СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие речи обучающихся специальных коррекционных классов на уроках литературного чтения через организацию словарной работы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются вопросы о нарушении лексической стороны речи у детей с задержкой психического развития и технологии организации учебно-педагогического процесса. Статья будет полезна особенно молодым педагогам. .

Просмотр содержимого документа
««Развитие речи обучающихся специальных коррекционных классов на уроках литературного чтения через организацию словарной работы».»

«Развитие речи обучающихся специальных коррекционных классов на уроках литературного чтения через организацию словарной работы».

Ленцова Елена Михайловна.

1. Введение

Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребёнка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта ребёнка, от объёма и динамичности его знаний. Для школьника хорошая речь – залог его успешного обучения.

К 6 – 7 годам ребёнок научается пользоваться языком в целях повседневного общения и мышления. Однако часто этой лексики ему не хватает для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, а при обучении в школе – и для понимания изучаемого материала, в большей степени это касается детей с задержкой психического развития. Ребёнок к моменту прихода в школу понимает в окружающем мире больше, чем может передать словами. Особенно мал активный словарь и не сформировано умение строить логически последовательную речь. Поэтому одной из основных задач учителя младших классов является развитие речи учащихся.

М. Р. Львов выделяет в развитии речи три линии:

  • работа над словом,

  • работа над словосочетанием и предложением,

  • работа над связной речью.

Все эти три линии развиваются параллельно, хотя и находятся в то же время в подчинительных отношениях: словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением. /М. Р. Львов. Методика развития речи младших школьников. – Москва. Просвещение, 1985 г., с. 5./

По словам Л. В. Щербы, «правильно составленный словарь и грамматика должны исчерпывать знание данного языка». /Л. В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность. – Львов. Наука,1974 г., с.18./ Следовательно, важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте, но особенно в младшем.

Слово - основная значимая единица языка. Оно – путь пониманию. Богатство словаря - признак развития человека. Основным средством обогащения словарного запаса школьников как начальной, так и средней школы является словарная работа. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение.

Исследователи речи учащихся младших классов считают, что следствием несовершенства их словаря являются:

  • частая повторяемость одних и тех же слов,

  • неадекватность слова и понятия,

  • неточность употребления слов в речи,

  • неумение стилистически дифференцировать отбор лексики при конструировании текста,

  • неумение использовать тропы и другие средства языка.

/О. Н.Лёвушкина. Словарная работа в начальных классах. – Москва. «Владос», 2003 г., с. 8./

Замечено, что бедная лексика постоянно сочетается с бедным синтаксисом. Бедность словаря нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Например, при проверки правописания безударных гласных ребёнок часто не находит необходимое проверочное слово, потому что его нет в активном словаре.

Благоприятную почву для словарной работы дают и уроки, и внеклассная работа. Особенно большие возможности дают уроки чтения. Связь уроков грамматики, правописания и развития речи с уроками литературного чтения очевидна и является важнейшим принципом в работе над словом.

Исходя из сказанного, можно выделить следующие задачи, стоящие перед учителем:

  1. Изучить психолингвистическую характеристику словарного запаса учащихся начальных классов.

  2. Отработать педагогическую систему работы над словарём учащихся.

  3. Развивать у детей интерес к слову, как к единице языка.













2. Психолого-педагогическое обоснование проблемы. 2. 1. Общая характеристика словаря детей младшего школьного возраста.



Что принято понимать под словарным запасом отдельного человека? Каждый говорящий – взрослый или ребёнок – владеет частью лексики своего национального языка, она и составляет его личный словарный запас. Слово является элементом словарного запаса в том случае, если оно в сознании человека соотносится с известной реалией или с известным понятием.

Словарный запас человека характеризуется как с количественной, так и с качественной стороны. К моменту поступления в школу ребёнок имеет в словарном запасе от 3000 до 7000 слов. К концу начальной школы словарь ученика увеличивается до 8000 – 15000 слов.

При поступлении в школу ребёнок обладает достаточным словарным запасом, который даёт ему возможность овладевать всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие закономерности, действующие в русском языке. Но усваивает эти азы он интуитивно. Ребёнок, усваивая русский язык, получает в нём совершенное орудие общения и мышления.

