СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования авторской программы «Волшебные Дары» по применению игрового набора Дары Фребеля»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно ФГОС ДО  содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

• Овладение речью как средством общения и культуры;

• Обогащение активного словаря;

• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• Развитие речевого творчества;

• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Работу по речевому  развитию детей мы начали с создания развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Просмотр содержимого документа
««Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования авторской программы «Волшебные Дары» по применению игрового набора Дары Фребеля»»

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования авторской программы «Волшебные Дары» по применению игрового набора Дары Фребеля»

МБДОУ «Детский сад № 397» г.о. Самара

Бондяева Елизавета Викторовна,

воспитатель 1 категории

Самара, 2017


Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

• Овладение речью как средством общения и культуры;

• Обогащение активного словаря;

• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• Развитие речевого творчества;

• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Педагоги нашего детского сада предлагают воспитателям программу ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЕ ДАРЫ» ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРОВОГО НАБОРА «ДАРФ ФРЕБЕЛЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ, которая, систематизирует данную работу в соответствии с темами, которые отражают во многих учреждениях в комплексно – тематических планах. Таким образом, наш авторский коллектив показывает, как можно применять данный игровой набор в системе.

Цель авторской программы «Волшебные дары»: формирование и закрепление у детей представлений об окружающем мире в соответствии с возрастными возможностями в разных видах деятельности и создание условий для разностороннего развития детей в игре.

Работа по реализации данной программы происходит  в нескольких направлениях:

  • НОД по программе «Волшебные дары» согласно планированию;

  • совместная деятельность с детьми согласно разработанному плану;

  • создание развивающей предметно-пространственной среды  для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности.

Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей развития у детей культуры речи через решение следующих задач:

- развитие речевых способностей и умений;

- формирование предпосылок чтения и письма;

- овладение способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях.

Работу по речевому развитию детей мы начали с создания развивающей предметно-пространственной среды в группе:

  • Приобретён в группы игровой набор «Дары Фребеля».

  • В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, которые проводятся с использованием игрового набора Фребеля.

  • Составлены и систематизированы папки по речевым играм и заданиям, направленным на речевое развитие детей. Дополнительно использовались игры и пособия к программе «Волшебные дары».

Организованная среда помогает в совместной деятельности с детьми согласно разработанному плану, так и в индивидуальной работе.

Старший дошкольный возраст это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы.

В программу включены следующие виды игр на развитие речевой деятельности дошкольников, так как к пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко, произносить все звуки в составе слов и предложений например, игры на:

  • На звуковую культуру речи, в них необходимо больше уделять внимания работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания. Например, игры из программы ВД:

  • «Пчелы и змеи»

Цели игры: развитие звуковой культуры речи, развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, игровой деятельности.

Описание игры: дети делятся на две команды, одна «пчелы» другая – «змеи», выбираются два короля, они должны отыскать. В игре используется второй дар Фребеля: пчелиный король – куб (мед) и змеиный – цилиндр (ящерицу). Команды должны помогать своим королям, издавая определенный звук: «пчелы» - «ж-ж-ж», а «змеи» - «ш-ш-ш». Чем ближе «король» приближается к месту, где спрятан предмет, тем сильнее становится звук, и наоборот, чем «король» дальше от спрятанного предмета, тем звук тише.

Модификация игры: дети изображают других животных. Например, львов, (рычат «р-р-р») или коров «мычат «му-му-му»).

  • «Путаница»

Цели игры: развитие речевого творчества, развитие звуковой культуры речи, познавательной активности, внимания, воображения.

Описание игры: дети строят различные композиции из наборов, один ребенок выходит за дверь, оставшиеся участники меняю деталь, и придумывают название.

  • «Что я видел» Описание игры: предложить детям создать образ любого предмета.

  • «Зоопарк» Описание игры: дети создают образ животного, и потом угадываю кто изображен, и как он говорит.

