СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся начальной школы МБОУ СОШ № 35 муниципального образования город Краснодар

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет о ходе инновационной деятельности муниципальной инновационной площадки МБОУ СОШ № 35 муниципального образования город Краснодар

Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся начальной школы МБОУ СОШ № 35 муниципального образования город Краснодар»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 35







Отчет

о ходе инновационной деятельности муниципальной

инновационной площадки МБОУ СОШ № 35

муниципального образования город Краснодар

за 2014 – 2015 гг.



Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся начальной школы МБОУ СОШ № 35

муниципального образования город Краснодар



Третий год реализации проекта

Директор муниципального бюджетного Захарова Ирина Владимировна

общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа № 35

города Краснодара:



Адрес: 350000, Краснодар, ул. Максима Горького, 173

Телефоны: (861)253-07-79, факс: 253-01-32

e-mail: [email protected]









Краснодар, 2014/2015 учебный год

содержание


Пояснительная записка………….……………………………………………….….... 4


Актуальность проекта…………………………………………...…………….……....4


Методологические характеристики проекта………………………………….…… 5


План проведения инновационной деятельности…………………………..……..… 8


Основная часть……………………………………………...……………..………..….9


Календарный план инновационной деятельности на 2014 – 2015 учебный год….21


Смета расходов на 2014 – 2015 учебный год…………………………………..……24


Список использованной литературы.………………………………………….….....25



Список исполнителей проекта

  1. Заместитель директора по УМР Петропавловская Т.Е.;

  2. Заместитель директора по УВР Яткина Т.А.;

  3. Заместитель директора по ВР Овасафян Л.Л.;

  4. Педагог - психолог Сорокина О.В.;

  5. Учитель начальных классов Юдина М.Н.;

  6. Учитель начальных классов Веревкина Г.Н.;

  7. Учитель начальных классов Дементьева Т.А.;

  8. Учитель начальных классов Мизюрина Н.В.;

  9. Учитель английского языка Гончарова Ю.А.;

  10. Учитель музыки Колесникова В.Ю.;

  11. Учитель рисования Кармазина О.Е.;

  12. Председатель Управляющего Совета школы Стронский Д.Д.;

  13. Член Управляющего Совета Микитенко Я.С.;

  14. Член Управляющего Совета Костюкова О.Н.



пояснительная записка

Актуальность исследования

Современная школа переживает новый этап своего развития. В целевой программе «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» говорится: «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Воспитывающие и развивающие резервы учебных предметов наиболее полно раскрываются в условиях реализации ФГОС, то есть, компетентностного и деятельностного подходов, в которых ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности. Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В нашем образовательном учреждении не происходило желаемого перехода от количественных показателей к качественным при участии школьников в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Поэтому сложившаяся ситуация заставила нас задуматься над проблемой развития интеллектуально-творческого потенциала наших учеников.

Проблема инновационного проекта состояла в разработке модели воздействия на учащегося, которая позволила бы максимально развить его интеллектуальные и творческие способности.

Объектом исследования выбраны учащиеся МБОУ СОШ № 35 I ступени обучения (учащиеся 2-х классов). В качестве контрольной группы выбраны учащиеся 2 «А», 2 «Б», 2 «В», 2 «Г» классов. Соответственно, на втором году работы проекта - это учащиеся 3 «А», 3 «Б», 3 «В», 3 «Г», на третьем году - учащиеся параллели 4-х классов. Очевидно, что выбор направлений, форм и методов урочной и внеурочной деятельности напрямую зависит от количества мальчиков и девочек в классе.

Численность учащихся контрольной группы в гендерном соотношении:


Предметом данного исследования является способы и методики развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся контрольной группы.

Субъектом исследования стала инициативная группа учителей МБОУ СОШ № 35 в составе представителей администрации, педагога-психолога, классных руководителей контрольной группы, учителей-предметников. Также в состав инициативной группы вошли председатель Управляющего Совета школы - Стронский Д.Д., члены управляющего Совета – Микитенко Я.С., Костюкова О.Н.

