СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие метопознания и саморегуляции учащихся.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие метапознания и саморегуляции учащихся

как средства повышения качества   образования.

 

В современной системе преподавания и обучения рассматривается вопрос о том, как дети становятся активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. «Педагогические подходы, известные как  «преподавание и обучение на основе диалога» и метасознание, или «обучение тому, как обучаться» служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей.» Движущей силой «обучения обучению» является метапознание, т.е. способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. А значит, чтобы учебный процесс был эффективен, должны соблюдаться ключевые факторы:

1) понимание детьми процесса обучения;

2) понимание того, чему обучать;

3) представление о том, как структурировать учебный процесс;  и

4) как оценить результативность обучения

  

      Учить мыслить, и видеть как мыслит ученик сложная задача для учителя. Мы привыкли видеть готовый ответ ученика – верхушку айсберга, а что сокрыто под ним, чаще мы даже и не подозреваем. А ведь это самая важная часть личности ученика – то как он думает, что он думает и как применяет свои умственные способности, какие мыслительные процессы совершает. Сокрыто от нас, учителей, то, что называется «метапознание – осознание субъектом собственных знаний и процесса мышления». Флейвелл выделяет три компонента метапознания:

                   Познание себя в качестве ученика

                   Знание, понимание и оценка целей и заданий

                   Знание и мониторинг стратегий, необходимых для выполнения заданий.

Обучение тому, как учиться также подразумевает саморегуляцию ученика, которая напрямую связана с метапознанием и тоже, на первый взгляд, не видна. Саморегуляция – это то, какое направление, стратегию выбирает ученик, исходя из собственного метапознания (понимания своего уровня знаний).

Выделяют следующие элементы саморегуляции:

   Самонаправленность в процессе работы над заданиями

  Самостоятельное определение проблемы и цели

    Самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблемы.

При этом очень важно учитывать такие аспекты обучения как то, что:

 Нужно начать с определения того, где находится ученик

  Ученики должны учиться обучению

  Ученики должны говорить о том, чему они обучаются

  Обучение осуществляется учениками, а не для них.

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие метопознания и саморегуляции учащихся.»

Творческий отчёт « Работа с одарёнными детьми» 2009-2011 год

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.

 Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;  

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

  • Уже с первого класса со всеми учащимися работает психолог, проводя тестирование, определяет уровень развития каждого ребёнка.

Учитель наблюдает , исследует  потенциал, изучает каждого ученика.

  • Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. который  способствует развитию творческих способностей учащихся.

  • В  системе развивающего обучения неотъемлемой частью  являются исследовательские работы.  Непосредственно на уроках «Окружающего мира» уже с первого класса дети учатся наблюдать, делать выводы, проводить опыты, экспериментировать, исследовать.  И уже с 3 класса наши дети участвуют сначала в школьной научной конференции, а потом в районной. Так в прошлом году  на районной конференции  Осипова Женя заняла второе место .Тема   её  исследовательской работы была:

  • На уроках литературного чтения  дети учатся рассуждать, выражать свои мысли не только устно, но и письменно.  В течение  всех четырёх лет мы ведём коллективную работу по  оформлению классного сборника   сочинений под названием «От автора к читателю, от читателя к автору». Дети сами становятся авторами, пишут прекрасные сочинения, в которых делятся своими мыслями. Некоторые из них пишут стихи.

  • С первого класса у нас в гимназии ведётся программа  « Референт», которая помогает выявлять и  развивать одарённых детей. В ней участвуют все дети, им очень нравится . Программа развивает творческие способности детей, учит их думать креативно.

  • Уже  со 2 класса вводится факультативное занятие один раз в неделю,  оно называется         «Думаем вместе». Нами разработана  специальная программа этого факультатива для 2,3,4 классов . Эта программа тоже позволяет выявлять одарённых детей и помогает развивать их способности.  На занятиях мы готовим детей к различным конкурсам, решаем интересные задачи, знакомимся с различными терминами, учимся логически думать, доказывать своё мнение.

