СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей на уроках ручного труда

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. развитие  творческих  способностей   на  уроках  ручного    труда;

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках ручного труда»

МКОУ школа – интернат №65

для слабослышащих и позднооглохших детей.







Тема: «Развитие творческих способностей

на уроках ручного труда»




Выполнила:

учитель начальных классов

Ромашова А. В.






г. Нижний Новгород.


Цель: - развитие творческих способностей на уроках ручного

труда;


Задачи: - выявить интересы, склонности, творческие способности

учащихся с целью их дальнейшего развития;


- создавать условия для формирования самодостаточной

личности учащегося, адаптированной к социуму;


- формировать потребность в дальнейшем совершенство-

вать свои творческие возможности;


- развивать слух и речь на материале уроков;


- воспитывать уважительное отношение к результату

творчества одноклассников.


Творчество – это процесс, при котором « руки учат

голову, а затем поумневшая голова учит руки, а

умные руки снова уже сильнее способствуют развитию мозга»

(А. М. Горький)


Одна из центральных задач школы на современном

этапе - развитие у детей чувства прекрасного, формиро -

вание художественного вкуса, умения понимать и ценить

произведения искусства и литературы, красоту и богатства

окружающего нас мира, формировать качества эстетически

развитой, творчески активной личности отстаивающей

жизненную позицию, способной наследовать и приумножать материальные и духовные богатства своего

Отечества.

Формированию творчески активной личности

способствует взаимосвязь практического обучения и

эстетически оптимального восприятия явлений действительности и искусства. Такая взаимосвязь видов

учебно-творческой деятельности обеспечивает само-

утверждение личности, укрепляет готовность к само-

стоятельным действиям, способность творчески исполь-

зовать свой опыт. Важную роль в развитии творческой

деятельности играет начальная школа. В эти годы за -

кладывается психологическая основа для такой

деятельности, развиваются воображение и фантазия,

творческое мышление, любознательность, умения наблю –

дать, анализировать, проводить сравнение, обобщать,

делать выводы, начинают проявляться интересы.

Включение детей в трудовую деятельность создаёт

благоприятные условия для развития технического и

художественного творчества.

Чтобы сформировать умение творчески мыслить,

необходимо прежде всего позаботиться о развитии и

расширении кругозора детей, о создании реальной

чувственной основы для воображения, условий

ознакомления с природными и художественными бъекта –

ми, изделиями народных промыслов, необходимыми

инструментами, представления об их изготовлении,

назначении и функционировании. Необходимо накопле-

ние в сознании детей образов тех изделий, из которых

путём воображения могут создавать новые мотивы.

Такие же задачи ставятся и в работе с детьми,

у которых наблюдается задержка умственного развития.

Для них проблема формирования способностей стоит

наиболее остро, так как творческое развитие у них на

очень низком уровне. Работа, осуществляемая с такими

детьми, должна иметь ещё и коррекционную направлен-

ность, учитывая их индивидуальные способности. Поэтому

задачи и методы воспитания определяются особенностями

психики детей с отклонениями в эмоционально – волевом,

умственном и физическом развитии, познавательной

деятельности, которые связаны с памятью, вниманием,

темпом и подвижностью психических процессов,

повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью.

Задержка умственного развития у детей сочетается с

психомоторной расторможенностью, либо, наоборот,

с вялостью и апатичностью, с невротическими рас -

стройствами, с задержкой физического развития, общей

ослабленностью. И как следствие у детей данной катего-

рии отмечается низкий уровень интеллектуальной актив-

ности, некоторое недоразвитие произвольной регуляции

поведения, незрелость эмоционально - личностных

компонентов деятельности, неумение сосредоточиться на

заданиях, повышенная утомляемость, несформированность

целенаправленной деятельности. Дети с умственной

отсталостью имеют неправильное представление о пред-

метах и явлениях окружающей действительности, отличаются бедностью словаря.

При благоприятной обстановке и умелом подходе

в школе дети, особенно с незначительной, слабо выражен-

ной задержкой умственного развития, преодолевают

отставание и достигают определённых результатов в своём

развитии и даже делают некоторые успехи в определённых

направлениях, достигая порой удивительных результатов.

Любовь к труду необходимо начинать воспитывать

очень рано. Подражание, свойственное младшим школь –

никам, является одним из важнейших мотивов,

побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение

за трудом взрослых рождает желание делать то же самое.

Не погасить это желание, а развить его – основная задача

учителя.

Задание на уроках ручного труда для учащихся

подбирается индивидуально, дифференцированно, чтобы

каждый ребёнок смог применить все свои знания, навыки

при выполнении той или иной работы.