  • «Собери бусы» для индивидуальной работы. Звуки – «зы», «сы»

Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонации — силе голоса. Они, как и звуки, являются «строительным материалом» устной речи. К пяти годам большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания. Например, игра «Я расту» с использованием цветных палочек. Игра «Мама и ребенок» интонационно проговорить, как разговаривают мама и как ребенок и если поменять местами большую и маленькую фишку, что получится.

  • Игры на формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания.

На первый план выходит освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений). Совершенствование умения согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными ( пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка – зеленое брюшко). Формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания. Например, игры из нашей программы ВД: «Аукцион»; «Небоскреб».

Игра «Радуга» Описание игры: дети выбирают себе фишку любого цвета, и согласовывают существительное с прилагательным. Например, белый – снег, мел, сахар и т.д. Желтый - руль, кубик; желтое – солнце, и т.д.

Игра «А сколько у тебя?» в начале игры дети берут определенное количество фишек или палочек, а ведущий показывает картинку с предметом, дети должны ответить, сколько кого. Например: 5 лисят, 2 лисенка, 1 лисенок, и т.д.

Игра «Волшебная палочка» На столе лежат фигуры, детям предлагается взять палочку волшебную и заколдовать фигуру и получить какой либо предмет или вещь. Например,

  • Желтый треугольник – превратится в юбочки для куклы;

  • Красный квадрат – в скатерть красного цвета;

  • Белый круг – в белую тарелку; и т.д.

  • Словарная работа (обогащение закрепление и активизация словаря)

Старшие дошкольники располагают большим словарем, чем дети четырехлетнего возраста. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Поэтому на развитие словарного запаса, необходимо обратить внимание на смысловую сторону слов. Например, игры из программы ДФ: «Для чего еще»; «Я – змея»; «Фанты»; «Волшебники»; «Экскурсия в музей». Цели этих игр: развитие связной монологической речи, развитие интересов детей,

Игра «Кого я видел?» - дети выкладывают предмет или образ; «Скажи какой?»; игра «Невпопад» с использованием мягкого мячика на веревочке. У ребят в руках мячики, ведущий им задает вопрос, например «Ты сегодня завтракал?» ребенок должен ответить на поставленный вопрос развернутым предложением но, отвечая неправильно на поставленный вопрос «невпопад», «Я сегодня днем пел». Когда все мячи останутся в коробке, ведущий меняется, игра повторяется.

  • Воспитание интереса к художественному слову: связность высказывания в процессе игровой деятельности может помочь формированию представлений о структуре разных типов текста. Также эту особенность необходимо учитывать при чтении детям различных художественных произведений. Например: игры из программы ВД: «Красная шапочка»; «Грензель и Гретель». Например, Игры «Колобок», «Кот Котофеич» , «Теремок», «Заюшкина избушка».

Цель этих игр: Приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать интерес к драматизации литературных произведений. Развивать воображение, мышление, речь, игровую деятельность.

Описание игр: Выкладывание сюжета «новой» сказки («А что произошло потом?») из игровых наборов №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.Обыгрывание «новых» сказок.


Таким образом, тщательно отобранные и хорошо спланированные игры помогают детям чувствовать себя успешными и компетентными. Я  стараюсь  создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в рамках его собственных возможностей. Основная цель – не достижение совершенства, а развитие.

Результатом работы с детьми в этом направлении является то, что в группе создана комфортная атмосфера доверия, свободы творчества. Помогает расширять словарный запас детей, и их кругозор.

При условии систематического использования в воспитательно-образовательном процессе игрового набора Дары Фребеля в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей 5-7 лет, значительно повышается их речевая активность.

Использование в работе различных материалов программы дают возможность детям 5-7 лет не только получить познавательную информацию, но и способствуют повышению мотивации к речевому общению, желанию делиться впечатлениями, высказыванию своих предположений, поиску ответов на вопросы. Что в целом положительно влияет на развитие речи и формирование речемыслительной деятельности воспитанников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей