Технология развития критического мышления
при подготовке к итоговому сочинению
Что же принципиально нового несет технология критического мышления ? Элемент новизны - это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»
И – Идентифицируйте (то есть опознайте, выберите) тему.
Д – Доберитесь до ее сути. Сформулируйте тему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, может начинаться с вопросительного местоимения, и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не»).
Е – Есть варианты ответов. Составьте план. Пункты плана должны стать ответами на вопросы.
Генерирование как можно большего числа вариантов ответов на вопросы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (можно использовать кластер).
А – Аргументы. Выбор аргументов (каждый участник группы выбирает свой аргумент либо из художественной литературы, либо из личного опыта).
Л – Логические выводы. Анализ всех предпринятых действий. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.
«Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трёх до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Учитель предлагает учащимся записать на листке одно–три предложения по определённой теме. Через одну-две минуты учитель сообщает, что следует закончить запись предложений и передать листки по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернётся к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем учитель предоставляет слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Кластер – это графический систематизатор , который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Проще говоря, это что-то вроде таблички, в которой записываются основные понятия, о которых идет речь; с помощью стрелок и расположения слов в табличке показывается, как связаны между собой рассматриваемые понятия. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. Учащиеся работают в парах.
Схема-кластер
ДРУЖБА
ИСТИННАЯ
МНИМАЯ
«Толстые» и «тонкие» вопросы. Приём создания «корзины» “толстых” и “тонких” («прямых» и «скрытых») вопросов может быть использован на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация понимания пройденного (см. таблицу).
“ Тонкие” вопросы
Вопросы, требующие односложного ответа, вопросы репродуктивного плана. (Кто? Что? Когда?)
“ Толстые” вопросы
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. (Почему…? Согласны ли вы…? Верно ли…?)
Памятка «Клише для создания сочинения»
1. Как написать вступление…
«Именительный темы»
1. Пишу ключевое слово темы.
2. Ставлю многоточие.
3. Пишу ассоциации, связанные с этим словом.
4.Формулирую тезис.
«Вопросы-стимулы»
1. Пишу 2-3 вопроса, созвучных теме.
2.Использую клише «Чтобы ответить на этот вопрос или на эти вопросы».
«Картина»
1. Пишу 2-3 односоставных распространенных предложения, которые бы нарисовали картину по теме.
2. Заявляю тему.
3. Как написать заключение…
В заключен ие хочу подчеркнуть…
В заключен ие хотелось бы отметить…
В заключен ие хотелось бы ещё раз обратить внимание на…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Итак,…
Следовательно,…
Таким образом,…
Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…