Наибольшей популярностью у младших школьни-

ков пользуется аппликация. Благодаря своему много –

образию, большим педагогическим возможностям подобные

работы являются важным средством развития творческого

воображения и фантазии детей, глазомера, чувства формы,

ритма, соотношение частей и целого, пониманию цвета и

его преобразования, воспитывают аккуратность, помогают

выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией

способствует приобретению учащимися умений действовать

карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, соединять детали и так далее.

В начале на уроках ручного труда учащиеся ко –

пируют поделке, изготавливая их по готовым образцам,

шаблонам и чертежам, ученики постепенно учатся вносить

в них свои творческие идеи. В процессе изготовления

поделок учащиеся обязательно встречаются с необходимостью решить ряд практических и мыслительных

задач: выбор материала, способа обработки, планирование

предстоящих действий, самоконтроль, умение применять

полученные знания. На начальном этапе аппликации

выполняют из цветной бумаги ( плоские и объёмные

аппликации). По мере овладения простой аппликацией

учащиеся переходят к более сложным.

Аппликации с элементами «Оригами» развивают

у детей способность работать руками под контролем со-

знания, у них совершенствуется мелкая моторика рук,

точное движение пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как

заставляет сосредаточиться на процессе изготовления,

чтобы получить желаемый результат, развивает

конструктивное мышление детей, их творческое воображе-

ние, художественный вкус, стимулирует развитие памяти,

так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить

последовательность её изготовления, приёмы и способы

складывания. Оригами знакомит детей с основными

математическими понятиями (угол, сторона, квадрат,

треугольник и так далее), одновременно обогащает словарь

специальными терминами; активизирует мыслительные

процессы. В процессе конструирования у учащихся

возникает необходимость соотнесения символов (показ

приёмов складывания) со словесными ( объяснение

приёмов складывания) и переход в практическую

деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами способствует созданию игровых ситуаций.

Сложив из бумаги маски животных, дети включаются

в игру – драматизацию, отправляются в путешествие по

знакомым сказкам.

С прогулки дети часто приносят желуди, ветки,

шишки, разноцветные листья. Они подолгу рассматривают

собранный материал, перебирают, ощупывают, что

способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого

вида материала. (Напроимер, узнают, что орехи круглые, желуди овальные, листья разноцветные)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной

природой, воспитание бережного, заботливого отношения

к ней и формирование первых трудовых навыков.

Листья учащиеся широко используют для апплика-

ции в технике « Флористика»

Важное место в развитии младших школьников с нарушением слуха и умственной отсталостью занятия лепкой. В них наиболее отчётливо

Формируется способность образно мыслить, образно

передавать художественный замысел и своё отношение

к изображаемому. На занятиях необходимо уделять особое

внимание отработке зрительно – двигательной координации

воспитанников, развитию их наблюдательности, способности

работать по памяти и представлению.

Поделки из пластилина могут быть весьма раз –

нообразными, в начале работы - это орнаменты,

в дальнейшем фигурки, животных, птиц .

Школьники работают усерднее, если их увлекают чем – то новым, неизвестным, объясняют

значимость предстоящей работы, общественно полезная

направленность занятий становится тогда главным

фактором трудового воспитания.

Каждый ребёнок любит и по своему умеет рисовать. Эту способность детей можно умело использовать на уроках ручного труда в работах по

вышивке в технике « Изонить». Эта техника проста в

использовании и с помощью её каждый учащийся может

осуществить любой свой творческий замысел.

Процесс вышивания вышивок крестом увлекателен. Занятие вышиванием развивает эстетический

вкус, трудолюбие, творческое отношение к труду,

формирует у школьников определённые навыки и умения,

которые пригодятся и после окончания школы.

Творческое воображение и безграничная фантазия

заложены с детства в каждом ребёнке. Для реализации своих идей дети часто выбирают бисер, который при –

влекает его не только яркостью красок, разнообразием

форм и размеров, но и простотой выполнения самых

причудливых изделий. По желанию учеников бисер и

бусенки могут превращаться в весёлую игрушку,

нарядное украшение или новогодний сувенир. Начинаем

наше знакомство с бисером с плетения на проволоку,

которое чаще всего используют при изготовлении

декоративных изделий, украшений для интерьера и

сувениров. Поделки и сувениры из бисера радуют глаз

сочными красками и ярким блеском. Кроме того, эти

изделия являются прекрасным подарком на любой

праздник. Сегодня плетение бисером не просто ремесло.

Это высокое искусство, в котором каждый ученик может

реализовать все свои фантастические задумки.

В классе часто устраиваем «выставки готовых изделий» для родителей. Выставка – очень важный момент сравнения учащимися своих работ с работами одноклассников. Ученик видит, что у других получается иначе. В эти минуты он лучше видит свои работы и лучше понимает другие.

Важно, чтобы учащиеся полученные знания, на уроках ручного труда, будучи взрослыми, вносили в быт во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!