СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения средствами детской литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа по детской литературе на тему: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения средствами детской литературы.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения средствами детской литературы»













































СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….3



1.Нормативные документы о формировании личностного смысла учения…..5



2. Психолого- педагогическое обоснование процесса развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения у младших школьников………………………………………………………………………………7



3.Роль детской литературы в развитии мотивов учебной деятельности и формировании личностного смысла учения………………………………………….11



4. Методика развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения у младших школьников средствами детской литературы……………………………………………………………………………..15


Заключение………………………………………………………………………………19


Библиография…………………………………………………………………………..20


Приложение…………………………………………………………………………….21

























Введение

Формирование мотивации учения — это решение вопросов воспитания личности. Характерные, часто актуализирующиеся мотивы учения становятся достоянием личности, устойчивыми ее свойствами. Активность, увлеченность, ответственное отношение к труду закладываются уже в школе, в процессе учебной деятельности ребенка.

Актуальность исследования формирования мотивации в младшем школьном

возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определенную форму, т.е. сделать ее устойчивым личностным образованием школьника.

Одним из возможных средств развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения является детская литература.

В наши дни детская литература сталкивается с проблемами. У детей пропадает интерес к чтению. Это во многом связано с появлением новых технологий и глобальной компьютеризации. А так же воспитание внутри семьи, отношение к чтению родителей. Далеко не все считают должным рассказать своим детям о роли книг, помочь им в формировании интереса. Стоит знакомить ребенка с книгой уже с самого его рождения, читать сказки, стихи, показывать картинки, сопровождая это эмоционально окрашенной речью.

Проблемы мотивации учения были предметом исследования многих ученых: А.К. Марковой, В.И. Василовским, Г.И. Щукиной, Ю.Н. Кулюткиным,

B.C. Ильиным, Р.А. Ждановой, Г. С.Сухобской. Многие психологи, в частности Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов [14], полагают, что, мотивом, наиболее адекватным учебной деятельности, является направленность школьников на овладение новыми способами действий. В педагогической практике рассматриваются разные пути воспитания мотивов учения.

Идеологической основой ФГОС НОО является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В связи с этим усиливается значение  учебного курса  «Литературное чтение», так как именно этот предмет в первую очередь решает задачи развития и воспитания личности ребёнка, формирования у него ценностных смыслов и духовно-нравственных ориентиров, художественно-эстетического восприятия литературных текстов и эстетических потребностей, представлений о гуманных отношениях между людьми и о себе как личности.

Одним из важных требований ФГОС НОО является принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения(раз. III п.10)

Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Все выше сказанное обозначило противоречие между совершенствованием процесса развития мотивов учебной деятельности и имеющимся низким уровнем мотивации учебной деятельности младших школьников. Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной. Практика показывает у детей пропадает интерес к учебной деятельности, проявляется нежелание выполнять домашнее задание, они не осознают роли учения.

Это подвело к выбору темы исследования «Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения средствами детской литературы».

Цель работы: Изучение возможности использование детской литературыв процессе развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Задачи: -Проанализировать состояние проблемы в теории и практике;

- Проанализировать опыт использования детской литературы в процессе развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

- Подобрать мероприятия с использованием детской литературы в процессе развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения.

Объект исследования:процесс развития мотивов учебной деятельности формирования личностного смысла учения младших школьников.

Предмет исследования: детская литература как средство развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Основные понятия: Мотив учения ,Учебная деятельность ,Смысл учения , детская литература.


































1.Нормативные документы о формировании личностного смысла учения.

Идеологической основой ФГОС НОО является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В концепции определен воспитательный идеал, одной из характерных особенностей которого является компетентный гражданин России.

«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков). К ним относятся:

патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;

гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, планета Земля, экологическое сознание;

человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов;

Перечисленные ценности лежат в основе формирования личностных универсальных действий, поскольку без нравственной основы, без нравственных ориентиров невозможно достичь каких-либо результатов в воспитании подрастающего поколения. Личностные результаты освоения основной образовательной программы (ООП) начального общего образования чётко выделены в ФГОС НОО и закрепляются в следующих позициях (Раздел II п.10) одна из которых направлена на :

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

В общих положениях стандарта обозначен портрет выпускника начальной школы в котором проявляется личностный смысл учения: любознательный, активно и заинтересовано познающий мир; владеющий основами умения учится, способный к организации собственной деятельности .

