиционными, аборигенными, формами хозяйства, представляющие большую эколого-культурную ценность. Правда, несмотря на обширность неосвоенных или слабо освоенных пространств, состояние природы России в целом далеко не благополучно. К сожалению, в России используются в основном устаревшие технологии, и не только в промышленности, но и в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, серьезным ограничением для развития экотуризма является высокая чувствительность многих экосистем России к антропогенным воздействиям.

И все же развитие экологического туризма в России не только возможно, но и необходимо. Для многих районов страны это единственный путь решения проблемы, которая долгие годы казалась неразрешимой. Экологический туризм предлагает уникальное решение, которое обеспечит рабочие места и стабильно высокие доходы населения и сохранит в неприкосновенности дикую природу России. Большие возможности открываются для экотуризма на территории Семеновского района Нижегородской области.

Обладая богатой историей, культурными традициями, живописными природными ландшафтами район имеет возможность развития приоритетных направлений туризма: культурно-познавательного, спортивного, событийного и аграрного, в том числе и экологического туризма: разработка туристических маршрутов с целью посещения памятников природы, природных охраняемых зон.

Интересные и уникальные места нашего края

На территории окресностей д. Малое Зиновьево наиболее интересными местами для посещения экотуристами являются:

-родник Федосеевский:

-пруды:

-мастерская по изготовлению Федосеевской топорной игрушки на базе Малозиновьевского ДК. Руководитель Муравьев Н.С.:

-старообрядческая церковь;

-знаменитая липовая роща или территория нового Шарпана:

-Комаровский скит:

Родник Федосеевский

Родина, родник и родничок,
Неслучайно корень «род» в словах»
И хотя, порою одинок,
Раз родившись, он живет века.

Родниковые источники испокон веков почитались на Руси. Родниковая вода из экологически защищенного источника не нуждается в очистке, ее, по сути, можно пить некипяченой. Она имеет правильную структуру, подвергаясь в естественных условиях идеальной очистке. Ее не случайно называют живой, волшебной, святой. В ней наша сила и здоровье, бодрость духа и жизнелюбие.

В нашем округе выявлено около 100 родников – больше, чем в любом другом районе. Не все они одинаковы по силе потока воды, по обустройству и степени использования, но любовь народа к ним неизменна. О многих из них слагают легенды, которые сохраняются в их названиях.

О роднике Федосеевский информация очень скупая. От местного жителя Ивана Григорьевича Логинова мне удалось выяснить, что на этом месте когда - то была базарная площадь. Торговки опускали в родниковую воду бидоны с молоком, а мужики поили лошадей. Родники, как и люди, претерпевают разные времена. Вот и родник Федосеевский в 90 годы выглядел очень мрачно.

Но благодаря неравнодушным людям в лице Лидии Семеновны Шапошниковой, местного предпринимателя Сергея Ивановича Логинова приобрел вторую жизнь.

В настоящее время родниковой водой пользуются многие жители окрестных деревень. Вода в роднике вкусная и приятная. Любой турист может остановиться около родника, утолить жажду, да и просто отдохнуть. Почитают местные жители это место особенно в крещение. Вереницу людей и машин можно наблюдать здесь в ночь на 19 января.





Пруды

Следующим красивейшим местом является территория близ деревень Пруды. Именно здесь берет свое начало река Белая Санохта

Санохта (Белая Санохта) — река в России, протекает в Нижегородской области, Республике Марий Эл, республике Чувашия. Устье реки находится в 146 км по правому берегу реки Керженец. Длина реки составляет 29 км, площадь водосборного бассейна 279 км².

По легенде, эта река названа по именам двух влюбленных по имени Сана и Хта, которые утопились в ее водах. Осенью ее устье в ширину достигает 5 метров, весной ее пологие берега заливаются водами. Охта – в переводе означает приток. Санохта - «приток заполняющийся (разливающийся) в половодье»: сан (мар. «ложбина залитая в половодье») + охта (финн.уг. - «приток») .

