СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Моделирование из бумаги» через личностно-ориентированные подходы в обучении.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Моделирование из бумаги» через личностно-ориентированные подходы в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Моделирование из бумаги» через личностно-ориентированные подходы в обучении.»










Развитие творческих способностей обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Моделирование из бумаги» через личностно-ориентированные подходы в обучении.






Зенкова Людмила Евгеньевна













Оглавление



Введение ___________________________________________________________ 3


Глава 1. Личностно-ориентированное обучение­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________ 5

    1. Основы личностно-ориентированного обучения__________________ 5

    2. Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения__________________________________________________ 12

    3. Методические приемы личностно-ориентированного урока ________17


Глава 2. Развития творческих способностей у детей посредствам моделирования из бумаги _____________________________________________________________ 19

    1. Педагогические теории о развитии творческих способностей младших школьников________________________________________________ 19

    2. Условия эффективности творческого моделирования ______________ 25

    3. Качества личности, развиваемые творческим моделированием _____ 30


Заключение__________________________________________________________ 34


Список использованных источников и литературы______________________ 37














Введение.

Научными основаниями современной концепции образования выступают классические и современные педагогические и психологические подходы – гуманистический, развивающий, компетентности, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный. Первые три подхода отвечают на вопрос, какова цель образования. Необходимо, чтобы овладение знаниями, умениями и навыками выступало не целью образования, а средством реализации его основных – развивающих – целей. Личностный и индивидуальный подходы отвечают на вопрос, что развивать. Вариант ответа на этот вопрос можно сформулировать так: следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащегося. Это идеал, но необходимо помнить, что образование должно учитывать как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производство специалистов и граждан. Поэтому задачу дополнительного образования целесообразнее сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную модель ориентации образования. Решение непосредственно связано с организацией дополнительного образования детей, которое создает условия для развития склонностей, интересов, способностей, формирования ценностных ориентаций детей и молодежи, выбора ими путей жизненного и профессионального самоопределения.

Возможность осуществления выбора направлений личностного становления характеризует дополнительное образование как особый тип, самоценную подсистему образования, способную осуществлять свою деятельность в контексте личностно-ориентированного подхода. Этим объясняется востребованность дополнительного образования со стороны его потребителей: детей, родителей. В то же время, в контексте стремительных изменений, происходящих в мире, стране, к системе дополнительного образования предъявляются все новые требования.

В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения к взрослой жизни существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие во взрослой жизни.

В нормативных и концептуальных федеральных документах закреплены указанные выше научные основания и заложены организационные принципы их реализации. Реализацией этих идей служит личностно-ориентированное образование.

Объектом исследования данной работы является личностно-ориентированное обучение.

Предметом исследования выступают способы реализации личностно-ориентированного подхода в развитии творческих способностей обучающихся.

Цель исследования – выявить особенности личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения.

Были выделены следующие задачи:

- изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;

- выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;

- раскрыть особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения.





1. Личностно-ориентированное обучение.

1.1. Основы личностно-ориентированного обучения.

Роль педагога при личностной направленности заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой, обучающийся опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения.

Обучение здесь понимается как совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие еголичностных качеств в ходе освоения изучаемых дисциплин.  В зависимости от философско – педагогических основ, целей и технологий личностно – ориентированное обучение имеет разновидности: природосообразное, развивающее, проблемное, эвристическое.

Личностно -  ориентированный смысл образования может быть заложен в любом типе обучения. Личностная ориентация – один из критериальных признаков обучения любого типа или вида. Но личностная ориентация не всегда отвечает потребностям и потенциям самой личности.

На основе педагогического опыта учителей и учёных можно сформулировать следующие признаки личностно-ориентированного обучения.

1. Признание уникальности и индивидуальной самоценности каждого ученика как самобытного человека, имеющего собственную предопределённость, генетически заложенную «программу» образования, реализуемую в форме его индивидуальнойтраектории по отношению к общему образованию.

2. Признание каждым обучающимся и педагогом уникальности и индивидуальной самоценности любого другого человека. То есть система образовательныхкоординат может и должна выстраиваться относительно каждого ученика, который в обязательном порядке признаёт существование аналогичных систем у каждого из других учеников.

3. Каждый обучающийся, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях. Коммуникативность – это универсальная компетенция личности, а толерантность – одна из важнейших характеристик данной компетенции. Обучающийся, умеющий понять другую точку зрения или мотивы деятельности другого человека, реализует тем самым свою социальную роль и предназначенность. Взаимодействие ученика с другими субъектами предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции. Коммуникативная деятельность обеспечивает развитие ученика, созданиеим новых образовательных результатов, обогащённых знанием, пониманием, диалогом с результатами других его современников.

4. Лично или коллективно создаваемая образовательная продукция ученика не отрицает, а сопоставляется с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с общечеловеческими достижениями происходит не изначально, а лишь после личностной проявленности его собственного понимания сути изучаемых вещей. Процедура взаимодействияученика с культурно-историческими аналогами технологически похожа на его коммуникацию с другими субъектами обучения.