Гипотеза исследования: процесс развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся начальной школы будет более эффективным, при использовании модели, разработанной в ходе реализации проекта.

Цель исследования: создание модели воздействия, способствующей раскрытию у учащихся контрольной группы интеллектуально-творческого потенциала; мониторинг, анализ и диссеминация накопленного опыта в случае его успешности. В данном случае под моделью подразумевается условный образ процесса.

Модель воздействия на развитие способностей учащегося представляет собой пятиугольник, в котором можно увидеть звезду, символизирующую взаимодействие наиболее значимых для ребенка личностей, а также своеобразный «Знак качества» будущего выпускника начальной школы.


У – учителя

Р – родители

П – педагоги доп. образования

Д - друзья


О характере взаимодействий подробно рассказывалось в отчете за второй год реализации проекта.

На третьем году реализации проекта необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести диагностику уровня интеллектуальных и творческих способностей учащихся контрольной группы в начале и в конце учебного года, сформировать портфолио обучающихся;

  2. Проанализировать эффективность формы и содержания работы по развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

  3. Распространить накопленный опыт работы по развитию умственных и творческих способностей учащихся начальной школы среди учителей.

Формой фиксации результатов инновационного опыта должны стать публикации в педагогических журналах и в сети Интернет.

План проведения инновационной деятельности

Наименование этапов

Сроки

Содержание работ

Результаты ИР,

их документальное оформление

Подготовительный

2012 - 2013

Создание условий для начала инновационной деятельности. Разработка практик и их реализация в образовательном процессе.

Отчет о ходе реализации инновационной деятельности

Разработать модель развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся начальной школы и обосновать ее эффективность

Модель развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников (подходы, показатели, критерии эффективности, методики измерений)

Разработать инструментарий и провести мониторинг уровня развитости интеллектуально-творческого потенциала учащихся контрольной группы

Психолого-педагогический инструментарий измерения способностей учащихся


Материалы диагностики

Курсы повышения квалификации для учителей инициативной группы

Документы, подтверждающие прохождение курсов

Практико-внедренческий

2013 – 2014

Внедрение модели развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся

Материалы исследований.

Отчет о ходе инновационной деятельности

Разработка практик и их реализация в образовательном процессе школы

Материалы исследований

Публикация методических рекомендаций

Проведение промежуточного мониторинга способностей учащихся контрольной группы

Материалы диагностики

Рефлексивный

2014 - 2015

Проверка эффективности модели развития творческих индивидуальных способностей учащихся

Итоговый отчет о ходе инновационной деятельности

Проведение итоговых измерений в рамках мониторинга интеллектуально-творческого потенциала учащихся контрольной группы

Материалы мониторинга

Обобщение материала исследований. Публикация результатов в виде научных статей и брошюры

Оформление результатов инновационного проекта в виде публикаций в педагогических журналах и в виде брошюры, размещение материалов на сайте школы в сети Интернет.


Основная часть

Согласно календарному плану инновационной деятельности третий год являлся рефлексивным этапом проекта «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся начальной школы МБОУ СОШ № 35 города Краснодара».

В сентябре 2014 года был проведен круглый стол с участием всех членов инициативной группы, на котором был заслушан отчет о результатах второго года деятельности МИП.

Состоялось заседание методического объединения учителей начальных классов, где классные руководители предоставили информацию о внедрении программ внеурочной деятельности.

Ведущая идея второго года МИП – развитие интеллекта через творчество. Поэтому и на протяжении третьего года реализации проекта продолжалась активная работа учителей в рамках как учебной, так и внеурочной деятельности, плодотворно работали клубы, кружки и секции, осуществлялось сотрудничество с родителями и педагогами дополнительного образования. Ребятам был предложен широкий выбор занятий по разнообразным направлениям:

№№

Наименование кружка, секции, клуба

«Волшебный сундучок»

«Волшебная кисточка»

Детская газета «Карандаш»

Кружок любителей русского языка «Удивительный мир слов»

Научное объединение «Я - исследователь»

Клуб «Занимательная математика»

