Творческий отчёт « Работа с одарёнными детьми» 2009-2011 год Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Как я достигаю таких результатов? Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Учитель наблюдает , исследует потенциал, изучает каждого ученика. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. который способствует развитию творческих способностей учащихся. В системе развивающего обучения неотъемлемой частью являются исследовательские работы. Непосредственно на уроках «Окружающего мира» уже с первого класса дети учатся наблюдать, делать выводы, проводить опыты, экспериментировать, исследовать. И уже с 3 класса наши дети участвуют сначала в школьной научной конференции, а потом в районной. Так в прошлом году на районной конференции Осипова Женя заняла второе место .Тема её исследовательской работы была: На уроках литературного чтения дети учатся рассуждать, выражать свои мысли не только устно, но и письменно. В течение всех четырёх лет мы ведём коллективную работу по оформлению классного сборника сочинений под названием «От автора к читателю, от читателя к автору». Дети сами становятся авторами, пишут прекрасные сочинения, в которых делятся своими мыслями. Некоторые из них пишут стихи. С первого класса у нас в гимназии ведётся программа « Референт», которая помогает выявлять и развивать одарённых детей. В ней участвуют все дети, им очень нравится . Программа развивает творческие способности детей, учит их думать креативно. Уже со 2 класса вводится факультативное занятие один раз в неделю, оно называется «Думаем вместе». Нами разработана специальная программа этого факультатива для 2,3,4 классов . Эта программа тоже позволяет выявлять одарённых детей и помогает развивать их способности. На занятиях мы готовим детей к различным конкурсам, решаем интересные задачи, знакомимся с различными терминами, учимся логически думать, доказывать своё мнение. Неотъемлемой частью нашей работы с одарёнными детьми являются предметные недели. Каждый ребёнок может проявить свои способности в любой научной области . Дети пробуют создавать предметные газеты, составляют сами кроссворды, придумывают загадки, ребусы. Наиболее активные дети участвуют в интеллектуальных конкурсах- таких как Кенгуру, Русский медвежонок, Человек и природа, Бульдог, Золотое руно, Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Наши дети занимали несколько лет подряд первые, вторые и третьи места. Например, 2011 году Бережной Андрей занял первое место в районе в конкурсе «Бульдог» и показал свои знания английского языка. Литенков Игорь занял 2 место. А Саша Иордан занял третье место по городу в Зональном конкурсе. Он играет на баяне. Часть наших детей посещают хор - поют народные песни. Две девочки- Григорьева Яна и Осипова Женя занимались спортивными танцами. Они имеют золотые медали и множество грамот за 1,2,3 места . Также в гимназии 1 раз в неделю проходят уроки Ритмики, на которых дети во внеурочное время имеют возможность учиться танцам, сохраняя при этом своё здоровье. В итоге они выступают на школьных праздниках. Литенков Игорь имеет серебряную медаль за 2 место в 2011году, а Усов Максим –бронзовую медаль за 3 место. Капитонова Лиза – серебряную медаль в 2011 году. Саша Иордан занимается Дзюдо- имеет 2 золотых медали, 1 серебряную, 5 бронзовых и множество грамот. Предполагаемые результаты: Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка; Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости; Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости; Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции ); Качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе; Создание индивидуальных образовательных программ; Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности; Обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе. Заключение На практике мы убедились, что, обучение детей по развивающим программам и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся способствует развитию гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; формированию речевых умений, образной креативности; развитию познавательных интересов учащихся. Кроме этого, занятия формируют у учащихся положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными признаками одарённости. Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть. Новые подходы в преподавании и обучении. Развитие метапознания и саморегуляции учащихся как средства повышения качества образования. Енусова О.