СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья на тему "Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов"

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов»

Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов


Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

Важным средством приобщения обучающихся  к творчеству, развитие их способностей  является приобщение их к свободной, импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Специфика предмета технологии заключается в том, что само содержание направлено на формирование у обучающихся практических навыков, а основным эффективным средством для этого является проектная деятельность. Разработка проекта по изучаемым темам подразумевает определенную последовательность практических действий для получения изделия и предполагает творческий подход. Исследования в проекте помогают обучающимся проявить свои личностные качества и умения, выбирать пути решения исследовательских задач, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, учат творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.

Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большой степени от методов обучения, которые использует учитель на этих уроках.

Особенность метода обучения обусловлена взаимодействием учителя и обучающегося. Она проявляется во внешней деятельности — организации обучающегося на работу и во внутренней — управлении развитием школьника:

- обучение анализу;

- синтезу;

- упражнение силы воли;

- расширение диапазона социально значимых мотивов и др.

Поэтому педагогическая ценность метода определяется не столько внешней формой его выражения, сколько внутренней, раскрывающей творческие возможности развития личности ребенка на уроке.

Метод проектов – это система обучения, при которой «Технология» - гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Метод, который способствует формированию у обучающихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». А сохранение и приумножение врожденной «самостоятельности» ребенка - это важнейшая задача образования подрастающего поколения.


Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда обучающиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

Формирование устойчивого интереса у обучающихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, которую я стараюсь решить. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого обучающегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому обучающиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования.

Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень обучающихся и их личными потребностями и интересами. Я разрешаю обучающимся выбирать задания, моделирующие интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.

На первом этапе все предстоящие действия проектируются обучающимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления.

На втором этапе все идеи проверяются (реализуются) в практической деятельности. Все практические действия осуществляются на основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта теоретические построения обучающихся могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура деятельности, воссоздающая (моделирующая) основные закономерности технологии проектирования.

Важная проблема – показать обучающимся творческое содержание интересующих их профессий, так как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности.

Поэтому при проведении уроков большое внимание необходимо уделять профессиональному самоопределению детей. В настоящее время в условиях конкуренции к личности труженика и его творческому потенциалу будут предъявляться все более высокие требования. Преподавателю важно знать творческое содержание конкретных профессий и хорошо представлять творческую составляющую процесса профессионального самоопределения.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей обучающихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания, рождаются интересные творческие работы.

Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний обучающихся, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях обучающихся.

Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у обучающихся опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Организация метода проектов требует от преподавателя большой работы по конструированию специальных условий для обучающихся с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически, это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их обучающимися.

В школе на уроках технологии перед обучающимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Обучающиеся могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы.

С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества.

Работа над проектом развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде. На таких уроках воспитывается общая информационная культура школьника, реализуется индивидуальный подход в обучении детей,  реализуются межпредметные связи.

Интегрированные уроки, делают процесс обучения более качественным и интересным, обеспечивают формирование творческих способностей обучающихся, так как позволяют внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

Защита проектов проводится  в форме презентаций или выступлений. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.


Итак, творческий проект — это результат, итог какой-либо самостоятельной работы. От того, насколько точно и четко были выполнены технологические операции, насколько полно и прочно усвоены приобретенные знания, будет зависеть оценка проекта.

Преимущества метода проектов:

  • Повышение мотивации обучающихся при изучении технологии;

  • Значительное повышение интереса обучающегося к курсу «Технология»;

  • Наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы;

  • Простор для творческой и созидательной деятельности;

  • Работа с различными источниками информации;

  • Освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирование ситуации из реальной жизни;

  • Аргументирование защиты своей позиции.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!