СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие языковой культуры на уроках кабардинского языка и литературы с помощью ИКТ.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово - главное оружие цивилизованного человека, и воспользоваться этим оружием правильно - основная задача для того, чтобы добиться поставленной цели. В современном обществе все важнее становится умение ясно выражать свои мысли. Виртуозное владение словом пригодится в любой сфере деятельности, а также выручит во многих жизненных ситуациях. С помощью грамотно построенной фразы можно обратить на себя внимание нужного человека, разрешить возникший спор, показать свою компетентность в том или ином вопросе, выйти из неловкого положения и даже заслужить уважение и доверие окружающих. Неумение же общаться часто является причиной неудач и различных неловких обстоятельств. Зачастую неспособность выразить на словах то, о чем хочешь поведать, является тормозом, как в личной жизни, так и в карьерном росте. Коммуникативные способности - это основа отношений между людьми, и добиться взаимопонимания возможно лишь тогда, когда человек четко и правильно выражает свою мысль.

Просмотр содержимого документа
«Развитие языковой культуры на уроках кабардинского языка и литературы с помощью ИКТ.»

МКОУ «Гимназия №1» г.о.Нальчик











Развитие языковой культуры на уроках кабардинского языка и литературы с помощью ИКТ.

















Составил: Махотлов Беслан Замирович- учитель кабардинского языка и литературы МКОУ "Гимназия №1" г.о.Нальчик.









КУЛЬТУРА РЕЧИ – ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРЕТЕНДУЕТ НА ДОСТОЙНОЕ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ!

Все мы хотим стать чуточку лучше: быть самыми красивыми, самыми яркими, самыми успешными в личной жизни и на работе. Способов достигнуть этих целей много, но мы убеждены, что культура речи - один из самых эффективных. Культура речи – это не просто умение грамотно ставить ударения, правильно произносить звуки и обходиться без слов-паразитов. Все вышеперечисленное лишь внешняя оболочка такого сложного процесса, как речь. Наш кругозор, образование, воспитание, уровень культуры, наши мысли, которые мы далеко не всегда высказываем вслух, – все это тоже речь! А значит, чтобы научиться убедительно говорить, необходимо научиться ясно мыслить.

Слово - главное оружие цивилизованного человека, и воспользоваться этим оружием правильно - основная задача для того, чтобы добиться поставленной цели. В современном обществе все важнее становится умение ясно выражать свои мысли. Виртуозное владение словом пригодится в любой сфере деятельности, а также выручит во многих жизненных ситуациях. С помощью грамотно построенной фразы можно обратить на себя внимание нужного человека, разрешить возникший спор, показать свою компетентность в том или ином вопросе, выйти из неловкого положения и даже заслужить уважение и доверие окружающих. Неумение же общаться часто является причиной неудач и различных неловких обстоятельств. Зачастую неспособность выразить на словах то, о чем хочешь поведать, является тормозом, как в личной жизни, так и в карьерном росте. Коммуникативные способности - это основа отношений между людьми, и добиться взаимопонимания возможно лишь тогда, когда человек четко и правильно выражает свою мысль.

В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания. Начиная делать первые шаги в освоении компьютера, я понял, что он мой первый советчик и помощник. Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.

Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся; формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации; расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей. В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как это знакомо? Теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.

Моя подготовка в этой области складывалась из нескольких этапов:

1. Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование).

2.. Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе (теоретическая подготовка). Изучение специальной литературы. И ещё, моими учителями очень часто были мои ученики. Не секрет, что они сегодня компетентнее во многих вопросах, касающихся компьютерной техники. Мы учились вместе – учили друг друга!

Цели при обучении кабардинскому языку и литературе :

Повышение мотивации обучения. Развитие познавательной активности учащихся. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.

Задачи :

-Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.

-Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке. Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.

Звуковое оформление уроков очень часто в свои уроки литературы я вставляю видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству Шогенцукова А.А., М. Ю. Кешокова А.М., Кардангушева З. и других.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. Внедрение ИКТ на уроках кабардинского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. В своих презентациях к урокам кабардинского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока . Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить свою презентацию.

Виды работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет :

1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.

2. Создание мультимедийной презентации по теме (создание полных самостоятельных версий презентаций можно поручать только старшеклассникам. Ученики 5-8 классов будут являться авторами лишь нескольких слайдов или работать над ней совместно с учителем. Эта работа наиболее сложная и трудоёмкая и предлагаю её я не так часто и не всем ученикам).

3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.

4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.

5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие – они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке уч-ся.

6. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённыё с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя. Я предпочитаю работу в содружестве – «учитель – ученик»: доклад ученика + презентация учителя, часто очень с уч-ся находим готовые презентации к урокам в Интернете и используем их. Например, ученики мне предложили ряд презентаций по творчеству А.Шогенцукова, А.Кешокова.

Требования в использовании Интернета в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в письменном виде предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного задания. Это только кажется, что поисковая работа – это просто. На самом деле – это достаточно сложно, так как из всего многообразия предлагаемой информации нужно выделить и выбрать только самое главное и необходимое – «отделить зёрна от плевел»; прежде чем предлагать задание ученикам, связанной с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно представлять, что в результате он должен получить; нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним; обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания; предупредить учеников о критериях оценивания работы: показать практическую значимость выполняемого уч-ся задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других классах. Здесь же я чаще всего даю понятие об авторском праве, а после того, как ученик сдал работу прошу разрешения для её использования; список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя, чтобы у уч-ся было право выбора; программа реализации задания Word, PowerPoint; объём работы.

Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд -Эмиль Золя. Использование ИКТ на каждом уроке не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!