СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся как фактор формирования творческих способностей и эстетического вкуса учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Небольшое сообщение о связи проектно-исследовательской деятельности обучающихся с воспитанием эстетического вкуса 

Просмотр содержимого документа
«Развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся как фактор формирования творческих способностей и эстетического вкуса учащихся»

Проскурякова Мария Анатольевна,

Учитель истории и обществознания,

МОУ Захальская СОШ

Развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся как фактор формирования творческих способностей и эстетического вкуса учащихся

  1. Современные методы и подходы обучения требуют проявления самостоятельности учащихся в выполнении заданий, творческого подхода учителя и учащихся в их совместной деятельности. Иными словами, требования, основанные на ФГОСе, можно выразить китайской пословицей: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне попробовать самому и я научусь». Развитие умений учащихся искать нужную информацию в проверенных источниках, обрабатывать ее на основе общепризнанных методов и правильно представлять ее – является важным фактором социализации ребенка, формированию необходимых для жизни в обществе компетенций. Все вышеизложенное обуславливает актуальность данной темы самообразования.

  2. Цель проектно-исследовательская деятельности в школе: формирование умений поиска, обработки и представления информации, а также самостоятельности и творческого подхода в подготовке проектных работ.

  3. Учащиеся:

•  самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 
•  учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; 
•  приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; 
•  развивают у себя исследовательские умения; 
•  развивают системное и проектное мышление. 

•  Повышение уровня познавательной активности учащихся. 
•  Повышение уровня обученности учащихся по различным предметам. 
•  Появление черт личности, присущих исследователям. 
•  Увеличение числа учащихся занимающихся исследовательской деятельностью. 
•  Связь между занятиями исследовательской деятельностью и успешной социализацией учащихся. 

  1. Деятельность ученика и учителя:

При обучении приемам исследовательской деятельности нужно изменять уровни реализации «исследовательского обучения»: 
•  Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку. 
•  Учитель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск. 

•  Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно. 

6.Деятельность ученика:

•  Распознавание и четкое формулирование проблемы. 
•  Собирает данные при наблюдении, работает с литературными источниками. 
•  Намечает план действий. 
•  Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений. 
•  Проверка гипотезы. 
•  Оформляет результаты деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов

Деятельность учителя:

•  Управляет процессом овладения способами получения знаний, не навязывая своего мнения. 
•  Управляет развитием умений практически использовать полученные знания и формирует мировоззрение школьников. 
•  Обучает приемам подготовки презентации различных типов. 
•  Координирует и вдохновляет учащихся в их поисковой деятельности. 

7.Можно выделить следующие этапы исследовательской деятельности:

- знакомство с основами исследовательской деятельности,

- выбор и определение темы исследования,

- обзор литературы по выбранной теме,

- исследование,

- текстовой оформление работы,

- выступление учащегося с результатами исследования.

Но исследовательская деятельность – это не только долговременные или кратковременные проекты. Исследование сопровождает каждый урок истории и обществознания.

Так можно выделить несколько групп источников, работа с которыми на уроке может носить исследовательский характер.

Письменные источники:

  • Учебная литература (чтение и пересказ, чтение и ответы на вопросы, поиск основной мысли в тексте, поиск исторических данных в тексте, конспектирование и планирование текста и др.)

  • Документы (первоисточники исторической информации, неадаптированные источники, требующие большего опыта работы, внимательности, умения анализировать, выделять истинные суждения – хрестоматии, сборники документов, архивные материалы, источники личного происхождения, газеты)

  • Дополнительная литература (сборники статей, художественная литература – исторический роман и др.)

Методы работы:

1. чтение и пересказ, чтение и ответы на вопросы, поиск основной мысли в тексте, поиск исторических данных в тексте, конспектирование и планирование текста и др.)

2.Анализ документа: поиск исторических данных, аргументирование с использованием источника,

Субъективная и объективная интерпретация информации источника

3.Поиск основной мысли текста, аргументирование позиции автора или опровержение его идеи,

Анализ исторической действительности времени написание источника и его содержания

Стоит оговориться, что на уроках обществознания осуществляется похожая работа с источниками, за исключением цели их исследования: учащиеся должны соотнести документ с современным развитием общества, выделить особенности документа, которые раскрывают тему урока.

Также интересными являются статистические источники, примеры которых и методы работы представлены на презентации.

Работа с визуальными источниками как раз направлена на формирование эстетического вкуса учащихся, так интересной является работа с картинами. А.А.Вагин выделил несколько типов исторических картин:
 событийные;
 типологические;
 описательные.
Он определил 5 способов применения картины на уроке:
 сюжетное изображение в сочетании с рассказом;
 изучение деталей на картине;
 анализ картины с целью обобщения;
 эмоциональное воздействие;
 информативный ряд.

  • Самостоятельность учащихся в поиске и обработке информации,

  • Творческий подход в деятельности учащихся и учителя, учитель при этом выполняет роль сотрудника и товарища,

  • Сочетание индивидуальных, парных, групповых и фронтальных методов работы с классом,

  • Развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, самостоятельности суждений, аргументирования своей позиции с использования разного рода источников,

  • Формирование эстетики письма, речи, восприятия визуальных источников.

Работа с источниками является самой важной частью обучения, формирования интереса к предмету, социализации личности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!