ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ Гимназия №1619 имени М.И. Цветаевой
Выступление
на методическом объединении учителей
начальных классов
Тема. Развитие фонематического слуха как условие повышения качества образования младшего школьника
Учитель: Матросова Лидия Викторовна
Москва
Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остаётся нерешённой в силу разных причин:
- трудности самой орфографии нашего языка;
- отсутствия мотивации к орфографической деятельности;
- разрозненности изучаемых правил;
- невнимания учащихся к слову;
- ограниченного словарного запаса младшего школьника;
- падения детского интереса к чтению…
Однако одной из самых значимых причин можно назвать недооценку учителем периода обучения грамоте и того, что главным условием успешного решения орфографических задач является высокий уровень фонетико-графических умений и навыков, которые формируются в ходе полноценно организованного звуко-буквенного разбора. Фонетические умения - необходимая база для становления осознанных навыков правописания, в частности, без них нельзя сформировать орфографическую зоркость учащихся.
При наличии в современной школе множества азбук и букварей метод, лежащий в основе систем обучения грамоте, остается единым — звуковой аналитико-синтетический метод, основоположником которого является К.Д. Ушинский.
«Я не потому предпочитаю звуковую методу, что дети по ней выучиваются скорее читать и писать, но потому, что, достигая успешно своей самостоятельной цели, метода эта в то же время дает самостоятельность ребенку, беспрестанно упражняет внимание, и память, и рассудок дитяти, и, когда перед ним потом раскрывается книга, оно уже значительно подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к учению». Многолетний опыт обучения грамоте по этому методу только подтверждает слова великого педагога.
В соответствии с этим методом на первом месте всегда стоят «звуковые упражнения, приготовляющие к чтению» (К.Д. Ушинский), которые современных системах обучения грамоте упражнения принято называть звуковым анализом. При звуковом анализе вся работа опирается на живую, звучащую речь, на развитие речи учащихся. Из речевого потока выделяются предложения и слова, из слов путем их анализа выделяются звуки. Если ребенок плохо освоил звуко-буквенный анализ, это может быть причиной фонематических ошибок. Они возникают, если в обучении чётко не выделяется собственный предмет фонетики - звучащее слово, если учащиеся не осознают способов звукового анализа и не имеют средств контроля за правильностью своих действий. Следствием такой работы является наличие ошибок на пропуск, замену, искажение и перестановку букв в словах, которые, как показывает анализ контрольных работ, являются частыми не только в 1и 2, но в 4 и 5 классах.
На своих уроках по обучению грамоте я использую такой прием организации как составление схемы-модели звучащего слова с последующим выделением отдельного звука и его изучением. Доказывать необходимость использования моделирования в начальном обучении чтению и письму не приходится. Наукой признаётся высокая дидактическая ценность моделирования, что является определённым критерием развития учебной деятельности учащихся.
Фонетика, раздел русского языка, который изучает звуки и буквы, является наиболее трудным и сложным в усвоении детьми младшего школьного возраста. Поэтому работу над формированием фонематического слуха я начинаю с 1-го класса уже в букварный период.
Как только начинается работа над первыми гласными буквами, ввожу характеристику звуков, их транскрипцию. В связи с этим я использую различные формы и методы. Во-первых, это разные игры: «Эхо», «Узнай звук в слове» (дети определяют хлопками), «Перевертыши», (где дети называют слова, в которых звук не соответствует букве, т.е. написание слова расходится с его произношением).
В этот период я использую:
Общую и индивидуальные ленты букв, которые заполняются самими детьми по мере изучения букв и звуков;
Сигнальные вееры с гласными и согласными буквами (синий и красный цвет).
Кассы букв и звуков. Вееры цифр для подсчета количества звуков, букв, слогов.
Работа над звуко-буквенным анализом слов обязательно проводится на каждом уроке обучения грамоте отводится (15 мин.) .
