Проскурякова Мария Анатольевна,
Учитель истории и обществознания,
МОУ Захальская СОШ
Развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся как фактор формирования творческих способностей и эстетического вкуса учащихся
Современные методы и подходы обучения требуют проявления самостоятельности учащихся в выполнении заданий, творческого подхода учителя и учащихся в их совместной деятельности. Иными словами, требования, основанные на ФГОСе, можно выразить китайской пословицей: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне попробовать самому и я научусь». Развитие умений учащихся искать нужную информацию в проверенных источниках, обрабатывать ее на основе общепризнанных методов и правильно представлять ее – является важным фактором социализации ребенка, формированию необходимых для жизни в обществе компетенций. Все вышеизложенное обуславливает актуальность данной темы самообразования.
Цель проектно-исследовательская деятельности в школе: формирование умений поиска, обработки и представления информации, а также самостоятельности и творческого подхода в подготовке проектных работ.
Учащиеся:
• самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
• учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
• развивают у себя исследовательские умения;
• развивают системное и проектное мышление.
• Повышение уровня познавательной активности учащихся.
• Повышение уровня обученности учащихся по различным предметам.
• Появление черт личности, присущих исследователям.
• Увеличение числа учащихся занимающихся исследовательской деятельностью.
• Связь между занятиями исследовательской деятельностью и успешной социализацией учащихся.
Деятельность ученика и учителя:
При обучении приемам исследовательской деятельности нужно изменять уровни реализации «исследовательского обучения»:
• Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку.
• Учитель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.
• Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.
6.Деятельность ученика:
• Распознавание и четкое формулирование проблемы.
• Собирает данные при наблюдении, работает с литературными источниками.
• Намечает план действий.
• Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений.
• Проверка гипотезы.
• Оформляет результаты деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов
Деятельность учителя:
• Управляет процессом овладения способами получения знаний, не навязывая своего мнения.
• Управляет развитием умений практически использовать полученные знания и формирует мировоззрение школьников.
• Обучает приемам подготовки презентации различных типов.
• Координирует и вдохновляет учащихся в их поисковой деятельности.
7.Можно выделить следующие этапы исследовательской деятельности:
- знакомство с основами исследовательской деятельности,
- выбор и определение темы исследования,
- обзор литературы по выбранной теме,
- исследование,
- текстовой оформление работы,
- выступление учащегося с результатами исследования.
Но исследовательская деятельность – это не только долговременные или кратковременные проекты. Исследование сопровождает каждый урок истории и обществознания.
Так можно выделить несколько групп источников, работа с которыми на уроке может носить исследовательский характер.
Письменные источники:
Учебная литература (чтение и пересказ, чтение и ответы на вопросы, поиск основной мысли в тексте, поиск исторических данных в тексте, конспектирование и планирование текста и др.)
Документы (первоисточники исторической информации, неадаптированные источники, требующие большего опыта работы, внимательности, умения анализировать, выделять истинные суждения – хрестоматии, сборники документов, архивные материалы, источники личного происхождения, газеты)
Дополнительная литература (сборники статей, художественная литература – исторический роман и др.)
Методы работы:
1. чтение и пересказ, чтение и ответы на вопросы, поиск основной мысли в тексте, поиск исторических данных в тексте, конспектирование и планирование текста и др.)
2.Анализ документа: поиск исторических данных, аргументирование с использованием источника,
Субъективная и объективная интерпретация информации источника
3.Поиск основной мысли текста, аргументирование позиции автора или опровержение его идеи,
Анализ исторической действительности времени написание источника и его содержания
Стоит оговориться, что на уроках обществознания осуществляется похожая работа с источниками, за исключением цели их исследования: учащиеся должны соотнести документ с современным развитием общества, выделить особенности документа, которые раскрывают тему урока.
Также интересными являются статистические источники, примеры которых и методы работы представлены на презентации.
Работа с визуальными источниками как раз направлена на формирование эстетического вкуса учащихся, так интересной является работа с картинами. А.А.Вагин выделил несколько типов исторических картин:
событийные;
типологические;
описательные.
Он определил 5 способов применения картины на уроке:
сюжетное изображение в сочетании с рассказом;
изучение деталей на картине;
анализ картины с целью обобщения;
эмоциональное воздействие;
информативный ряд.
Самостоятельность учащихся в поиске и обработке информации,
Творческий подход в деятельности учащихся и учителя, учитель при этом выполняет роль сотрудника и товарища,
Сочетание индивидуальных, парных, групповых и фронтальных методов работы с классом,
Развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, самостоятельности суждений, аргументирования своей позиции с использования разного рода источников,
Формирование эстетики письма, речи, восприятия визуальных источников.
Работа с источниками является самой важной частью обучения, формирования интереса к предмету, социализации личности.