СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Сочинение-описание.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №124-125                                                                       Дата:

Тема урока:  Развитие речи. Сочинение-описание.

Цель  урока: Подготовить учащихся к самостоятельному описанию игрушки (учить подчинять материал основной идее сочинения). Отработать элементы композиции сочинения. Составить словари опорных слов.

Тип урока:  урок усвоения навыков и умений; 

Методы преподавания:   информационно-сообщающий;  объяснительный; инструктивный;   стимулирующий;   побуждающий; ___________________________

Методы ученияисполнительский;   репродуктивный;  практический;   частично-поисковый;  поисковый; ___________________________________________________

Этапы  и структура урока.

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)

 

  • Сегодня, ребята, на уроке мы должны будем с вами приготовиться к сочинению-описанию “Моя любимая игрушка” и написать его.
  • – Откройте тетради, запишите тему урока.
  • Игрушка… Конечно, у каждого из вас есть игрушки, были и у нас взрослых. Ведь игрушка от слова играть – забавляться, развлекаться, резвиться, проводить время в каком-либо занятии, служащем для отдыха.
  • Кто тот человек, кто создал первую игрушку, теперь, конечно, не выяснить. Но игрушка сопутствует человеку с древних времён. И у каждого народа – свои любимые игрушки, забавы.
  • Но в одном мы можем быть уверены, что этот человек был добр, весел, жизнелюбив и талантлив. Ведь создать хорошую игрушку может только добрый человек.

2.

Повторение о тексте-описании.

 

  • – Что значит описание? (этот текст отвечает на вопрос какой? Потребуется одна фотография)
  • – Какова композиция описания?
  • – общее впечатление
  • – описание деталей
  • – оценка

3.

Композиция текста-описания

 

  • Название нашего сочинения “Моя любимая игрушка”. Не просто игрушка, а любимая. Скажите, заложена ли в формулировке темы сочинения его идея, основная мысль. Да – любимая. ( т.е. за описанием игрушки должен чувствоваться автор, его интерес, ведь выбор игрушки не случаен).
  • Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.
  • Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина – 25 см., высота – 20см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом.
  • Соответствует ли данный текст нашей теме? (нет, здесь идёт речь об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выражено авторское отношение).
  • А если про эту же зверушку написать так: (текст на доске и на партах; см. приложение).
  • – В каком стиле дано описание? (художественном).
  • – Докажите, что данный текст описание? (в этом тексте есть “данное” – назван предмет, есть новое – признаки предмета, отвечает на вопрос какой? , потребовалась бы одна фотография).
  • Найдите композиционные части. ( общее впечатление, описание деталей, оценка) – на доске.
  • В каких словах выражается авторское отношение к игрушке, как можно понять, что это любимая игрушка?
  • А можно ли повествование совместить с описанием? Какова будет композиция такого сочинения?
  • Завязка – развитие действия – кульминация – спад действия – развязка.(на доске).
  • В чём может состоять завязка, развитие действия? (как появилась игрушка).
  • А можно сочинение начать сразу с кульминации? (т.е. с описания).
  • Да, можно. Эта игрушка меня сразу очаровала, как только я её увидела. (на доске).
  • А как вы понимаете: очаровала, очаровательный? (обаятельный, пленительный).
  • Каков корень слова, как его нужно написать?

4.

Предупреждение речевых ошибок

 

Текст. Прочитайте текст №1. Какие ошибки совершил автор текста №1, №2, №3.

 

Текст №1.

Перед вами весёлый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы, которые забавно шевелятся, если повернуть ключик. Шёрстка густая и жёсткая, тёмно-коричневого цвета, лишь животик нежный, белый. Из-под этой шёрстки ласково поблёскивают чёрные бусинки глаз, и  высовывается любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка!

Текст №2.

Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка черные. Лапы короткие и лохматые. Сам щенок был белый с черными пятнышками. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был весёлый и радостный, ласковый.

Текст №3.

У меня есть кукла. Её мне купили три года назад. У неё голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Куклёнка ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Её мне купили зимой, и, когда был Новый год, я наряжала её Снегурочкой. Я её очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день улаживаю её спать.

 

 

5.

Постановка учебной задачи.

 

Сейчас на черновиках вы напишите сочинение, помните, что за описанием должен стоять автор, помните о композиции сочинения, избегайте тех речевых ошибок, которые встретили в текстах.

6.

Написание сочинения

 

Проверка

 

Физкультминутка

7.