С другой стороны, к началу обучения в школе ребёнок испытывает активную нехватку лексических средств. Он является носителем большого запаса неясных, непродуманных, но пережитых представлений, что едва ли обладает достаточными языковыми средствами, чтобы их передать.

Такое противоречие в характеристике словаря ребёнка данного возраста объясняется тем, что к началу обучения в школе он научается пользоваться языком в целях общения и мышления. Он бессознательно овладевает языком в пределах повседневных потребностей.

Лексическая и грамматическая подсистемы языка ребёнка остаются не разработанными. Следствием чего являются ошибки в речи детей, описанные во введении.



2.2. Нарушения лексической стороны речи у детей с задержкой психического развития.


Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.

У детей с ЗПР отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. По данным Е. В. Мальцевой, грубое недоразвитие лексики имеет место у 8,8% младших школьников, что составляет 22,5% от количества детей с ЗПР, имеющих дефекты речи.

Основными характерными чертами словарного запаса детей с ЗПР являются бедность и неточность (С.Г.Шевченко, Е. В. Мальцева, 3. Тржесоглава).

Как известно, формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающей действительности. В связи с этим, особенности словарного запаса детей с ЗПР отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.

Исследование знаний и представлений об окружающем мире первоклас-сников с ЗПР, проведенное С. Г. Шевченко, выявило их бедность и значительное своеобразие. Поэтому в словаре детей с ЗПР отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий и качеств. Так, по данным Е. В. Мальцевой, только половина детей с ЗПР смогла правильно назвать 71-80% предъявленных картинок. Часто наблюдалась неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам (вместо рама — окно, конверт — письмо, клевать — есть, платье — одежда, платье — воротник, поливает — выливает, вышивает — шьет). Слова-наименования часто заменяют описанием ситуации или действия (конура — тут собака спит, почтальон — газеты приносит). / Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Левиной Р.Е. — М.: Просвещение, 1968., с .9/

В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей с ЗПР возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета.

Наиболее значимым признаком лексического развития ребенка является уровень овладения обобщающими понятиями. Л. С. Выготский рассматривал этот процесс как «сложный внутренний, психический процесс, включающий в себя постепенно развивающееся из смутного представления понимание нового слова, собственное применение его ребенком и только в качестве заключительного звена действительное освоение его». (Л. С. Выготский. Мышление и речь.- М. 1956. С. 168.)

Процесс овладения словами обобщающего характера тесно связан с развитием способности к анализу и синтезу, с умением обобщать на основе выделения существенных признаков предметов. Уровень овладения обобщающими понятиями характеризует процесс формирования семантических полей, лексической системности.

Специальное изучение уровня овладения обобщающими понятиями проведенное С. Г. Шевченко показали бедность словаря, ограниченность связей обобщающего слова со словами конкретного значения. Так, большинство детей с ЗПР (83,4%) подобрали к 27 родовым понятиям лишь от 101 до 170 названий конкретных предметов. В то же время ученики младших классов массовой школы (80%) назвали от 170 до 350 конкретных предметов. / Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Левиной Р.Е. — М.: Просвещение, 1968., с. 23/

Исследованием выявлены и трудности актуализации словаря. В сознании ребенка недостаточно закреплена связь между образом предмета и его названием. Так, вместо названия предмета, ребенок часто дает его описание. Например, в задании назвать насекомых один из детей с ЗПР говорит: «Еще такая, тоже летает... и крылышки тоненькие... Я ее знаю, только забыл, как называется».

Особенности лексики детей с ЗПР проявляются и в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка. При выполнении заданий на подбор синонимов дети с ЗПР допускают следующие ошибки: вместо синонима используют антоним (радостный — печальный) или слово противоположного значения с частицей не (сторожить — не сторожить), употребляют слова другой части речи (горе — печальный).

Таким образом, у большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка, что можно назвать общим недоразвитием речи.