1.8 В соответствие со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: Формирование основ умение учиться и способности к организации к своей деятельности -умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать ее, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать спедагогам и сверстниками в учебном процессе.

12.1 Литературное чтение как учебный предмет должен отражать

  • осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности.[1]

Примерная программа по литературному чтению

Какодному из основных предметов в системе начального образования предполагает цели и задачи, обеспечивающие результативность под другим предметом начальной школы

Приоритетной целью является формирование читательской компетентности младшего школьника способного к использованию читательской деятельностью, как средства самообразования.

Задачи:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Результаты обучения учебного предмета:

Личностные

  • освоение социальной роли ученика; формирование мотивации к учебной деятельности; понимание личностного смысла учения;

Предметные

  • формирование умений понимать причины успеха, неуспеха в учебной деятельности и адекватно действовать в ситуации неуспеха.

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения

Метапредметные

  • осознание значимости чтения для личного развития

Таким образом нормативные документы ориентированы на формирование личностного смысла учения средствами детской литературы.[2]





















2. Психолого- педагогическое обоснование процесса развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения у младших школьников

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса.

Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы.

Мотивация учения проявляется в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации мотивов. Цели могут быть устойчивыми и неустойчивыми, гибкими и ригидными, стереотипными и нестандартными, новыми или старыми.

Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на:

  • Внешние (мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения).

  • Внутренние (интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами данной деятельности).

  • Познавательные мотивы заложены в самой учебной деятельности, они связаны с содержанием учебной деятельности или с самим процессом учения, направленные на содержание учебного предмета.

  • широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

  • учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

  • мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.

  • Социальные – это мотивы, при которых само знание не выступает целью учения. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата), похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др.

Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:

  • широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;

  • узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их одобрение);

  • мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.





Условия развития учебной мотивации

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И.[3] считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

  • личности учителя;

  • содержания учебного материала;

  • методов и приемов обучения.

1. Развитие самостоятельности и самоконтроля ученика; предоставление свободы выбора; предоставление возможностей принимать самостоятельные решения.

2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения.

3. Занимательность, необычное изложение учебного материала; использование познавательных игр, дискуссий и споров; анализ жизненных ситуаций.

4. Необходима включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе; построение отношений «учитель-ученик» на основе совета. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения.

5. Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развитию способностей учащихся.

Учебная мотивация и развивающее обучение

Важность данного исследования объясняется усиливающимся интересом педагогов и психологов к вопросам эффективности образовательного процесса. Часто, говоря об эффективности обучения, имеют в виду только его образовательные функции, то есть, формирование у учащихся предусмотренных программой знаний и навыков. Это ограниченное представление об обучении.

Д.Б. Эльконин отмечал, что своим содержанием и формой организации обучение формирует определенные черты личности человека, и образовательные задачи учения могут быть хорошо выполнены, если реализованы на высоком уровне его воспитательные функции. [4]

Учебный процесс мы изначально полагаем как причастность ребенка к сложному процессу познания. Ребенок постепенно должен научиться учиться. Чтобы процесс познания оказался субъективным, мы должны удержать ребенка в этой причастности. Причем, эта причастность должна развиваться, это мы называем учебной мотивацией. Таким образом, в качестве характеристики причастности ребенка к учебному процессу мы выделяем наличие учебной мотивации. Отсутствие учебной мотивации является показателем непричастности ребенка к учебному процессу и личностно-отчужденному характеру последнего.

Как справедливо отмечала Г.А. Цукерман, мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью ребенка, не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет свое значение. Формирование мотивов, придающих учебе значимый смысл, когда она становится для ребенка сама по себе жизненно важной целью, является необходимым условием эффективного процесса учения.[5]

У младшего школьника учебная деятельность формирует и развивает центральное психологическое новообразование данного возраста – основы теоретического сознания и мышления и основы, связанных с ними психологических способностей (рефлексии, анализа, планирования). В начале школьной жизни у ребенка еще нет потребности в усвоении теоретических знаний, она возникает на основе познавательных интересов и воображения лишь в процессе реального усвоения элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших предметных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач. Это обстоятельство в свое время было отмечено Л.С. Выготским, который писал: «Развитие психологической основы обучения… не предшествует началу обучения, а совершается в неразрывной внутренней связи с ним, в ходе его поступательного движения».[6]

Таким образом, содержание учебной деятельности в виде теоретических знаний является вместе с тем ее потребностью; познавательные интересы дошкольников должны превращаться в потребность учения у школьников посредством специально организованной работы с каждым ребенком.