5. Получаемые учеником образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются как самим, так и учителем по отношению к индивидуально формулируемым целям ученика, соотносящимися с общеобразовательными целями. Таким образом, результативность личностно – ориентированного обучения характеризуется прежде всего личностным приращением ученика, лишь во вторуюочередь сопоставляемым с общеобразовательными требованиями и стандартами.

Законы личностно – ориентированного обучения.

В результате наблюдения за обучением можно рассчитывать на выявление его закономерностей. Закономерности обучения хотя и выступают проявлением основных законов дидактики, но обнаруживаются раньше их.

Закономерности обучения – существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между педагогическими фактами, явлениями и событиями, относящимися к процессу обучения.

В своё время Хуторский А.В. провёл многолетний педагогический эксперимент, в котором в общей сложности участвовало более 5 тыс. обучающихся школ, студентов педагогических вузов, педагогов и администраторов. Ниже приведеныформулировки закономерностей, полученных Хуторским в результате эксперимента:

· Образовательная продуктивность обучающихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его форм и содержания.

· Первичность получения учеником личного образовательного продукта по отношению к аналогичным внешним образовательным стандартам ведёт кповышению учебной мотивации и продуктивности образования.

· Увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно предопределённых решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективностьразвития креативных качеств обучающихся.

· Включение в учебный процесс метапредметного содержания образования выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностнозначимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания его образования.

· Личностное познание учеником фундаментальных образовательных объектовзакономерно приводит к выстраиванию им личностной системы знаний, адекватной изучаемой действительности и образовательным стандартам.

· Образовательные результаты учеников зависят не от объёма изучаемого материала, а от содержания создаваемой ими образовательной продукции.

· Творческая результативность обучения влияет в большей мере на развитие личностных качеств обучающихся, чем на уровень усвоения ими образовательных стандартов.

· Диагностика личностных образовательных приращений ученика оказывает более эффективное влияние на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов по отношению к внешне заданным стандартам.

Чтобы дидактические закономерности получили статус законов обучения, должны соблюдаться следующие условия:

· Определенны и зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь;

· Исследованы особенности этой связи (вид, форма, содержание, характеристики);

· Установлены границы применимости проявления связи.

Можно выделить следующие законы обучения:

1.   Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды. Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от условий, средств и технологий, включаемых в обеспечение образовательного процесса. Возможность выбора учеником целей обучения, открытое содержание образования, природосообразные технологии обучения, введение индивидуальных траекторий, темпа и форм обучения повышают творческую самореализацию ученика.

2.   Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с его воспитанием как члена общества. Результативность названной взаимосвязи определяется наличием в образовательном процессе специальныхцелей воспитания и развития, а также проработанностью измерителей по диагностике и оценке уровня их достижения.

3.   Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности обучающихся. Результат обучения выражается образовательными продуктами ученика. Наибольшее влияние на результаты обучения оказываютприменяемые технологии, формы и методы обучения. Эффективнее усваивается не то, что изучается, а то, как это делается.

Перечисленные законы имеют прямое отношение к личностной ориентации в обучении, поскольку они определяют особенности конструирования дидактической системы и соответствующей практики.

Принципы личностно – ориентированного обучения.

Классические принципы отечественной дидактики определяют общие целевые установки обучения. В то же время данные принципы не позволяют полноописывать и регламентировать в личностно – ориентированном обучении. Для личностно – ориентированного обучения существуют свои принципы.

1. Принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей.

Данный принцип опирается на глубинное качество человека – способность постановки целей своей деятельности. Независимо от степени осознанности своихцелей ребёнок живет с врожденной потребностью и возможностью ставить и достигать их. Великий русский ученый И.П.Павлов рассматривал постановку человеком целей на уровне инстинктов.

Самоопределение ученика по отношению к конкретному учебному вопросу или всему курсу позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых можно осуществлять затем индивидуальную траекторию: участвовать в выборе форм  методов обучения, в определении содержания и темпа занятий. Обучающийся обозначает интересующие его проблемы, консультируется по этому поводу с учителем, согласовывает индивидуальную программу занятий с общей образовательной программой.

Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания целей обучения, как учеником, так и учителем. Когда их цели различны, учитель недобивается изменения целей ученика, а помогает ему осознать свою цель и достичь её в сопоставлении с иными целями.

2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Обучающийся имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.

Свобода творческого самовыражения и выбора образовательной траектории ученика предполагает организационно-технологическую заданность методологии его деятельности. Учащийся создаёт образовательный продукт и получает образовательное приращение тогда, когда овладевает основами креативной, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому учитель не только предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием.

3. Принцип метапредметных основ образовательного процесса. Основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного, личностного познания их учениками.

Познание реальных образовательных объектов приводит учеников к выходу за рамки обычных учебных предметов и переходу на метапредметный уровень познания. Для конструирования  целостной образовательной системы, включающей в себя метапредметное содержание, требуются особые учебные дисциплины –метапредметы, или отдельные метапредметные темы, которые охватывают определённую связку фундаментальных образовательных объектов.

4. Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения являетсяличное образовательное приращение ученика, складывающееся из внутренних и внешних образовательных продуктов его учебной деятельности.

К образовательной продукции учеников относятся творческие работы не только по учебным предметам, но и по методологии их деятельности. Сформулированные учениками цели обучения, составленные планы, алгоритмы деятельности, найденные способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценки являются продуктами их образовательной деятельности наряду с исследованиями, сочинениями, поделками.