Дети сами, опираясь уже на готовую ленту букв, дают характеристику новому звуку: (гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, парный или не парный, шипящий и т.д.)
Особую работу я провожу над темой «Йотированные гласные». Само это понятие конечно не вводится, а дети оперируют названием «Особенные гласные». Над такими гласными (е, ё, ю, я) я работаю по два-три урока. Здесь я использую печатные таблицы, где идёт сравнение звуков по положению в слове (в начале слова, после гласной, после Ь и Ъ и после согласного).
Здесь считаю уместным проводить: игры « Угадай необычное слово» (где звуков больше, чем букв), проводить тесты (отметь слова, где звуков больше, меньше, чем букв, где одинаковое количество и т.д.).
Особое место занимает работа над Ъ и Ь.
Важно детям понять, какую роль выполняют эти буквы в русском языке. Здесь же вводится понятие «Мягкий знак – показатель мягкости согласного и разделительный мягкий знак», «Твердый знак – разделительный». На месте этих букв в транскрипции ставится прочерк.
Отлично способствует усвоению этих понятий – «зажигание» цветными карандашами звуков в словах . Это выполняется как индивидуально. так и коллективно с цветными магнитиками на доске (гласные- красным цветом, твердые согласные синим, мягкие согласные- зеленым цветом, а буквы, не обозначающие звуков, Ъ и Ь – простым карандашом).
Таким образом, в 1 полугодии у ребят бывают хорошо отработанные навыки и знания по теме «Фонетика русского языка».
Иллюстрацией может служить открытый урок, который я провела во 2-й четверти (24.11.2013г.), по теме «Закрепление знаний о буквах и звуках русского языка».
Сейчас я приведу примеры некоторых фрагментов этого урока.
Проверка знаний по фонетике.
Опрос учащихся.
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных? Назовите.
Сколько согласных?
Назовите буквы, которые звуков не обозначают.
Назовите гласные звуки.
Назовите особенные гласные.
Назовите парные.
Назовите всегда мягкие.
Назовите всегда твердые.
Назовите шипящие.
11. Задание: «Найди пару».
- Соедини транскрипцию и слово
На доске: СЕМЯ ПАЛ ’Й ’ОТ Проверка (открывается
ПОЛЬЁТ КОЛ ’А обратная сторона карточек)
СЕМЬЯ С’ ИМ’ Й’ А
КОЛЬЯ С’ ИМ’ Й’А
ПОЛЁТ ________ А вот эти две строчки свободны,
коля _____ Задание: написать самостоятельно
транскрипцию к этим словам.
- А какие правила русского языка мы повторяем?
1) разделительный Ь
2) безударная гласная в корне
3) собственные имена
4) безударная гласная в приставке
- Затем опять коллективная проверка. Подсчёт результатов – «5»
IV. Разминка
Работа с веером - букв.
-- А сейчас мы опять отдохнём, но расслабимся мы с пользой для дела.
--Встали все и приготовили карточки с гласными буквами.
На плакате стихотворение:
В л.. су и на р..чной излуке,
В р..дных п..лях, где даль св..тла,
Ты сд..бротой не будь в разлуке,
Не причини пр..роде зла.
Я читаю, сейчас. Я указкой показываю слова, а вы мне поднимаете правильную букву с произношением проверочных слов.
-- А кто может сказать правило, как же проверить слово с безударной гласной в корне.
Однако, эту работу необходимо продолжать и в следующих классах также серьезно, как и в первом классе. И я считаю, что очень важно не упустить этот процесс. Ведь во 2-м, а тем более в 3-ем классах очень много новых важных тем и ,бывает, что мы подчас забываем об этой работе.
Таким образом, эта работа способствует лучшему и эффективному усвоению главных тем русского языка в начальной школе: «Безударные гласные в корне», «Парные и непроизносимые согласные в корне слова».
