СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТРИЗ — теория решения

изобретательских задач —

область знаний, исследующая механизмы

развития технических систем с целью

создания практических методов

решения изобретательских задач.

Цель ТРИЗ:

выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем.

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ»»

МАСТЕР-КЛАСС  «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ»

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ»

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ» Автор: Шагалиева М.А.

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ»

Автор: Шагалиева М.А.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Цель ТРИЗ: выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем.

ТРИЗ — теория решения

изобретательских задач —

область знаний, исследующая механизмы

развития технических систем с целью

создания практических методов

решения изобретательских задач.

Цель ТРИЗ:

выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем.

Основные функции ТРИЗ Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). Развитие качеств творческой личности.

Основные функции ТРИЗ

  • Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
  • Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
  • Развитие качеств творческой личности.
 Вспомогательные функции ТРИЗ    Решение научных и исследовательских задач.  Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем.  Объективная оценка решений.  Систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки.  Развитие творческого воображения и мышления.  Развитие творческих коллективов.

Вспомогательные функции ТРИЗ

  • Решение научных и исследовательских задач.
  • Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем.
  • Объективная оценка решений.
  • Систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки.
  • Развитие творческого воображения и мышления.
  • Развитие творческих коллективов.
  ТРИЗ  технология включает :    Метод маленьких человечков (ММЧ). Ресурсы. Метод фокальных объектов (МФО). Фантазирование. Системный оператор (надсистема и подсистема). Страна загадок. -Противоречия.

ТРИЗ  технология включает :

  • Метод маленьких человечков (ММЧ).
  • Ресурсы.
  • Метод фокальных объектов (МФО).
  • Фантазирование.
  • Системный оператор (надсистема и подсистема).
  • Страна загадок.
  • -Противоречия.
 «МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА»    Людей с такими привычками ~ 10-12%, хотя в последнее время их стало рождаться больше (15 - 20%). Они совершенно нормальные, но, как правило, не похожи на остальных. Они чаще неординарно мыслят, более эмоциональны и более уязвимы.  Среди них - Александр Македонский, Юлий Цезарь, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Рональд Рейган, Бил Клинтон, Брюсе Уиллис и многие другие известные люди. Скорее всего, такие люди есть и среди Вас. Назовите физиологическую особенность этих людей .

«МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА»

Людей с такими привычками ~ 10-12%, хотя в последнее время их стало рождаться больше (15 - 20%). Они совершенно нормальные, но, как правило, не похожи на остальных. Они чаще неординарно мыслят, более эмоциональны и более уязвимы.

Среди них - Александр Македонский, Юлий Цезарь, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Рональд Рейган, Бил Клинтон, Брюсе Уиллис и многие другие известные люди. Скорее всего, такие люди есть и среди Вас. Назовите физиологическую особенность этих людей .

ОТВЕТ: ЛЕВОРУКОСТЬ  Мозг человека был бы функционально симметричен относительно левой и правой половин, если бы эволюция не отдала в большей степени одному полушарию знаковое, а другому образное мышление.

ОТВЕТ: ЛЕВОРУКОСТЬ

Мозг человека был бы функционально симметричен относительно левой и правой половин, если бы эволюция не отдала в большей степени одному полушарию знаковое, а другому образное мышление.

 «МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА»   «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевленных, очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на земле танец- Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды. И всё живое растёт и существует»  Как вы думаете, о каком процессе идет речь? Кто эти танцоры?

«МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА»

«Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевленных, очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на земле танец- Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды. И всё живое растёт и существует»

  • Как вы думаете, о каком процессе идет речь?
  • Кто эти танцоры?
 Ответ: деление клетки. Хромосомы.

Ответ: деление клетки. Хромосомы.

ТРИЗ   Установление причинно-следственных связей Однажды к Чарльзу Дарвину обратились фермеры с вопросом, как увеличить надои молока. Великий естествоиспытатель ответил: «Разводите как можно больше кошек!» Причем здесь кошки?

ТРИЗ

Установление причинно-следственных связей

Однажды к Чарльзу Дарвину обратились фермеры с вопросом, как увеличить надои молока. Великий естествоиспытатель ответил: «Разводите как можно больше кошек!»

Причем здесь кошки?

Установление причинно-следственных связей кошки мыши шмели клевер коровы молоко

Установление причинно-следственных связей

кошки

мыши

шмели

клевер

коровы

молоко

 РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ   В задачах может быть не описано противоречие, но оно должно присутствовать в неявной форме в условии задачи. Правило формулирования противоречий: данная часть системы должна обладать свойством «А», чтобы выполнить нужную функцию, и свойством «не А», чтобы удовлетворить требованиям задачи.

РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

В задачах может быть не описано противоречие, но оно должно присутствовать в неявной форме в условии задачи. Правило формулирования противоречий:

данная часть системы должна обладать свойством «А», чтобы выполнить нужную функцию, и свойством «не А», чтобы удовлетворить требованиям задачи.

 ЗАДАЧА НА ПРОТИВОРЕЧИЕ   Большинство растений имеют корни, выполняющие функцию укрепления растения в почве и всасывания воды с минеральными веществами. Однако, встречаются растения , которые корней совсем не имеют. Как же они существуют?

ЗАДАЧА НА ПРОТИВОРЕЧИЕ

Большинство растений имеют корни, выполняющие функцию укрепления растения в почве и всасывания воды с минеральными веществами. Однако, встречаются растения , которые корней совсем не имеют. Как же они существуют?

 ЗАДАЧА НА ПРОТИВОРЕЧИЕ    Формулируем противоречие: Корни должны быть, так как они выполняют важные функции.  НО … (по условию) КОРНЕЙ НЕТ!

ЗАДАЧА НА ПРОТИВОРЕЧИЕ

Формулируем противоречие:

  • Корни должны быть, так как они выполняют важные функции.

НО … (по условию) КОРНЕЙ НЕТ!

 ПРОТИВОРЕЧИЕ    Ответ (один из вариантов): Все высшие растения (почти) имеют корни, т. е. одна часть системы обладает свойством «А». А вот низшие растения, водоросли – обитатели воды, в корне не нуждаются, так всасывают воду всем телом и не прикрепляются к субстрату, т.е. другая часть системы обладает свойством «не А».

ПРОТИВОРЕЧИЕ

Ответ (один из вариантов):

  • Все высшие растения (почти) имеют корни, т. е. одна часть системы обладает свойством «А».
  • А вот низшие растения, водоросли – обитатели воды, в корне не нуждаются, так всасывают воду всем телом и не прикрепляются к субстрату, т.е. другая часть системы обладает свойством «не А».
 НЕТРАДИЦИОННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

 НЕТРАДИЦИОННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

 НЕТРАДИЦИОННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

 Домашнее задание   В качестве домашнего задания предлагается выполнить по выбору задание 1-3, и как обязательное выступает задание №4 1. Составьте связанный рассказ, в который входили бы следующие понятия. Запишите его в тетради. Приготовьте рассказать его на уроке. Ориентировочный рефлекс, головной мозг, И.М. Сеченов, средний мозг, серое вещество, белое вещество 2. Составьте кроссворд и подписи к нему. Оформите работу на отдельном листе формата А4. Рефлекс, мозжечок, гипоталамус, нейрон, ствол, аксон, тело, дендрит 3. Составьте тест для своих одноклассников из 10 вопросов к теме “Нервная система”. Для каждого вопроса придумайте три неверных и один правильный ответ. Оформите работу на отдельном листе формата А4. 4. Составьте конспект изучения темы “Нервная система” в следующей форме: - цели изучения темы - основные понятия, термины, персоналии темы - интеллект-карта темы 5. Придумайте форму и содержание зачетной работы. Оформите задание на отдельном листе.

Домашнее задание

В качестве домашнего задания предлагается выполнить по выбору задание 1-3, и как обязательное выступает задание №4

1. Составьте связанный рассказ, в который входили бы следующие понятия. Запишите его в тетради. Приготовьте рассказать его на уроке.

Ориентировочный рефлекс, головной мозг, И.М. Сеченов, средний мозг, серое вещество, белое вещество

2. Составьте кроссворд и подписи к нему.

Оформите работу на отдельном листе формата А4.

Рефлекс, мозжечок, гипоталамус, нейрон, ствол, аксон, тело, дендрит

3. Составьте тест для своих одноклассников из 10 вопросов к теме “Нервная система”. Для каждого вопроса придумайте три неверных и один правильный ответ. Оформите работу на отдельном листе формата А4.

4. Составьте конспект изучения темы “Нервная система” в следующей форме:

- цели изучения темы

- основные понятия, термины, персоналии темы

- интеллект-карта темы

5. Придумайте форму и содержание зачетной работы. Оформите задание на отдельном листе.

 «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА»

«ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА»

 НАШЕ БУДУЩЕЕ

НАШЕ БУДУЩЕЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!