СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательных учебных действий посредством учебно-исследовательской работы обучающихся в курсе литературного краеведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается работа по развитию познавательных учебных действий на занятиях по литературному краеведению.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных учебных действий посредством учебно-исследовательской работы обучающихся в курсе литературного краеведения»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования








Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Развитие познавательных учебных действий посредством учебно-исследовательской работы обучающихся в курсе литературного краеведения»


СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 28.09 по 02.10. 2015 года

2 сессия с 5. 10 по 09.10. 2015 года








Выполнила:

Измайлова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино







2015г.

Оглавление

I. Вводная часть

1. Актуальность ИР (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатов)

2. Цель и задачи ИР

3. Ожидаемые результаты

II. Основная часть

1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Содержательно-технологический блок

2.2. Контрольно-оценочный блок

3. Ресурсный блок (условия)

III. Заключение

  1. Выводы по ИР

IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)






















I. Вводная часть


Сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. В этой связи перед школой остро встала и в настоящее время остается актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и навыков обучающихся. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД.

Мы предположили, что использование на уроках и во внеурочной деятельности местного литературного материала позволит разрешить назревшие проблемы. В школьной практике практически не используются материалы краеведческого характера. Но сегодня нельзя не обучать, не обращаясь к местному литературному материалу. Местный материал доступнее, ближе, роднее. Способствует формированию духовно-нравственных ценностей ребенка. Ученики должны почувствовать связь со своими «корнями». В результате совместной кропотливой работы учителя и ученика можно достичь поставленной цели.

Цель проекта – разработка системы работы учителя-словесника в области формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством учебно-исследовательской работы в курсе литературного краеведения.

Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты задачи:

1.Определить состав познавательных универсальных учебных действий.

2. Осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию познавательных УУД.

3. Создать условия для овладения обучающимися познавательными универсальными учебными действиями.

4. Обеспечить овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску;

Ожидаемые результаты:

1. Включение обучающихся в деятельность с целью формирования познавательных УУД.

2.Образовательный продукт (учебно-исследовательские работы)


II. Основная часть


В ФГОС основного общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Четкое выделение данных видов учебных действий позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретных учебных предметов. Остановимся на познавательных универсальных учебных действиях.

Познавательные универсальные учебные действия включают:

  • общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Как же наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных универсальных действий?

В процессе обучения нами используется исследовательский метод. Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. Он берет свое начало от идей, появившихся в педагогике в последней трети 19 века. Биолог А.Я.Герд, историк М.М.Стасюлевич; химик Р.Э.Армстронг, естествоиспытатель Т.Гексли в Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшихся у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, исследовательским принципом, подходом и т.д.

В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине 20 века. Большую роль в пропаганде и внедрении метода в отечественной практике сыграли Б.В.Всесвятский, Б.Е.Райков, К.П.Ягодовский, филологи Н.Кульман, И.И.Срезневский и др. Исследовательский метод обучения с середины 50-х годов 20 века изучали М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов, И.В.Дорно, Ю.В.Сенько, В.В.Успенский, Н.М.Мочалова, Т.А.Камышникова и др. Наиболее последовательно описал его И.Я.Лернер.

Нами разработана программа курса литературного краеведения «Оставляю свой след», к которой прилагается методическое сопровождение, включающее в себя разработки занятий и рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся в рамках предложенного курса. Курс предназначен для учащихся 10-11 классов.

Данная программа рекомендована министерством образования и науки Самарской области к использованию в образовательных учреждениях области.

Новизной является знакомство с новым пластом нашей литературы, в котором утверждаются общечеловеческие ценности.

Программа используется в школе в качестве элективного курса, который предполагает развитие у обучающихся познавательных УУД. Краеведческий материал используется также на уроках литературы. Произведения местных авторов (в основном поэзию) включены в разделы: «Тема Великой Отечественной войны», «История на страницах поэзии 20 века». В разделе «Литература на современном этапе» изучение творчества клявлинских авторов введено в подразделы: «Родная земля», «Человек и природа», «Жизнь современной деревни», «Человек труда», «О единстве людей разных национальностей».

В результате освоения данной программы ученики должны

- овладеть познавательными УУД;

- научиться вести исследовательскую работу.

