СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие системы физкультурно-спортивного воспитания в рамках внеурочной деятельности при введении ФГОС второго поколения основного общего образования».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическое воспитание во внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения.

Проблемы и рекомендации реализации физического воспитания в основной школе во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
««Развитие системы физкультурно-спортивного воспитания в рамках внеурочной деятельности при введении ФГОС второго поколения основного общего образования».»

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………3-5

  1. Особенности ФГОС второго поколения для физической культуры………………………………………………………………...6-12

  2. Физическое воспитание во внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения…………………………………………………….13-18

  3. Проблемы и рекомендации реализации физического воспитания в основной школе во внеурочной деятельности………………………19-23

Заключение…………………………………………………………………...24-25

Список литературы…………………………………………………………..26-27

Приложение.





ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что физическая культура – это необходимый элемент общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности.

Физическая культура как потребность общественного развития служит в нашей стране одним из важнейших средств воспитания человека. Систематические занятия видами физической культуры содействуют всестороннему и гармоническому развитию личности, формированию высоких моральных и волевых качеств, эстетических вкусов, развитию умственных способностей. Физическая культура включает в себя много полезного эмоционального досуга человека в общественной жизни.

Физическая культура и спорт являются необходимым условием существования и развития человека, важнейшим элементом его общественной деятельности и социальных отношений. Это форма организации жизнедеятельности людей, активное их отношение к биосоциальной природе, включающие все многообразие факторов влияния на здоровье и физическое развитие человека. Физическая культура представляет собой дисциплину, которая направлена не на изучение окружающего мира, а на познание собственной человеческой природы. В настоящее время физическому воспитанию человека уделяется большое значение, особенно в год проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 г. Итак, физическая культура – это вид или подсистема общей культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательной активности. Она направлена на гармоническое духовное и физическое развитие человека, являющегося в ее сфере не только субъектом, но и объектом познания, оценивания, преобразования [19;16]. Здесь налицо приоритет духовности как целостности внутренней, психической жизни человека в процессе формирования его физических кондиций. Очень образно это отметила И.М. Быховская [4;16]: “Физическая культура – это не область непосредственной “работы с телом”, хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как и всякая сфера культуры, культура физическая – это, прежде всего «работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром».

Высокая и особенная ценность физической культуры состоит в том, что посредством ее можно существенно увеличить функциональные резервы организма, повышать уровень его дееспособности, устойчивость ко многим неблагоприятным воздействиям внешней среды, которая, помогла бы человеку проявить себя в общественной жизни на максимум. Все выше подчеркнутое является актуальностью нашего исследования.

С 2011 года организация физического воспитания в школе является одной из главных задач всей системы воспитания. В учебный план общеобразовательных школ был добавлен третий учебный час, который должен был активизировать интерес подрастающего поколения к физической культуре и спорту. Кроме этого разработаны новые Федеральные государственные образовательные стандарты физической культуры. Которые ставят целью школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели учителю физической культуры современной школы предлагается проводить еще и внеурочную деятельность. К сожалению, на сегодняшний день широкая педагогическая общественность столкнулась с проблемой преемственности ФГОС-II в основной школе, в том числе и в физической культуре. Что является противоречием нашего исследования.

Таким образом целью нашего исследования стало: изучение условий физкультурно-спортивного воспитания во внеурочной деятельности для социализации школьников в рамках внедрения ФГОС-II.

Объект исследования – Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения для физической культуры.

Предмет исследования – процесс реализации внеурочной деятельности физического воспитания в рамках ФГОС-II.

Объект, предмет и цель исследования определили его задачи:

  1. Охарактеризовать ФГОС-II для физической культуры в основной школе.

  2. Выявить особенности внеурочной деятельности в условиях реализации физкультурно-спортивного воспитания обучающихся.

  3. Разработать практические рекомендации по внеурочной деятельности физкультурно-спортивного воспитания в основной школе с соблюдением преемственности в условиях ФГОС-II.

Методическую основу нашего исследования составили работы: Бальсевича В.К., Быховской И.М., Выдрина В.М, Куколевского Г.М., Лубышевой Л.И., Пономарева Н.А. и других.