Шахматный клуб «Белая ладья»

Интеллектуальный клуб «Умники и умницы»

Клуб «Я – пешеход - пассажир»

Клуб «ЮИД»

Клуб «В здоровом теле – здоровый дух»

Семейный клуб «Рождество»

Вокально-хореографический ансамбль «Карнавал»

Хореографический кружок «Юность планеты»

СДЮШОР № 1, СОШ № 28, ДЮСШ № 1

Школа футбола

Секция акробатики

Секция греко-римской борьбы

Секция айкидо

Кроме того, было организовано сетевое взаимодействие с Центром дополнительного образования детей «Малая академия», для учеников 4-х классов была разработана программа по английскому языку «Трудности перевода». Ребята занимались и в музыкальной школе искусств им. Григория Пономаренко.

Об эффективности выбранного пути свидетельствует активное и результативное участие обучающихся контрольной группы в различных творческих конкурсах и соревнованиях. Так, например, Бузулуцкая Мария заняла 1 место в Российском рейтинговом турнире по танцевальным направлениям, 1 место в соревнованиях на Кубок Краснодарского края по street-направлениям, награждена дипломом I степени за участие в открытом фестивале-конкурсе «Улыбки детей». Команда ЮИД приняла участие в окружном этапе городского конкурса юных инспекторов движения «ЮИД – 2015».

В период организационного этапа (начало 3 класса) школьным педагогом-психологом О.В Сорокиной было проведено тестирование уровня умственного развития детей по методике Э.Ф. Замбицявичене. В тестировании приняли участие 111 учащихся контрольной группы, из них 62 мальчика, 49 девочек в возрасте 8 – 10 лет.

В соответствии с результатами выделяется 4 уровня успешности:

4 уровень успешности – 32 балла и более;

3 уровень – 31,5 – 26 баллов;

2 уровень – 25,5 – 20 баллов;

1 уровень – 19,5 и менее.

По итогам тестирования получены следующие показатели:

Распределение по уровням успешности среди всех учащихся контрольной группы представлено ниже:

Как видно из диаграммы, большинство учащихся контрольной группы в начале 3 класса находились на 2 уровне успешности.

По окончании 4 класса была проведена плановая диагностика уровня успешности учащихся контрольной группы (114 обучающихся). На диаграммах наглядно представлено постепенное перемещение учащихся с низких уровней успешности на более высокие.


Сравнительные диаграммы уровня успешности учащихся контрольной группы на начало и конец исследуемого периода:

3 «А» - 4 «А» класс

3 «Б» - 4 «Б» класс

3 «В» - 4 «В»

3 «Г» - 4 «Г»

Важным этапом в реализации проекта стало широкое привлечение детей к созданию исследовательских проектов, в том числе, коллективных. Например, все учащиеся 4-х классов работали над проектами ко Дню матери.

В течение года проводились совместные мероприятия для обучающихся и их родителей. Очень важным и памятным событием стало участие ребят вместе с родными в акции «Бессмертный полк».

Следует напомнить, что предпосылкой к созданию проекта стало отсутствие перехода от количественных показателей к качественным при участии школьников в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Разработка и внедрение модели развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся контрольной группы принесли свои результаты. Можно с гордостью констатировать, что в 2014-2015 учебном году в очных и дистанционных олимпиадах было зарегистрировано 127 участий четвероклассников из 114, т.е. некоторые ребята участвовали в нескольких олимпиадах. Восемь учеников приняли участие в первом этапе XI Международной Олимпиады по основам наук по предмету «Английский язык» и вышли в следующий тур. Семнадцать человек приняли участие в VII Общероссийской олимпиаде по Основам православной культуры, причем 6 школьников награждены дипломами I степени, 1 человек – дипломом II степени, 2 человека – дипломами III степени.

Серьезным достижением стало участие ребят в V Всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Ученик XXI века: пробуем силы – проявляем способности», обучающихся по УМК «Школа XXI века». Призерами муниципального тура стали Андреева Елена, Казаков Илья, Толстенков Антон. Ученик 4 «А» класса Павлов Дмитрий стал победителем, а ученицы 4 «Г» класса Манчакиду Анастасия и Откидач Милена – призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады «Ученик XXI века».