Характеризуя словарный запас учащихся специальных коррекционных классов, следует отметить «не только его ограниченность (преобладание слов, обозначающих конкретные предметы и действия, при недостаточном количестве обобщающих слов, а также слов, обозначающих абстрактные понятия), но и недостаточную сформированность понимания значений слов. Причем именно эта особенность, являющаяся одной из самых типичных для детей с ЗПР, лежит в основе многочисленных ошибок в употреблении слов.» / Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М.: АРКТИ, 1997 г., с. 131/

Слова, понимание которых обусловлено контекстом, часто воспринимаются недостаточно дифференцированно и полно, так как учащиеся с ЗПР недостаточно осознают смысловую общность значений слов, что приводит к своеобразному их употреблению, к частым заменам одного названия другим. Замены происходят как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам.

Ограниченность и неполноценность лексических средств наглядно проявляется при выполнении заданий, связанных со словоизменением и словообразованием. Дети допускают большое количество ошибок в употреблении суффиксов, приставок, окончаний. В их речи мы находим: "медведиха" вместо медведица; "морковяный" вместо морковный, "побежала" (кошка) вместо убежала, "отрезал" (треугольник) вместо вырезал и т.д. Недостаточное умение пользоваться способами словообразования задерживает развитие словарного запаса у детей. Они с трудом изменяют и образовывают слова. Это проявляется при выполнении, например, заданий, связанных с подбором однокоренных слов. Подбор слов оказывается крайне бедным, стереотипным: к данному слову подбираются 2-3 слова, отличающиеся только окончаниями; совсем редко используются для образования слова суффиксы и приставки. Иногда подбираются слова, близкие в звуковом отношении, но разные по смыслу.

Наблюдается у детей с общим недоразвитием речи и недостаточно полное понимание прочитанного, поскольку для понимания содержания нужны прежде всего определенный запас слов, знание их значений, а также понимание связей между словами и между предложениями. У детей с общим недоразвитием речи эти предпосылки для формирования правильного понимания прочитанного отсутствуют.


2.3. Особенности усвоения младшими школьниками значений слов.

Неадекватность слова и понятия, неточность словоупотребления в речи младшего школьника объясняются иной, чем у взрослых, степенью овладения слова. «Слова ребёнка могут совпадать со словами взрослого в их предметной соотнесённости, но не совпадать в значении,»- пишет Л. С. Выготский. /Л. С. Выготский. Мышление и речь.// Л. С. Выготский. Избранные психологические исследования. – Москва. 1956 г., с. 193./

Овладение словом для ребёнка – это не пассивное, чисто механическое запоминание значений слов и соотнесение их с реальными предметами, а активный, целенаправленный процесс. Этот процесс Л. С. Выготский представляет следующим образом: в момент, когда ребёнок впервые усвоил новое слово, связанное с определённым значением, развитие слова не закончилось, а только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа, и только по мере своего развития ребёнок переходит от обобщения элементарного к всё более и более высоким типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий.

Слово в языке Л. С. Выготский называет «образом», «маленьким повествованием» о понятии. «Оно – именно художественное произведение. И поэтому оно имеет конкретный характер и может обозначать одновременно несколько предметов, одинаково относимых к одному и тому же комплексу.» /Л. С. Выготский. Мышление и речь. // Л. С. Выготский. Избранные психологические исследования. – Москва. 1956 г., с. 195./

Слово ассоциируется у ребёнка с конкретным образом. Освоение ребёнком семантики слова происходит как сложный внутренний психический процесс, включающий в себя постепенно развивающийся из смутного представления понимания нового слова, применение его ребёнком, и только в качестве заключительного звена действительное освоение его.

Но нельзя забывать, что процесс усвоения значения слова для каждого ребёнка в отношении каждой лексической единицы индивидуален. Усвоение значений слов в большей мере зависит от того, какие слова ребёнок слышит наиболее часто, какие из называемых предметов в наибольшей степени привлекают его внимание и становятся объектами исследовательской активности и практической деятельности.

Младший школьник может владеть лексическим значением того или иного слова в различной степени. Доказательством этого служат следующие особенности понимания им значения слов:

  • не знает значения данного слова, которое отсутствует в его словаре, но понимает его в контексте;

  • употребляет слово в своей речи, но неточно понимает его значение и допускает разного рода ошибки в его употреблении;

  • не помнит самого слова, но знает его значение, узнаёт его в тексте и правильно объясняет;

  • правильно понимает слово, правильно употребляет его во фразе, но искажает его фонематический облик;

  • в случае незнания нужного слова может создать своё;

  • знает и употребляет слово только в прямом лексическом значении.

