СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие и особенности памяти у слабовидящих детей. Авторская разработка игр для слабовидящих детей.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности развития памяти у детей начальных классов и дошкольников. Авторская разработка игр, которые помогают развивать память. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие и особенности памяти у слабовидящих детей. Авторская разработка игр для слабовидящих детей.»

Память, ее развитие и особенности у слепых и слабовидящих детей.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. 

Виды памяти: 1. По характеру психической активности различают следующие виды памяти: образная – информация запоминается в виде сенсорно-перцептивных образов определенной модальности (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых) и используется для удовлетворения биологических потребностей и потребностей, связанных с безопасностью / самосохранением организма.эмоциональная – память на пережитые аффекты, эмоции, чувства и настроения;двигательная (моторная) – память различных характеристик движения (амплитуды, быстроты, темпа, ритма, последовательности и др.); является в значительной мере автоматизированной; служит основой для формирования навыков ходьбы, письма, трудовых и др. навыков, также лежит в основе речи.словесно-логическая – память на числа, слова, понятия, правила, абстрактные идеи.

2. По продолжительности сохранения информации выделяют мгновенную (синонимы – иконическая, сенсорная, следовая), кратковременную, долговременную и оперативную памятьОперативная память включает элементы кратковременной и долговременной памяти, актуализирующиеся для выполнения конкретной операции (действия, деятельности) в течение определенного промежутка времени (от нескольких десятков секунд до нескольких дней).

3. По степени волевого контроля выделяют виды памяти:произвольная память– волевая регуляция мнемической деятельности, направленная на достижение сознательной мнемической цели (задачи);непроизвольная память – отсутствует специальная мнемоническая задача (цель) и запоминание происходит автоматически и без волевого усилия.

4. По способу заучивания выделяют два вида памяти:механическая память – запоминание воспринимаемой информации без ее анализа и преобразования путем многократных повторений;логическая память – запоминание информации путем выявления и структурирования логических связей и отношений между отдельными элементами.

5. По использованию вспомогательных средств выделяют два вида памяти: непосредственную (натуральную) – памятьбез использования вспомогательных средств, и опосредованную – с использованием различных средств и приемов.

6. По происхождению выделяют виды памяти: генетическую (биологическую), обусловленную генотипом и передаваемую из поколения в поколение, и приобретенную, хранящую информацию, которую человек усваивает в процессе жизни.

7. По степени осознаваемости различают имплицитную (бессознательную) и эксплицитную (осознаваемую) память.

Основные функции памяти:

1. отражательная – память отражает объекты, которые ранее ощущались и воспринимались субъектом, посредством создания мнемических образов;2. регулятивная – память задействована во всех протекающих психических процессах и выступает основой деятельности и поведения.

Свойства памяти: Емкость - пространственная характеристика памяти, определяемая предельно возможным количеством информации, сохраняемой памятью. Скорость запоминания - это временная характеристика памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации. Длительность хранения - это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть соответствующих сведений. Точность воспроизведения - это информационная характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации и характеризуемая степенью различия между исходно поступившей в память информацией (на «входе») и ее аналогом при воспроизведении (на «выходе»).Скорость воспроизведения - это временная характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти. Помехоустойчивость - это энергетическая характеристика памяти, заключающаяся в способности памяти противостоять воздействиям, побочным по отношению к ее работе с актуально значимым мнемическим материалом и препятствующим его полноценному запоминанию, хранению или воспроизведению.

Основные мнемические процессы:

1. Запоминание (кодирование) – процесс запечатления сенсорных следов информации в системе ассоциаций.

2. Хранение – процесс удержания и переработки закодированной информации.

3. Воспроизведение – процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. Воспроизведение может осуществляться на уровне узнавания, на уровне воспроизведения и на уровне припоминания.

4. Забывание – активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненной информации, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

Развитие памяти в онтогенезе:

Возраст

1-4 месяца

8-10 месяцев

1-3 года

4-6 лет

7-11 лет

11-15 лет

15-19 лет

20-25 лет

40-45 лет

Проявление памяти

появляются первые, наиболее простые и жизненно важные условные рефлексы.

3-4месяца: узнавание знакомых предметов и знакомых лиц

К 8-10 месяцам ребенок в состоянии воспроизвести образ предмета, спрятанного на его глазах (т.е. найти этот предмет через 3-7 секунд после того, как его спрятали).

 В этом возрасте память непроизвольна. Для запоминания играет роль эмоциональность материала, его звучность, красочность и осмысленность и тд.

В дошкольном возрасте (4-6 лет) начинает формироваться произвольная память, причем наилучшим образом в этот период она реализуется в игре.

развитие памяти в период младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) протекает по линии произвольности и осмысленности.

память продолжает улучшаться, но из-за рассеянности внимания, что часто связано с психологическими проблемами пубертанта, может периодически страдать как запоминание, так и воспроизведение.

характеризуется общей стабилизацией личности и в связи с этим стабилизацией памяти на фоне продолжающегося ее развития.

В норме все процессы памяти -и запоминание, и хранение, и воспроизведение - продолжают улучшаться.

