СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие фонематического слуха как условие повышения качества образования младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в  школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

 При наличии в современ­ной школе множества азбук и букварей метод, лежащий в осно­ве систем обучения грамоте, остается еди­ным — звуковой аналитико-синтетический метод, основоположником которого явля­ется К.Д. Ушинский.

«Я не потому предпочитаю звуковую методу, что дети по ней выучиваются ско­рее читать и писать, но потому, что, дости­гая успешно своей самостоятельной цели, метода эта в то же время дает самостоятель­ность ребенку, беспрестанно упражняет внимание, и память,  и рассудок дитяти, и, ког­да перед ним потом раскрывается книга, оно уже значительно подготовлено к пони­манию того, что читает, и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к учению». Многолетний опыт обучения гра­моте по этому методу только подтверждает слова великого педагога.

Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического слуха как условие повышения качества образования младшего школьника»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ Гимназия №1619 имени М.И. Цветаевой






Выступление

на методическом объединении учителей

начальных классов







Тема. Развитие фонематического слуха как условие повышения качества образования младшего школьника







Учитель: Матросова Лидия Викторовна











Москва



Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остаётся нерешённой в силу разных причин:

- трудности самой орфографии нашего языка;

- отсутствия мотивации к орфографической деятельности;

- разрозненности изучаемых правил;

- невнимания учащихся к слову;

- ограниченного словарного запаса младшего школьника;

- падения детского интереса к чтению…

Однако одной из самых значимых причин можно назвать недооценку учителем периода обучения грамоте и того, что главным условием успешного решения орфографических задач является высокий уровень фонетико-графических умений и навыков, которые формируются в ходе полноценно организованного звуко-буквенного разбора. Фонетические умения - необходимая база для становления осознанных навыков правописания, в частности, без них нельзя сформировать орфографическую зоркость учащихся.

При наличии в современ­ной школе множества азбук и букварей метод, лежащий в осно­ве систем обучения грамоте, остается еди­ным — звуковой аналитико-синтетический метод, основоположником которого явля­ется К.Д. Ушинский.

«Я не потому предпочитаю звуковую методу, что дети по ней выучиваются ско­рее читать и писать, но потому, что, дости­гая успешно своей самостоятельной цели, метода эта в то же время дает самостоятель­ность ребенку, беспрестанно упражняет внимание, и память, и рассудок дитяти, и, ког­да перед ним потом раскрывается книга, оно уже значительно подготовлено к пони­манию того, что читает, и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к учению». Многолетний опыт обучения гра­моте по этому методу только подтверждает слова великого педагога.

В соответствии с этим методом на первом месте всегда стоят «звуковые упражнения, приготовляющие к чтению» (К.Д. Ушин­ский), которые современных системах обучения грамоте упражнения принято называть звуковым анализом. При звуковом анализе вся работа опирается на живую, звучащую речь, на развитие речи учащихся. Из речевого потока выделяются предложения и слова, из слов путем их анализа выделяются звуки. Если ребенок плохо освоил звуко-буквенный анализ, это может быть причиной фонематических ошибок. Они возникают, если в обучении чётко не выделяется собственный предмет фонетики - звучащее слово, если учащиеся не осознают способов звукового анализа и не имеют средств контроля за правильностью своих действий. Следствием такой работы является наличие ошибок на пропуск, замену, искажение и перестановку букв в словах, которые, как показывает анализ контрольных работ, являются частыми не только в 1и 2, но в 4 и 5 классах.

На своих уроках по обучению гра­моте я использую такой прием организации как состав­ление схемы-модели звучащего слова с пос­ледующим выделением отдельного звука и его изучением. Доказывать необходи­мость использования моделирования в на­чальном обучении чтению и письму не при­ходится. Наукой признаётся высокая дидактическая ценность моделирования, что является определённым критерием развития учебной деятельности учащихся.

Фонетика, раздел русского языка, который изучает звуки и буквы, является наиболее трудным и сложным в усвоении детьми младшего школьного возраста. Поэтому работу над формированием фонематического слуха я начинаю с 1-го класса уже в букварный период.

Как только начинается работа над первыми гласными буквами, ввожу характеристику звуков, их транскрипцию. В связи с этим я использую различные формы и методы. Во-первых, это разные игры: «Эхо», «Узнай звук в слове» (дети определяют хлопками), «Перевертыши», (где дети называют слова, в которых звук не соответствует букве, т.е. написание слова расходится с его произношением).