В основе нашего исследования были использованы следующие методы теоритического и практического уровня: метод экспертных оценок, анализ литературы, анкетирование.

Практическая значимость работы заключается в использовании ее отдельных положений в педагогической деятельности.





Глава 1. Особенности Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для физической культуры.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения утвержден приказом Минобразования и науки РФ 6 октября 2009 года. В основу положен проект, разработанный членом-корреспондентом РАО Александром Михайловичем Кондаковым. С 1 сентября 2011 г. ФГОС вступил в действие по всей России, в том числе в нашем лицее.

Рассмотрим особенности стандартов второго поколения в сравнении с федеральными стандартами первого поколения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования первого поколения содержал нормы и требования, определяющие:

обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;

максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

уровень подготовки выпускников образовательных учреждений.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения представляет собой совокупность трех систем требований:

к результатам освоения основной образовательной программы; к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной программы.

Поскольку ФГОС представляет собой совокупность трех вышеперечисленных требований, остановимся более подробно на каждой из этих систем.

1 система требований – требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Стандарт второго поколения устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу:

1. Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов; овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, бесконфликтность, искусство спорить; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

2. Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями:

3. Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации; активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации (выступления, презентации); овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей; готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументирование точки зрения; определение общей цели и путей ее достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; готовность конструктивно разрешать конфликты; овладение предметными и межпредметными понятиями.

Сравним требования к результатам обучения, заложенные в стандартах первого и второго поколения.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (образовательный стандарт первого поколения) приоритетом начального общего образования провозглашал

формирование общеучебных умений и навыков – в новом стандарте это, так называемые, метапредметные результаты обучения;

освоение предметного содержания начального общего образования – в новом стандарте это требования к предметным результатам обучения. Требования к личностным результатам

Общеучебные умения и навыки

Требования к метапредметным результатам

Требования к уровню подготовки по каждому предмету

Требования к предметным результатам

Таким образом, нововведение, регламентируемое ФГОС НОО – наличие требований к личностным результатам освоения образовательной программы. Многие возразят, что и учителя, и каждое общеобразовательное учреждение всегда стремились к формированию у обучающихся всех вышеперечисленных качеств. Однако это не было закреплено в государственном образовательном стандарте первого поколения.

Еще одна отличительная особенность заключается в том, что образовательный стандарт первого поколения содержал конкретный перечень требований только к результатам подготовки по предметам (требования к общеучебным умениям и навыкам носили «условный (примерный) характер»). В стандартах второго поколения четко определены конкретные требования ко всем трем составляющим результата обучения: личностным, метапредметным и предметным. Причем, именно в такой последовательности, что свидетельствует о приоритетах в современном обучении.

2 система требований – требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования

В стандартах первого поколения относительно образовательной программы образовательного учреждения буквально было сказано следующее: «обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования».

«Содержание образовательной программы образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, в обязательном порядке должно включать федеральный компонент государственного стандарта общего образования».

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
•     укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
•     формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
•     освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
•     обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

•     воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:

•     реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
•     реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
•     соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
•     усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

Новизна заключается в том, что в рамках ФГОС в учебный план впервые введена внеурочная деятельность обучающихся из расчета 10 часов в неделю, причем в стандартах прописаны конкретные направления работы в отличных от учебных занятий формах, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, научные исследования.

спортивно-оздоровительное;

духовно-нравственное;

социальное;

общеинтеллектуальное;

общекультурное.

Именно наличием перечисленных направлений внеурочной деятельности обусловлена необходимость наличия в основной образовательной программе школы, программы духовно-нравственного развития, воспитания и программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Обратим особое внимание на внеурочную деятельность в физкультурно-спортивном воспитании.



























Глава 2. Физическое воспитание во внеурочной деятельности в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад , соревнований, поисковых научных исследований и т.п. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.

Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.

Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.

Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Формы организации внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.

Место проведения

Время проведения

Форма организации.

Школа

Первая половина учебного дня

Физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен,  уроки физкультуры.