  • Неотъемлемой частью нашей работы с одарёнными детьми являются предметные недели. Каждый ребёнок может проявить свои способности  в любой научной  области . Дети пробуют создавать  предметные газеты, составляют сами кроссворды, придумывают загадки, ребусы.

  • Наиболее активные дети участвуют в интеллектуальных конкурсах- таких как Кенгуру, Русский медвежонок, Человек и природа,  Бульдог, Золотое руно,  Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности.  Наши дети занимали несколько лет подряд первые, вторые и третьи места. Например, 2011 году Бережной Андрей занял первое место в районе в конкурсе «Бульдог» и показал свои знания английского языка. Литенков Игорь занял 2 место.

  • Благодаря тому, что наши дети имеют возможность  посещать занятия эстетического отделения музыкальной школы с первого класса, 6 человек  моего класса играли на разных музыкальных инструментах.

А Саша Иордан занял третье место по городу в Зональном конкурсе.  Он играет на баяне.

Часть наших детей посещают хор -  поют  народные песни.

  • Две девочки- Григорьева Яна и Осипова Женя занимались спортивными танцами. Они имеют золотые медали и множество грамот за 1,2,3 места  . Также в гимназии 1 раз в неделю  проходят уроки Ритмики, на которых дети  во внеурочное время  имеют возможность учиться танцам, сохраняя при этом своё здоровье.

В итоге  они выступают на школьных праздниках.

  • Во внеурочное время  у наших детей есть возможность на базе гимназии заниматься шахматами профессионально.

Литенков Игорь имеет серебряную медаль за 2 место в 2011году, а Усов Максим –бронзовую  медаль за 3 место.

Капитонова Лиза – серебряную медаль в 2011 году.

  • Так же наши дети занимаются в спортивной школе.

Саша Иордан занимается Дзюдо- имеет 2 золотых медали, 1 серебряную, 5 бронзовых  и множество грамот.

Предполагаемые результаты:

  • Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка;

  • Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости;

  • Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;

  • Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции );

  • Качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе;

  • Создание индивидуальных образовательных программ;

  • Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности;

  • Обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.

Заключение

На практике мы убедились, что, обучение детей по развивающим программам  и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся способствует развитию  гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; формированию речевых умений, образной креативности; развитию познавательных интересов учащихся. Кроме этого, занятия формируют у учащихся положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными  признаками одарённости.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение  -  кем и каким быть.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Развитие метапознания и саморегуляции учащихся как средства повышения качества образования.

Енусова О.Н.

(Учитель английского языка, КГУ сош №13)

В современной системе преподавания и обучения рассматривается вопрос о том, как дети становятся активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. «Педагогические подходы, известные как  «преподавание и обучение на основе диалога» и метасознание, или «обучение тому, как обучаться» служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей.» [«руководство для учителя», с.116]. Движущей силой «обучения обучению» является метапознание, т.е. способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. А значит, чтобы учебный процесс был эффективен, должны соблюдаться ключевые факторы: 1) понимание детьми процесса обучения; 2) понимание того, чему обучать; 3) представление о том, как структурировать учебный процесс;  и 4) как оценить результативность обучения.[«руководство для учителя», с.138].

 Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК третьего (базового) уровня основывается на семи модулях, в основе которых лежит конструктивистская теория преподавания и обучения. Из всех семи модулей самым сложным является модуль «обучение тому, как обучаться», основанный на развитии метапознания и саморегуляции учащихся. Суть этого модуля хорошо отражена в изречении Э.Канта «учить не мыслям, а мыслить». И учить мыслить, и видеть как мыслит ученик сложная задача для учителя. Мы привыкли видеть готовый ответ ученика – верхушку айсберга, а что сокрыто под ним, чаще мы даже и не подозреваем. А ведь это самая важная часть личности ученика – то как он думает, что он думает и как применяет свои умственные способности, какие мыслительные процессы совершает. Сокрыто от нас, учителей, то, что называется «метапознание – осознание субъектом собственных знаний и процесса мышления». [Флейвелл,1976 г., из «руководства для учителя», с.149]. Флейвелл выделяет три компонента метапознания:

                    Познание себя в качестве ученика

                    Знание, понимание и оценка целей и заданий

                    Знание и мониторинг стратегий, необходимых для выполнения заданий.