В этот период я использую:

  1. Общую и индивидуальные ленты букв, которые заполняются самими детьми по мере изучения букв и звуков;

  2. Сигнальные вееры с гласными и согласными буквами (синий и красный цвет).

  3. Кассы букв и звуков. Вееры цифр для подсчета количества звуков, букв, слогов.



Работа над звуко-буквенным анализом слов обязательно проводится на каждом уроке обучения грамоте отводится (15 мин.) .

Дети сами, опираясь уже на готовую ленту букв, дают характеристику новому звуку: (гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, парный или не парный, шипящий и т.д.)

Особую работу я провожу над темой «Йотированные гласные». Само это понятие конечно не вводится, а дети оперируют названием «Особенные гласные». Над такими гласными (е, ё, ю, я) я работаю по два-три урока. Здесь я использую печатные таблицы, где идёт сравнение звуков по положению в слове (в начале слова, после гласной, после Ь и Ъ и после согласного).

Здесь считаю уместным проводить: игры « Угадай необычное слово» (где звуков больше, чем букв), проводить тесты (отметь слова, где звуков больше, меньше, чем букв, где одинаковое количество и т.д.).

Особое место занимает работа над Ъ и Ь.

Важно детям понять, какую роль выполняют эти буквы в русском языке. Здесь же вводится понятие «Мягкий знак – показатель мягкости согласного и разделительный мягкий знак», «Твердый знак – разделительный». На месте этих букв в транскрипции ставится прочерк.

Отлично способствует усвоению этих понятий – «зажигание» цветными карандашами звуков в словах . Это выполняется как индивидуально. так и коллективно с цветными магнитиками на доске (гласные- красным цветом, твердые согласные синим, мягкие согласные- зеленым цветом, а буквы, не обозначающие звуков, Ъ и Ь – простым карандашом).

Таким образом, в 1 полугодии у ребят бывают хорошо отработанные навыки и знания по теме «Фонетика русского языка».

Иллюстрацией может служить открытый урок, который я провела во 2-й четверти (24.11.2013г.), по теме «Закрепление знаний о буквах и звуках русского языка».

Сейчас я приведу примеры некоторых фрагментов этого урока.


  1. Проверка знаний по фонетике.

Опрос учащихся.

  • Сколько букв в русском алфавите?

  • Сколько гласных? Назовите.

  • Сколько согласных?

  • Назовите буквы, которые звуков не обозначают.

  • Назовите гласные звуки.

  • Назовите особенные гласные.

  • Назовите парные.

  • Назовите всегда мягкие.

  • Назовите всегда твердые.

  • Назовите шипящие.


11. Задание: «Найди пару».

- Соедини транскрипцию и слово

На доске: СЕМЯ ПАЛ ’Й ’ОТ Проверка (открывается

ПОЛЬЁТ КОЛ ’А обратная сторона карточек)

СЕМЬЯ С’ ИМ’ Й’ А

КОЛЬЯ С’ ИМ’ Й’А

ПОЛЁТ ________ А вот эти две строчки свободны,

коля _____ Задание: написать самостоятельно

транскрипцию к этим словам.

- А какие правила русского языка мы повторяем?

1) разделительный Ь

2) безударная гласная в корне

3) собственные имена

4) безударная гласная в приставке

- Затем опять коллективная проверка. Подсчёт результатов – «5»


IV. Разминка

Работа с веером - букв.

-- А сейчас мы опять отдохнём, но расслабимся мы с пользой для дела.

--Встали все и приготовили карточки с гласными буквами.

На плакате стихотворение:


В л.. су и на р..чной излуке,

В р..дных п..лях, где даль св..тла,

Ты сд..бротой не будь в разлуке,

Не причини пр..роде зла.


Я читаю, сейчас. Я указкой показываю слова, а вы мне поднимаете правильную букву с произношением проверочных слов.

-- А кто может сказать правило, как же проверить слово с безударной гласной в корне.

Однако, эту работу необходимо продолжать и в следующих классах также серьезно, как и в первом классе. И я считаю, что очень важно не упустить этот процесс. Ведь во 2-м, а тем более в 3-ем классах очень много новых важных тем и ,бывает, что мы подчас забываем об этой работе.