5. Принцип первичности образовательной продукции обучающегося. Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.

Этот принцип конкретизирует личностную ориентацию и природосообразность обучения, приоритет внутреннего развития ученика перед усвоением внешней заданности. Обучающийся, которому дана возможность проявить себя в изучаемом вопросе прежде, чем он будет изложен, шире раскрывает свои потенциальные возможности, овладевает технологией творческой деятельности, создаёт образовательный продукт, подчас более оригинальный, чем общепризнанное решение данного вопроса.

6. Принцип ситуативности обучения. Образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и поиск ими решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.

Чтобы организовать творческую деятельность ученика, учитель создаёт или использует возникшую образовательную ситуацию. Её цель – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность ученика в направлении познания образовательных объектов и решения, связанных с ними проблем.

Любое положительное проявление творчества ученика находит поддержку и сопровождение учителя. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученика, когда педагог внимательно анализирует его возможности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения учеником своей образовательной траектории.

7. Принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.

Рефлексия – не припоминание главного из урока или формулирование выводов, это осознание способов деятельности, обнаружение образовательных приращений ученика и учителя. Обучающийся не просто осознаёт сделанное, он ещё осознаёт способы деятельности, т.е. то, как это было сделано.

Формы образовательной рефлексии различны – устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений.

Таким образом, рефлексия – необходимое условие для того, чтобы обучающийся и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение имеет свои специфические признаки, законы ипринципы обучения, следование которым приводит к творческому развитию личности.


1.2. Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения.

Современное общество предъявляет сложные требования к повышению качества образовательного процесса. Центральной фигурой является учащийся как личность. Все остальные участники, в том числе и учитель, лишь помогают становлению личности учащегося, целенаправленно обеспечивают его возрастное развитие с учетом природных предпосылок, устремлений, склонностей и способностей.

Характер человека, способности, привычки, интересы формируются в процессе его деятельности. Экспериментально доказано, что многие учащиеся, которых считали не способными к математике, попадая в новые условия, когда необходимо самостоятельно действовать, мыслить, искать, под влиянием этих новых условий успешно овладевают математическими законами, правилами, теоремами.

Современные требования к преподаванию показали, что достижение необходимого результата обучения возможно на базе применения таких подходов (технологий), которые направлены на:

- развитие каждого ученика,

- формирование и поддержание индивидуальных способностей учащихся,

- развитие навыка действовать самостоятельно, в коллективе, в группе.

Следовательно, возникает необходимость научить школьников самостоятельно и творчески учиться, т.е. нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности.

Для этого необходимо пытаться вовлечь учащихся в педагогику сотрудничества, основанную на принципе «пытайся делать, советуйся, спрашивай, консультируйся, делись».

Необходимо отметить, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. В применении данной педагогики учитель несёт ответственность за то, что ребёнок должен сохранить свою индивидуальность, что многим из нас поддержать очень трудно в силу определённых обстоятельств и индивидуальных качеств педагога.

Основные идеи педагогики сотрудничества:

- обучение ребенка в зоне ближайшего развития;

- учение без принуждения;

- набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала;

- идея опережения;

- идея крупных блоков;

- идея свободы выбора;

- идея диалогического размышления;

- идея интеллектуального фона класса;

- идея совместной деятельности учителей и учеников;

- идея добровольности в досуговой предметной деятельности.

При использовании педагогики сотрудничества очень важно живое общение учеников друг с другом и с учителем, потому что характер взаимоотношений между учителем и детьми, между самими детьми в обучении во многом определяет его результативность.

В таком общении складываются гибкость мышления, преодолеваются инертность и стереотипы, что необходимо для ориентации молодого человека в современном быстро меняющемся мире. Чтобы эффективно организовать общение, учитель и его воспитанник должны быть равны, а ученик имеет право требовать к себе уважительного отношения со стороны учителя, право высказывать замечания и несогласие с педагогом без страха, осуждения и наказания, иметь и защищать любую точку зрения на проблему, потому что иногда умение отстаивать свое мнение важнее, чем получение правильного ответа в готовом виде. В результате ученик учится слушать не только педагога, но и своих одноклассников, слышать и критиковать себя.

В данной системе учитель не только ставит перед ребятами учебную проблему, но и является активным участником диалога, мудрым помощником. Смысл работы педагога-сотрудника в том, чтобы не только получить правильный ответ от ученика, но и сделать эмоционально значимым и ценным для ребенка сам путь поиска этого ответа.

Учитель создает атмосферу доброжелательности даже в случае неудачи, пытается уделять внимание каждому ребенку, особенно слабому и часто ошибающемуся. А ученик в классе не должен бояться совершить ошибку, опасаться насмешек класса и плохой оценки учителя.

Таким образом, педагогика сотрудничества помогает развивать мышление практически каждого ребенка и формирует самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления школьников.

В своей педагогической деятельности учителя используют разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные).

Для выявления индивидуальных способностей учащихся применяют педагогическую диагностику: контролируют знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей, проводят рефлексию, учат оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. Применение педагогики сотрудничества помогает повышать качество знания предмета учащимися и сохранять уровень обученности.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве. В отличие от других технологий, практикуемых в школе (коммуникативно-ролевая ситуативная и лингвистически ориентированная деятельности), проектная методика дает учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.

Доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е. С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата». Метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться а процессе работы над темой программы.

Как отмечают современные психологи, нынешнее падение интереса к обучению объясняется разрывом процесса обучения, его содержания, методов и организации с реальными мотивами обучения.

Наиболее реальный путь формирования мотивации у учащихся - это обращение к действительно интересным для них проблемам, создание условий самореализации и самоутверждения в близкой им среде. Лишь тогда знания, понятия, ценности, приобретенные в школе, становятся значимыми, когда они находят свое воплощение в реальной жизни. И лишь тогда урок становится интересным, когда именно в школе находятся ответы на вопросы, генерируемые социальным окружением ученика. Создавая для себя определенную картину мира, ученик находит в ней и свое место.

Как отмечают А. А. Леонтьев и В. В. Сериков, лишь поставив ученика в ситуацию «предлагаемых обстоятельств», когда ему приходится действовать самому, мы можем заинтересовать его, помочь использовать полученные знания. Данная воспитательная ситуация несет в себе побудительную и ориентировочную основы поведения, она обусловливает становление внутреннего саморазвивающегося мира школьника и возрастание независимости этого мира от воспитательной ситуации.

Личностно-ориентированная ситуация дает возможность каждому проявить себя. Не выявляя собственной позиции, ученик не может ориентироваться в ситуации, видеть себя в отношениях с другими людьми, делать выводы на основе полученного опыта, а в случае необходимости — преодолеть внутренний кризис и, овладев собственными эмоциями, наметить дальнейшую программу действий.

При реализации стратегий личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы учащихся, используя разнообразные формы и методы учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт ученика, стимулирует учащихся к высказываниям на иностранном языке, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, дать неправильный ответ, помогает ученикам выбирать наиболее значимые и интересные для них виды и формы работы, поощряет стремления каждого находить свой способ решения проблемы. В ходе урока анализировать работу одноклассников, выбирать и осваивать наиболее рациональные пути, позволяя каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создавая обстановку для естественного самовыражения учащихся на иностранном языке, давая возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении, общении.

    1. Методические приемы личностно-ориентированного урока

Перед началом каждого урока необходимо детям сообщить план урока, то есть, какие учебно-познавательные задачи будут стоять на этом уроке. При этом надо постараться, чтобы формулировки вызвали у детей заинтересованность. Объяснение проводить живо, то и дело, привлекая ребят для соучастия в познавательном процессе.

Отбирая знания для изучения новой темы, учителю целесообразно подумать о качественных характеристиках усвоения этих знаний: их полноте (в объеме, предусмотренном учебной программой), действенности и гибкости (умении использовать их в нестандартной ситуации), системности (умении устанавливать связи между изучаемыми объектами), прочности (умение сохранить знания в памяти и актуализировать их в нужный момент).

Важную роль в повышении эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся играет усиление коммуникативной стороны процесса обучения. Т.е. использование диалоговых форм в организации урока. Этот прием позволяет обеспечить активную позицию каждого школьника на уроке, учит их взаимодействовать при выполнении заданий, доверяя друг другу ошибки. Одновременно осуществляя взаимопроверку и элементы самоанализа удач и недостатков выполненного задания, осознанно и с уверенностью обсуждать правильность выполнения работы. Коммуникация в обучении предполагает при изучении большой темы в цикле разных типов урока продумать не только содержание учебного материала, по теме, но и модели взаимодействия при его усвоении:

«учитель – ученики» (при изучении нового материала),

«ученик – учению» (парная работа при закреплении),

«ученик - микрогруппа учеников» (групповая работа на уроке с заданиями повышенной трудности или проблемного характера),

«ученик - большая группа» (обсуждение итогов выполненного задания методом беседы),

«ученик - учебный материал» (индивидуальная работа учащихся с учебником, задачником и др.).

Такое разнообразие коммуникации и последовательность включения в них учащихся открывает обучаемых к контакту, преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет высказать догадку, т.е. приводит к взаимообогащению каждого.

Общение - один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности.

В конце урока предложить детям подытожить проведённую работу: кто чему научился, довольны ли своим участием в работе, выполнен ли намеченный план, возникли ли у кого-нибудь проблемы с усвоением темы.

Если урок прошёл напряжённо в познавательной борьбе, и учитель чувствует внутреннее удовлетворение, то надо выразить детям благодарность за хороший урок с явной радостью.

Время от времени надо просить детей оценить урок, насколько им было интересно, что им больше всего понравилось, чем они недовольны, какие у них имеются пожелания. Время от времени надо обращать внимание детей на то, кто, как и в чём продвинулся на уроках, похвалить успехи детей, особенно тех которым они дались с трудом.

На уроках самостоятельного выполнения детьми заданий надо проявлять подчёркнутое уважение к их мыслительной деятельности, разговаривать шепотом, не надзирать за учениками, при необходимости разрешить им пользоваться учебниками и справочной литературой. Делать всё возможное, чтобы каждый ре6ёнок осознал важность своей работы, почувствовал уважение к себе и своей познавательной деятельности.