Н. (Учитель английского языка, КГУ сош №13) В современной системе преподавания и обучения рассматривается вопрос о том, как дети становятся активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. «Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» и метасознание, или «обучение тому, как обучаться» служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей.» [«руководство для учителя», с.116]. Движущей силой «обучения обучению» является метапознание, т.е. способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. А значит, чтобы учебный процесс был эффективен, должны соблюдаться ключевые факторы: 1) понимание детьми процесса обучения; 2) понимание того, чему обучать; 3) представление о том, как структурировать учебный процесс; и 4) как оценить результативность обучения.[«руководство для учителя», с.138]. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК третьего (базового) уровня основывается на семи модулях, в основе которых лежит конструктивистская теория преподавания и обучения. Из всех семи модулей самым сложным является модуль «обучение тому, как обучаться», основанный на развитии метапознания и саморегуляции учащихся. Суть этого модуля хорошо отражена в изречении Э.Канта «учить не мыслям, а мыслить». И учить мыслить, и видеть как мыслит ученик сложная задача для учителя. Мы привыкли видеть готовый ответ ученика – верхушку айсберга, а что сокрыто под ним, чаще мы даже и не подозреваем. А ведь это самая важная часть личности ученика – то как он думает, что он думает и как применяет свои умственные способности, какие мыслительные процессы совершает. Сокрыто от нас, учителей, то, что называется «метапознание – осознание субъектом собственных знаний и процесса мышления». [Флейвелл,1976 г., из «руководства для учителя», с.149]. Флейвелл выделяет три компонента метапознания: Познание себя в качестве ученика Знание, понимание и оценка целей и заданий Знание и мониторинг стратегий, необходимых для выполнения заданий. Обучение тому, как учиться также подразумевает саморегуляцию ученика, которая напрямую связана с метапознанием и тоже, на первый взгляд, не видна. Саморегуляция – это то, какое направление, стратегию выбирает ученик, исходя из собственного метапознания (понимания своего уровня знаний).Выделяют следующие элементы саморегуляции: Самонаправленность в процессе работы над заданиями Самостоятельное определение проблемы и цели Самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблемы. При этом очень важно учитывать такие аспекты обучения как то, что: Нужно начать с определения того, где находится ученик Ученики должны учиться обучению Ученики должны говорить о том, чему они обучаются Обучение осуществляется учениками, а не для них. Отсюда вывод: ученики должны учиться обучению. Тогда возникает вопрос: как развиватьсаморегуляцию? С помощью «зоны ближайшего развития». По Выготскому – «это расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития» [«руководство для учителя», с.133]. Преодолеть это расстояние учащийся может только с помощью взрослого, либо с более способными учениками. Здесь важна методика «установления подмостков» первоначально разработанная ЖеромомБрунером. Это постепенно увеличивающаяся, а затем уменьшаемая помощь в овладевании знаниями. При этом очень важно учесть опыт ученика и мнение учащегося. Метапознание и саморегуляция развиваются через концепцию «Я». Концепции «Я» состоит из трех взаимосвязанных частей: Аффективный компонент «как ощущаю себя в качестве ученика» Когнитивный компонент «что я знаю и умею» Социальный компонент «как взаимодействую с обществом» Основная цель педагога в развитии метапознания и саморегуляции учащихся – это научить учиться. Как это выглядит на практике? Метапознание и саморегуляция должны прослеживаться наиболее ярко по трем направлениям: I. При работе над выполнением заданий по таксономии Блума. Выполняя эти задания от простого к сложному ученик проявляет метапознание( то есть может определить свой уровень знаний и оценить свою работу). Далее, исходя из своей отправной точки, ученик может проявить саморегуляцию, то есть спланировать или выбрать стратегию своего образования ( например наметить как выполнить шестой уровень таксономии). Через какие задания можно проследить это? Приведу несколько примеров из практики учителя истории. Например: дается задание 1) «Составить словарь терминов» при повторении по теме «Раннее средневековье». Ученики выписывают все исторические термины по всему разделу и записывают в тетрадь в алфавитном порядке. Это задание на знание, понимание и применение. 2) Составить схему «картография» по датам и событиям. В пособии «101 техника»по компетентностной педагогике есть описание этой техники. 