Обучение тому, как учиться также подразумевает саморегуляцию ученика, которая напрямую связана с метапознанием и тоже, на первый взгляд, не видна. Саморегуляция – это то, какое направление, стратегию выбирает ученик, исходя из собственного метапознания (понимания своего уровня знаний).Выделяют следующие элементы саморегуляции:

    Самонаправленность в процессе работы над заданиями

    Самостоятельное определение проблемы и цели

    Самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблемы.

При этом очень важно учитывать такие аспекты обучения как то, что:

    Нужно начать с определения того, где находится ученик

    Ученики должны учиться обучению

    Ученики должны говорить о том, чему они обучаются

    Обучение осуществляется учениками, а не для них.

Отсюда вывод: ученики должны учиться обучению. Тогда возникает вопрос: как развиватьсаморегуляцию? С помощью «зоны ближайшего развития». По Выготскому – «это расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития» [«руководство для учителя», с.133]. Преодолеть это расстояние учащийся может только с помощью взрослого, либо с более способными учениками. Здесь важна методика «установления подмостков» первоначально разработанная ЖеромомБрунером. Это постепенно увеличивающаяся, а затем уменьшаемая помощь в овладевании знаниями. При этом очень важно учесть опыт ученика и мнение учащегося.

Метапознание и саморегуляция развиваются через концепцию «Я».  Концепции «Я» состоит из трех взаимосвязанных частей:

    Аффективный компонент «как ощущаю себя в качестве ученика»

    Когнитивный компонент «что я знаю и умею»

    Социальный компонент «как взаимодействую с обществом»

Основная цель  педагога в развитии метапознания и саморегуляции учащихся – это научить учиться. Как это выглядит  на практике?  Метапознание и саморегуляция должны прослеживаться наиболее ярко по трем направлениям:

                                           I.                       При работе над выполнением заданий по таксономии Блума.

Выполняя эти задания от простого к сложному ученик проявляет метапознание( то есть может определить свой уровень знаний и оценить свою работу). Далее, исходя из своей отправной точки, ученик может проявить саморегуляцию, то есть спланировать или выбрать стратегию своего образования ( например наметить как выполнить шестой уровень таксономии). Через какие задания можно проследить это? Приведу несколько примеров из  практики учителя истории.

Например: дается задание 1) «Составить словарь терминов» при повторении по теме «Раннее средневековье». Ученики выписывают все исторические термины по всему разделу и записывают в тетрадь в алфавитном порядке. Это задание на знание, понимание и применение.

 2) Составить схему «картография» по датам и событиям. В пособии «101 техника»по компетентностной педагогике есть описание этой техники.

3) Составить «денотатный граф» по подтеме «монархия» (урок «Образование централизованных монархических государств»), где от этого термина отходят два ключевых понятия: централизованная и сословно – представительная. Дети должны дописать значение каждого  прилагательного. Это задание уже на анализ и синтез.

Задания шестого уровня по таксономии Блума - это оценивание ситуации. Оно должно быть аргументированным. Например: Оцени события в Киевской Руси с позиции современного человека. Что оказало положительное, а что оказало отрицательное влияние на дальнейший ход истории России? (тема «Киевская Русь).

Также шестой уровень предполагает решение практических задач. Например: по теме «Англия в 11-15 веках»  дается задание: составить слайд, который отражал бы ответ на такой вопрос: Представь, что ты король Англии 13 века. Ты должен создать сильное централизованное государство и укрепить свою власть. С чего бы ты начал? Продумай план своих действий и обоснуй их, отрази на слайде. Ответы были очень грамотными. Например: 1) создал бы сильную армию; 2) укрепил границы государства; 3) вел бы добрососедские отношения с соседними государствами, чтобы те не напали, пока я буду укреплять власть внутри страны; 4) упорядочил бы налоговую систему (деньги будут нужны для укрепления власти); 5) провел бы реформы.