Итог урока.

 

Домашнее задание.

 

 

 

Рефлексия

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Сочинение-описание.»

Урок №124-125 Дата:

Тема урока: Развитие речи. Сочинение-описание.

Цель урока: Подготовить учащихся к самостоятельному описанию игрушки (учить подчинять материал основной идее сочинения). Отработать элементы композиции сочинения. Составить словари опорных слов.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Этапы и структура урока.

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)


  • Сегодня, ребята, на уроке мы должны будем с вами приготовиться к сочинению-описанию “Моя любимая игрушка” и написать его.

  • – Откройте тетради, запишите тему урока.

  • Игрушка… Конечно, у каждого из вас есть игрушки, были и у нас взрослых. Ведь игрушка от слова играть – забавляться, развлекаться, резвиться, проводить время в каком-либо занятии, служащем для отдыха.

  • Кто тот человек, кто создал первую игрушку, теперь, конечно, не выяснить. Но игрушка сопутствует человеку с древних времён. И у каждого народа – свои любимые игрушки, забавы.

  • Но в одном мы можем быть уверены, что этот человек был добр, весел, жизнелюбив и талантлив. Ведь создать хорошую игрушку может только добрый человек.

2.

Повторение о тексте-описании.


  • – Что значит описание? (этот текст отвечает на вопрос какой? Потребуется одна фотография)

  • – Какова композиция описания?

  • – общее впечатление

  • – описание деталей

  • – оценка

3.

Композиция текста-описания


  • Название нашего сочинения “Моя любимая игрушка”. Не просто игрушка, а любимая. Скажите, заложена ли в формулировке темы сочинения его идея, основная мысль. Да – любимая. ( т.е. за описанием игрушки должен чувствоваться автор, его интерес, ведь выбор игрушки не случаен).

  • Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

  • Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина – 25 см., высота – 20см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом.

  • Соответствует ли данный текст нашей теме? (нет, здесь идёт речь об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выражено авторское отношение).

  • А если про эту же зверушку написать так: (текст на доске и на партах; см. приложение).

  • – В каком стиле дано описание? (художественном).

  • – Докажите, что данный текст описание? (в этом тексте есть “данное” – назван предмет, есть новое – признаки предмета, отвечает на вопрос какой? , потребовалась бы одна фотография).

  • Найдите композиционные части. ( общее впечатление, описание деталей, оценка) – на доске.

  • В каких словах выражается авторское отношение к игрушке, как можно понять, что это любимая игрушка?

  • А можно ли повествование совместить с описанием? Какова будет композиция такого сочинения?

  • Завязка – развитие действия – кульминация – спад действия – развязка.(на доске).

  • В чём может состоять завязка, развитие действия? (как появилась игрушка).

  • А можно сочинение начать сразу с кульминации? (т.е. с описания).

  • Да, можно. Эта игрушка меня сразу очаровала, как только я её увидела. (на доске).

  • А как вы понимаете: очаровала, очаровательный? (обаятельный, пленительный).

  • Каков корень слова, как его нужно написать?

4.

Предупреждение речевых ошибок


Текст. Прочитайте текст №1. Какие ошибки совершил автор текста №1, №2, №3.


Текст №1.

Перед вами весёлый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками, задорно торчащий хвостик, толстые лапы, которые забавно шевелятся, если повернуть ключик. Шёрстка густая и жёсткая, тёмно-коричневого цвета, лишь животик нежный, белый. Из-под этой шёрстки ласково поблёскивают чёрные бусинки глаз, и высовывается любопытный нос. Щенок просто как живой! Очень симпатичная игрушка!

Текст №2.

Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка черные. Лапы короткие и лохматые. Сам щенок был белый с черными пятнышками. Хвост был лохматый и крючком. Щенок был весёлый и радостный, ласковый.

Текст №3.

У меня есть кукла. Её мне купили три года назад. У неё голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Куклёнка ростом маленькая. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Её мне купили зимой, и, когда был Новый год, я наряжала её Снегурочкой. Я её очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день улаживаю её спать.



5.

Постановка учебной задачи.


Сейчас на черновиках вы напишите сочинение, помните, что за описанием должен стоять автор, помните о композиции сочинения, избегайте тех речевых ошибок, которые встретили в текстах.

6.

Написание сочинения


Проверка


Физкультминутка

7.

Итог урока.


Домашнее задание.




Рефлексия


3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!