На основании исследований Г.А. Цукерман можно утверждать, что специфика учебного взаимодействия состоит в появлении учебной инициативы школьника, который сам указывает взрослому на противоречия между условиями поставленной взрослым задачи и теми способами действия, которыми располагает ребенок . Наличие учебной инициативы ребенка является показателем наличия интереса к способу решения задачи и, соответственно, причастности к учебному процессу. [5] Таким образом, предполагается, что ведущим признаком отчуждения от учебного процесса является снижение учебной мотивации ребенка. Учебные занятия, качественно организованные в системе развивающего обучения, выстроенные с учетом возрастных задач, предполагающие возможность быстро и гибко реагировать на изменения, происходящие с ребенком, способствуют сохранению и развитию учебной мотивации и тем самым снижают вероятность отчуждения от учебного процесса.

При нормальном развитии познавательной деятельности у детей, уже в дошкольном возрасте возникает потребность в решении особых познавательных задач. Первоначально такие познавательные задачи включены в игровую и практическую деятельность детей и возникают лишь эпизодически, не изменяя своего строя детского мышления. Однако постепенно у школьников начинает формироваться новый вид интеллектуальной деятельности, которая характеризуется, прежде всего, новой познавательной мотивацией, способной определить характер рассуждения детей и систему используемых ребенком интеллектуальных операций. В процессе решения школьниками разных возрастов головоломок у них постепенно возникает и формируется умение преследовать интеллектуальные цели и так как, именно интеллектуальное содержание задачи становиться для детей главным содержанием их познавательной деятельности.

«Учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.…такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами».

Учебная мотивация имеет ряд специфических факторов.

Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением,

Во-вторых, организацией образовательного процесса.

В-третьих, субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и его взаимодействие с другими учениками).

В-четвертых, субъективными особенностями педагога и прежде всего его отношение к ученику.

В-пятых, спецификой учебного предмета.

Учебная мотивационная система, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная мотивация побуждается внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений.

Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или углубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.

М.В.Матюхина выделяет два основных типа мотивов.[7]

Мотивы, заложенные в самом процессе деятельности:

  • Мотивация содержанием:

  • интерес – занимательность

  • интерес к фактам

  • интерес к сути явлений, их происхождению

  • мотивация процессом:

  • исполнительский – как выполнение деятельности

  • поисково-исполнительский – как выведение правила

  • творческий – как самостоятельное составление задания

Оба типа мотивов являются существенно необходимыми для деятельности учения, поскольку она является совместной деятельностью ученика и учителя. Следовательно, ведущими являются как познавательные так и социальные мотивы.

Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий

3 . Роль детской литературы в развитии мотивов учебной деятельности и формировании личностного смысла учения

Введение понятия личностного смысла относится к 1947 году. Говоря о значении как об обобщенном «отражении действительности независимо от индивидуального, личного отношения к ней человека», Леонтьев говорит о личностном смысле как субъективном значении данного объективного значения.

В работах А.Н.Леонтьева,Д.А.Леонтьев выделяет три аспекта рассмотрения смысла (7, стр. 85)[8]: структурный, генетический и функциональный. Структурный аспект подразумевает изучение места личностного смысла в структуре деятельности, сознания и личности.

Генетический анализ показывает представления о порождении, формировании и изменении смысла.

Функциональный аспект отражает представления о месте и роли смысла в деятельности и среди других психических процессов.

Рассмотрим генетический аспект личностного смысла. По А.Н.Леонтьеву, «развитие смыслов – это продукт развития мотивов деятельности, развитие же мотивов деятельности определяется развитием реальных отношений человека к миру, обусловленных объективно-историческими условиями его жизни»[8]. Дальнейшее развитие представлений о смыслообразовании касается больше мотивов, чем смыслов. Вводится понятие смыслообразующей роли мотива наряду с побудительной функций.

В русле функционального анализа личностного смысла было проведено множество экспериментальных исследований, описанных в работах А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. Эти исследования демонстрируют зависимость эффективности различных действий от деятельности, от отношений между мотивом деятельности и целью деятельности, то есть от личностного смысла.

Структурная линия развития представлений о личностном смысле представлена наиболее полно у А.Н.Леонтьева в монографии «Деятельность. Сознание. Личность». Здесь личностный смысл выступает уже не как продукт структуры деятельности, но как существенный элемент, детерминант сознания. Личностный смысл описывается как одна из составляющих сознания, наряду со значением и чувственной тканью. Наиболее существенным в этой работе является рассмотрение смысла в контексте развития личности. Для А.Н.Леонтьева развитие личности есть становление «связной системы личностных смыслов». «Для обозначения специфической связи базовой единицы личности, «ядра» личности и вводится термин «смысловое образование», центром которого является связная система личностных смыслов»[8].

Часто мы говорим: “Книга – это открытие мира”. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Первоклассники, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.

Рассказы подобраны таким образом, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы.

Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.

Можно поставить перед ребенком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу следует вести так, чтобы вызвать у школьника эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлениям жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные и отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.

Важную роль играет эмоциональный настрой учителя. Голосом, интонацией, мимикой педагог должен показать ученикам свое отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические, комические и драматические ситуации произведения. Эмоциональные реакции учителя передаются детям, способствуют формированию у школьников определенного отношения к прочитанному.

Во 2-м классе дети уже лучше знают друг друга, и, помимо товарищеских отношений, между ними возникают и дружеские контакты. Учитель, используя тексты для чтения, может расширить представление детей об истинном товариществе и верной дружбе, о необходимых для этого качествах, показать им, что мешает настоящей дружбе. В воспитательном отношении очень важно заинтересовать ребенка той “нравственной проблемой”, которая заключена в рассказе, сказке, стихотворении. В связи с этим велика роль выразительного чтения учителя, от которого во многом зависит восприятие ребенком произведения.

Книга для чтения в 3-м классе содержит материалы, которые учитель использует для воспитания у школьников любви к родной природе, к нашей стране, к людям-труженикам. Она содержит также статьи, рассказы, стихотворения, позволяющие поговорить с детьми о дружбе и товариществе, о помощи слабым или попавшим в беду людям, о том, как важно быть заботливыми и чуткими в отношениях с людьми.

Главной целью любого предмета, в том числе и литературного чтения, является развитие личности ребенка, его интеллекта, эмоциональной сферы, нравственных представлений, интереса к учебе.

Итак, воспитание должно быть направлено на формирование у детей системы правильных нравственных понятий, представлений и убеждений, правильных мотивов поведения и правильных форм и способов поведения – в неразрывном единстве всех этих проявлений.

Для того чтобы формировалась положительная направленность личности, чтобы школьник хотел правильно поступать и поступал правильно, во всех ситуациях и обстоятельствах, необходимо, чтобы он знал, как надо поступать, видел, что так поступают уважаемые им люди, и сам упражнялся в правильном поведении.

Словесное воздействиеВажную роль в формировании личности школьника играет живое слово учителя, с которым он обращается к воспитуемому.. Поэтому метод объяснения, разъяснения, словесного убеждения есть важное средство нравственного просвещения, формирования у школьников правильных моральных (нравственных) представлений и понятий.

Личный пример. Большое значение в формировании личности школьника имеет личный пример учителя.

Воспитательная сила личного примера основана на склонности школьников к подражанию тому, кого они любят и уважают, кто пользуется у них авторитетом. А.С.Макаренко указывал, что поведение учителя имеет решающее значение, - то, что делают учителя, часто гораздо больше влияет на личность ребенка, чем то, что они ему говорят.

Упражнения в правильном поведении. Главное, основное в воспитании личности, как уже отмечалось, - это организация практического опыта в правильном поведении. Читая и беседуя по прочитанному, дети постепенно научаются выделять нравственную сторону поступков и действий людей, оценивать поведение с позиций нравственных норм.

Литературные герои могут служить в качестве примера. Эмоциональное подключение к полюбившемуся персонажу создает лично значимую ситуацию. Читая литературные произведения, дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах поступков, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.

Роль одобрения и осуждения. Воспитывая личность школьника, конечно, нельзя ожидать, что он сразу при всех условиях и обстоятельствах будет выбирать правильные формы поведения.

Характеристика функций детской литературы

- познавательная (гносеологическая).Благодаря чтению, слушанию книг расширяется кругозор. Все, что было неизвестно или недоступно для детского понимания, описывается понятно, доходчиво, простым языком. Из книг ребенок получает много новой интересной информации на разные темы: о природе, животных, растениях, людях, взаимоотношениях, поведении и т.д.

- нравственная (воспитательная) Речь идет как об универсальных и всеобщих ценностей, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой.