Школа

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, физкультурные праздники, спортивные кружки и пр. 

Семья

Вторая половина учебного дня.  Выходные.

Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения дополнительного образования.

Вторая половина учебного дня.  Выходные.

 Детские спортивные секции и школы.

Школьные оздоровительные лагеря.

Каникулы.

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.

Развитию самостоятельности у обучающихся хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у обучающихся.

Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.

Формы и методы воспитания культуры здоровья у обучающихся.

Методы

Формы

Методы формирования сознания.

- Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы;  - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции; - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

- Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни;   - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

- Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение;  - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.

Метод проектов.

- Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя, педагоги дополнительного образования,  учитель физической культуры, библиотекарь, старшая вожатая).

Коллектив школы  стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Думаем, что из предложенных интеллектуальных или спортивных кружков и секций обучающиеся школ выберут скорее всего спортивные. Это показывают данные ВНИИФКа:

  • активная включенность в физкультурно-спортивную деятельность (ФСД) составляет очень незначительную часть населения – примерно 10%;

  • эпизодические физкультурно-спортивные занятия (хорошая погода – покатался на лыжах, отличная компания – поиграл в волейбол) – примерно 30% населения;

  • пассивно-зрительское поведение (телевизионные болельщики, болельщики – фанаты) – около 30%;

  • безразличные к спорту: примерно 20-30% населения не воспринимает спорт как необходимое социальное явление (Цит. по Л.М.Лубышевой,2001).

Тем не менее, на сегодняшний день отличают тенденцию к проявлению интереса к занятиям у некоторых групп населения, имеющих высокий материальный уровень (бизнесмены, политики, представитель среднего класса). Физическая культура и спорт становится для этих людей стилем жизни, одним из атрибутов высшего социального положения.

Несмотря на сложившуюся социально-экономическую ситуацию, которая складывается в стране, физическая культура и спорт для многих людей остается любимым развлечением, формой проведения досуга, поддержанием работоспособности и сохранения здоровья.

Все больше молодых родителей понимают значимость физической культуры и спортивных занятий в воспитании детей. Многие новые общеобразовательные учреждения: частные школы, колледжи – наряду с престижными программами по обучению иностранным языкам, компьютерным программам, как обязательный предмет рассматривают физическое воспитание. Начинают возрождаться школьные спортивные клубы, студенческий спорт, строятся новые спортивные залы, создаются тренажерные классы. Физическая культура входит и в детские сады, и в коммерческие фирмы, в образ жизни и молодых, и пожилых людей.

Как показывают исследования [16;52], у людей отношение к физической культуре и спорту, как правило, диктуется привычкой к занятиям, навыкам самоорганизации таких занятий, специальную информацию, а также желанием пообщаться, установить новые контакты, которые создают предпосылки для приятного времяпрепровождения.

Спортивно-физкультурный стиль жизни диктуется и современной модой на спортивное тело, стройную фигуру, на освоение необычных видов спорта. Пожилые люди считают, что физическая культура и спортивные занятия помогут им продлить творческие возможности, укрепить здоровье. Для молодых, физкультурно-спортивный стиль жизни – составляющая жизненного успеха, форма поведения свободного времени, общения, реализации жизненных сил.























Глава 3. Проблемы и рекомендации реализации физического воспитания в основной школе во внеурочной деятельности

Из опыта педагогической деятельности мы можем подчеркнуть, что при реализации внеурочной деятельности педагоги часто сталкиваются с проблемами.

В младшем возрасте дети более увлекающиеся, чем в более взрослом возрасте. И перед педагогами часто стоит цель активизировать интерес обучающихся к внеурочной деятельности в основной школе.

Следующая проблема - проблема преемственности. У многих педагогов возникает вопрос, как сохранить детей, которые ходили на внеурочную деятельность в начальных классах в основной школе.

Проблемы возникают и с мотивацией со стороны родителей, которые считают, что классно-урочная деятельность не должна страдать от посещения ребенком внеурочных занятий.

В целях решения этих проблем мы попытались разработать модель воспитания, позволяющую активизировать физкультурно-спортивное воспитание во внеурочной деятельности.