Таким образом, задания по таксономии Блума помогают ученику поэтапно развить свое мышление. Здесь ярко проявляется и метапознание – осознание своих возможностей и способностей, и регуляция – выбор стратегии для решения задания.

                                        II.                       Работа над анализом текста, таблицы, схемы, документа и т.д.

Здесь используются такие приемы как «мозговой штурм» например, при анализе схемы с ошибкой на уроке «Особенности феодализма». На интерактивной доске дается схема, где четыре особенности феодализма правильно выделены, а пятая – неверно. Задание: вначале индивидуально, затем в парах и группах  подумать: какой вопрос можно поставить по схеме? После бурного обсуждения методом «мозгового штурма» ученики делают вывод и ставят вопрос: является ли эксплуатация феодалами крестьян особенностью феодализма?

Следующий прием «чтение с комментариями». По теме «Феодалы и крестьяне в средние века»дается задание прочитать отрывок из текста и ответить на вопросы: 1) что было интересно? 2)  как ты думаешь, что будет в следующем абзаце? 3) выдели главные мысли и ключевые слова в абзаце и запиши в тетрадь, работая в паре.

Еще один прием «ЗХУ». Это анализ собственных знаний и одновременно выбор дальнейшей работы мысли: хочу узнать.

«Составление пазлов». Ученики составляют пазлы по ключевым терминам: Термин – определение.

                                     III.                       И следующее направление – это «групповая работа».

Во всех заданиях этого направления присутствует метапознание, исходя из той роли, которую берет на себя ученик в группе: делать защиту проекта, писать и искать информацию, дополнять и т.д. Приемов множество. Например: «найди себе группу» по картинке на обобщающем уроке по разделу «раннее средневековье». Ученики вытягивают картинку, и отвечают: что это и к какой теме раздела относится. Так формируются группы по отдельным темам.

Наиболее часто используемые приемы: составление логической цепочки, коллажа, опорной схемы. Эти приемы можно использовать в дифференцированных группах. В зависимости от уровня группы соответствующее задание (проще или сложнее).

Еще один прием: создание слайда по теме с опорой на «семь смысловых шляп». Задания от простой шляпы – белой,к сложной – синей на организацию мышления: «Что дало вам изучение темы? Как и где эту информацию вы можете использовать в дальнейшем?».

Все задания можно давать сначала для индивидуального выполнения, затем в парах и в группах. Сообща решить проблему легче, поэтому надо создавать «подмостки» в виде помощи одноклассников либо дается алгоритм действий.

В заключении хотелось бы сказать о том, что дает развитие метапознания и саморегуляции ученикам и учителю:

     Возможность выявить собственные барьеры

     Учит учиться

     Создает конструктивный диалог в группе

     Улучшает обратную связь

     Дает качественное оценивание результатов успеваемости и уровня понимания

     Позволяет использовать в полной мере опыт учеников

     Принимает во внимание мнение учащихся

Результаты применения модуля «развитие метапознания и саморегуляции»:

o        Активность всех учеников на уроке

o        Качество усвоения материала выше (нет оценки «3»)

o        Высокий уровень самостоятельности, так как уровень осознанности действий становится выше.

« Школа – это кладовая сокровищ, за наличие их в кладовой отвечает учитель. Ученик сам волен набивать свои карманы сокровищами, учитель не должен насильно впихивать ему драгоценности и выполнять роль таможенника. Сам ученик определяет, сколько драгоценностей на уроке он наберет, сколько сможет их унести и сам оценивает сколько богатства он приобрел» [из материалов Центра Современной Педагогики «Обучение без границ», Монреаль, Канада].

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!