СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТОРГОВЛИ И ТРАНСПОРТА В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

вЛИЯНИЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА  на жизнь населения Тамбовской губернии. Строительство первых железных дорог через территорию края, изменение жизни отдельных населенных пунктов рядом с которыми пролегала железная дорога....

Просмотр содержимого документа
«рАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТОРГОВЛИ И ТРАНСПОРТА В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД»

Развитие промышленности, торговли и транспорта в пореформенный период  1.Строительство и работа заводов  2.Торговля  3.Появление железных дорог

Развитие промышленности, торговли и транспорта в пореформенный период 1.Строительство и работа заводов 2.Торговля 3.Появление железных дорог

1.Строительство и работа заводов

Мыловаренных заводов 18 (производство 200 тыс. р., рабоч. 63), кожевенных 70, небольших (большая часть в Тамбовском и Моршанском уездах). В Козлове костеобжигательный завод; в Моршанском уезде при свеклосахарном заводе большое производство клея; в этом же уезде 2 синькалиевых завода. Табачных фабрик 13, производство более 1 млн р., рабоч. около 700 (в Козлове, Моршанске). Маслобойное производство частью крупное ( Борисоглебск , Усмань , Грязи), частью мелкое; всех маслобойных заводов и маслобоек около 700. По официальной регистрации производство 78 заводов оценено в 1739 тыс. р., рабоч. 450. Фабрика фосфорных спичек в Кирсанове. Два небольших стеклянных завода в Шацком и Моршанском уездах .Конских заводов в 1899  г. было 180 (из них 153 в южных уездах, до Моршанского). На этих заводах было рысистых жеребцов 444 и маток 2305, верховых жеребцов 30 и маток 55, упряжных жеребцов 388 и маток 1600, всех жеребят 3194. В 1893  г. конских заводов было 260. В Тамбове конюшня государственного коннозаводства на 140 жеребцов. В разных городах губернии небольших чугунолитейных заводов 15 (произв. на 130 тыс. р., при 275 рабоч.). 2 завода фаянсовой посуды, 3 кафельных, 3 сыроварни, 10 крахмальных, 4 канато-веревочных, 4 лесопильни, 116 дегтярных, 25 воскосвечных и воскобойных, 2 поташных, кирпичных до 2200, кузниц свыше 2500.

Предприятия перерабатывающей промышленноти в с. Новокленское В конце 90-х годов 19 века в селе была построена махорочная фабрика, владельцем которой был Василий Андреевич Жеребцов. Здесь же в селе была открыта торговая лавка принадлежавшая ему. Фабрика работала на местном сырье. Крестьяне увеличивали посевы табака.

Предприятия перерабатывающей

промышленноти в с. Новокленское

В конце 90-х годов 19 века в селе была построена махорочная фабрика, владельцем которой был Василий Андреевич Жеребцов. Здесь же в селе была открыта торговая лавка принадлежавшая ему. Фабрика работала на местном сырье. Крестьяне увеличивали посевы табака.

2.Торговля

Главные предметы торговли — продукты сельского хозяйства (зерновые хлеба, масличные семена, лес, мясо, сало, лошади, рогатый скот, кожи, шерсть, масло, яйца) и местной заводской промышленности ( вино , табак , подсолнечное и конопляное масло , мука, пшено, сахар ). Из городских рынков главные Козлов, Борисоглебск, Моршанск, Кирсанов , Тамбов. Скупка хлебов производится также при многих станциях жел. дорог. Сохранили большое торговое значение (по еженедельным базарам и ярмаркам) и некоторые села: Рассказово (Тамбовского уезда), Старое Сеславино (Козловского уезда), Пичаево, Алгасово (Моршанского уезда). В 1898  г. всех товаров малой скорости отправлено с жел.-дор. станций Т. губернии 65 820 тыс. пудов, и прибыло 34 701 тыс. пудов, всего 100 млн пудов (не считая транзита). Хлебные грузы составляют 70 % и более. Отправляемые грузы идут на 80 % на севере и западе, к Москве и Балтийским портам; отправка водным путем сохранилась, но в незначительных по сравнению с прежними размерах, по Цне (главные пристани — Моршанск и Темгенево, Елатомского уезда). Поднялось значение в местной хлебной торговле Кирсанова и многих сельских пунктов.