- ДидактическаяБыло время, когда главной ценностью считалось правила приличия. И хотя обучение таким правилам имеет место и сегодня, назначение литературы совсем вдругом – приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия. Одной из учебных книг является учебник помогающий при обучении.

- Эстетическая она связана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Читатель испытывает наслаждение от игры фантазии. Ему доставляет удовольствие яркость и выразительность художественной речи. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного.

-Развивающая. В процессе чтения формируется, совершенствуется речь, накапливается словарный запас. Кроме того, обдумывание, осмысление, представление прочитанного, раскрывает творческие способности, подключает к работе фантазию.

Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе – развивать и воспитывать детей средствами художественного слова.

Возможности современных учебников «Литературного чтения» для развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Анализ учебников «Школа России»[9] (приложение 1)

Таким образом, проанализировав учебники и дополнительную литературу, можно сказать, что достаточно много произведений на школьную тематику, помогающих читателю осознать личностный смысл учения. Читая эти произведения, дети учатся разбираться в поведении и поступках детей-учеников, в мотивах поступков, чувствовать красоту добра, осуждать леность, неорганизованность в учебе.















4. Методика развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения у младших школьников средствами детской литературы.

В современной педагогической литературе встречается различные определения понятия «урок». Самое полное и верное по-нашему мнению определение предложенное В.А. Сластёниным: Урок - это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них.[10] Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

У младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений, но эти первые попытки «по-взрослому» посмотреть на читаемое произведение помогут преодолеть барьер перехода в среднее и последующее старшее звено школы. Обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении формируется в следующих задачах современного урока чтения:

1.Совершенствование навыка чтения; целенаправленная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.

2. формирование читательских умений по работе с текстом

3. Проведение литературоведческой пропедевтики и формирование первоначальных литературоведческих знаний.

4. Обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей.

5. формирование у детей современного мироощущения и мировоззрения, не противоречащего научным достижениям в разных областях знаний

6. Развитие речи и формирование читательской самостоятельности, образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения детей.

Урок литературного чтения, должен задавать высокий уровень языковой культуры и обеспечивать ребенку качественную речевую среду. Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения, на психологии восприятия произведения младшими школьниками современная методика чтения выделяет несколько этапов работы над текстом:

- Подготовка к восприятию текста

- Первичный анализ

- Проверка первичного восприятия текста

- Чтение и анализ текста

- Обобщение

- Перечитывание произведения с новой читательской целью

- Творческая работа учащихся по следам прочитанного

В ходе урока чтения наиболее ценой частью является анализ художественного произведения. Он организуется так, чтобы дети могли уяснить смысл произведения, поэтому разбор осуществляется по трем уровням: фактическому, идейному и уровню собственного отношения к читаемому. Приемами анализа текста являются [11]: 1. вопросы (помогают уяснить факты, осмыслить их, понять причинно- следственные связи, осознать позицию автора, выработать собственное отношение к читаемому);

2. словесное рисование (помогает приблизить к ребенку образы, включить детское воображение);

3. графическое рисование (рисунки к прочитанному);

4. словарная работа (включает воссоздающее воображение, мышление);

5. разные виды чтения: выборочное, перечитывание эпизодов, чтение по ролям;

6. драматизация (чтение по роля, пантомима, живая картина, школьный театр). (приложение 2)

Учебная ситуация в процессе урока выступает как единица целостного образовательного процесса, в которой обучающиеся с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают . По содержанию учебная ситуация может быть нейтральной или проблемной.

Нейтральная ситуация - соблюдается методика обучения. Методы обучения не всегда соответствуют поставленным педагогическим задачам, их выбор нерационален (используются непродуктивные методы и приемы, отсутствие или ограниченность применения коррекционно-развивающих технологий, методов и приемов). Применяются в основном задания репродуктивного характера, обучение ведется в режиме «готового знания».

Проблемная ситуация предполагает наличие проблемы (задачи), т.е. соотношения нового и известного (данного), учебно-познавательной потребности обучающегося и его способности (возможности) решать эту задачу. Примером учебной ситуации может стать:

  • ситуация неожиданности, которая создается при ознакомлении с фактами, вызывающими удивление;

  • ситуация конфликта, возникающая, когда новые факты вступают в противоречие с устоявшимися представлениями;

  • ситуация несоответствия, порождается противоречием между жизненным опытом и научными данными;

  • ситуация неопределенности, возникает, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для решения. Это побуждает проявить смекалку, интуицию, сообразительность;

  • ситуация выбора, предполагает, что школьники должны сделать выбор из нескольких вариантов ответа и обосновать его;

  • ситуация предложения, основана на возможности выдвинуть версию о причинах, характере и последствиях изучаемых событий.

Присоздание учебной ситуации необходимо учитывать:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся. (приложение 3- 6)

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

• предъявить противоречивые факты, теории;

• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы, осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. способность ставить и отвечать на во­просы типа: "Что я делаю?", "Как я делаю?", "Поче­му я делаю так, а не иначе?".

Отбор и использование учителем учебных ситуаций встраивается в логику образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО и позволяет формировать у обучающихся не только предметные, но познавательные и коммуникативные компетентности. Важным опытом решения учебных ситуаций в обучении является рефлек­сия — способность обучающихся рассматривать и оценивать собственные действия, содержание и процесс своей мыслительной деятельности, свои особен­ности.

Создавая и используя на уроках учебные ситуации, ориентированные на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии у обучающихся, можно отследить позитивные изменения не только у учащихся, но и в самой личности педагога, делая их более открытыми, доступными для формирования и развития.

Внеурочная деятельность как возможность ознакомления с детской художественной литературой.

Учебные задачи определяются так: закрепить устойчивый интерес к самостоятельному чтению детских книг; учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатом чтения; расширять читательский кругозор детей.

Они самостоятельно осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока; приносят книги в класс и формируют из них выставку; принимают участие в обсуждении и анализе прочитанных книг. Во внеурочное время с детьми следует беседовать по поводу прочитанного, чтобы знать круг выбранных книг. Уроки внеклассного чтения в предпоследнем классе начальной школы проводятся 1 раз в неделю, а на завершающем этапе 1 раз в две недели.

Через разные формы (19.10 ФГОС НОО):

-кружок – это основной и наиболее распространённый вид групповой внеурочной деятельности. Кружок как форма проведения занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей.

-конкурс чтецов - это одно из наиболее масштабных школьных соревнований и самое крупное мероприятие, направленное на популяризацию чтения.

-декада литературы – период сообщения детям дополнительных знаний по теме, организация творческой деятельности детей, сопряженной с эмоциональными переживаниями.

- викторина литературная - Игра, состоящая в том, что участники должны отвечать на ряд заданных вопросов, обычно объединенных какой-нибудь общей темой.

-театрализация - это способ, прием, в основе которого лежит использование тех или других характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого, художественного образа.

Таким образом, урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведённого времени и определённого контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.






























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания и умения учиться.

Большую роль в формировании развития ребенка играет положительная мотивация к школьному обучению, понимая под мотивацией "… соотношение целей обучения с потребностями, интересами личности, а также осознание возможностей их достижения", а под мотивом "... направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним отношением ученика к ней".

Мы выявили что формированию мотивов учения школьников способствует ряд педагогических условий:

1. Создание эмоционального комфорта для ученика.

2. Создание на уроках ситуации успеха, учитывая особенности и темп развития каждого ученика.

3. Формирование определенных способов и приемов познавательной деятельности (работа в группах, парах, использование совместных заданий ученика и учителя и т.д.).

4. Помощь учителя не в виде прямого вмешательства, а в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение.

5. Привлечение обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них позитивной самооценки.

6. Чтение произведений детской литературы как условие формирования положительной мотивации к учению, расширения кругозора.

Таким образом, повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2016. – 46 с. – (Стандарты второго поколения).

  2. Примерная программа по детской литературе

3. nsportal.ru

4. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.В. – М., 1978.

5. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 2003.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. – Т-2. – М.: Педагогика,1982.

7. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. Учеб пособие. – Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича. – С. 63-71.

8. Д.А.Леонтьев. Психология смысла. М.1998.

9. Литературное чтение. 1-4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. \ [Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011.

10. Детская литература: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений \ [Е.О.Путилова, А.В. Денисова, И.Л. Днепрова и др.]; под ред. Е.О. Путиловой.-3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия».

11. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования\ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 6-е изд.,

12. Лебедева М. Ю. Учебная ситуация

12. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – м.,2008.

13. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 2008.

14. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – Москва: Педагогика,2005

15. http://www.uchportal.ru – учительский портал

16.http://refoteka.ru -Крупнейшее собрание рефератов, докладов, сочинений, курсовых, дипломных работ

17. http://domovenok-as.ru

18. https://detstvo.ru



















Приложение

20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!