По другой легенде в далекие – далекие времена в местах наших жило племя людей сильных, красивых. Богатырского телосложения. Из всех выделялся один богатырь - именем Родион. Объявил Родион по всей округе, что наполнит он бадью двадцатилитровую водой, да внесет ее, не расплескав, взяв на плечи на самое высокое место на верхушку холма. А тогда говорили САН. С улыбкой начал свое восхождение Родион – гордец на вершину –сан. Прошел пять, десять. двадцать шагов. И ноги его стали наливаться тяжестью.

Улыбка сошла с лица, а губы стали твердить сан, сан. А когда совершил Родион двадцать девятый шаг, подвернулись ноги его, и из груди вырвался крик похожий на стон. Одним показалось «Ах, ты!», другим «Ох, ты!» . Вода из опрокинутой бадьи потекла сначала чистым ручейком, потом речкой извилистой. Встретилась с красавцем Керженцем, пополнив воды его чистые. Высокое место «сан» да крик Родионов «ах, ты» дали название речке: «Сан-ах-ты», другие стали называть речку «Санохтой». А место ,где племя богатырское , да гордец - Родион жили называется теперь деревней Родионихой. У д. Рождественское протекает река Черная Санохта или по местному Чернуха. Слово «чернуха» на русском Северо-Западе означает «топь», «непроходимое место в болоте». Черную речку и сейчас (не смотря на то, что она совсем не глубокая) не в состоянии преодолеть самые серьезные «внедорожники». Белая Санохта сливается с Черной у деревни Ларионово.

На этом этапе туристы могут не только прекрасно отдохнуть, но и узнать много интересного о нашем крае.



Топорная игрушка

Не менее интересным для туристов будет мастерская по изготовлению Федосеевской топорной игрушки на базе Малозиновьевского ДК. Руководителем, которой является местный мастер Муравьев Николай Сергеевич. Все знают выражение "топорная работа". В наше время оно означает работу, сделанную грубо и не слишком точно. А в прошлом значение было прямо противоположное, потому что топором мастера владели так хорошо, что, подчас, выполняли весьма тонкую работу, требовавшую очень высокого мастерства.

 Топорная Федосеевская игрушка - разновидность Семёновской. Она была распространена в ряде деревень Семёновского района: Деянове, Логинове, Малых и Больших Прудах, Хвостикове, Родионихе, Зиновьеве, Кондратьеве, Трегубове и, конечно же, Федосееве. Предполагаемый основатель промысла Яков Александрович Александров (до 1914) из деревни Федосеево делал игрушечную мебель, вагоны, стиральные корыта. Его дочь Феодосья, жившая в Нижнем Новгороде, была расписчицей «балясок», внук Афанасий (1905 - около 1975) точил игрушечные карусели .Яркими мастерицами - создательницами кукольной мебели были сёстры Агафья Архиповна (1902-1970), Аграфена Архиповна (1904-1983) и Харитина Архиповна (1898/99-около 1963; в заму­жестве Осипова) Санниковы. Их односельчане братья Ефим Перфильевич (1907-1963) и Феодосий Перфильевич (1899-1977) Мордашёвы вы­полняли вагоны, «автобушки».

 Игрушечный промысел, в его современном виде, возник здесь в конце XIX века. С давних пор делали федосеевцы деревянные ложки. А вдруг занялись топорно-щепной игрушкой. Начали они делать, во-первых, мебель для кукол. Это были не только расписные столы и стульчики, кресла и диваны, но и буфеты с настоящим зеркальцем. Да еще и предметы кукольного обихода: корыта, топоры, вальки для белья. Эти игрушки ласково называли "балясы", что означало веселые, забавные, сделанные остряком и балагуром. Мастера настолько умелы, что при изготовлении этой игрушки используют всего два инструмента - нож и топор. Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко-желтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелеными листьями. Из глубокой древности пришли в игрушку образы всадников на конях, повозки запряженной лошадьми, деревенские сани и сделанные из дерева крестьянские топоры и молотки. Но это не все. Стали федосеевцы делать уж вовсе необычную для народных промыслов игрушку — техническую. Появились игрушки - мельница, карусель, пильщики досок, домики, мебель. А технический прогресс начала XX века явил игрушечные образы парохода, аэроплана, автомобиля трамвая и др.