Считаем целесообразным использовать кейс-технологии при проведении внеурочной деятельности. С использованием таких технологий была разработана наша рабочая программа внеклассных занятий «Подготовка морально-психологических и физических качеств обучающихся среднего и старшего звена к действиям в ситуациях криминогенного характера».

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», а также на основе нормативных документов Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту (приказ Госкомспорта РФ № 390 от 28 июня 2001 г.).

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 4-11 классах в основной школе в течение 102 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 3.

Цели и задачи курса:

  • Укрепить здоровье детей;

  • Сформировать стойкий интерес к занятиям спортом;

  • Познакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях социального и криминогенного характера;

  • Познакомить с основами самообороны и рукопашного боя;

  • Познакомить с мерами по профилактике травм в школьном возрасте;

  • Изучить и освоить основы медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;

  • Иметь представление об основных видах здорового образа жизни;

  • Овладеть основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр;

  • Развить и совершенствовать физические качества (с преимущественной направленностью на быстроту, ловкость и гибкость).

Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

  • дать: знания о здоровье и ЗОЖ; знания о правилах поведения в экстремальных ситуациях;

  • научить: говорить, слушать, искать знания; оказать помощь;

  • воспитать: культуру мышления; культуру общения;

  • формировать: достоинство, нравственные убеждения;

  • развить: физические способности, внимание, самоконтроль.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными, в том числе с криминогенными, ситуациями.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности. Программа курса «Подготовка морально-психологических и физических качеств обучающихся среднего и старшего звена к действиям в ситуациях криминогенного характера» через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.

Структурно программа курса состоит из четырех основных разделов:

  1. Безопасность человека в опасных ситуациях.

  2. Основы самообороны и рукопашного боя.

  3. Основы медицинских знаний.

  4. Основы здорового образа жизни.

Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о самообороне и рукопашном бое, личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по рукопашному бою и оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях.

Курс «Подготовка морально-психологических и физических качеств обучающихся среднего и старшего звена к действиям в ситуациях криминогенного характера» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью.

Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам.

Изучение программы курса «Подготовка морально-психологических и физических качеств обучающихся среднего и старшего звена к действиям в ситуациях криминогенного характера» в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы.

Программа разработана для обучающихся с 4 по 11 класс. Реализация программы началась в октябре 2013 года. С начала занятий образовалась группа из 12 учащихся, к апрелю месяцу 2014 года на занятия ходит 8 человек. Мы считаем, что причин уменьшения количества занимающихся во «внеурочке» несколько:

Во-первых –широкая популярность среди общественности игровых видов спорта, таких как футбол, волейбол, русская лапта.

Во-вторых – высокая загруженность учебной деятельностью.

В-третьих – приоритеты отдаются компьютерным играм и общению в социальных сетях.

Исходя из выше названных причин мы сделали попытку скорректировать программу, учитывая желания обучающихся. Для себя сделали вывод, что современный учитель вынужден идти веяниям современности и иметь множество умений, для того чтобы быть интересным для своих воспитанников.













































Заключение.

Таким образом, в заключении мы можем сделать следующие выводы.

Предназначение физической культуры как части общей культуры состоит в том, чтобы содействовать жизнедеятельности человека в ее целостности и в конкретных проявлениях и ситуациях. В процессе исторического развития физическая культура приобрела определенные формы (направления), которые тесно связаны с различными сферами деятельности человека: образованием и воспитанием, профилактикой и коррекцией здоровья, военным делом;

Будучи одной из человеческих и социальных ценностей, физическая культура выступает с программой совершенствования природной основы людей, человеческого общества в целом. Поэтому в определенном смысле она становится предпосылкой других уровней общекультурного бытия: культуры мировоззренческой, политической, нравственной и т. п.;

Учитывая единство в физической культуре телесного и духовного физкультурную деятельность необходимо рассматривать как один из основополагающих видов человеческой деятельности на протяжении всей жизни человека, играющей на разных этапах его развития различную, но очень весомую роль;

Изменения, происходящие во всех областях жизни нашего общества, в значительной мере влияют и на отношения к физической культуре. Новые социально-экономические, экономические и другие условия как результат научно-технического прогресса накладывают свой отпечаток на ценностное отношение к физической культуре.