Торговец галантерейными Товарами

Торговец галантерейными Товарами

. Сохранились старые ярмарки по городам и селам и много учреждено новых, обороты их в общем счете значительны, по каждой ярмарке в отдельности невелики. Некоторые ярмарки, как в Тамбове, Козлове, Усмани, Лебедяни , Борисоглебске и др., сохраняют значение по торговле лошадьми, другим скотом, кожами, щепным товаром. Главная мясная торговля — в Козлове, где большие скотобойни и отправка мяса и сала сотнями тысяч пудов в Москву и Петербург.  На 35 винокуренных зав. в 1899 — 1900  гг. выкурено 1 888 675 ведер безводного спирта; рабочих 1755, производство 6100 тыс. руб. 1 водочный завод (производство 120 тыс. руб.), 6 пиво-медоваренных (68 тыс. р.). Суконных фабрик в 1821  г. было 17; в настоящее время их 8 (производство около 3 млн р., рабоч. 4853).

. Сохранились старые ярмарки по городам и селам и много учреждено новых, обороты их в общем счете значительны, по каждой ярмарке в отдельности невелики. Некоторые ярмарки, как в Тамбове, Козлове, Усмани, Лебедяни , Борисоглебске и др., сохраняют значение по торговле лошадьми, другим скотом, кожами, щепным товаром. Главная мясная торговля — в Козлове, где большие скотобойни и отправка мяса и сала сотнями тысяч пудов в Москву и Петербург.

На 35 винокуренных зав. в 1899 1900  гг. выкурено 1 888 675 ведер безводного спирта; рабочих 1755, производство 6100 тыс. руб. 1 водочный завод (производство 120 тыс. руб.), 6 пиво-медоваренных (68 тыс. р.). Суконных фабрик в 1821  г. было 17; в настоящее время их 8 (производство около 3 млн р., рабоч. 4853).

С  развитием торговли в городах и селах Тамбовской губернии появляются многочисленные группы профессиональных торговцев. Самыми богатыми среди них были купцы. Однако купеческое звание можно было получить за большие деньги. Поэтому купцов в Тамбовской губернии было сравнительно немного. Почти все они жили в городах. Купцы строили себе двух-, а иногда и трехэтажные особняки с большими подвалами для товаров. Многие из таких домов сохранились в тамбовских городах до сих пор: например, в Тамбове дома Толмачевых (ныне колбасный магазин на Советской улице) и Петиных (ателье «Люкс», напротив крытого рынка на Коммунальной улице), в Моршанске - дома В. И. Каверина (сейчас ул. Советская, здание краеведческого музея) и Семенова (сейчас улица Лотикова, здание библиотечного техникума), в Кирсанове - дом Митяева (сейчас краеведческий музей). В первых этажах этих зданий обычно располагались магазины, а на вторых жили хозяева. Некоторые купцы имели по нескольку домов, используя их для сдачи под магазины мелким торговцам или под жилые квартиры.

С развитием торговли в городах и селах Тамбовской губернии появляются многочисленные группы профессиональных торговцев. Самыми богатыми среди них были купцы. Однако купеческое звание можно было получить за большие деньги. Поэтому купцов в Тамбовской губернии было сравнительно немного. Почти все они жили в городах. Купцы строили себе двух-, а иногда и трехэтажные особняки с большими подвалами для товаров. Многие из таких домов сохранились в тамбовских городах до сих пор: например, в Тамбове дома Толмачевых (ныне колбасный магазин на Советской улице) и Петиных (ателье «Люкс», напротив крытого рынка на Коммунальной улице), в Моршанске - дома В. И. Каверина (сейчас ул. Советская, здание краеведческого музея) и Семенова (сейчас улица Лотикова, здание библиотечного техникума), в Кирсанове - дом Митяева (сейчас краеведческий музей). В первых этажах этих зданий обычно располагались магазины, а на вторых жили хозяева. Некоторые купцы имели по нескольку домов, используя их для сдачи под магазины мелким торговцам или под жилые квартиры.