Для того, чтобы словарный запас учащихся действительно обогатился, работа со словом должна вестись систематически и на межпредметном уровне.



2.4. Словарная работа как основной способ обогащения словаря учащихся.


Особое значение для развития речи, а так же для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку, по данным М. Р. Львова, до 4 класса половина новых слов входит в словарь учащихся через уроки русского языка и литературы.

В настоящее время под словарной работой принято понимать область методики русского языка, которая охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально - экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления. Их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; активизацию словаря, то есть использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, то есть устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов.

Основной целью словарной работы в начальной школе должно быть обогащение словарного запаса учащихся. Работа над орфографической грамотностью младших школьников должна идти в контексте обогащения их словаря.

Что понимают под термином «обогащение»? По толковому словарю «обогатить» значит «сделать богатым, богаче». /С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – Москва. 2003г./ Словарь можно сделать богаче в количественном и качественном отношениях.

Количественное обогащение предполагает прежде всего узнавание детьми новых слов и их предметно – понятийное отнесённость. По данным, которые приводит М. Р. Львов, словарь учащихся обогащается ежедневно в среднем 4-5 словами. Ознакомление учащимися с различными значениями одного и того же слова, в том числе и переносным, также является элементом количественного обогащения словаря.

Качественное совершенствование словаря возможно лишь при наличии достаточного запаса слов. Под качественным совершенствованием словарного запаса понимают «уточнение семантики известных слов, замена в словарном запасе школьника нелитературных слов эквивалентными им литературными словами, раскрытие сочетаемости слов». /О. Н. Левушкина. Словарная работа в начальных классах. – М. «Владос». 2003 г.,

с. 16/. Более точное понимание ребёнком значения слова, его сочетаемости с другими словами поможет избавиться от многих речевых ошибок. Младший школьник сможет отобрать и правильно употребить то или иное слово в свойственном ему значении в зависимости от цели высказывания и от соседства с другими словами.

Конечной целью работы по обогащению словаря школьников является использование детьми слов в собственных высказываниях. В методике говорят «активизация слова». Под активизацией подразумевается перевод слова из пассивного словарного запаса школьника в активный. Активный и пассивный словарь выделяют в речи каждого человека с точки зрения употребления слов в речи. Если ученик осознаёт значение слова, умеет правильно сочетать с другими словами и уместно употреблять в своей речи, значит данное слово входит в его активный словарный запас.

Если слово в сознании ученика соотносится с реалией или понятием, но ребёнок не умеет правильно употребить или не употребляет его в речи, то слово входит в пассивную часть словаря учащегося. Задача учителя – помочь учащимся увеличить свой активный словарь не только за счёт новых слов, но и за счёт перехода слов из пассивного в активный словарный запас.


3. Технология организации учебно-педагогического процесса. Приёмы словарной работы на уроках литературного чтения.



При подготовке к уроку учитель должен помнить о четырёх направлениях в словарной работе:

  1. Обогащение словаря, то есть усвоение новых слов и новых значений слов.

  2. Уточнение словаря, то есть углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.

  3. Активизация словаря, то есть включение как можно более широкого круга слов в речь учащихся, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте.

  4. Устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений и произношений.

Исходя из этого, готовясь к урокам чтения, учитель должен проанализировать текст, его лексику и выписать из него слова, которые могут вызвать у детей трудности в понимании значения; слова, которые являются изобразительными средствами; фразеологические обороты и т.п. Далее учитель должен продумать методику работы над каждой группой слов: приёмы объяснения непонятных слов, задания по замене нелитературных слов и выражений, методы работы над тропами и т.д.

При отборе слов учитель не должен забывать, что М. Р. Львова рекомендует вводить в словарь учащихся не более 3-5 новых слов.

Например, анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая»:

  1. Слова, трудные для понимания и требующие объяснения: раскаты, перлы, гам, Геба.

