СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие научно-художественной культуры школьников в образовательном пространстве средствами ТРИЗ - технологии.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 8 классе на тему: " Ученый и художник проведен  по новой методике ФГОС".

Просмотр содержимого документа
«Развитие научно-художественной культуры школьников в образовательном пространстве средствами ТРИЗ - технологии.»

Развитие научно-художественной культуры школьников в образовательном пространстве средствами ТРИЗ - технологии.


Автор: Булдыженко Евгения Александровна учитель изобразительного

искусства, искусства МБОУ СОШ №12 город Лиски, Воронежская область

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход, который направлен на раскрытие способностей каждого ребёнка, формирование личностных характеристик выпускников, а также готовности к жизни в современном быстроменяющемся мире, требующем гибкости, новизны, оригинальности мышления при принятии решений. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. 

Раскрытию и развитию творческого потенциала учащихся способствует использование методов научного творчества в процессе обучения школьников различным предметам, что позволяет не учить предмету, а учить предметом. Среди современных технологий получили широкое применение теория решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера (ТРИЗ), система непрерывного  креативного образования НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной Особенность НФТМ-ТРИЗ состоит в том, что учащийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели. Использование элементов ТРИЗ - педагогики в процессе обучения школьников различным предметам обеспечивает реализацию интегративного подхода и позволяет осуществить поиск высокоэффективных творческих решений задач различной сложности. Российские педагоги и исследователи представили образовательную технологию развития критического мышления в виде следующих этапов:

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:

актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

пробудить к ней интерес;

активизировать учащегося, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

получение новой информации;

ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:

выражение новых идей и информации собственными словами;

целостное осмысление и обобщение полученной информации.

Обмена мнениями между учениками и преподавателем;

Анализ всего процесса изучения материала;

Выработка собственного отношения к изучаемому материалу .

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.

Тема: «Художник и ученый» предполагает два урока



Ход урока.

Учитель. Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Ученики. Усердно будем мы трудиться,
чтобы чему-то научиться.

Учитель. Найдите главное слово в предложениях, соедините их и назовите

тему урока. «Мы нуждаемся в художнике даже в минуты величайшего счастья и величайшей беды».

«Ученый – это не тот, кто дает нужные ответы, а тот, кто ставит нужные вопросы»

Дети. Художник и ученый.

Учитель. Заполните в таблице первые две колонки

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Ученые ведут человечество по пути прогресса. Искусство предвосхищает будущее.

Какая существует связь между художником и ученым


Учитель. О чем же мы сегодня будем говорить и что делать?

Ученики. Выяснить взаимосвязи между видами человеческой деятельности наукой и искусством, художником и ученым.

Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с темой «Искусство предвосхищает будущее». Что это значит?

Ученик. Опережать своё время, предсказывать и предугадывать будущее.

Учитель. Повторения – мать учения. На этом основании найдем


соответствие между автором и предсказанием по вариантам, затем меняются карточками и оцениваем результат.

Ученики работают с тестом по закреплению пройденного материала.

1 вариант


Автор


Достижение

1

Жюль Верн 

А

распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока.

2

Иоганн Себастьян Бах

Б

раньше ученых сделал наблюдения, связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации личности.

3

Оноре де Бальзак 

В

предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было.

4

Винсент Ван Гог

Г

предугадал социальные перемены и потрясения в стране.

5

Константин Юон

Д

величайшее творческое открытие – понимание «фуги», как образной модели Вселенной.


2 вариант

Автор


Достижение

Алексей Николаевич Толстой

Е

разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии.

Василий Кандинский

Ж

исследования  по  симметрии  кристаллов. 

Пьер Кюри 

З

предугадал социальные перемены и потрясения в стране

Леонардо да Винчи

И

предсказал появление лазера и космических кораблей.

Альбрехт Дюрер

К

разработал модель летательного аппарата 



Учитель. Следующий этап нашего урока познакомимся с новой темой. На партах лежит дидактический материал с иллюстрациями, где вы найдете нужную информацию к уроку. 2 минуты

Учитель. По презентации и дидактическому материалу проведем проектно – исследовательскую деятельность. Выясним: «Каким способом изучает окружающий мир искусство и наука»

Учитель. Зайдем в гостиную поэзии, прочтем стихотворение и сделаем выводы.