Результаты контрольных работ также выявили, что такие фонетические орфограммы как пропуск, замена, искажение и перестановка букв находятся в «тревожной зоне» и составляют 24% от общего числа ошибок. Не вызывает удовлетворения и такая орфограмма как безударная гласная (33%). Прослеживается прямая связь этих ошибок с неумением младших школьников выполнить фонетический разбор - 64% учащихся допустили ошибки при выполнении этого задания. Следовательно одной из причин получения неудовлетворительных результатов срезов знаний учащихся является недооценивание учителями начальной школы работы по:
Именно поэтому основной задачей учителя начальных классов можно считать обеспечение качественной фонетической подготовки своих учеников. Что известно о значении изучения фонетики? Почему обучение грамоте должно опираться на звуковой анализ слова? Какой метод лежит в основе формирования грамотной личности? В чём его сущность? Ответы на эти вопросы ПОСТОЯННО находятся в компетенции учителя начальной школы, призванного повысить качество образования младшего школьника, и поэтому будут освещены ниже.
Работая со схемой-моделью звучащего слова, ученик получает возможность «остановить» и зрительно зафиксировать «летучий» звук. Вне зависимости от сложности составляемой схемы-модели звучащего слова в той или иной системе обучения грамоте назначение их одно — помочь первокласснику зрительно представить себе последовательность звуков в слове, затем выделить из этой последовательности отдельный звук (или звуки), изучить его и обозначить соответствующей буквой.
В практике в упражнениях со схемами-моделями звучащего слова наблюдаются типичные ошибки. Одна из них заключается в том, что вместо звучащего слова дети анализируют готовую схему-модель, представленную в учебнике. В таких случаях говорить об эффективности данного упражнения не приходится. Дети быстро усваивают специфику условных обозначений и легко анализируют готовую схему, не вслушиваясь в звучащее слово.
Ошибочно и то, что анализируется звучащее слово, устно устанавливается последовательность слогов и звуков, дается их качественная характеристика и только потом предлагается составление схемы-модели. Эта ошибка, конечно, происходит от недопонимания учителем назначения схемы-модели. В данном случае схема-модель только «украшает» урок, и ученики не ощущают от нее никакой пользы.
Ученые-методисты и психологи постоянно подчеркивают, что нужен звуковой анализ с одновременным составлением схем-моделей слов. Ученик произносит слово, один за другим «ловит» «летучие» звуки и фиксирует их последовательность на модели, т.е. происходит действие вычленения звука как интонационное выделение (потягивание) каждого звука в полном слове. Например, для анализа слова «рука» ребёнок должен его произнести четыре раза: р-р-рука, ру-у-у-ка, рук-к-ка, рука-а-а. Если звук не тянется, его следует подчеркнуть силой голоса, повторами. Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется, если работа ведётся с полным словом: один неверно названный звук искажает весь присущий каждому слову «портрет». Составив схему-модель, ученик «прочитывает» (произносит) слово по схеме. Затем предлагаю выделить какой-то один звук, проводится его изучение: артикулирование, характеристика, узнавание в потоке речи.
Составление схемы-модели звучащего слова чаще всего происходит под руководством учителя — учитель задает классу вопросы. Отвечая на них, учащиеся строят схему: один ученик на доске, а все остальные в индивидуальных кассах. Умение вычленить звуки в словах и определить их последовательность становится способом действия для ученика, который не только осваивает определённую последовательность операций, но и приобретает способность контролировать и оценивать свои действия.
Проведение звукового анализа часто относится к «нелюбимым» упражнениям учителя. Данная форма работы не всегда выполняет назначение: не все ученики включаются в работу. У кого-то из них всегда остается соблазн не принимать участия в анализе, а перерисовать готовую схему с доски к себе в тетрадь. Трудности испытывают учащиеся с разным уровнем подготовки к обучению грамоте: и те, кто читать только учится, и те, кто уже научился читать до школы. Более того, как правило, те, кто уже читает, затрудняются в звуковом анализе: «буквенная одежда слова» мешает осознаванию состава звучащего слова.
