СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи и произносительных навыков во внеклассной работе с неслышащими детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С НЕСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ"

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи и произносительных навыков во внеклассной работе с неслышащими детьми»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С НЕСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ


Иванова Нелли Владимировна

Россия, г.. Екатеринбург

e-mail:n.v_ivanova@mail.ru


В статье раскрываются особенности развития речи и произносительных навыков во внеклассной работе


Необходимость работы по развитию речи учащихся с нарушениями слуха не только на специализированных уроках, но и во всем учебно– воспитательном процессе в доказательстве сегодня не нуждается. Проблема обучения глухих произношению во внеклассное время фактически не являлась предметом специального обучения. В тоже время значимость этой формы работы велико. Учителя и воспитатели, классные руководители и родители испытывают большие трудности в работе над речью неслышащих учащихся во внеклассное время, в организации речевой среды. Главной задачей внеклассной роботы является максимальное использование всех условий, которые обеспечивают совершенствование произносительных навыков. Ее содержание должно соответствовать программным требованиям, обеспечивать решение общеобразовательных и воспитательных задач. Планировать внеклассную работу необходимо так, чтобы она включала в себя:

- аналитическую сторону (тренировка школьников в правильном употреблении отдельных элементов устной речи - звуков, словесного ударения, темпа, речевого дыхания и т.д.);

- синтетическую сторону (совершенствование речи в целом: развитие у учащихся умений одновременно выполнять все требования к произносимому речевому материалу - слову, фразе, тексту).

Трудности, которые испытывают учащиеся, относятся к устной и письменной речи. Овладение каждой из этих форм содействует преобразованию наглядно-образного мышления в словесно-логическое и создает основу для овладения языком. Овладение языком как средством общения невозможно без правильного восприятия устной речи и внятного произношения. Вначале дети усваивают такой речевой, который им необходим для общения с окружающими: учителем, воспитателем, ребятами по классу, родителями. Постепенно усложняется за счет овладения новой лексикой и новыми типами фраз.

Teмы внеклассных занятий следует прорабатывать так, чтобы они касались режима дня воспитанников: прогулок, экскурсий, приготовления уроков, игр. Внеклассная работа над произношением должна удовлетворять определенным требованиям:

- внеклассную работу следует организовывать на основе принципа добровольности учащихся. Добровольность позволяет остановиться на том виде работы, который особенно интересует учеников,

- дети должны сознательно воспринимать цель и cмыcл предстоящей работы,

- организуя внеклассные мероприятия, необходимо следовать определенной системе и учитывать возраст детей,

- во внеклассной роботе должны быть реализованы ocнoвныe положения теории обучения, касающиеся организации и методики проведения процесса тренировки.

Особо следует подчеркнуть, что учащихся необходимо постоянно стимулировать к совершенствованию устной речи и общению с окружающими. В целях формирования стойких произносительных навыков необходимо стремиться к тому, чтобы были использованы все возможности глухого ребенка, его coxpанныe анализаторы: зрительное восприятие, кинестетические раздражения от движений речевых органов, тактильно-вибрационные ощущения, остатки слуха.

Во внеклассной обстановке могут быть использованы некоторые из форм работы, которые практикуются в классе. К ним относятся речевая зарядка, индивидуальные и самостоятельные упражнения. Однако подбор речевого материала, виды и методика работы будут несколько иными. Так, новыми (по сравнению с классными) видами работ являются:

1. Выполнение домашних заданий по произношению;

2. Тренировка в произношении в процессе выполнения режимных моментов и деятельности в различных жизненных ситуациях.

3. Общение со слышащими детьми и взрослыми.

Дидактические и речевые игры развивают речь. Во внеклассное время проводятся дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Определяя их содержание, воспитатель должен ставить различные цели: совершенствование отдельных сторон произношения (голос, звуки, ударение, орфоэпия и т.д.); формирование внятности речи (слово, фразы, текст).