Таким образом, эта работа способствует лучшему и эффективному усвоению главных тем русского языка в начальной школе: «Безударные гласные в корне», «Парные и непроизносимые согласные в корне слова».

Результаты контрольных работ также выявили, что такие фонетические орфограммы как пропуск, замена, искажение и перестановка букв находятся в «тревожной зоне» и составляют 24% от общего числа ошибок. Не вызывает удовлетворения и такая орфограмма как безударная гласная (33%). Прослеживается прямая связь этих ошибок с неумением младших школьников выполнить фонетический разбор - 64% учащихся допустили ошибки при выполнении этого задания. Следовательно одной из причин получения неудовлетворительных результатов срезов знаний учащихся является недооценивание учителями начальной школы работы по:

  • развитию фонематического слуха;

  • формированию орфографической зоркости.

Именно поэтому основной задачей учителя начальных классов можно считать обеспечение качественной фонетической подготовки своих учеников. Что известно о значении изучения фонетики? Почему обучение грамоте должно опираться на звуковой анализ слова? Какой метод лежит в основе формирования грамотной личности? В чём его сущность? Ответы на эти вопросы ПОСТОЯННО находятся в компетенции учителя начальной школы, призванного повысить качество образования младшего школьника, и поэтому будут освещены ниже.

Работая со схемой-моделью звуча­щего слова, ученик получает возможность «остановить» и зрительно зафиксировать «летучий» звук. Вне зависимости от сложности состав­ляемой схемы-модели звучащего слова в той или иной системе обучения грамоте назначение их одно — помочь первокласс­нику зрительно представить себе последо­вательность звуков в слове, затем выделить из этой последовательности отдельный звук (или звуки), изучить его и обозначить соответствующей буквой.


В практике в упражнениях со схемами-моделями звучащего слова наблюдаются типичные ошибки. Одна из них заключается в том, что вместо звучащего слова дети анализируют готовую схему-модель, представленную в учебнике. В таких случаях говорить об эффективнос­ти данного упражнения не приходится. Де­ти быстро усваивают специфику условных обозначений и легко анализируют готовую схему, не вслушиваясь в звучащее слово.

Ошибочно и то, что анализируется звучащее слово, устно устанавливается последова­тельность слогов и звуков, дается их качес­твенная характеристика и только потом предлагается составление схемы-модели. Эта ошибка, конечно, происходит от недо­понимания учителем назначения схемы-модели. В данном случае схема-модель только «украшает» урок, и ученики не ощу­щают от нее никакой пользы.

Ученые-методисты и психологи посто­янно подчеркивают, что нужен звуковой анализ с одновременным составлением схем-моделей слов. Ученик произносит слово, один за другим «ловит» «летучие» звуки и фиксирует их последовательность на модели, т.е. происходит действие вычленения звука как интонационное выделение (потягивание) каждого звука в полном слове. Например, для анализа слова «рука» ребёнок должен его произнести четыре раза: р-р-рука, ру-у-у-ка, рук-к-ка, рука-а-а. Если звук не тянется, его следует подчеркнуть силой голоса, повторами. Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется, если работа ведётся с полным словом: один неверно названный звук искажает весь присущий каждому слову «портрет». Составив схему-модель, ученик «прочи­тывает» (произносит) слово по схеме. За­тем предлагаю выделить какой-то один звук, проводится его изучение: ар­тикулирование, характеристика, узнавание в потоке речи.

Составление схемы-модели звучащего слова чаще всего происходит под руководс­твом учителя — учитель задает классу воп­росы. Отвечая на них, учащиеся строят схему: один ученик на доске, а все остальные в индивидуальных кассах. Умение вычленить звуки в словах и определить их последовательность становится способом действия для ученика, который не только осваивает определённую последовательность операций, но и приобретает способность контролировать и оценивать свои действия.

Проведение звуко­вого анализа часто относится к «нелюбимым» уп­ражнениям учителя. Данная форма работы не всегда выполняет назначение: не все ученики включаются в работу. У кого-то из них всегда остается соблазн не принимать участия в анализе, а перерисо­вать готовую схему с доски к себе в тетрадь. Трудности испытывают учащиеся с разным уровнем подготовки к обучению грамоте: и те, кто читать только учится, и те, кто уже научился читать до школы. Более того, как правило, те, кто уже читает, затрудняются в звуковом анализе: «буквенная одежда сло­ва» мешает осознаванию состава звучащего слова.

