Развитие познавательного интереса младших школьников посредством использования игровых технологий в процессе обучения естествознанию
Выполнила: Володкина М.Ф.
Научный руководитель: Бабиков В.А.
Объект, предмет и цель исследования
- Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс во 2 классе при изучении курса «Окружающий мир».
- Предметом исследования являются методы и приемы развития познавательного интереса к естествознанию у младших школьников.
- Цель исследования заключается в определении наиболее эффективных педагогических условий, игровых технологий как средство развития познавательного интереса к естествознанию у младших школьников во 2 классе.
Задачи исследования
1. Изучить состояние проблемы формирования познавательного интереса младших школьников в теории и практике обучения.
2. Раскрыть методы и формы развития познавательного интереса в формировании познавательного интереса младших школьников.
3. Осуществить диагностику уровня развития познавательного интереса к изучению естествознания у детей контрольной и экспериментальной групп.
4. Разработать учебные занятия и соответствующее методическое обеспечение учебного процесса, направленных на формирование познавательного интереса к изучению естествознания во 2 классе у младших школьников.
Гипотеза
Использование игровых технологий с детьми младшего школьного возраста, с учётом современных методик, способствует:
- формированию познавательного интереса младших школьников;
- повышению уровня знаний младших школьников.
Познавательный интерес
Познавательными называются интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Рассматривается интерес как «эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.
Игровые технологии
- это наличие четко поставленной ситуационной цели и соответствующего ей педагогического эмоцинально-делового результата.
Результативность зависит,
- во-первых, от систематического их использования,
- во-вторых, от целенаправленного построения игровых программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями.
Критерии оценки
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
Констатирующий этап
Формирующий этап
Цель - пробудить у ребят интерес к предмету естествознания через получение новых знаний об окружающем мире в процессе игры.
Организационные этапы игры
- 1-ый этап– это предварительная работа. На этом этапе мы выбирали игры:
- 2-ый этап – подготовительный.
- 3-ий этап – это непосредственно сами игры, реализация функций каждым участником игры.
- 4-ый этап – это заключительный этап или этап подведения итогов игры.
Поисково-познавательные игры
1-ая игра: Спортивно - познавательная «Узнай насекомое».
2-ая игра: Экологическая игра «Путешествие по станциям».
3-я игра: Квест «Стрижи».
Контрольный этап
Выводы
Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность системы. Сопоставительный анализ результатов констатирующего, формирующего и заключительного этапов эксперимента показал, что ее реализация позволяет значительно повысить уровень развития познавательного интереса младших школьников .
Проведение поисково-познавательных игр способствовало активизации интереса у детей к естествознанию.
Развитию коммуникативных навыков и творческих способностей у учащихся, умению находить полезную информацию, как из традиционных, так и нетрадиционных источников.
Спасибо за внимание!