В рамках модернизации образования были приняты ФГОС вторго поколения и в физической культуре. В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

Новизна заключается в том, что в рамках ФГОС в учебный план впервые введена внеурочная деятельность обучающихся.

Нами была разработана и опробована в действии модель воспитания «Подготовка морально-психологических и физических качеств обучающихся среднего и старшего звена к действиям в ситуациях криминогенного характера». В дальнейшем работу в этом направлении мы планируем еще больше совершенствовать, учитывая социальный заказ.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бальсевич В.К.// Теор.и практ. физ. культ., 1991, №7.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. – М.: ФиС, 1988.

3. Белякова Н.Т.; Юровский С.Ю. Стань сильным, ловким и выносливым. / Предисл. авт. – М.: Физкультура и спорт, 1984 – 126 с.:ил.

4. Быховская И.М. // Теор. и практ. физ. культ., 1986, №5.

5. Виноградов П.А., Жолдак В.И., Чеботкевич В.К. Социология физической культуры: Учебное пособие. – Пенза. 1995.

6. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. – Кишинев, 1989.

7. Власов Ю.П., Стальникова И.Л. Цена жизни – М.: Знание,1989 – 190 с.;ил.(Нар. Ун-т. Педфак.).

8. Волков В.М., Серопегин И.М., Синайский М.М. Физиология человека. Москва: Изд-во Физическая культура и спорт, 1979.

9. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культорологический аспект): Учебн. пос. – Л.: ГДОИФК им. Лесгафта, 1988, 45 с.

10. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений. Москва, 1994, Физкультура и спорт.

11. Дубровский В.И. Спортивная медицина. Москва, 1999.

12. Загорекин Б.И., Залетаев И.П., Пузырь Ю.Т. Физическая культура.:Практическое пособие. – М. Высшая школа,1989.

13. Зеленов Л.А., Лебедев Ю.А.// Теор. и практ. физ. культ., 1985, №9.

14. Куколевский Г.М. Здоровье и физическая культура. – М.: Медицина, 1979. –192 с., ил.

15. Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А. // Теор. и практ. физ. культ. // Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи, 1997, С. 26-40.

16. Лубышева Л.И. Социалогия физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 240 с.

17. Лубышева Л.И. Десять лекций по социалогии физической культуры и спорта. – М., 2000.

18. Лубышева Л.И. // Теор. и практ. физ. культ., 1996, №1.

19. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теор. и практ. физ. культ., 1997, №6 – С.2-9.

20. Обысов А.С., Николаев В.Р. Резервы организма человека. – Москва: Изд-во «Медицина», 1972.

21. Переверзин И.И., Бугров Н.Н., Вилькин Я.Р. Управление физической культурой и спортом. – М.: Физкультура и спорт., 1987. - с.

22. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М., 1970.

23. Пономарев Н.И. //Теор. и практ. физ. культ., 1979, №5.

24. Пономарев Н.А. //Теор. и практ. физ. культ., 1986, №6.

25. Пономарев Н.И. //Теор. и практ. физ. культ., 1985, №5.

26. Пути повышения социальной значимости физической культуры и спорта в Республике Татарстан / М-во по делам молодежи и спорту РТ, Респ. Учебный научно-исслед. Центр; Под ред. М.М.Бариева. – Казань: РЦИМ, 2002. – 40с. – (Сер.: Молодежь Татарстана; Вып.1).

27. Столбов В.В. История физической культуры и спорта: 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 423 с., ил.

28. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – Т.П. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948 – 436 с.

29. ФГОС второго поколения // http://www.standart.edu.ru/

30. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/

31. Физическая культура: Конспект лекций / Под. ред. Зенукова И.А.; Казн. гос. технол. ун-т. Казань, 2000. 80 с.

32. Физическая культура: Учебное пособие / под. ред. В.А.Коваленко. – М.: Изд-во АСВ, 2000. – 432 с., с илл.









































14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!