Среди купцов Тамбовской губернии оказалось немало таких, которые снискали уважение людей своей филантропической деятельностью. Самым почетным считалось строительство и ремонт на собственные средства зданий церквей. Например, тамбовский купец Суворов пожаловал деньги на строительство Христорождественской церкви на базаре (в сохранившейся части здания сейчас находится кафе «Колос»), а купцы Носовы - на строительство Уткинской церкви (была на территории современной площади Ленина). Почти все церкви Козлова строились на средства купцов Вороновых. Кирсановские купцы Крюченковы выстроили Богословскую церковь в селе Рассказово. Некоторые купцы жертвовали деньги на постройку учебных заведений. Например, в Тамбове были основаны Толмачевское училище (старое здание школы N9 8, современное здание областной прокуратуры), Носовское техническое училище для мальчиков (современный автомобильный техникум). На купеческие деньги создавались также приюты для сирот, богадельни для стариков.

Среди купцов Тамбовской губернии оказалось немало таких, которые снискали уважение людей своей филантропической деятельностью. Самым почетным считалось строительство и ремонт на собственные средства зданий церквей. Например, тамбовский купец Суворов пожаловал деньги на строительство Христорождественской церкви на базаре (в сохранившейся части здания сейчас находится кафе «Колос»), а купцы Носовы - на строительство Уткинской церкви (была на территории современной площади Ленина). Почти все церкви Козлова строились на средства купцов Вороновых. Кирсановские купцы Крюченковы выстроили Богословскую церковь в селе Рассказово.

Некоторые купцы жертвовали деньги на постройку учебных заведений. Например, в Тамбове были основаны Толмачевское училище (старое здание школы N9 8, современное здание областной прокуратуры), Носовское техническое училище для мальчиков (современный автомобильный техникум). На купеческие деньги создавались также приюты для сирот, богадельни для стариков.

 3.Появление железных дорог   Железных дорог около 1200 вёрст. станции железной дороги губернии отправляют ежегодно хлебных грузов 50-60 млн пудов.  После проведения железной дороги в губернии дальнее грузовое движение по грунтовым путям прекратилось; В 1898  г. всех товаров малой скорости отправлено с жел.-дор. станций Т. губернии 65 820 тыс. пудов, и прибыло 34 701 тыс. пудов, всего 100 млн пудов (не считая транзита). Хлебные грузы составляют 70 % и более.

3.Появление железных дорог

Железных дорог около 1200 вёрст. станции железной дороги губернии отправляют ежегодно хлебных грузов 50-60 млн пудов. После проведения железной дороги в губернии дальнее грузовое движение по грунтовым путям прекратилось; В 1898  г. всех товаров малой скорости отправлено с жел.-дор. станций Т. губернии 65 820 тыс. пудов, и прибыло 34 701 тыс. пудов, всего 100 млн пудов (не считая транзита). Хлебные грузы составляют 70 % и более.

Первомайский  Сосновка

Первомайский

Сосновка

Постройка в 60-70-е годы XIX века через территорию Тамбовщины линий важных железных дорог (Юго-Восточной, Рязано-Уральской, Вяземско-Сызранской, Московско-Казанской, а также нескольких внутригубернских веток) имела большое значение для губернии. Благодаря этому наш край стал напрямую связан железнодорожным сообщением с Москвой, Ростовом, Астраханью, через северную часть губернии пролегли железные дороги, шедшие на восток России вплоть до Тихого океана.

Постройка в 60-70-е годы XIX века через территорию Тамбовщины линий важных железных дорог (Юго-Восточной, Рязано-Уральской, Вяземско-Сызранской, Московско-Казанской, а также нескольких внутригубернских веток) имела большое значение для губернии. Благодаря этому наш край стал напрямую связан железнодорожным сообщением с Москвой, Ростовом, Астраханью, через северную часть губернии пролегли железные дороги, шедшие на восток России вплоть до Тихого океана.

Железные дороги были выгодны всем. Очень важным было то, что они почти не зависели от погоды, работали круглый год. Тамбовские помещики, продававшие много хлеба, получили возможность грузить его в большие вагоны вместо многочисленных подвод и быстро перевозить в Москву, Петербург, другие промышленные города. Одни из них - граф Бенкендорф - на собственные деньги даже проложил железнодорожную ветку из имения в Сосновке до Юго-Восточной дороги , ведущей в Москву.