При оценке ребёнка особое значение необходимо придавать стараниям, упорству, труду, которые были потрачены при выполнении задания, независимо от того, справился он с пим полностью или нет. Порадоваться личному достигнутому успеху ребёнка, его побуждениям, стремлениям, вкусам. Утвердить в нём уверенность в возможности достичь ещё большего успеха. Необходимо поощрять в каждом ребёнке: смелость ума, умение сомневаться, разумный риск, стремление к самостоятельности, способности защитить свою точку зрения, творческий подход к решению какой-либо задачи, неординарность мышления, пытливость и любознательность.



2. Развития творческих способностей у детей посредствам моделирования из бумаги.


2.1. Педагогические теории о развитии творческих способностей младших школьников.

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.

Творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности. А детское творчество - это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя так, как дома, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить зависимости - все это в совокупности и составляют творческие способности.

Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача педагога - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям деятельности.

Развить способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создание определенных условий.

Творчество несёт человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившие крылатое обозначение - муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества, и отсюда возникает мучительное чувство страдания, что мысль нe пошла в слова, как говорит Достоевский.

Творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Главная составляющая творческой деятельности - умение выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли, опираясь на собственные ощущения и предпочтения.

Творческая деятельность - это такая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением или фантазией.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе рисования, лепки, аппликации учащийся испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается.

В работе над изображением ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Недаром еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные педагоги. Занятия рисованием и другой творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, и важно помочь детям осуществлять такое общение.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что творческие деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый школьник может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Свое понимание творчества, известный исследователь А. Лилов, выразил так: "...творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты творчества таковы:

— творчество есть общественное явление,

— его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и, особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью".

Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, учащийся младшего школьного возраста создает субъективно новое, новое для себя. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

Известный советский педагог В.Н. Шацкая, говоря о детском творчестве и его значении для формирования личности ребенка, подчеркивала: "Мы детское художественное творчество рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей".

Известный исследователь детского творчества Е.А. Флерина писала: «Детское творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».

Волков Н.Н., характеризуя изобразительное творчество школьников, писал: "Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными — значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими".

Включая в содержание образования наряду со знаниями и умениями опыт творческой деятельности, И.Я. Лернер определяет такие черты творческой деятельности:

1) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

2) видение новой функции предмета (объекта);

3) видение проблемы в стандартной ситуации;

4) видение структуры объекта;

5) способность к альтернативным решениям;

6) комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, лепке, аппликации.

Обратимся к работе Б.М. Теплова: "Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, — искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение".

Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции. Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти, же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности.

Таким образом, возникает большая педагогическая проблема — поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание "сочинять".

Итак, анализ положений о детском творчестве известных ученых Г. В. Лабунской, B. C. Кузина, П. П. Пидкасистого, И. Я. Лернера, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной и многолетние исследования проблем детского художественного творчества позволили нам сформулировать рабочее определение детского творчества. Учитывая все, что наработано учеными в области творчества, мы будем понимать под художественным творчеством детей дошкольного возраста создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации ("для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).

Положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей — важный стимул развития детского творчества. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать в группе детского сада, в зале, вестибюле выставки творчества, широко использовать их в оформлении детского учреждения.

Творческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Отсюда видно, что творчество является важнейшим инструментом интеллектуальной деятельности человека и средством познания детей. Поэтому и возникает необходимость стимулировать и развивать творчество младших школьников.

Развивая творческие способности младшего школьника, педагоги тем самым развивают личность ребенка, т.е. личность, умеющую легко разрешать жизненные задачи, получающую удовольствие от своей жизнедеятельности усвоение знаний.

2.1. Условия эффективности творческого моделирования.

Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания и одновременно одним из условий эффективности педагогических воздействий на личность школьника.

Творчество – психический процесс создания новых ценностей. Деятельность, результат которой — создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект — личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовать творческую деятельность учащихся. Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей школьников. Без учета особенностей развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели. Особого внимания требуют к себе мотивы деятельности. Ведь собственно они определяют интерес к работе, возникновение проблемной ситуации и стремление к достижению цели.