  2. Слова, требующие уточнения семантики: резвяся, нагорный, брызнул, вторит, молкнет.

  3. Тропы (здесь, метафора):

“…Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом…”


“…Повисли перлы дождевые.”



3.1. Раскрытие значения слова.



Для раскрытия лексического значения слова в начальной школе используются следующие приёмы:

  • показ соответствующего предмета или его изображения (рисунка, муляжа и т.д.);

  • замена данного слова синонимом;

  • разбор слова по составу;

  • замена данного слова описательным оборотом;

  • логическое определение.

Первый из названных приёмов – показ предмета или его изображения – наиболее приемлем в специальных коррекционных классах в работе над словами, обозначающими конкретные предметы, так как у детей с ЗПР преобладает образное мышление. Например, при работе с текстом

Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» встречаются названия птиц: пеночка, удод, сыч. Их лучше проиллюстрировать, чтобы сохранить время.

Замена слова синонимом – рациональный и поэтому самый распространённый приём выяснения и уточнения значения слов. Подбор синонимов является эффективным методом обогащения словаря учащихся с общим недоразвитием речи, помогающий избежать неточности употребления слова, тавтологии в высказывании детей. Подбор синонимов помогает выяснить оттенки значения данного слова, его многозначность.

Например, перлы – жемчужины, гам – шум, беспорядочный гул.

Так как у детей с общим недоразвитием речи бедный словарный запас, то для уточнения значения слова брызнул можно предложить синонимический ряд : моросил, накрапывал, шёл, лил, припустил; с заданием: «К слову брызнул из данного синонимического ряда подобрать более близкое по значению».

Однако метод подбора синонимов не всегда применим и приходится прибегать к использованию описательного оборота:

«Геба» - в греческой мифологии богиня юности, дочь Зевса. На пирах богов она подносила кубки с вином.

Приём описательного оборота менее экономичен, но у него есть свои достоинства: приучая детей пользоваться описательным оборотом, мы учим их логике речи, вырабатываем умение давать чёткие, логически стройные объяснения, то есть развиваем их мышление и речь, а это особенно важно при работе в СКК.

Разбор слова по составу – также эффективный приём выяснения его лексического значения. Им целесообразно пользоваться во всех случаях, когда такой разбор может служить целям раскрытия значения слова. Кроме того грамматический разбор способствует закреплению знаний по морфологии и может быть использован, чтобы обратить внимание учащихся на правописание слова.

Так разбирая слово нагорный, можно обратить внимание учащихся на правописание на-. Для сравнения можно привести слово «наземный», с тем же значением приставки. Учащиеся самостоятельно могут сделать вывод: «нагорный» - находящийся, расположенный на горе, горах.

Такую же работу можно провести и со словом «вторит» (второй) - повторять.

Нередко содержание слова раскрывается способом логического определения, то есть подведением его под ближайший род и выделение видовых признаков. Чаще всего так определяются явления природы, растения и животные, названия машин и т.д. Например, в стихотворении

Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» встречается слово «верста». Школьники могут самостоятельно определить, что это устаревшая мера длины, учителю остаётся добавить, что верста немного больше километра, 1 км 60 м.

Использование последнего приёма в специальных коррекционных классах вызывает определённые трудности, обусловленные задержкой психического развития детей.

Для раскрытия семантики слова учителю коррекционного класса иногда приходится прибегать одновременно к нескольким приёмам. Для объяснения значения слова «застреха», например, педагогу недостаточно объяснить, что «застреха» - это нижний, свисающий край крыши в крестьянских избах, желательно показать это на картинке или фотографии.

Для экономии времени на уроке можно использовать таблицы - словарики, подготовленные заранее. Например, к отрывку Ф. Абрамова «Из рассказов Олёны Даниловны» может быть дан такой словарик:

Благодать – очень хорошо, прекрасно.

Неказистый – некрасивый.

Тучная – упитанная, толстая.

Послушник, послушница – прислужник в монастыре.

Обет – торжественное обещание, обязательство.