3) Составить «денотатный граф» по подтеме «монархия» (урок «Образование централизованных монархических государств»), где от этого термина отходят два ключевых понятия: централизованная и сословно – представительная. Дети должны дописать значение каждого прилагательного. Это задание уже на анализ и синтез. Задания шестого уровня по таксономии Блума - это оценивание ситуации. Оно должно быть аргументированным. Например: Оцени события в Киевской Руси с позиции современного человека. Что оказало положительное, а что оказало отрицательное влияние на дальнейший ход истории России? (тема «Киевская Русь). Также шестой уровень предполагает решение практических задач. Например: по теме «Англия в 11-15 веках» дается задание: составить слайд, который отражал бы ответ на такой вопрос: Представь, что ты король Англии 13 века. Ты должен создать сильное централизованное государство и укрепить свою власть. С чего бы ты начал? Продумай план своих действий и обоснуй их, отрази на слайде. Ответы были очень грамотными. Например: 1) создал бы сильную армию; 2) укрепил границы государства; 3) вел бы добрососедские отношения с соседними государствами, чтобы те не напали, пока я буду укреплять власть внутри страны; 4) упорядочил бы налоговую систему (деньги будут нужны для укрепления власти); 5) провел бы реформы. Таким образом, задания по таксономии Блума помогают ученику поэтапно развить свое мышление. Здесь ярко проявляется и метапознание – осознание своих возможностей и способностей, и регуляция – выбор стратегии для решения задания. II. Работа над анализом текста, таблицы, схемы, документа и т.д. Здесь используются такие приемы как «мозговой штурм» например, при анализе схемы с ошибкой на уроке «Особенности феодализма». На интерактивной доске дается схема, где четыре особенности феодализма правильно выделены, а пятая – неверно. Задание: вначале индивидуально, затем в парах и группах подумать: какой вопрос можно поставить по схеме? После бурного обсуждения методом «мозгового штурма» ученики делают вывод и ставят вопрос: является ли эксплуатация феодалами крестьян особенностью феодализма? Следующий прием «чтение с комментариями». По теме «Феодалы и крестьяне в средние века»дается задание прочитать отрывок из текста и ответить на вопросы: 1) что было интересно? 2) как ты думаешь, что будет в следующем абзаце? 3) выдели главные мысли и ключевые слова в абзаце и запиши в тетрадь, работая в паре. Еще один прием «ЗХУ». Это анализ собственных знаний и одновременно выбор дальнейшей работы мысли: хочу узнать. «Составление пазлов». Ученики составляют пазлы по ключевым терминам: Термин – определение. III. И следующее направление – это «групповая работа». Во всех заданиях этого направления присутствует метапознание, исходя из той роли, которую берет на себя ученик в группе: делать защиту проекта, писать и искать информацию, дополнять и т.д. Приемов множество. Например: «найди себе группу» по картинке на обобщающем уроке по разделу «раннее средневековье». Ученики вытягивают картинку, и отвечают: что это и к какой теме раздела относится. Так формируются группы по отдельным темам. Наиболее часто используемые приемы: составление логической цепочки, коллажа, опорной схемы. Эти приемы можно использовать в дифференцированных группах. В зависимости от уровня группы соответствующее задание (проще или сложнее). Еще один прием: создание слайда по теме с опорой на «семь смысловых шляп». Задания от простой шляпы – белой,к сложной – синей на организацию мышления: «Что дало вам изучение темы? Как и где эту информацию вы можете использовать в дальнейшем?». Все задания можно давать сначала для индивидуального выполнения, затем в парах и в группах. Сообща решить проблему легче, поэтому надо создавать «подмостки» в виде помощи одноклассников либо дается алгоритм действий. В заключении хотелось бы сказать о том, что дает развитие метапознания и саморегуляции ученикам и учителю: Возможность выявить собственные барьеры Учит учиться Создает конструктивный диалог в группе Улучшает обратную связь Дает качественное оценивание результатов успеваемости и уровня понимания Позволяет использовать в полной мере опыт учеников Принимает во внимание мнение учащихся Результаты применения модуля «развитие метапознания и саморегуляции»: o Активность всех учеников на уроке o Качество усвоения материала выше (нет оценки «3») o Высокий уровень самостоятельности, так как уровень осознанности действий становится выше. « Школа – это кладовая сокровищ, за наличие их в кладовой отвечает учитель. Ученик сам волен набивать свои карманы сокровищами, учитель не должен насильно впихивать ему драгоценности и выполнять роль таможенника. Сам ученик определяет, сколько драгоценностей на уроке он наберет, сколько сможет их унести и сам оценивает сколько богатства он приобрел» [из материалов Центра Современной Педагогики «Обучение без границ», Монреаль, Канада]. |