Работа над проектом побудила членов инициативной группы обратиться не только к внутришкольной диагностике, но и к внешней оценке. Среди учащихся контрольной группы Уфимским центром педагогических измерений был проведен полиатлон-мониторинг «Политоринг – 2014» и «Политоринг- 2015». «Проведенное мониторинговое исследование является независимой оценкой качества образования в отношении общеобразовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.

Проведенное исследование основано на анализе выполнения испытуемыми тестового задания и обработке полученных материалов математическими методами педагогических измерений.

По результатам исследований выводится значительный массив тестологических данных как по каждому испытуемому, так и по общеобразовательной организации в целом. Полученные параметры могут служить в качестве оценочных при мониторинге учебных достижений обучающегося и помогают сформировать ему индивидуальную образовательную траекторию ». (Из Сводного аналитического отчета участия общеобразовательной организации МБОУ СОШ 35 г. Краснодара в полиатлон-мониторинге).

Задания для обучающихся 1-4 классов разработаны с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Обучающиеся контрольной группы проверялись по следующим предметным областям: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение. Кроме того, задания разбиты по уровням сложности: базовый, повышенный, высокий.

По результатам «Политоринга» для каждого участника из 3-4 классов сформирован индивидуализированный отчет, в котором: определяется уровень его подготовленности в четырех предметных областях; проводится сравнение уровней подготовленности по предметам; определяется уровень подготовленности по каждому уровню сложности заданий; определяется индивидуальная оценка метапредметных результатов и сформированное™* универсальных учебных действий.

Математическая обработка результатов позволила выявить уровень освоения школьного материала по различным предметам для испытуемых 3-4 классов. Ранжирование осуществлялось по трем уровням подготовленности: низкий; достаточный; высокий.

Результаты по предметным областям

4 марта 2014, параллель 3-х классов

Процент испытуемых по ОО

Математика

Русский язык

Окружающий

мир

Литературное

чтение

Низкий

31,3%

9,6%

13,3%

15,7%

Достаточный

62,7%

73,5%

85,5%

80,7%

Высокий

6,0%

16,9%

1,2%

3,6%

Аналогичные показатели по Российской Федерации:

Процент испытуемых по РФ

Математика

Русский язык

Окружающий

мир

Литературное

чтение

Низкий

9,6%

8,1%

5,6%

6,6%

Достаточный

59,8%

62,5%

67,6%

69,3%

Высокий

30,6%

29,4%

26,8%

24,0%

________________________________________________________________

*Технологическое мышление (ТМ) – это способ мышления, при котором целостно воспринимается, осмысливается и осознается целенаправленный процесс сбора, анализа и преобразования информации для оптимального решения технологических задач.

данные по МБОУ СОШ № 35 (2014)

данные по Российской Федерации (2014)

Очевидно, что в МБОУ СОШ № 35 количество обучающихся в 3-х классах, имеющих высокий уровень подготовленности, по сравнению с данными по РФ, на начало реализации проекта было весьма невелико. Однако год спустя, по результатам «Политоринга», уровень подготовленности обучающихся контрольной группы значительно возрос.

3 марта 2015, параллель 4-х классов

Процент испытуемых по ОО

Математика

Русский язык

Окружающий

мир

Литературное

чтение

Низкий

1,0%

2,0%

6,1%

0,0%

Достаточный

63,3%

72,5%

68,4%

77,6%

Высокий

35,7%

25,5%

25,5%

22,5%


Аналогичные показатели по Российской Федерации

Процент испытуемых по РФ

Математика

Русский язык

Окружающий

мир

Литературное

чтение

Низкий

4,3%

5,3%

6,4%

3,7%

Достаточный

75,2%

70,3%

65,0%

79,5%

Высокий

20,5%

24,5%

28,6%

16,8%


Сравнительные диаграммы результатов Политоринга – 2015

данные по МБОУ СОШ № 35 (2015)