Железные дороги были выгодны всем. Очень важным было то, что они почти не зависели от погоды, работали круглый год. Тамбовские помещики, продававшие много хлеба, получили возможность грузить его в большие вагоны вместо многочисленных подвод и быстро перевозить в Москву, Петербург, другие промышленные города. Одни из них - граф Бенкендорф - на собственные деньги даже проложил железнодорожную ветку из имения в Сосновке до Юго-Восточной дороги , ведущей в Москву.

Император Николай, весьма расположенный к Бенкендорфу, назначил его, в 1826 г., шефом жандармов, командующим Императорскою главною квартирою и начальником III отделения собственной Е. В. канцелярии . В 1828 г. при отъезде государя к действующей армии, в Турцию, Б. сопровождал его. в 1829 г. он произведен в генералы от кавалерии, а в 1832 г. возведен в графское достоинство.   Бенкендорф Александр Христофорович  ( род. 1783 - умер 1844) Во время Отечественной войны 1812 г., Б. сначала командовал авангардом отряда барона Винценгороде; 27 июля произвел блистательную атаку в деле при Велиже; а по уходе Наполеона из Москвы и занятии ее русск. войсками был назначен комендантом столицы. При преследовании неприятеля он находился в отряде ген. лейтенанта Кутузова, был в разных делах и взял в плен 3-х генералов и более 6000 нижних чинов.

Император Николай, весьма расположенный к Бенкендорфу, назначил его, в 1826 г., шефом жандармов, командующим Императорскою главною квартирою и начальником III отделения собственной Е. В. канцелярии . В 1828 г. при отъезде государя к действующей армии, в Турцию, Б. сопровождал его. в 1829 г. он произведен в генералы от кавалерии, а в 1832 г. возведен в графское достоинство.

Бенкендорф Александр Христофорович

( род. 1783 - умер 1844)

Во время Отечественной войны 1812 г., Б. сначала командовал авангардом отряда барона Винценгороде; 27 июля произвел блистательную атаку в деле при Велиже; а по уходе Наполеона из Москвы и занятии ее русск. войсками был назначен комендантом столицы. При преследовании неприятеля он находился в отряде ген. лейтенанта Кутузова, был в разных делах и взял в плен 3-х генералов и более 6000 нижних чинов.

По железным дорогам Тамбовщина стала в больших количествах привозить промышленные изделия: ткани, обувь, строительные материалы, крупногабаритные станки и оборудование, многое другое. Некоторые из товаров, например, большие и тяжелые паровые котлы для заводских цехов можно было привезти только железнодорожным путем.

По железным дорогам Тамбовщина стала в больших количествах привозить промышленные изделия: ткани, обувь, строительные материалы, крупногабаритные станки и оборудование, многое другое. Некоторые из товаров, например, большие и тяжелые паровые котлы для заводских цехов можно было привезти только железнодорожным путем.

Крестьяне Тамбовской губернии также могли перевозить свои товары для продажи в самые разные местности и продавать их с наибольшей выгодой для себя. По железной дороге они отправлялись на сезонные заработки на шахты Донбасса, в зажиточные села Кубани, Дона, юг Украины, фабрики и заводы Москвы или ежедневно ездили на фабричную работу в близлежащие города и промышленные села Тамбовской и соседних губерний.  Появление железных дорог позволило жителям Тамбовщины и их гостям чаще ездить не только по делам, но и на отдых.  По железной дороге население стало быстро получать почту, свежие газеты, узнавать новости.

Крестьяне Тамбовской губернии также могли перевозить свои товары для продажи в самые разные местности и продавать их с наибольшей выгодой для себя. По железной дороге они отправлялись на сезонные заработки на шахты Донбасса, в зажиточные села Кубани, Дона, юг Украины, фабрики и заводы Москвы или ежедневно ездили на фабричную работу в близлежащие города и промышленные села Тамбовской и соседних губерний.

Появление железных дорог позволило жителям Тамбовщины и их гостям чаще ездить не только по делам, но и на отдых.

По железной дороге население стало быстро получать почту, свежие газеты, узнавать новости.

Домашнее задание: §28,вопросы

Домашнее задание: §28,вопросы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!