СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческих способностей и активности обучающихся на уроках изобразительного искусства»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

На своих уроках я не требую от всех одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Обосновано это многими причинами: неодинаковыми условиями воспитания детей, разным уровнем развития их способностей, различным темпом усвоения знаний и умений и т.п., поэтому одни ученики сразу схватывают сущность каждого способа и легко превращают их в средства художественной деятельности. Другие достигают этого позже.

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей и активности обучающихся на уроках изобразительного искусства»»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Становская средняя общеобразовательная школа»











«Развитие творческих способностей и активности обучающихся на уроках изобразительного искусства»




Работа выполнена

учителем изобразительного искусства,

Арцыбашевой

Натальей Николаевной












2016 год

Хочется начать своё выступление такими словами:

Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня - и я пойму.


Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Задачи моей работы:

1. использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;

2. использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке и дома;

3. развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддержания его индивидуальности и степени обученности.

В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей учащихся работаю над:

· развитием способностей, склонностей, интересов каждого учащегося с учетом их возможностей; приемами осознанного решения различных творческих задач;

· направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность.

На своих уроках я не требую от всех одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Обосновано это многими причинами: неодинаковыми условиями воспитания детей, разным уровнем развития их способностей, различным темпом усвоения знаний и умений и т.п., поэтому одни ученики сразу схватывают сущность каждого способа и легко превращают их в средства художественной деятельности. Другие достигают этого позже.

Склонности и интересы у детей еще не определены и еще не раз будут меняться. Способности же к какому-либо виду художественной деятельности есть у каждого, но они еще, возможно, не проявились. Именно поэтому необходимо знакомить детей со многими различными видами, жанрами и технологиями художественной деятельности.

Формой проведения занятий по программе является урок.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

- сотворчество учителя и ученика;

- диалогичность;

- четкость поставленных задач и вариативность их решения;

- освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я стараюсь создать её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

-декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам.


На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.).

На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

На уроках я использую следующие художественные техники:


- рисование (в различных видах и жанрах); аппликация и коллаж; лепка; бумагопластика; роспись самостоятельно выполненных изделий; рисование пальцем, торцевание, граттаж.

Во внеурочное время, кроме рисования, выполняем работы в технике квиллинг, витражи, роспись по дереву, по стеклу и керамике.

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

· чудо-зверь ;

· сказочные птицы, птицы-фантазии;

· город будущего (город-фантазия);

- фантазийное царство;

· портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов, геометрических фигур;

· необычная игрушка из необычного материала;

· сочинение орнаментов на определенную тему;

· интеллектуально – развивающие игры: "На что это похоже?”, "Заколдованные картинки”, "Волшебные кляксы”, "Помоги художнику”, "Волшебные очки”.

Задание: «Если бы я был птицей, то каким бы я был?» Передай свой характер, настроение через образ птицы.

На белых листах бумаги появляется удивительный портрет. Вот сидит

На этом рисунке отчаянно бросается в драку взъерошенный воробей

( ). У него действительно, боевой характер.

Здесь маленький художник внимательно всматривается в свой внутренний мир, пытаясь ответить на вопрос «Кто я?» Это так важно, научиться слышать и слушать себя, ведь слушаем себя – слушаем другого человека.

Еще одним из главных путей активации ассоциативного мышления является использование на уроке приема сравнения. На основе метафорического образного сравнения и творческого воображения решается детьми задача передачи характера дерева через образ человека.


Задание: «Древние друиды считали, что каждое дерево обладает чертами, присущими человеческой личности. Деревья, как люди, могут быть добрыми и злыми, слабыми и сильными, мудрыми и легкомысленными. Почему ива у нас ассоциируется с грустью, а дуб с силой и зрелостью? Выбери любое дерево, попробуй, подобно друидам, определить его человеческий характер, отрази душу дерева в своей работе.

Вслушиваясь в мелодию названия, представляя внешний облик дерева, вспоминая поэтические строчки, в которых присутствует авторское отношение к тому или иному дереву. («Ангар» А.С.Пушкина, «Ивушка» Ф.Т.Тютчева и т.д.). Дети создают поразительнейшие графические образы. Каждый выбирает дерево с характером, который близок ему и отражает его через призму своего собственного «я», а это уже настоящий акт творчества.