Данные по Российской Федерации (2015)

Изменение уровня подготовленности обучающихся контрольной группы по предметам:














Уровень сформированности универсальных учебных действий по параллели 4-х классов следующий:

Метапредметные результаты в 4-х классах МБОУ СОШ № 35 (2015)

УУД

Низкий (не сформированы)

Базовый (достаточный)

Высокий (творческий)

Личностные

0,0

56,1

43,9

Регулятивные

1,0

42,9

56,1

Познавательные

0,0

58,2

41,8

Коммуникативные

1,0

42,9

56,1


Метапредметные результаты в 4-х классах по РФ (2015)

УУД

Низкий (не сформированы)

Базовый (достаточный)

Высокий (творческий)

Личностные

4,1%

53,4%

42,5%

Регулятивные

4,2%

45,8%

50,0%

Познавательные

3,8%

59,8%

36,4%

Коммуникативные

4,2%

45,8%

50,0%

Таким образом, результаты внутренней и внешней оценки достижений обучающихся подтверждают, что, благодаря внедрению разработанной модели воздействия, у учащихся контрольной группы по итогам 4 класса наблюдается существенное повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей. По окончании 4 класса обучающиеся продемонстрировали преимущественно средний и высокий уровень подготовленности по предметам, достаточный и высокий уровень сформированности УУД. Основная образовательная программа в 4 классах МБОУ СОШ № 35 освоена на 100%. Возросла активность и результативность участия ребят в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и мероприятиях различного уровня – от школьного до международного. Каждый выпускник начальной школы сформировал портфолио личных достижений. Концепция «Интеллект через творчество» доказала свое право на существование.


Результаты инновационного опыта обобщаются и систематизируются членами инициативной группы МБОУ СОШ № 35 для диссеминации. В настоящее время на сайте http://multiurok.ru/uspeshka размещена презентация о разработанной модели воздействия на развитие способностей учащихся. Готовится к печати сборник программ внеурочной деятельности, готовятся к публикации рекомендации психолога для родителей обучающихся начальной школы. Отчет о работе МИП за 3 год размещен на сайте МБОУ СОШ № 35 [email protected]. ,

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД


п\п

Направление работы (вид мероприятия, форма проведения)

Наименование мероприятия (публикации, другой формы работы)

Сроки (период или дата) и место проведения, представления

Категория участников

Форма представления итоговых материалов

Ф.И.О. ответственных (исполнителей)

Доп. информа-ция

Проверка эффективности модели развития творческих индивидуальных способностей учащихся

Круглый стол с участием членов инициативной группы

Обсуждение деятельности МИП за отчетный период (второй год реализации проекта)

Сентябрь 2014

Инициативная группа МБОУ СОШ № 35


Отчет

Зам. директора по УМР


Заседание методических объединений учителей начальных классов

Выступления на МО, педагогическом совете

Сентябрь 2014

Классные руководители

Отчет о внедрении программ внеурочной деятельности

Зам. директора по УМР, классные руководители


Совещание с педагогами дополнительного образования

Составление расписания отчетных мероприятий о работе клубов, кружков и секций

Октябрь 2014

Инициативная группа МБОУ СОШ № 35, педагоги дополнительного образования

Выставки, концерты, спортивные соревнования

Зам. директора по УМР, руководитель инициативной группы, педагоги дополнительного образования


Организация участия учащихся контрольной группы в предметных олимпиадах, конференциях, творческих конкурсах

Олимпиады, конкурсы, конференции

В течение года

Учащиеся контрольной группы

Мониторинг результативности участия контрольной группы в олимпиадах, конкурсах, конференциях

Зам. директора по УМР


Индивидуальное педагогическое сопровождение учащихся контрольной группы

Индивидуальные маршрутные карты развития учащихся

Апрель-май 2015

Учащиеся контрольной группы

Портфолио ученика

Классные руководители, педагог-психолог Сорокина О.В.