выходят на стабилизированное плато, оставаясь практически без изменений до 40-45 лет, и потом ухудшаются



Слабовидящие дети: Современные исследования показали, что при дефектах зрения не наблюдается какого-либо “изощрения” процессов памяти. Эти исследования свидетельствуют о том, что слепые и слабовидящие испытывают трудности в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения, а также о том, что все эти процессы протекают у них своеобразно. Вместе с тем было установлено, что развитие их памяти происходит по общим с нормой закономерностям. Запоминание является важнейшим процессом памяти, и от уровня его развития в прямой зависимости находится успешность деятельности человека. У слепых и слабовидящих школьников слабее, чем у нормально видящих, проявляется действие “закона края”, согласно которому лучше запоминаются начало и конец материала. Наиболее продуктивно слепые и слабовидящие запоминают начало материала, что объясняется их повышенной утомляемостью. Процесс запоминания у слепых и слабовидящих подчиняется тем же закономерностям, которые имеют место в норме. Это, в частности, подтверждается увеличением объема и скорости запоминания с возрастом, преобладанием смыслового запоминания над механическим, лучшим запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте. У слепых и слабовидящих наблюдается большая вариативность индивидуальных показателей. Так, например, наряду с длительным сохранением у них можно наблюдать быстрое забывание. Узнавание и воспроизведение - процессы памяти, в которых проявляется качество запоминания и сохранения материала, - также имеют у слепых и слабовидящих свои особенности. Узнавание объектов при дефектах зрения осуществляется замедленно и менее полно, чем в норме, у слабовидящих по сравнению с частичнозрячими она возрастает примерно в 1,5 раза. Узнавание как способность соотносить, сопоставлять объекты восприятия и образы памяти развивается как и в норме, зависит от чувственного опыта. Замедленное воспроизведение слепыми того или иного материала объясняется особенностями их высшей нервной деятельности, а именно некоторым усилением тормозных процессов.

Коррекция нарушения ВПФ:

Приёмы запоминания при написании зрительных диктантов:

  • чтение первой строки два раза: первый раз – знакомство, второй – выделение «опасных» мест в словах;

  • запись закрывается;

  • закрыть глаза, представить зрительно все: и предложение, и слова, и каждую букву в них входящую;

  • запись в тетрадь;

  • самопроверка.

Лучшему запоминанию способствует повторение материала в первые же секунды после прочтения.

Приёмы запоминания при написании слуховых диктантов:

  • слушаю очень внимательно;

  • повторяю про себя, скопировав услышанное очень точно;

  • запоминаю, какое слово идет первым, какое идёт следом, как оно звучит т.д.;

  • оценка слуховой памяти.

Приемы, позволяющие увеличивать объем запоминаемого материала:

Ассоциативное запоминание – прием попарного запоминания слов с использованием ассоциаций.

  • прослушать слова;

  • запомнить, кто с кем дружит;

  • вспомнить это слово и записать его.

Пары слов, легкие для запоминания: утро – роса, мороз – зима и т. д.

Пары слов со сложными ассоциациями: цветок – пчела, небо – земля и т.д.

Выстраивание сюжетной линии – запоминание ряда слов,

не связанных между собой:

  • Увязать запоминаемое в одно целое путем придумывания рассказов, небылиц.

Ребята, суббота, парк, деревья, мальчики, ямки, девочки, лейки.

Игры, способствующие запоминанию надолго:

Для заучивания словарных слов:

  • произнести слово по буквам. При назывании буквы необходимо быстро встать и выпрямиться, а назвав букву, сесть – тогда запоминанию поможет память на движение.

  • для лучшего запоминания правил правописания ученики называют по одному слову из правила.

  • Приемы запоминания табличных случаев умножения как средство формирования вычислительных навыков:

  • Использование специальных приемов запоминания облегчает формирование прочных вычислительных навыков у обучающихся начальных классов.

  • Начиная работу по изучению каждого случая таблицы умножения необходимо сделать установку на запоминание, а работу необходимо организовать так, чтобы ученики твердо знали таблицу умножения и приобрели необходимую беглость вычислений.

  • Каждая таблица имеет свои особенности, поэтому необходимо учитывать последовательность изучения табличных случаев:

  • умножение 9 и на 9,

  • умножение 2 и на 2,

  • умножение 5 и на 5,

  • умножение 6 и на 6,

  • умножение 4 и на 4,

  • умножение 8 и на 8,

  • умножение 3 и на 3,

  • умножение 7 и на 7.

  • Данный порядок изучения таблицы умножения позволяет уже при изучении только одной таблицы умножения 9 умножать любые многозначные числа на 9 или многозначные числа из цифр 0, 1, 9 умножать на любые числа отличные от 9.

Приём запоминания надолго: повторение с соблюдением

временных промежутков:

  • Повторяем заученный материал несколько раз в конце урока;

  • перед началом выполнения домашнего задания;

  • на следующий день;

  • через 3 дня, через неделю, спустя месяц, время от времени.



Игры

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, цвет; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения; развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук, Материалы: коробка или пластмассовый таз с крышками. Описание игры: На столе или на полу ставится коробка (таз) с крышками, воспитатель предлагает ребенку опустить руки в «бассейн».

Игра 1: «Прятки». На дне «бассейна» воспитатель прячет маленькую игрушку или геометрическую фигуру. Ребенок должен опустить руки в «бассейн», найти и достать игрушку.

Игра 2: «Узнай фигуру»
Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.
Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.) двух размеров (диаметром 25—30 и 3—4 сантиметра).
Инструкция. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.

Игра 3: «Горячий мяч»
Цель: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.
Игра проводится с группой детей (около 10 человек) как с патологией зрения, так и без зрительных нарушений.
Инвентарь: озвученный мяч.
Инструкция. Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего мяч с максимальной скоростью передается из рук в руки.

Игра 4: «На ощупь» Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности. Количество игроков-5-10 человек. Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы. Инструкция: В тёмный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, напёрсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.

Игра 5: «Где стереть?» Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости. Количество игроков-4-10 человек. Инвентарь: бумага, карандаши, стирательные резинки. Инструкция: На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности , и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.).Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание. Методические указания: Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!