Художник из всего Красивость создаёт!
Одним мазком преображая мир земной!
Учёному лишь голый факт давай,
Художник видит мир вокруг - душой!
Учёный зрит - иль в телескоп, иль в микроскоп,
Всё "роет" формулой: дотошный рудокоп!
Художник кистью розу воссоздал.
И капельку росы в живую срисовал!
Учёный её запах по ионно разобрал!
А каждый завиток - фрактал! Фрактал! Фрактал!
Но манит красота художника с учёным!
Склоняют головы и сердце ей с поклоном!
Находят: её сила атома страшней!
И только с красотой - весь мир милей, добрей!


Ученик. Искусство обращено к чувствам, создается художественный образ, Выражает

эстетический идеал, игра воображения, зависит от эпохи, показывает жизнь в динамике,

доставляет удовольствие, каждый воспринимает по- своему.

Ученик. Наука опирается на логику, объективна и беспристрастна, оперирует

абстрактными формулировками, устанавливает закономерности, достоверность, статична, обобщение, не зависит от исторических эпох, приносит практическую пользу,

знания всеми понимаются однозначно.


Учитель. Докажите слияния искусства с наукой. (сообщение учащихся по дидактическому материалу).


Ученик. Пифагор занимался философией, математикой, музыкальной гармонией, этикой. Пифагорийцы утверждали, что Числа управляют всеми законами Вселенной. Музыка – это вдохновение, положенное на математику. Миром правит математика , музыкальная гармония имеет числовую природу, музыки без математики не существует. Пифагор (ученый!) заложил основы теории музыки, совершил первую попытку высчитать высотное соотношение музыкальных звуков


Ученик. Эйнштейн страстно любил музыку, особенно сочинения XVIII века. Физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии, Швейцарии и США. Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР.

Ученик. Леонардо да Винчи был художником, скульптором, архитектором. Являлся хорошим музыкантом. Был прекрасным математиком. инженером, изобретателем, ботаником, анатомом и писателем. Автор чертежа первого в мире робота. Придумал парашют. Подводную лодку, вертолет, водолазный костюм, танки, велосипед,  многое др.


Ученик. Ещё один пример слияния искусства с наукой: (сообщение учащихся)

Русский инженер, изобретатель Лев Сергеевич Термен в 1920 г. изобрёл терменвокс – электромузыкальный инструмент, прототип синтезатора, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать, как скрипка, виолончель, флейта. Исполнять любые (классические, эстрадные, джазовые) музыкальные произведения, а также может создавать различные звуковые эффекты (скрип колеса, пение птиц, свист и др.).

Ученик. Принципы работы, положенные в основу терменвокса, использовались Терменом при создании охранной системы, реагирующей на приближение человека к охраняемому объекту. Такой системой был оборудован Кремль и Эрмитаж, а  позднее и

Зарубежные музеи.

Учитель. Сделайте выводы

Ученик. Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству и, конечно же, именно искусство, эмоциональный настрой вдохновило их на научные открытия.

Научные открытия и идеи служат толчком к началу нового этапа в развитии искусства. А фантазия художников может стать научной реальностью.


Учитель. Искусство, как и наука, тоже способно изобретать новые выразительные средства, открывать новые феномены и закономерности.

Сегодня мы с вами поговорим о художниках, которые творили, используя не только своё творческое воображение, фантазию, но и определённые научные знания.



Ларионов М.Ф. М.Ларионов «Петух» (Лучистый этюд)

«Лучистый пейзаж»

Учитель. Найдите в тексте дидактического материала направления в искусстве, которые возникли на основании научных открытий.

Ученик. «Лучизм», как одно из первых абстрактных течений, основано под влиянием открытий радиоактивных и ультрафиолетовых лучей. Ларионов считал, что изображать надо не сами предметы, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей.

Ученик. Павел Николаевич.Филонов - основатель аналитического искусства. На основе открытия элементарных частиц создал композиции: «Формула Вселенной» 1, «Формула весны» 2, «Лица» 3

1. 2. 3. 2.

В них он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания. 

Ученик.Глаз художника - глаз исследователя. Объект его интереса - вселенная. Цель - найти механизм ее устройства. Найти, исследовать и беспристрастно зафиксировать.


Учитель. Синтез научных и художественных знаний в XX веке приводит к появлению новых наук («синергетика», «фрактальная геометрия»), формирует новый художественный язык искусства. Проверим, как смогли запомнить значение новых слов.

Проведем словарный диктант. В 1 колонке пояснение терминов коротко и быстро, как понимаете

Во 2 колонке даете более широкую информацию терминам по дидактическому материалу.

Словарный диктант новых терминов

Проверка и пояснение новых слов по дидактическому материалу.