Понятно, что, подбирая объяснения слов, учитель исходит из контекста, даёт такое толкование новых новых слов, какое позволяет раскрыть их значение именно в данном тексте. Работу над многозначностью слов «благодать» и «тучная» можно провести в конце урока, либо на коррекционных занятиях. Естественно, что такой приём в специальных коррекционных классах можно использовать в 4 классе и нечасто.



3.2. Словарные упражнения.



Усвоение словарного материала обеспечивается длительной тренировкой, постоянной работой над словом и, в конечном счёте, переходом его, слова, в активный словарь. Наиболее рациональными методами работы над словами, трудными в лексическом отношении, являются:

  • замена данных слов синонимами или описательными оборотами;

  • включение новых слов в предложения или высказывания;

  • составление с данными словами словосочетаний и предложений;

  • включение новых слов в творческие работы.

На первых порах учащимся дают образцы выполнения таких заданий, затем они выполняют их самостоятельно в качестве классной и домашней работы.

Приведём примеры заданий указанных видов.

  1. Данные слова замените близкими по смыслу:

вероятно - потупиться - внушить -

странный - застенчиво - необычайно -

отозваться - вымолвить– славный –

Справочный материал : непонятный, особенный, необычайный, необычный, откликнуться, проговорить, навести на мысли, вызвать чувства, возможно, может быть, добрый, боязливо, стыдливо, особенно, робко, опустить голову вниз, поразительно.

  1. Выделите корни в словах благоразумие, добродушный; подберите к ним родственные слова.

  2. Составьте предложение со словами «внушить»; «странно».

  3. Найти значение слова:

Блуждать ходить без всякого дела



Слоняться плутать, бродить в поисках дороги

  1. Замените подчеркнутые слова синонимами.

Любовь к живописи обнаружилась в нём рано. Встреча с бурлаками произвела на Репина неизгладимое впечатление. У Репина возникла мысль нарисовать картину «Бурлаки на Волге».

  1. Запишите, что такое покой (Е. Шварц «Два брата»)

Покой (твоё понимание) -

Покой (понимание Мороза) -

Покой (понимание Старшего) –

  1. Заменить фразеологизмы одним словом:

Зарубить на носу –

Живота не пожалеть –

Витать в облаках –

Затрапезный вид –

Пыль в глаза пускать

  1. Прочитайте. Выберите слово, которое в большей степени подходит к жанру сказки.

Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшого) в соседнем селе навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). Сел он под берёзку, лапти свои (скинул, снял). Достал он кувшин решил (воды, водицы) испить. Вот видит по зелёной (траве, травушке) ползёт жук.



  1. Подбери слова, противоположные по смыслу (антонимы):

Чужбина –

Свет –

Истина –

Огорчить



  1. Составьте предложения со словосочетаниями:

тучная дама и тучная земля.



  1. Выписать из былины «Илья избавляет Царьград от Идолища» устаревшие слова и выражения, в «Словаре современного русского языка» найти литературный аналог этих слов.



  1. К данному слову «глухой» подобрать несколько слов, сочетающихся с предъявленным по смыслу. Упрощенный вариант этого задания, когда ребенку предлагается не самостоятельно подобрать слова, а выбрать их из предложенных в списке (город, старик, переулок, печь, комната, согласный звук, речь).





Нарушения речи учащихся специальных коррекционных классов проявляются негрубо. Но поскольку они распространяются на все стороны речи - звуковую и смысловую, то в целом создают серьезные препятствия в обучении детей письму и чтению. На основании этого необходимо ввести следующие упражнения:


  • Прочитай слова, подумай и объясни, чем отличаются пары слов по смыслу и звучанию. Подчеркни буквы, которыми отличаются эти слова.

ШАР – ЖАР

ШАЛЬ – ЖАЛЬ

КРУШИТЬ – КРУЖИТЬ

ТУШИТЬ – ТУЖИТЬ


  • Прочитай вслух пары слов. Объясни разницу в звучании, написании и значении.