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Это вызвано характерным для современного периода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творчески мыслящем – с одной стороны, и 
снижением общего уровня культуры и образованности общества в целом – с другой стороны.
Стремительность научно - технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток и т.д. ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию 
самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в 
современном мире. Для того, чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создать такие условия его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству, преобразованию себя и 
окружающей среды.
Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности помогают занятия творческим моделированием, которые воспринимаются детьми с удовольствием как увлекательная игра, а не учеба.
Впервые за последние годы на государственном уровне основные цели и задачи образования направлены на разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи: развитие их творческих способностей и формирование навыков самообразования личности. Сегодня требуется взаимно увязать теоретические знания и практическое их применение. Именно занятия творческим моделированием предоставляют детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений.
Однако, если традиционно в педагогике главным считалось развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), то в современном личностно- ориентированном образовании ценностным является развитие целостной личности, ее внутренней независимости, самостоятельности, активности и т.д. И результатом такого развития становятся измененные индивидуальные способности, личностный рост и опыт ребенка, творческий подход к саморазвитию не как к навязанной цели, а как к добровольному средству улучшения своей жизни и придания ей смысла. Самостоятельная творческая деятельность способствует расширению границ свободы развивающегося ребенка с учетом его изменяющихся по мере взросления прав и жизненных перспектив. Выполнение детьми заданий творческого моделирования нацелено на развитие их задатков и способностей в сфере формообразования, а также на развитие воображения, объемного восприятия и образного мышления.
Ученые утверждают, что в процессе творческого моделирования у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным, а значит, свободным в выборе целей и способов их достижения. Психологами установлено, что условием личностного развития ребенка, раскрытия и реализации его скрытых потенциалов может быть деятельность – добровольная, творческая, которая должна вестись с повышенной сложностью заданий для ребенка. 
Занятия искусством, моделированием и макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению. Важным является, чтобы элементы творчества присутствовали во всех видах деятельности детей: на занятиях, в игре, в общении - это активизирует их творческие способности. Если результаты творческого моделирования детей - их макеты, игрушки, малые формы и др. – бережно хранятся и наполняют, формируют эстетическую среду жизнедеятельности, то происходит создание условий, располагающих детей к творчеству.
Педагогические исследования длительного характера подтверждают, что именно художественно - эстетическое образование и творческое моделирование способствуют введению ребенка в мир искусств, который эмоционально связан с миром личных переживаний, наблюдений, раздумий самих детей. Ребенок входит в этот мир через самостоятельную творческую деятельность. Когда ребенок вырезает, склеивает макет, складывает бумагу и т.д., он задействует обе руки, а это способствует активизации обоих полушарий головного мозга. Таким образом, происходит развитие левого полушария, с которым связана способность говорить, считать, логически мыслить и т.д. Одновременно развивается и правое творческое полушарие, которое отвечает за воображение, развитие музыкальных и художественных способностей, пространственное восприятие объектов и т.д. Таким образом, творческое моделирование является одним из важных средств развития личности, оно способствует выработке у ребят психологической уверенности и целостного восприятия мира.
Большое значение на творческих занятиях имеет создание атмосферы духовной свободы, ситуаций успеха, условий, способствующих максимальной реализации возможностей ребенка, а также его становлениюкак неповторимой целостной гармоничной личности. Свобода в художественном творчестве обусловлена потребностями, интересом и творческими возможностями художника. Необходимо предоставить ребятам право на свободный выбор, выполнение заданий разными средствами (рисунок, аппликация), право на творческий поиск и на ошибку.
Для того чтобы отразить все многообразие связей между явлениями, событиями и самими людьми, нужен не только словесно- логический, но и образный способ мышления. Особенностью образного мышления является одномоментное и одновременное «схватывание» всех возможных связей между предметами и явлениями. Развитие образного мышления предполагает решение таких задач, как абстрактное изображение, связанное с формой, передача объема, пространства, выражение настроения и чувства цветом, ритмом и др. Все преуспевающие инженеры, дизайнеры, ученые мира обязательно прошли школу художественно- эстетического воспитания и специальную подготовку по развитию образного мышления.
Приобщение детей к народной культуре – необходимое условие эффективности творческого моделирования. Испокон веков русские люди проводили долгие вечера (досуг) за рукоделием. Взрослые и дети вместе ткали, вышивали, вязали, водили хороводы, при этом пели хором. Бережно хранили и передавали из поколения в поколение, «из рук в руки», «из уст в уста» песни, былины и мифы, а также приемы, способы, методы - секреты мастерства, которые вырабатывались и шлифовались веками. Народные мастера, изучая опыт прошлых поколений, создавали произведения искусства, привнося личное восприятие, ощущение, понимание с позиций современности, вкладывая частицу своего таланта. Поэтому сделанное с 
душой веками хранит свет духа и тепло рук своего творца. Народная культура- это питающая основа для творческого саморазвития человека.
При непосредственном общении с подлинными предметами народных промыслов как частью материальной культуры ребята открывают для себя наиболее характерные черты русского народного творчества. Это яркая образность, добрый юмор, прекрасное чувство материала и т.д. Дети узнают особые приемы, с помощью которых умельцы добивались наибольшей художественной выразительности, высокой эстетичности. Это четкость силуэта и пропорций, использование цвета и узора.
Очень полезно обучающимся на начальной стадии занятий моделированием изучать и даже копировать образцы, тренируя руку и глаз, но затем, уже по собственным эскизам, выполнять композиции по мотивам и «в стиле».
Главная цель выполнения работы «в стиле»- не точно повторить детали, а
бережно сохранить дух, чтобы традиция возрождалась не во внешней форме, а в духе. Наиболее значимым условием эффективности процесса творческого моделирования является психолого-педагогическая поддержка ребенка. Она должна опираться на понимание природы ребенка, учитывать разноуровневость и динамику его психологических, социальных, культурных изменений. Психологическая поддержка определяется как понимание, признание, доверие, похвала.
Создание благоприятных для развития и самореализации личности ребенка
условий становится главной целью поддерживающей педагогики. Этому способствуют сотрудничество, взаимодействие педагога и ребенка, совместная с ребенком постановка целей деятельности, оценка его возможностей. Осознание, свободный выбор приводят учащихся к осмысленному отношению к деятельности. Дети продвигаются от повторения чужого к производству своего, применяя на практике полученные знания. Конечный результат творчества нельзя предугадать, исследования ученых подтверждают, что любое внешнее воздействие может сообщить мысли человека самое неожиданное направление, что приведет к непредвиденному результату. Поэтому в процессе творческого моделирования ребенку необходимы не педагогические требования, а мягкая педагогическая поддержка и сотворчество, которые создают питательную внешнюю среду для проявления внутренних источников  саморазвития.
Одна из основных задач педагога состоит в том, чтобы помочь, поддержать и научить ребенка творчески подходить к процессу его взросления, развития и саморазвития. Педагогическая поддержка смягчает вхождение ребенка в мир знаний, творчества, способствует обретению им социальной активности и таких моральных качеств, как любовь, сочувствие, благодарность, умение видеть красоту, распознавать добро и зло и т.д. Необходимо стимулировать оригинальные, нестандартные решения детей, чтобы способствовать развитию творческого потенциала ребенка. Взрослым надо проявлять доброжелательность, терпимость и осторожность в оценке детских работ.