Проведение итоговых измерений в рамках мониторинга интеллектуально-творческого потенциала учащихся контрольной группы

Диагностика уровня развитости интеллектуальных и творческих способностей

Внутришкольные диагностические работы по предметам,

независимая экспертиза – «Полиатлон – мониторинг»

Начало и конец учебного года


Март 2015

Учащиеся контрольной группы

Результаты диагностики

Зам. директора по УМР

Петропавловская Т.Е.,

зам. директора по УВР Яткина Т.А., руководитель методического объединения учителей начальных классов Юдина М.Н., педагог – психолог Сорокина О.В.


Заседание методических объединений учителей начальных классов

Анализ результатов диагностики

Май - июнь 2015 года

Учащиеся контрольной группы

Отчет по результатам диагностики

Зам. директора по УМР

Петропавловская Т.Е.,

зам. директора по УВР Яткина Т.А., руководитель методического объединения учителей начальных классов Юдина М.Н., педагог – психолог Сорокина О.В.


Обобщение материала исследований

Оформление результатов инновационного проекта

Систематизация и обобщение материалов для публикации

Май-октябрь 2015

Инициативная группа МБОУ СОШ № 35

Публикации, брошюра, размещение в сети Интернет

Зам. директора по УМР

Петропавловская Т.Е.,

зам. директора по УВР Яткина Т.А., руководитель методического объединения учителей начальных классов Юдина М.Н., педагог – психолог Сорокина О.В.


Смета расходов на 2014 – 2015 учебный год


п\п

Статья расходов

Количество человек, шт.

Количество месяцев

Сумма

Итого

Кадровые расходы

Оплата труда

11

10

1 000

110 000

Премирование




20 000

Организационно – технические расходы

Типографские расходы

1

10

1 000

10 000

Картриджи черные

5

-

2 000

10 000

Картриджи цветные

5

-

2 500

12 500

Бумага А4

15

-

150

2 250

Бумага цветная

10

-

380

3 800

Карандаши цветные

30

-

80

2 400

Папка – регистратор

60

-

60

3 600

Карандаш

15

-

10

150

Ручка шариковая

20

-

20

400

Файлы

800

-

1,5

1 200

Клей

15

-

20

300

Степлер

5

-

200

1 000

Скобы для степлера

10

-

40

400


ИТОГО:




178 000


Список использованной литературы


  1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и др. Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. – Просвещение .-2012. – 128 с.

  2. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1995, 400с.;

  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.Г., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/ под ред. А.Г. Асмолова / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. – Просвещение .-2012. – 152 с.

  4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.Г., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. – Просвещение .-2012. – 160 с.

  5. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе/ под ред. А. Б. Воронцова/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. – Просвещение .-2012. – 176 с.

  6. Гин А.А. приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/А.А Гин.-М.: Вита-Пресс, 2005 – 112 с.

  7. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А. Горского/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. – Просвещение .-2012. – 112 с.

  8. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев. П.В.Степанов. –М.: Просвещение, 2013. – 223с. – (Стандарты второго поколения).

  9. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, М.В. Степанов. – М.: Просвещение – 2011. -96 с.

  10. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно – нравственного и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. – Просвещение .-2012. – 32 с.

  11. Концепция духовно – нравственного развития/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. – Просвещение .-2011. – 24 с.

  12. Криволапова Н.А., Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся/ Н.А. Криволапова. – М.: просвещение, 2012.- 222с.

  13. Поташник М.М., Левит М.В. – Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 320 с.

  14. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. – Просвещение .- 2012. – 240 с.

  15. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. – Просвещение .-2011.

  16. Российская федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013 – 208 с.

  17. Тихомирова Л.А., Развитие интеллектуальных способностей школьника, Ярославль, Академия развития, 1996. – 132 с.

  18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. – Просвещение .-2011. – 40 с.

  19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. – Просвещение .-2011. – 48 с.

  20. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).

  21. Шадриков, В.Д. Развитие способностей // Начальная школа. - №5, 2004.

  22. Ямбург Е.А. Школа и ее окрестности/ Е.А. Ямбург – М.: ООО «Центр книги Рудомино», 2011. – 576 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!