Обозначенные недостатки в организации звукового анализа можно устранить, если изменить подходы к обучению. Основную задачу звукового анализа с составлением схемы-модели звучащего слова нельзя сводить только к выделению и изучению нового звука и буквы. Она значительно шире — это формирование речевого слуха первоклассников, развитие их умений различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, а также умений устанавливать последовательность звуков в слове и характер их взаимосвязей.
Развитый речевой слух ведет к развитию речевой интуиции, того, о чем в обиходе говорят: «Правил не знает, а пишет всё грамотно». От уровня развития речевого слуха во многом зависит усвоение орфоэпии и орфографии. Следовательно, обучение звуковому анализу может рассматриваться как предпосылка формирования языковой грамотности. Кроме того, действие звукового анализа с составлением схемы-модели слова оказывается идентичным действию письма. Это перекодирование звучащей речи в знаковую систему — от звукового кода через посредство речедвигательного кода к буквенному. Различие состоит только в том, что вместо буквенного кода используются иные символы обозначения звуков соответствующими значками (в любой системе обучения грамоте на схемах-моделях отражается последовательность звуков в слове, гласные и согласные звуки — хотя используются разные значки). Обучая звуковому анализу с составлением схемы-модели, мы учим предварительному искусственному письму, «квазиписьму» (термин Ш.А. Амонашвили), а овладение действием такого звукового анализа — это первый этап — подготовительный — в формировании у младших школьников действия письма. Чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходимо постоянная работа.
Прежде всего, надо научить звуковому анализу, нельзя пренебрегать этой работой, в будущем ученики будут писать без пропусков букв.
2. Выработка орфографической зоркости. Этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
3. Научить детей самоконтролю.
Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки» (зажигают огоньки под орфограммами). Мы с учениками используем для этого ручку с зелёной пастой. Считаю очень важным с первого класса вести такую работу, как письмо с проговариванием; письмо с комментированием. Перед диктантами и сочинениями следует проводить словарную, творческую работы для того, чтобы предупредить ошибки. Для развития орфографической зоркости помогают такие диктанты: «Проверяю себя», «Диктант с обоснованием, диктант с постукиванием во время орфограммы, диктант «Найди слова». В работе использую и такие диктанты: предупредительный, зрительный, объяснительный, выборочный, словарный, самодиктант, творческий диктант по началу, творческий диктант по картине, диктант- перевод, свободный, восстановительный, по памяти и др. Изучив статьи Н.А. Зайцева «Резервы обучения чтению» по текстам Федоренко я использую и композиционное письмо с взаимопроверкой.
Нельзя забывать о том, что ученики должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого необходимо ежедневно отводить пять минут на повторение.
Таким образом, фонетические знания и умения необходимы ученикам для таких видов деятельности как слушание, говорение, чтение и письмо. Благодаря фонематическому слуху, мы различаем слова по их звучанию, улавливаем смысл, который говорящий вкладывает в высказывание (одобрение, негодование, порицание и т.д.), а также усваиваем орфоэпические и орфографические нормы. На фонетику мы опираемся и при обучении лексике и грамматике. Хорошая фонетическая подготовка - основа преемственности в обучении языку между младшими и средними классами.
Осмысление учителем понятия «фонематический слух» значимо в плане поиска эффективных приёмов обучения грамоте, орфоэпии, орфографии, развития навыков устной и письменной речи, а также формирования навыков чтения, то есть решения вопроса повышения качества образования младшего школьника.
Литература.
Русский язык: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений под ред. Л.Л. Касаткина. М.: Изд. центр «Академия», 2001.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Эдиториал УРСС, 2003.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М.: Изд. центр «Академия», 1997.
5. Сильченкова Л.С. Формирование фонематического слуха. Ж. «Начальная школа» №1, 2005.
6. Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Ж. «Начальная школа» №3, 2005.