2.3. Качества личности, развиваемые творческим моделированием. 
Занятия творческим моделированием создают условия, при которых возможно развитие необходимого «комплекта» качеств, присущих творческой личности.
Когда говорим о творческой личности, то это не означает, что человек ежесекундно занят творческим процессом - непосредственно рисованием, моделированием, сочинением музыки или стихов. Творчество может проявляться в неординарности подхода, в нестандартном видении стандартного, в потребности поиска и создания нового и т.д. Ребенок с творческим мышлением вариативен в принятии решений, ему нужен выброс энергии зарождения различных предложений.
Для успешного выполнения заданий творческого моделирования ученик должен уметь сосредоточиться, понять смысл и цель, представить себе результат своей деятельности. Он привыкает к выполнению определенных действий, запоминает последовательность создания базовых (основных) форм и заготовок изделий. Выполнение моделей по «образцу» требует аккуратности, усидчивости, развития моторики рук, что влечет за собой улучшение почерка и обучения в целом. Для того, чтобы ребенок завершил трудную модель, ему необходимы волевые качества, развитие которых влияет на активность жизненной позиции.
Хорошо, если ребенок справляется с любой поставленной задачей самостоятельно от начала до конца. Но если на определенном этапе ребенку помогли, то ему полезнее будет повторить самостоятельно этот вызвавший затруднение этап.
Когда ребенок отходит от копирования и начинает моделировать, используя предложенные принципы формообразования, а затем пытается придумать что-то свое, новое, то происходит рождение творчества. Развиваются такие качества, присущие творческой личности, как внутренняя активность и потребность нового, ответственность в поступках, увлеченность и целеустремленность, настойчивость, широта и гибкость мышления.
Занятия творческим моделированием влияют на зарождение и развитие общекультурных качеств личности. Дети начинают испытывать уважительное отношение к себе, людям, окружающей природе. Появляется стремление и умение жить в гармонии с миром и собой. Ощущается развитие эмоциональной чуткости ребенка, потребности в культурных и духовных ценностях.
Педагогические исследования показывают, что продуктивность творческого моделирования заключается в том, что оно стимулирует свободное проявление природных возможностей ребенка, пробуждает устойчивый интерес к творчеству, познанию себя и своих возможностей, ведет к саморазвитию.
Творческое моделирование развивает образное, комбинирующее мышление, многоплановое восприятие мира, вырабатывает вариативный подход к решению проблемы, развивает эстетический вкус. Свои творения дети оставляют в группе, уносят домой, дарят близким и т.д.
Занятия формируют такие качества, как усидчивость, аккуратность, эстетическую устремленность не просто сделать, а сделать красиво, оригинально. Такой подход повышает эстетическую требовательность, культуру труда ребенка.

Кроме этого, отметим, что конструировать можно не только технические модели или макеты, а любое изделие: художественную открытку, записную книжку, фартук или игрушку. Сконструировать, допустим, игрушку — это значит не только представить в материале ее внешний вид, но и определить форму каждой детали, цвет, фактуру материала и т. д.; это значит также, что конструктор продумывает взаимное расположение всех частей изделия, т. е. полностью разрабатывает его.

Чтобы предметно-практическая деятельность могла получить название конструирования, т. е. имела бы образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения. «Мышление — это всегда искание и открытие существенно нового... Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость у детей подлинного, самостоятельного мышления. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим».

Эффективность работы учителя по развитию творчества учащихся во многом зависит от того, насколько он может увлечь школьников удивительным миром бумаги, дать им почувствовать ни с чем не сравнимую радость творчества. Пробуждению интереса к творчеству и желания испробовать свои силы в этой области способствуют беседы об истории бумаги, о различных поделках, а также чтение школь­никами журналов, научно-популярных книг. Но главным средством воспитания у учащихся творческого отношения к труду является систематическая, хорошо подготовленная и организованная творческая деятельность.

С большим интересом и пользой для учащихся проходят занятия свободного творчества. Накануне такого занятия дети получают творческое задание сконструировать модель по собственному выбору с учетом своих возможностей. Модели ребята выбирают разные. Одни делают скромные по замыслу изделия, другие воплощают фантастические идеи. Но большинство при этом проявляют такие черты личности, как изобретательность, находчивость, упорство.