Практикую так же и упражнения по передаче музыкальности слова.


Задание: «Нарисуйте с помощью цветовых пятен свое полное имя: Иван, Ольга, Ирина, Дарья и т.д. Подумайте, какое оно, ваше имя: контрастное или приглушенное по тону, теплое или холодное по цвету, какие у него очертания: твердые или расплывчатые, жесткие или мягкие? А рядом изобразите имя, которым вас ласково называет мама: Ванюша, Оленька, Иришка, Дашутка. Почувствуйте разницу, попробуйте передать ее в своей работе.

Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Мир бабочек», «Цветочный луг», «Зоопарк», «Подводный мир», «Бал во дворце» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты.

Говоря о коллективном творчестве, нельзя не сказать об объемных работах, выполненных в технике бумагопластики. В этих работах дети чувствуют себя творцами, создают свои произведения искусств и выражают свое отношение к окружающему миру. Своими работами дети утверждаются в детском коллективе. Они создают продукты творчества, которые приносят радость им и окружающим.

Конструирование из бумаги имеет свои особенности и секреты. Этот материал легко сгибается, скручивается, режется, сжимается, поддается теснению. Из доступного материала, с помощью не сложных инструментов, дети создают макеты древнерусских городов, детских игровых площадок, фантастических городов и др.

Выполнение подобных заданий развивает пространственное мышление, фантазию, открывает пути к интересной и своеобразной творческой деятельности.

(Приложение «Урок «Коллективная творческая композиция «Бал во дворце»» 5 класс).

Группа главных художников рисует панно «Бал во дворце средневекового замка» под моим руководством. Каждый ребенок рисовал своего участника бала. Готовые фигуры вырезались по контуру и наклеивались таким образом, чтобы работа делилась на планы. На первом плане – крупные фигуры, мелкие – на втором. А какие прекрасные возможности возникают при этом для тренировки композиционного размещения. И сколько восхищения, радости и счастья бывает на лицах детей после завершения работы. И каждый ребенок понимал, что один он пока не может создать такую красоту. То ли дело, когда ребята творят сообща! Действительно, работы, созданные группой учеников, получаются большими по размерам, яркими, впечатляющими. В самый раз украсить стены класса и школы!

Пример игры-соревнования между двумя и тремя группами.

Детям предлагаю поочередно, выходя к доске, разложить (на заранее подготовленных столах) в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельно вырезанных элементов.

Во время проведения таких игр-соревнований использую различные жетоны, позволяющие контролировать дисциплину и правильность выполнения заданий. По итогам игры выявляем победителя.

Широкие возможности для развития творческих способностей учащихся содержит в себе техника монотипии, рисование ладонью, эффект потрескавшегося воска, клеевые картины, рисунки с солью, процарапанные узоры, узоры из точек, выдувание рисунка и многое другое, что я использую на своих уроках.

В старших классах широко использую метод проектов. Метод проектов, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются по различным тематикам по выбору самих учащихся: архитектура, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

В проект входит небольшая самостоятельная исследовательская работа, теоретическое обоснование проблемы. Ребята защищают свои проекты перед классом, защищают практическую, художественную ценность.

Метод проектов позволяет сохранить и развить индивидуальность, потенциальные возможности ребенка.

Не менее значим и метод проблемного обучения, применяемый мной на уроках изобразительного искусства в целях развития творческих способностей обучающихся.

Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.

На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.

 Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением (показ открыток, игрушки из пластилина, бумаги, куклы)

Результаты моей деятельности:

1) Участие в школьных праздниках и делах (оформление школьных праздников, выставок).

2) Процент успеваемости во всех классах -100%, процент качества знаний составляет 90%.

3) Участие в районных мероприятиях (выставках), ежегодные призовые места.

Почему так привлекательны для меня уроки ИЗО? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.

Обучая детей, я учусь сама, и процесс этот бесчконечен. На каждом уроке и я, и дети открываем мир искусства: дети – себя в этом мире, я - в восприятии детей. Впереди работа и творчество…







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!