Обозначенные недостатки в организа­ции звукового анализа можно устранить, если изменить подходы к обучению. Основ­ную задачу звукового анализа с составлени­ем схемы-модели звучащего слова нельзя сводить только к выделению и изучению нового звука и буквы. Она значительно ши­ре — это формирование речевого слуха пер­воклассников, развитие их умений разли­чать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, а также умений устанавливать после­довательность звуков в слове и характер их взаимосвязей.

Развитый речевой слух ведет к разви­тию речевой интуиции, того, о чем в обихо­де говорят: «Правил не знает, а пишет всё грамотно». От уровня развития речевого слуха во многом зависит усвоение орфо­эпии и орфографии. Следовательно, обуче­ние звуковому анализу может рассматри­ваться как предпосылка формирования языковой грамотности. Кроме того, действие звукового анализа с составлением схемы-модели слова оказы­вается идентичным действию письма. Это перекодирование звучащей речи в знако­вую систему — от звукового кода через пос­редство речедвигательного кода к буквен­ному. Различие состоит только в том, что вместо буквенного кода используются иные символы обозначения звуков соот­ветствующими значками (в любой системе обучения грамоте на схемах-моделях отра­жается последовательность звуков в слове, гласные и согласные звуки — хотя используются разные значки). Обучая звуковому анализу с составлением схемы-модели, мы учим предварительному искусственному письму, «квазиписьму» (термин Ш.А. Амонашвили), а овладение действием такого звуково­го анализа — это первый этап — подготови­тельный — в формировании у младших школьников действия письма. Чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходимо постоянная работа.

  1. Прежде всего, надо научить звуковому анализу, нельзя пренебрегать этой работой, в будущем ученики будут писать без пропусков букв.

2. Выработка орфографической зоркости. Этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

3. Научить детей самоконтролю.

Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки» (зажигают огоньки под орфограммами). Мы с учениками используем для этого ручку с зелёной пастой. Считаю очень важным с первого класса вести такую работу, как письмо с проговариванием; письмо с комментированием. Перед диктантами и сочинениями следует проводить словарную, творческую работы для того, чтобы предупредить ошибки. Для развития орфографической зоркости помогают такие диктанты: «Проверяю себя», «Диктант с обоснованием, диктант с постукиванием во время орфограммы, диктант «Найди слова». В работе использую и такие диктанты: предупредительный, зрительный, объяснительный, выборочный, словарный, самодиктант, творческий диктант по началу, творческий диктант по картине, диктант- перевод, свободный, восстановительный, по памяти и др. Изучив статьи Н.А. Зайцева «Резервы обучения чтению» по текстам Федоренко я использую и композиционное письмо с взаимопроверкой.

Нельзя забывать о том, что ученики должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого необходимо ежедневно отводить пять минут на повторение.

Таким образом, фонетические знания и умения необходимы ученикам для таких видов деятельности как слушание, говорение, чтение и письмо. Благодаря фонематическому слуху, мы различаем слова по их звучанию, улавливаем смысл, который говорящий вкладывает в высказывание (одобрение, негодование, порицание и т.д.), а также усваиваем орфоэпические и орфографические нормы. На фонетику мы опираемся и при обучении лексике и грамматике. Хорошая фонетическая подготовка - основа преемственности в обучении языку между младшими и средними классами.

Осмысление учителем понятия «фонематический слух» значимо в плане поиска эффективных приёмов обучения грамоте, орфоэпии, орфографии, развития навыков устной и письменной речи, а также формирования навыков чтения, то есть решения вопроса повышения качества образования младшего школьника.



Литература.

  1. Русский язык: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений под ред. Л.Л. Касаткина. М.: Изд. центр «Академия», 2001.

  2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Эдиториал УРСС, 2003.

  3. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М.: Изд. центр «Академия», 1997.

5. Сильченкова Л.С. Формирование фонематического слуха. Ж. «Начальная школа» №1, 2005.

6. Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Ж. «Начальная школа» №3, 2005.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!