Развитие информационно-коммуникационных
технологий в начальной школе.
И. В.Бобыкина,
Е. А. Бирзниекс,
И. А. Ильина,
учителя начальных классов высшей категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г.Йошкар-Олы»
республики Марий Эл
Современное образование и ИКТ. Эти понятия в наше время тесно взаимосвязаны. Что именно включает в себя понятие – ИКТ, вот это не все чётко представляют. Попробуем разобраться. Информационные технологии – это получение и преобразование любой информации. Таким образом, видим, что любая педагогическая технология является информационной.
Коммуникативные технологии – это сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Таким образом, информационно- коммуникативные технологии это всевозможные способы и методы обмена знаниями, фактами, правилами. Это не обязательно компьютерные методы. Хотя, конечно, компьютер справится с этим гораздо эффективнее. Если говорить о начальном образовании, то здесь приходится помнить, что возраст обучающихся требует бережного отношения к здоровью ещё неокрепшего детского организма.
Оптимальный вариант – использовать компьютер и интернет при подготовке к уроку. Учитель легко может найти в интернете различные тесты для проверки знаний по любой теме, интересный и даже игровой материал к уроку. Репродукции известных картин, рисунки, фотографии теперь можно не хранить в кабинете, а найти и распечатать перед уроком. Это, конечно, очень удобно для учителя. Аналогично можно поступить и с аудиоматериалами к уроку. При работе в 1 классе прекрасные раскраски, играющие огромную роль для развития мелкой моторики, можно приготовить к уроку, потратив, буквально, несколько минут. Творчески работающие учителя и сами, воспользовавшись компьютером, могут разработать дидактические игры для уроков и внеклассной работы в начальных классах. К примеру, таблица умножения всегда вызывает при запоминании у детей много проблем. Если набрать и распечатать такие игры, как математическое домино или математическое лото, то этот неприятный для детей момент можно превратить в увлекательную игру, и заставить их выучить таблицу непроизвольно, почти незаметно.
Один из самых важных моментов начального обучения – обучение чтению. Научить бегло и осознанно читать можно лишь, приучая детей много читать. Внеклассное чтение проводится в нашей школе в самых различных формах. Чаще всего дети получают домашнее задание – читать произведения определённых авторов или произведения по теме. Не всегда помочь может домашняя или городская библиотека. Интернет в данном случае самый скорый помощник. Если есть принтер, то любую книгу можно напечатать в домашних условиях. Если произведение небольшое, то можно прочитать в компьютере. После того, как прочитана интересная сказка или повесть, которая тронула не только сознание, но и чувства, экранизация прочитанного будет иметь колоссальное значение для читателя. И опять на помощь может прийти интернет. В нашей стране богатейшая фильмотека, которая включает в себя все лучшие произведения детской литературы. Учителю легко подыскать нужный фильм и продемонстрировать его на уроке. Дети смогут не только вместе его просмотреть, увидеть всё, о чём прочитали, несколько по другому, нежели им представлялось при чтении, но и обсудить с товарищами увиденное.
Урок окружающего мира сегодня трудно представить без научных фильмов, ярких фотографий, иллюстраций природы, которые помогают малышам очень живо представить всё, о чём пишет учебник и рассказывает учитель на уроке. Обычно это запоминается ребятами надолго и оказывает большую помощь при пересказе, формировании у ребёнка понимания целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
В соответствии с ФГОС, большое внимание сейчас уделяется внеурочной деятельности. В нашей школе открылось огромное количество различных кружков, где дети занимаются по интересам. Один из любимых – Редакция школьной газеты «Переменка». В этом кружке занимаются обучающиеся начальных классов. Сначала ими разрабатываются темы будущих заметок, берутся интервью, а затем начинается настоящая вёрстка газеты. Опять на помощь приходит компьютер. Газета набирается, печатается. Всё как в настоящей редакции. Кружок «В гостях у сказки» тоже не обходится без современных технологий. Все роли не переписываются от руки, а распечатываются на компьютере. После съёмки репетиции на видео, легко провести разбор ошибок.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания; повысить качество усвоения материала; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, достигать не только предметных результатов, но и личностных, таких как, развитие рефлексивной самооценки, умение анализировать свои действия, сотрудничать со взрослыми и сверстниками. И самое важное – достижение метапредметных результатов. Это овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера, использование справочных изданий, поиск и передача информации.
Начальная школа - это образовательная область, где ИКТ можно и нужно использовать практически на каждом уроке и на каждом этапе, при внеклассной работе, не забывая о санитарно-гигиенических требованиях. Опыт применения компьютерных технологий на уроках позволяет говорить о повышении познавательной активности и учебной мотивации учащихся.
Список использованной литературы
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. и др. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками.1 класс. – М.: «Просвещение», 2012.- 253с.
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс. – М.: «Просвещение», 2012.- 79с.
3