Структурирование содержания курса по тематическому принципу гарантирует здоровьесберегающий характер обучения. Такая структура содержания материала улучшает усвоение знаний и умений и положительно сказывается на физическом и психическом состоянии школьников.

На протяжении всей своей профессиональной деятельности стремлюсь найти наиболее эффективные методы обучения своему предмету.

Для реализации заявленных целей и задач использую интерактивный режим обучения, предполагающий активизацию деятельности учащихся. Поэтому вовлекаю учащихся в обсуждение вариантов решения выявленных проблем, формулировку личного отношения к проблеме при помощи практикумов, диспутов, дискуссий, семинаров. Так, например, при изучении темы «Жизнь современной деревни», рассматривая стихотворение И.В.Никитина «Старики», одним из методов активизации деятельности учащихся является дискуссия «Дорогие мои старики». Работая над темой «О единстве людей разных национальностей, провожу диспут по вопросам толерантности «Свой. Чужой».

Использование активных приёмов подчинено образовательным целям, содержанию, учебным задачам на каждом конкретном этапе урока. Вместе с тем учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств. Самовыражение личности становится не менее важным, чем демонстрация умения общаться.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.

Поэтому свою деятельность начинаю с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью, всестороннего изучения возможностей и стремлений воспитанников. Использую при этом следующие методы: наблюдение, анкетирование, собеседование.

На основе анализа полученных данных выявляю мотивы, побуждающие учащихся заняться исследовательской работой:

Лишь после этого обучаю школьников специальным знаниям, а также развиваю у них исследовательские умения:

умение видеть проблемы, задавать вопросы; умение наблюдать, делать выводы, структурировать материал, работать с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

Одно из условий при создании работы - ее материал должен быть по-настоящему проблемным. Предлагаю учащимся подумать и записать проблемы, которые их интересуют. При выявлении проблемы исследования решаем вместе с учащимися, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать, т.е. обозначаем её актуальность.

Вот как об этом пишет ученица: « В настоящее время в мире много агрессии. Я думаю, это происходит оттого, что постепенно рушатся нравственные ценности. Поэтому сегодня остро встает проблема воспитания духовно – нравственных ценностей моих сверстников».

На этапе выбора темы формирую исследовательские умения. Обращаю внимание на то, что

  1. Тема должна быть интересна, увлекательна, выполнима, оригинальна.

  2. Решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

  3. Формулировка темы должна быть яркой, образной, предельно конкретной. Например: «Что оставлю я сыну…»

На этапе определения целей, задач провожу консультирование по вопросам понимания целей и задач работы.

Формулируя цель, определяем, какой результат предполагаем получить (иными словами, зачем мы это делаем. Объясняю, что цель исследования обычно формулируется чётко, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. (Например, работая над исследованием “Что оставлю я сыну ”, ученица определяет для себя цель исследования: изучить духовное наследие местного поэта И.В.Никитина.

Поэтому ею сформулированы следующие задачи:

- Изучить архивный материал: биографию и творчество И.В.Никитина.

- Систематизировать изученный материал.

-Проанализировать выбранные стихотворения, выявить систему духовно- нравственных ценностей поэта.

- Помочь сверстникам на основе творчества местного поэта

приобщиться к духовным ценностям.

Методы исследования, которыми пользуется ученик, определяем, исходя из задач. Так, изучая стихотворения местных авторов, используем следующие методы: наблюдение, сравнение, анализ и синтез.

На аналитическом этапе ребята чаще всего работают в группах. Они получают задание. Например:

первая группа выписывает ключевые слова, выстраивает ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания;

вторая группа находит выразительные средства и обосновывает их использование автором;

Третья группа определяет размер стихотворения и рифму.

Последний шаг аналитического этапа– выступления ребят.

На этапе формулирования выводов формируется умения систематизировать и обобщить собранный материал. На этом этапе ученик подводит итоги, формулирует результаты исследования и делает выводы. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Представлю фрагмент одной из работ:

«В ходе данного исследования был проведён анализ стихотворений местного поэта И.В.Никитина. Нами установлено:

Поэтическое наследие И.В.Никитина – небольшого объема, но оно вызывает огромный интерес. Его стихотворения затрагивают актуальные темы: война, жизнь села, природа. Живые, трепетные картины природы, жизни людей учат любить и хранить мир земной красоты, жить в гармонии не только с обществом, но и с самим собой. Лирика И.В.Никитина имеет воспитательное значение, предостерегает, очищает и врачует душу, поэтому я считаю, что знакомство с нею современного школьника, особенно клявлинца, необходимо. Творчество И.В.Никитина – живой источник интереса клявлинцев к художественному слову, вдохновленному любовью к людям и к родной земле.