Для активизации творческой деятельности учащихся большое значение имеет оценка ее результатов. На практике работу детей чаще всего оценивают в целом за конструирование и изготовление изделия.













































Заключение.

Из данной работы можно сделать вывод, что личностно-ориентированный подход в обучении играет важную роль в системе образования. Современное образование должно обеспечивать единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Главная ценность - сам ребенок, растущий человек культуры, а не тот продукт, который от него можно получить. Развитие индивидуальности, неповторимости учащегося, раскрытие его природного дара, таланта-вот ценности личностного образовательного процесса. Отношение к ребенку как к отдельной личности, учет его индивидуального учебного стиля, стиля общения, учет его половозрастных, психологических, социальных и других особенностей. Принятие ученика таким, какой он есть. Это означает создание психологически комфортных условий для развития и обучения каждого учащегося.

Образовательный процесс должен стать сферой самоутверждения ученика. В этой связи основой личностного подхода являются личностные смыслы усваиваемого материала, эмоциональное восприятие изучаемого, его переживание. Отличие личностного подхода от традиционно-индивидуального можно кратко выразить формулой: не с предметом к детям, а с детьми к предмету. Учитель должен заинтересовать, вовлечь учеников в процесс образования, сделать обучение не тягостной ежедневной ношей и обязанностью, а интересным событием, шансом развиться и показать себя. Ученику должно быть интересно и выгодно для себя выполнять образовательные задачи.

Для реализации личностного подхода необходимо создание условий и среды для полноценного проявления личностных качеств учащегося, решение его личных проблем, поиска самого себя, придания этому поиску культурных форм. В частности, все методические решения преломляются через призму личности обучаемого, через созвучность с его способностью оценить свою собственную работу, стремление находить и исправлять свои ошибки.

Необходимо придавать общественную значимость познавательным успехам ребёнка: радостно говорить об этом детям, поздравить ребёнка с успехом, при всех похвалить за добрый и честный поступок, за преодоление трудностей при выполнении сложного задания. Сообщить родителям об успехах их ребёнка.

В данной работе были рассмотрены все необходимые компоненты личностно-ориентированного подхода в образовании.

В рамках данной работы было проведено исследование – является ли личностно-ориентированный урок средством развития творческих способностей? Уроки с личностно-ориентированным направлением заставляют обучающихся задумываться над решением проблемы. Каждый обучающийся сам для себя выбирает решение, дети перестают бояться высказывать своё мнение. Поэтому у обучающихся начинает развиваться воображение, а, следовательно, и творческие способности.
Изучение и анализ литературы показал, что проблему формирования и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста изучали многие. В отечественной психологии развиваются направления, ведущие преимущественно исследование процессов творческого мышления, как решения творческих проблем.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме детского творчества, развития потенциала школьников, который все чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме. Творчество ребенка превращается в непременный фактор социализации. В «Концепции общего среднего образования» основополагающий принцип обновления содержания образования – личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей.

Изучив теоретические основы формирования творческих способностей обучающихся и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы: творчество детей активизирует процесс обучения. При этом развивается инициатива, самостоятельность и активность побуждает осваивать знания, умения, навыки. Развивается способность к самообучению и саморазвитию. Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и внеурочной. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.





























Список использованных источников и литературы

  1. Архарова Л.И., Демидова С.Б. Личностно-ориентированный подход как основа взаимодействия между участниками педагогического процесса // Преемственность в обучении и воспитании школьников как основа непрерывного образования. - Рязань: Издательство РГПУ, 1995.

  2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994.

  3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань, 2000.

  4. Ильин Г.Л. Проблемы педагогики сотрудничества /Г.Л. Ильин// Управление ДОУ.-М.,2006.

  5. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл.ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2002

  6. Пульбере А. И., Мониторинг качества знаний в условиях личностноориентированного образования/ / Педагогика.- 2005

  7. Седова Л.Н., Штых И.В. Теория обучения, М.: Высшее образование, 2006

  8. Фишман Б.Е. Личность - основополагающее понятие предобразования // Педагогика.-2004

  9. Хусайнов Т.Г. Личностно-ориентированное образование в национальной школе// Педагогика.-2007

  10. Хуторский А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: пособие для учителя\ А.В.

  11. Хуторский, М.:Изд-во Владос-Пресс, 2005

  12. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе, М.: Сентябрь, 2000

  13. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000

Интернет ресурсы:

  1. http://xn--80ajjkghwcz5b2c.xn--p1ai/publ/pedagogika_sotrudnichestva_kak_faktor_povyshenija_kachestva_obrazovanija/1-1-0-10 (Статья «Педагогика сотрудничества как фактор повышения качества образования»)

  2. http://chesly.narod.ru/doklad_proekt.html (Доклад «Метод проектов»)

  3. http://nsportal.ru/vu/shkola/inostrannye-yazyki/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-na-urokakh-angliiskogo-yazyka/l-0 (Лекция «Метод проектов — технология личностно-ориентированного подхода»)

  4. http://www.kazedu.kz/referat/127020 (Реферат «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку»)

  5. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2013/06/10/obuchenie-v-sotrudnichestve-kak-sredstvo-povysheniya (Статья «Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения»)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!