МИШКА – МИСКА

БАСНЯ – БАШНЯ

КАШКА – КАСКА

СПОРЫ – ШПОРЫ

Такие задания необходимы в специальных коррекционных классах , ибо у данной категории детей нужно развивать и функцию анализа. Так как при обучении детей с задержкой психического развития для запоминания того или иного материала требуется неоднократный повтор, то и над одним словом приходится работать сразу несколькими приёмами. Например рассмотрим пару слов лунь и линь ( 1 класс):

      • Лунь - это хищная птица, обитающая на открытой местности, питается мелкими зверьками и птицами. Окраска перьев бледно-сизая, "седая", надхвостье белое. Клюв черный, радужина желтая, когти черные, лапы желтые.

      • Линь – живёт в озёрах и реках. Линь — довольно вялая, ленивая рыба. Он малоповоротлив, ведет спокойный образ жизни Окраска тела от зеленовато-серебристой до тёмно-бурой с бронзовым отливом. Название своё линь получил за способность менять окраску тела на воздухе. Пойманный линь немедленно покрывается большими черными пятнами. Выведена декоративная форма — золотистый линь. Отличается интенсивно золотистым цветом и тёмными глазами.

      • Соотнести слова и картинки:

Лунь Линь



    • Закончите выражение:

Седой как …. (лунь)

Ленивый как … (линь)

  • Для развития речи учащихся далее целесообразно предложить подобрать слова – признаки к данным словам, составить предложение с данными словами.

3.3. Работа над изобразительными средствами языка.



В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные значения, создают яркие образы. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь учащихся. Тексты художественных произведений в учебниках для чтения дают многочисленные примеры, образы, позволяющие знакомить младших школьников со стилистическим богатством русского языка. Однако учитель должен научить чуткому отношению детей к художественным средствам или к словам – образам, найденным автором, и тогда ребёнок будет получать удовольствие от прочитанного, будет пользоваться художественными приёмами в своей речи.

Хотя вся работа над изобразительными средствами языка в специальных коррекционных классах проводится без введения терминов и определений, дети легко усваивают сравнение. Оно встречается и в стихах, и в прозе. Сравнение позволяет вызвать в воображении детей картины и образы более яркие, полные, объёмные. Например, в работе над описанием Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве» учитель направляет внимание детей на разнообразие изобразительных средств языка вопросами:

- Как вы думаете, почему этот текст назван «Какая бывает роса на траве», а не «Роса»?

- Какой увидел Лев Толстой росинку?

- С чем он её сравнил?

- Найдите в тексте слова, помогающие представить какой бывает роса.


Яркое, образное представление о сущности предмета или явления, об оценке их автором дают эпитеты. При чтении русских народных сказок учащиеся находят постоянные эпитеты: горько заплакал, прекрасная королевна, рать – сила, ясен сокол, добрый молодец и другие. При знакомстве со «Сказкой о царе Салтане...» А.С. Пушкина младшие школьники выделяют авторские эпитеты: Лебедь белая, славный Салтан, Гвидон – князь прекрасный и т.п. эта работа может быть использована при составлении характеристик героев, при составлении диафильма и в других творческих работах.

Если постоянно обращать внимание на эпитеты, почему так, а не иначе определён предмет или явление, то у учащихся накопится некоторый опыт их применения. Постепенно младшие школьники начнут употреблять в пересказах, рассказах и сочинениях эпитеты, в том числе и свои, что немало важно, так как у детей с задержкой психического развития западает именно использование в речи прилагательных.

Огромной изобразительной силой обладает метафора. Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение свойственно речи дошкольников и младших школьников. С возрастом дети становятся «реалистами» и постепенно отходят от поэтического, сказочного восприятия мира. Важно сохранить у детей умения, связанные с употреблением метафор. Наиболее часто метафора встречается в стихотворениях, например, «Зимнее утро» А.С. Пушкина:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась…

Чтобы помочь детям почувствовать эмоциональные оттенки метафоры, целесообразно задавать вопросы учащимся:

- Почему автор выбрал именно это слово? Попробуйте заменить его.

- Как вы представляете себе эту картину?

Хорошим упражнением в употреблении метафоры является составление загадок, такие задания развивают наблюдательность, образное мышление и речь учащихся, а это так важно в работе с детьми с задержкой психического развития.

Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость понимания оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок, тем самым развивая качественную сторону словаря учащегося. Ребёнок приобщается к стилистике художественной речи и сам овладевает её простейшими средствами.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!