Сначала игрушки расписывались, как до этого ложки: гусиным пером и сажей рисовали цветы, птиц, людей и расцвечивали их зеленым кроном и красным суриком. Позднее придумали другой способ украшения. Стали окунать свои игрушки в ярко-желтую анилиновую краску, а потом уж наносить узор — лиловые завитки цветов и листьев закрашивали красным и зеленым фуксином. Игрушки получались яркими, веселыми.

С начала XXI века в г. Семёнове и в деревне Малое Зиновьево занимается возрождением Федосеевской игрушки мастер Николай Сергеевич Муравьёв. По предложению одного из старейших игрушечников, Евгения Арсеньевича Мордашёва, Муравьёв стал копировать музейные экспонаты, с целью освоить все виды Федосеевских изделий и затем обучить этому делу ребят, мальчиков – изготовлению формы, а девочек – росписи, чтобы не исчезло из игрушечного мира Федосеевское «солнышко» и в доме у детей всегда был праздник. Работы их наставника, Н.С. Муравьёва заставляют вспомнить лучшие образцы Федосеевской игрушки.

Комаровский скит В Семеновском районе Нижегородской области есть места святые, намоленные, таинственные. Со своими легендами, завесу над которыми частично приоткрыл наш земляк Мельников-Печерский в своем романе «В лесах». Это старинные места старообрядчества, куда стекались сторонники

традиционной веры со всей Руси. Сейчас многие тамошние закрытые от глаз уголки считаются святыми и, как говорят знающие люди,  приносят исцеление и исполнение светлых желаний. Комаровский скит - один из старейших и крупнейших на Керженце, место действия романа Мельникова-Печерского «В лесах». 

Скит был основан в конце 17 - начале 18 веков в 36 км к северо-западу от города Семенова, вблизи деревень Елфимово и Васильево, на правом берегу ручья, впадающего в Линду. Название, согласно преданию, получил по прозвищу первопоселенца - крестьянина Комара.

В 1826 году в Комаровском Скиту находилось 26 обителей, а в 1853 – 12 обителей, три часовни и 2 молельни. В каждую обитель входило 100 небольших домиков, одновременно в них проживало 500 иноков и 500 послушников.  Обыкновенно пять-шесть больших бревенчатых изб на высоких подклетах ставились одна вплоть к другой, либо отделенные одни от других тесовыми холодными сенями. Строены под одну кровлю, соединялись меж собой сенями и крытыми переходами. Такое строенье называлось «стаей» и напоминало допетровские городские хоромы зажиточных людей.  В домашнем хозяйстве тогда всем заправлял мужчина: ключи от всех комнат и сундуков часто хранились в семье только у самого старшего.

В Комаровском скиту проживали не только иноки, но здесь же располагались и сиротские дома. «Сиротами» называли не принадлежавших к общине скитских поселенцев, живущих отдельно и кормящихся от собственных средств, но в период работы Нижегородской ярмарки собиравших в Нижнем пожертвования на скит от купцов-старообрядцев. 
Скит подвергся разорению при Питириме, но после указа 1762 г. был быстро восстановлен. В XVIII в. в скиту была построена обитель Бояркина, которая была основана княжной Болховской и сначала заселялась женщинами знатных родов. До 50-х годов XIX в. в часовне обители сохранялась как святыня Александровская лента с орденским крестом, принадлежавшая Лопухину - дяде основательницы обители.  Любопытно, что и знатные состоятельные нижегородцы отправляли своих дочек на обучение в Комаровской скит. Здесь их обучали вышиванию, грамоте, пение по крюковым нотам. Так пели в старообрядческих церквях – в молитвах стояли нотные значки, означающие длительность и тональность звука. 