При проведении игры можно использовать ситуацию, при которой у глухих учащихся совершенствуются голосовые навыки (говорить - тихо, громко). Во внеклассное время тренировать учащихся в умении изменять силу голоса можно и в процессе беседы. Воспитатель выбирает тему, например «Летние каникулы». В классе дети отвечали учителю на вопросы по этой теме. Во внеклассной обстановке воспитатель задает эти же вопросы в ситуациях, при которых учащимся надо менять силу голоса. Например, воспитатель предлагает детям сказать (по секрету), что больше всего им понравилось летом. Свой ответ дети произносят шепотом ему на ухо. Кроме того, необходимо вести с учащимися и индивидуальные занятия по коррекции произношения. По содержанию они должны совпадать с работой учителя на уроке. Что касается речевого материала и видов работ, то их следует подбирать так, чтобы они не повторяли в точности того, что было в классе.

Например, на индивидуальных занятиях по обучению произношению учитель исправлял призубное [C]. Воспитатель эту работу продолжает во внеклассное время. 3десь можно использовать жизненные ситуации, например самостоятельную игру ребенка в игровом уголке. Дается задание сложить из кубиков названия картинок. После выполнения задания воспитатель предлагает назвать картинки и в это время проверяет правильность произнесения звука [C]; в случае необходимости он использует те приемы коррекции, которыми пользовался учитель в классе.

Развивая коммуникативные универсальные учебные действия, необходимо включать речевой материал, где дети участвуя в играх, прогулках, беседах учатся понимать обращенную к ним речь, выражать свои просьбы, задавать вопросы, овладевают умением вступать в беседы. Все виды деятельности, в которых участвуют школьники во внеклассное время, рождает у них потребность в речевом общении.

В целом всю внеклассную работу необходимо проводить в тесном контакте с воспитателем, с учителями, классным руководителем, учителем по слуховой работе, родителями. Тогда создается преемственность в обучении и развитии речи неслышащих детей. Когда дети научаться воспринимать речь, понимать, тогда не будет одних и тех же заученных вопросов и ответов. Например, берутся задания: назови автора книги, как называется книга (произведение), расскажи краткое содержание произведения, о чем произведение, кто главные герои, опиши главных героев, дай характеристику героям, что знаешь об авторе, расскажи об авторе, какой отрывок тебе понравился, что понравилось в произведении, какие слова ты не понял, значение каких слов ты не понял, найди в словаре, нарисуй.., тебе понравилась эта книга, почему, чему учит эта книга и так далее. На внеклассном чтении, на уроке чтения ( литературы), на слуховом занятии, на занятии с родителями - одинаковые вопросы (образцы), но каждый ставит свою задачу. Благодаря частому повторению автоматически эти образцы входят в речевой запас учащихся. Такая же преемственность сохраняется и при экскурсиях, и при посещении музеев, театров, проведении бесед и классных часов, просмотре фильмов, встречах, спортивных праздников. Кроме предметных знаний во внеклассной работе необходимо развивать метапредметные и личностные. Например, уметь правильно задавать вопросы, выражать свое отношение, ответственность за поступки, гордость за Родину, спортсменов, героев.

Большое значение для совершенствования устной речи глухих имеет их общение со слышащими людьми. Необходимо предусматривать специальные встречи глухих детей с учащимися массовой школы, со слышащими взрослыми.

Представленный подход к развитию речи и произносительным навыкам во внеурочное время, создает оптимальные условия для дальнейшего развития речи неслышащего ребенка, общения со слышащими. Способствует развитию в целом неслышащего ребенка, социальной адаптации.


Библиографический список


1. Колтуненко, И.В. Развитие речи глухих школьников: Пособие для учителя. -М. : Просвещение,1980. – 3-63

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М. : Просвещение, 2010.

3. Кузмичева, Е. П. Яхнина, Е.З. Новые подходы к активизации устной коммуникации глухих школьников//Развитие и коррекция.-1998.- №3. – С. 58-64.

4. Речицкая, Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: пособие для учителя дефектолога.- М. :Владос, 2005.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!