Синергетика – универсальная теория эволюции


«Универсальная теория эволюции» синергетическое мировоззрение гласит, что все новое в природе возникает в процессе развития неустойчивых состояний.

Дисимметрия - творит явление.

Закон Кюри

Фр. Физик 19 в.Пьер Кюри провел исследования по симметрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и искусства вещь: частичное отсутствие симметрии порождает развитие предмета.

Фрактальная геометрия (фрактал) -самоподобие



Фрактал (дроблёный, сломанный, разбитый). Все меньше и меньше. Математическое  множество, обладающее свойством  самоподобия.  Объекты дробной (фрактальной) размерности 

(например, коры дерева, облака, береговой линии залива и пр.) 

Рекурсия - объект повторяет сам себя

называют такое явление, при котором объект повторяет сам себя, иногда — бесконечно.


Симметрия –

согласованность, созвучность

СИММЕ́ТРИЯ  — "соразмерность", "измеряю") Уравновешенность, правильность, согласованность частей, объединенных в целое.— основополагающий принцип самоорганизации материальных форм в природе и формообразования в искусстве. Закономерное расположение частей формы относительно центра или главной оси.

Асимметрия - не совсем точная

симметрия


Имп-арт – оптическая иллюзия

В художественных произведениях


Антисимметрия -противопоставление

Антисимметрия понятие противопоставления. В жизни и в искусстве – это извечные противоположности: добро – зло, жизнь – смерть, «Принц и нищий»,

антисимметрия - это симметрия с контрастными свойствами.


Учитель. Назовите антисимметричные литературные произведения. Таблицу заполните.

Автор

Произведение

Чехов

Толстый и тонкий

Стендаль

Красное и черное

Достоевский

Л. Толстой

Преступление и наказание

Война и мир

Учитель. Посмотрим видеофильм: «Фракталы в окружающем мире и искусстве»

МАУРИЦ КОРНЕЛИС ЭШЕР. ОТ ФРАКТАЛА ДО РЕКУРСИИ

Учитель. По дидактическому материалу найдите: «Кем был Мауриц Эшер, чем он занимался.

Ученик. Нидерландский  художник-график. Известен, прежде всего, своими концептуальными литографиями ,гравюрами  на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трехмерных объектов. Самый яркий представитель  имп-арта. Самый известный в мире создатель оптических иллюзий и математически выстроенных рисунков.

Учитель. По иллюстрациям проведите исследовательскую работу. Что вы можете сказать о творчестве художника?

Ученик. На основе антисимметрии строил свои декоративные работы.

Ящерицы

Ученик. Эшер много раз использовал рекурсивный метод в разных формах.

Ученик. ЭШЕР И АНТИСИММЕТРИЯ. ЭШЕР И МАТЕМАТИКА. Эшер стал изображать в своих мозаичных картинах (фигуры, состоящие из собственных маленьких подобий) еще до того, как математиками термин «фрактал» был введен в употребление в 1975 году.

Ученик. ЭШЕР развлекал и себя, и зрителя, заставляя симметрично кружить по поверхности ящерок, птиц, кошек, даже демонов и ангелов.

Учитель. Какие художественные направления возникли на основе научных открытий. Заполните таблицу.

Учитель. Зайдем в творческую мастерскую, где вы сумеете применить свои знания и выполнить творческий проект декоративной работы, используя антисимметрию, как принцип получения изображения (по типу гравюр М. Эшера)

1.Этапы работы плоского изображения:

Расчертите лист на равные клетки.

Из цветной бумаги вырезайте одинаково стилизованные фигуры животных / геометрические фигуры. Размеры фигур равны стороне клетки. Расположите. Наклейте.

Свободное пространство одинаково заполняйте рисунком.

Качество работы зависит от аккуратности и точности.

Учитель. Заполните в таблице 3 колонку

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Ученые ведут человечество по пути прогресса. Искусство предвосхищает будущее.

Какая существует связь между художником и ученым

Синтез науки и искусства расширяют познания окружающего мира. На основе научных открытий возникли абстрактные направления в искусстве, изображения беспредметного изображения мира.


Внимание! Домашнее задание. Завершить работу над творческим проектом

Прием рефлексии. Эмоциональное состояние школьников. «Острова настроения». В классе 20 учеников. Они выбрали острова: «Воодушевления, Просветления, Радости, Удовольствия, Наслаждения»

«Все наше достоинство – в способности мыслить. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности». Паскаль Блез. Урок закончился друзья, до скорого свидания.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!