Наибольшую известность Комаровский скит приобретает во второй половине 19-го века, когда в нем селится старшая, или первая, Манефа, князь Потемкин и известный начетчик, старообрядчий писатель, участвующий в Соборе 1779 года Ионн Курносый. 

Матушка Манефа умерла в 1816 году, ее мощи были призваны преподобными. А место считается святым.  Надгробие с этими словами был сооружен стараниями московского купца  первой Гильдии Филиппа Касаткина в июне 1818 года.  Из святых мест сохранилась могила  настоятельницы  Манефиной обители, матушки Манефы, правившей скитом в середине 19 века. Кстати, в это же время здесь жил и Игнатий Потемкин, родственник князя Потемкина. 
Если приложиться лбом к могиле в области живота и попросить матушку, она принесет исцеление и поможет вам в вашем горе.  Старообрядцы ходят сюда молиться. Да и при жизни к первой Манефе ходило много странников – она исцеляла их и давала совету правильной жизни.

Только благодаря меценатам из числа семеновских старообрядцев удалось восстановить и облагородить могилу Манефы. Сейчас это единственная подобная старообрядческая могила во всей России. Всего в Комаровском скиту работало три Манефы, их собирательный образ лег в основу матушки Манефы, героини романа «В Лесах».

Сохранилась могила самой известной, первой Манефы, считающейся сейчас преподобной.  Покидая Комаровский скит из Елфимово в сторону д. Малое Зиновьево нельзя не остановится еще в одном удивительном месте. Местное население знают его как новый Шарпан.


Новый Шарпан


Скит Новый Шарпан не такой старый и был основан в середине 19 века после "выгонки" Старого Шарпана - одного из первых скитов на Керженце.  Основан он был у могилы преподобной Февронии, которая, по поверью, источала в первый лень Пасхи целебную воду. Скит был закрыт в 1928 году... Сейчас на этом месте осталась только липовая роща. Да несколько небольших прудов.

Последний классический старообрядец (ныне покойный) -  это колоритный мужчина: высокий, с седой бородой до пояса, очень общительный и образованный, начитанный. 
Родился Авдей Савельевич Маслов в близлежащей деревне и прожил здесь всю жизнь: его мать молодой девушкой была отдана на 3 года на воспитание в Комаровский скит. Она и рассказала ему все о жизни Скита. 





Старообрядческая церковь

Сейчас в деревне Малое Зиновьево большинство староверов, но полностью обрядов не соблюдают, например, все бороду бреют, а раньше бритому христианину священник руку свою не даст поцеловать, да и к причащению не допустит. Эти традиции в старообрядческой церкви сохранились и до сих пор. Ну и, конечно, нельзя пить, курить и ругаться нечестивыми словами.

Еще совсем недавно верующие люди ходили молиться в молельный дом. По большим праздникам на Новый Шарпан, но это довольно таки далеко, люди в основном пожилые. В 2012 году здание бывшей начальной школы было отдано под старообрядческую церковь. Сейчас здесь идут восстановительные работы. Но церковь уже действует.

..Если вам удастся побывать в Семеновском районе - вы наверняка отметите, что места необыкновенно красивые по природе, мистические по своим тайнам, своей древней истории, намоленные.  Многим здесь легко, радостно на душе, а некоторым даже приходит исцеление от болезни или просветление – эти места сами подсказывают ответы на мучающие вас жизненные вопросы.



















Источники информации:

  1. Легенды о родниках - Семеновский Вестник - онлайн semvestnik.ru›public/326-20131015-rodniki.html

  2. http://toyshistory.ru/istoria/v-kazhdoi-izbushke-svoi-igrushki/fedosevskie-baljasy.html

  3. http://www.artsgifts.ru/staty/fedoseevskaya_igrushka/

  4. Е.Ю.Ледовских, Н.В. Моралева, А.В. Дроздов «Экотуризм на пути в Россию» Тула. 2002.


















16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!