Следующий этап – создание текста.

Заключительный этап – представление результатов исследования, презентация работы на научно-практической конференции школьников.

В процессе исследования:

- растёт читательский и зрительный опыт учеников;

- вырабатывается умение найти важные детали, осмыслить отдельные реплики, проникнуть в творческую лабораторию поэта, овладеть методами научного познания;

- повышается творческая активность и эмоциональное восприятие учащихся;

- раскрывается их творческий потенциал.

На эффективность учебно-исследовательской деятельности влияет информационно-коммуникативное обеспечение. Поэтому мною составлена учебная хрестоматия, используемая на уроках, и методическое пособие, включающее в себя разработки занятий и рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся в рамках предложенного курса.

Уроки, реализующие исследовательскую технологию, опубликованы на сайте Издательского дома «Первое сентября».


Схема урока литературы

«Спасительный животворный источник»

(по творчеству местного поэта)

Цели:

1.Познакомиться с биографией и творчеством местного поэта И.В.Никитина.

2.Развивать исследовательские навыки.

3.Осознать приоритет нравственных ценностей над материальными, общих ценностей над личными.

4. Воспринять гражданские и патриотические идеи.

5.Ощутить глубокую привязанность к родным местам, сыновнюю любовь к ним.

Тип урока: урок-мастерская

Ход занятия

1.Индукция. Слово подготовленного ученика о творчестве учителя словесности Старобайтермишской средней школы Никитина Ивана Васильевича.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения: «Пустые избы наших деревень», «Байтермишские парни».

(На фоне стихотворения на экране слайд-шоу «Опустевшие села Клявлинского района»)

2. Социоконструкция. Работа в группах по предложенным учителем вопросам.

3. Социолизация. Ребят высказывают свои мнения.

4.Ученица читает стихотворение «Из деревни родом»

(На экране слайд-шоу «Картины родной деревни»)

5.Самостоятельная работа поисково-исследовательского типа.

Ученики работают над изобразительно-выразительными средствами языка.

6.Слово учителя о назидательных мотивах в творчестве поэта.

7.Ученик читает стихотворение «Старики»

8.Социолизация. Дискуссия на тему: «Дорогие мои старики»

9.Ученик читает стихотворение «Последняя сигарета».

10.Проблемный вопрос:

- А как вы относитесь к курению?

11. Рефлексия.

- Каким предстал сегодня перед вами И.В.Никитин?

12. В конце занятия предлагается написать мини-сочинение на тему: «Что я могу оставить после себя?»



III. Заключение


В результате работы над проектом мы определили состав познавательных универсальных учебных действий, над формированием которых работаем в соответствии с ФГОС. Работа над проектом показала тесную связь познавательных универсальных учебных действий с учебным исследованием и формами работы. Нами определена важная роль методов наблюдения и сравнения, групповой работы, работы с текстом для развития личности на современном этапе обучения учащихся. Указана роль вопросов как умение сконцентрироваться, найти пути правильного решения учебной задачи и выход на тему.

Подчёркнута важность приобретения навыков самостоятельного принятия решения. Приведены образцы элементов исследовательской деятельности. Работа отличается практической направленностью.

Учебно-исследовательская работа в курсе литературного краеведения обеспечивает формирование познавательных УУД, помогает удачно реализовать здоровьесберегающие, информационно-кооммуникационные задачи.

Таким образом, можем сделать вывод, что представленная нами система работы может применяться для формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий в условиях внедрения системно-деятельностного подхода в соответствии с требования ФГОС нового поколения.

Информационное обеспечение обучения


Основные источники

    1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).

    2. Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2013.

    3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2012. – 367 с.


Нормативные документы

      1. Закон РФ об образовании

      2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.

      3. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

      4. ФГОС полного общего образования.

Интернет - ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.rucайт Министерства образования и науки РФ

  2. http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области


Дополнительные источники

  1. Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов.– М.: Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!