МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ»
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ»
Автор: Шагалиева М.А.
ТРИЗ — теория решения
изобретательских задач —
область знаний, исследующая механизмы
развития технических систем с целью
создания практических методов
решения изобретательских задач.
Цель ТРИЗ:
выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем.
Основные функции ТРИЗ
- Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
- Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
- Развитие качеств творческой личности.
Вспомогательные функции ТРИЗ
- Решение научных и исследовательских задач.
- Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем.
- Объективная оценка решений.
- Систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки.
- Развитие творческого воображения и мышления.
- Развитие творческих коллективов.
ТРИЗ технология включает :
- Метод маленьких человечков (ММЧ).
- Ресурсы.
- Метод фокальных объектов (МФО).
- Фантазирование.
- Системный оператор (надсистема и подсистема).
- Страна загадок.
- -Противоречия.
«МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА»
Людей с такими привычками ~ 10-12%, хотя в последнее время их стало рождаться больше (15 - 20%). Они совершенно нормальные, но, как правило, не похожи на остальных. Они чаще неординарно мыслят, более эмоциональны и более уязвимы.
Среди них - Александр Македонский, Юлий Цезарь, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Рональд Рейган, Бил Клинтон, Брюсе Уиллис и многие другие известные люди. Скорее всего, такие люди есть и среди Вас. Назовите физиологическую особенность этих людей .
ОТВЕТ: ЛЕВОРУКОСТЬ
Мозг человека был бы функционально симметричен относительно левой и правой половин, если бы эволюция не отдала в большей степени одному полушарию знаковое, а другому образное мышление.
«МЫСЛИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА»
«Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевленных, очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на земле танец- Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды. И всё живое растёт и существует»
- Как вы думаете, о каком процессе идет речь?
- Кто эти танцоры?
Ответ: деление клетки. Хромосомы.
ТРИЗ
Установление причинно-следственных связей
Однажды к Чарльзу Дарвину обратились фермеры с вопросом, как увеличить надои молока. Великий естествоиспытатель ответил: «Разводите как можно больше кошек!»
Причем здесь кошки?
Установление причинно-следственных связей
кошки
мыши
шмели
клевер
коровы
молоко
РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
В задачах может быть не описано противоречие, но оно должно присутствовать в неявной форме в условии задачи. Правило формулирования противоречий:
данная часть системы должна обладать свойством «А», чтобы выполнить нужную функцию, и свойством «не А», чтобы удовлетворить требованиям задачи.
ЗАДАЧА НА ПРОТИВОРЕЧИЕ
Большинство растений имеют корни, выполняющие функцию укрепления растения в почве и всасывания воды с минеральными веществами. Однако, встречаются растения , которые корней совсем не имеют. Как же они существуют?
ЗАДАЧА НА ПРОТИВОРЕЧИЕ
Формулируем противоречие:
- Корни должны быть, так как они выполняют важные функции.
НО … (по условию) КОРНЕЙ НЕТ!
ПРОТИВОРЕЧИЕ
Ответ (один из вариантов):
- Все высшие растения (почти) имеют корни, т. е. одна часть системы обладает свойством «А».
- А вот низшие растения, водоросли – обитатели воды, в корне не нуждаются, так всасывают воду всем телом и не прикрепляются к субстрату, т.е. другая часть системы обладает свойством «не А».
НЕТРАДИЦИОННЫЕ СОЧИНЕНИЯ
НЕТРАДИЦИОННЫЕ СОЧИНЕНИЯ
НЕТРАДИЦИОННЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Домашнее задание
В качестве домашнего задания предлагается выполнить по выбору задание 1-3, и как обязательное выступает задание №4
1. Составьте связанный рассказ, в который входили бы следующие понятия. Запишите его в тетради. Приготовьте рассказать его на уроке.
Ориентировочный рефлекс, головной мозг, И.М. Сеченов, средний мозг, серое вещество, белое вещество
2. Составьте кроссворд и подписи к нему.
Оформите работу на отдельном листе формата А4.
Рефлекс, мозжечок, гипоталамус, нейрон, ствол, аксон, тело, дендрит
3. Составьте тест для своих одноклассников из 10 вопросов к теме “Нервная система”. Для каждого вопроса придумайте три неверных и один правильный ответ. Оформите работу на отдельном листе формата А4.
4. Составьте конспект изучения темы “Нервная система” в следующей форме:
- цели изучения темы
- основные понятия, термины, персоналии темы
- интеллект-карта темы
5. Придумайте форму и содержание зачетной работы. Оформите задание на отдельном листе.
«ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА»
НАШЕ БУДУЩЕЕ