СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют пальчики, исключительно важны для его умственного и психического развития.

Просмотр содержимого документа
««Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования»»

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»






Мастер-класс на тему:

«Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования»



























Подготовила:

Назарова Виктория Вячеславовна

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют пальчики, исключительно важны для его умственного и психического развития.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления школьника.

Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства.

Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения (это разнообразные висы и лазание на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Изобразительная деятельность ребенка в школьном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.

На занятиях ручного труда дети часто занимаются нетрадиционным рисованием. В этот вид изобразительного искусства входит и так называемая художественная аппликация из крупы. Порядок работы достаточно прост и доступен для детей данной возрастной категории. Для работы нужно подобрать удачную картинку-шаблон, перечертить её на картон. Она должна быть достаточно простой. Если есть возможность, то рисунок можно скачать из Интернета и распечатать на принтере. Если планируется занятие по обучению выполнения аппликации из крупы для детей, то лучше всего для укрепления зерен использовать цветной пластилин. Рисунок покрывается пластилином, каждая деталь имеет свой цвет. Теперь наступает самый важный момент - аппликация из крупы приобретает свой финальный вид. На каждую деталь нужно наложить семена либо крупу определённого вида. Это может быть фасоль и горох, пшено и рис, семена тыквы и подсолнечника. Следует заранее определиться, что и какими компонентами надо покрывать. На выходе аппликация из крупы выглядит объёмным рисунком. Кстати, педагог может использовать математические загадки во время выполнения аппликаций. Если в шаблонах "закодировать" примерами названия материалов, которыми задаётся выкладывать ту или иную деталь, то данный вид работ принесёт сразу двойную пользу. Можно не только предлагать детям работать по готовым шаблонам. Многие ребятишки просто обожают творить по собственному замыслу. Только необходимо им объяснить, что сначала нужно обязательно нарисовать на листе контуры предметов, которые будут потом выложены крупами и макаронами. Для закрепления зёрен необязательно использовать пластилин. Вполне подойдёт густой клейстер, клей ПВА или шпаклёвка. Детям чрезвычайно нравится этот вид ручного труда. Кроме того, работа с небольшими предметами развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи и интеллекта.

Заключение.

Таким образом, при изучении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений рук, зрительно - двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Из проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук.

Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!