СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности с помощью социо/игровых технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описана практика применения социо/игровых технологий на уроках, доказана эффективность такого применения с помощью авторской методики Лифановой Н.В. ("Расчёт интегрального показателя уровня развития творческого потенциала школьников").

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности с помощью социо/игровых технологий»

Лифанова Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 10 г. Жигулёвска


Развитие творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности с помощью социо/игровых технологий


Что главное в профессии УЧИТЕЛЬ? Сегодня многие ищут ответ на этот вопрос, поскольку к современному образованию предъявляется много требований. Но самое главное – образование должно быть прежде всего для ученика и ради ученика. И то, как ученик чувствует себя на уроке, ради чего он приходит и с чем уходит, должно в первую очередь волновать каждого педагога.

Сегодня объёмом знаний никого не удивишь, так же, как и различными электронными продуктами для преподнесения учебного материала (видеоуроки, обучающие мультфильмы, интерактивные тесты и т.д.). Всё это находится в «шаговой доступности» любого школьника, имеющего гаджет с доступом в интернет. На первый взгляд кажется, что можно спокойно сидеть дома и поглощать информацию из просторов Сети.

В чём же тогда роль школы и учителя? Современная школа должна не просто снабжать ученика определённым багажом знаний, а воспитывать самостоятельную личность, готовую к творческому решению практических задач, для чего необходимо научить ребёнка правильно добывать и применять знания.

Поэтому в своей работе я поставила цель: развивать творческий потенциал школьников, создавая такие психолого-педагогические условия, в которых они будут учиться с увлечением и стремиться к самостоятельному получению новых знаний.

Моё педагогическое кредо вы видите на экране: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». (А. Франс)

Как же превратить обычную учебную информацию в увлекательную и интересную? Несомненно, с помощью применения педагогических технологий.

В 2016 году мной была выдвинута гипотеза: уровень развития творческого потенциала школьников повысится, если регулярно применять на уроках социо/игровые технологии.

В связи с этим я поставила перед собой ряд задач, которые вы видите на экране.

Большая часть приёмов обучения, применяемых в социо/игровых технологиях, начала складываться с середины 1970-х годов на основе развивающих упражнений детской театральной педагогики и театральной «теории действий» Петра Михайловича Ершова. Авторы социо/игровых технологий Вячеслав Михайлович Букатов и Александра Петровна Ершова с 1980 года присоединились к научно-исследовательской группе выдающегося психолога-педагога Евгения Евгеньевича Шулешко и возглавили направление, которое стало известно как «социо-игровая педагогика». В 1990-е годы В.М. Букатов, ныне доктор педагогических наук, профессор Московского психолого-социального университета, действительный член Академии педагогических и социальных наук, возглавил работу по разработке социо/игровых технологий. В тесном сотрудничестве с ним продолжает работать А.П. Ершова, кандидат педагогических наук, ныне руководитель театрально-педагогических мастерских. В разные годы свой вклад в данное направление вносили учителя-практики.

Впервые я узнала о данных технологиях на сайте Школьной Лиги Роснано (наша школа является её активной участницей) в ноябре 2016 года. Сразу возник к ним интерес, поскольку они позволяют обеспечить ученикам радость творческих открытий на уроке и учат детей взаимодействовать, общаться между собой по поводу выполнения общей учебной задачи.

Наверное, ни для кого не секрет, что вместе с современными информационными технологиями дети приобрели опыт «молчаливого» общения на расстоянии, но утратили способность к живому человеческому общению. Именно социо/игровые технология являются «интерактивными» в буквальном понимании этого слова, ведь «interaction» в переводе с английского означает «взаимодействие». Своеобразным «золотым фондом» и подручным арсеналом для конструирования интерактивных образовательных технологий во многом являются народные игры.

Определение социо/игровых технологий вы видите на экране. (Под социо/игровыми технологиями следует понимать универсальные технологии организации внимания класса и каждого ученика, способы активизации и поддержания творческой дисциплины и порядка на уроке, а также приёмы, обеспечивающие погружение в учебный материал.)

С декабря 2016 года я стала пробовать применять социо/игровые технологии на уроках окружающего мира, потому что, во-первых, образовательная программа «Школьная лига РОСНАНО» направлена на развитие современного естественнонаучного образования; во-вторых, по данному предмету многим ученикам начальной школы с большим трудом приходилось запоминать большой объём новой и разнообразной информации.

После проведения таких нескучных уроков для многих учеников стало открытием, что на урок можно захотеть прийти, что время на занятии может пройти незаметно, что учебная работа может быть такой, которая не утомляет.

В социо/игровой «режиссуре урока» есть свои «три кита»: движение, вариативность и работа в малых группах. Если на уроке одного из них в наличии не будет, то технологическая конструкция может оказаться шаткой и ненадёжной.

Двигательная активность учеников на уроке снижает психоэмоциональное и телесно-мышечное напряжение, которое возникает у многих школьников во время обучения.

Кроме того, многие дети изначально очень подвижны, гиперактивны. Необходимость всё время быть обездвиженными вызывает ухудшение состояния этих детей и сказывается на работоспособности и самочувствии их окружающих сверстников.

Доказано также наличие прямой связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста. Ребёнок, имея возможность двигаться, получает больше информации из разных источников (органов чувств), что способствует лучшему освоению материала.

Вариативность означает смену мизансцен, ролей, темпо/ритма на уроке.

Если ученики за урок будут пробовать себя в разных «ролях» и в разных «видах деятельности», переходя из одной учебной «мизансцены» в другую, то у них интерес будет сохраняться на протяжении всего урока. Они будут более собранными и активными. «Смена ролей» позволяет ученикам попробовать себя в различных ситуациях. Это не только положительно сказывается на интересе учащихся, но и развивает их, как личность.

Довольно высокий ритм занятия в первое время был не только непривычен, но даже и несколько неприятен многим ученикам. Время заканчивалось, и приходилось бросать задание, не доделав, чтобы начинать новое. Однако подобный подход, на самом деле, очень дисциплинирует. На следующих занятиях многие дети, не отвлекаясь, сразу включались в работу. Потому что хотелось успеть. Так что все посторонние разговоры сами собой сошли на нет.

Работа в малых группах очень сплачивает учеников. У них появляется возможность строить деловые отношения со своими сверстниками прямо на уроке, такие же, какие им придётся строить через несколько лет уже во взрослой жизни.

При работе в группах ученики становятся более терпимыми друг к другу, учатся помогать и принимать помощь, начинают в тех или иных ситуациях брать ответственность на себя. К тому же совместная работа помогает учащимся побороть свои страхи перед сложным заданием. Это позволяет «раскрыться» на уроке даже слабым ученикам, которые не уверены в себе.

В работе малыми группами очень важна естественность разделения. Если по командам они разбились случайным образом, то не может быть никакой обиды ни на себя, ни на учителя. В такой ситуации дети легко входят во временную и случайную группу и начинают в ней работать очень успешно.

Далее я бы хотела остановиться на одном из постулатов педагогического мастерства учителя, который вы видите на экране «Не учить!» Это, на первый взгляд, очень непривычное утверждение, но на самом деле оно вполне вписывается в те задачи, которые ставит ФГОС перед современным школьным образованием. Ведь невозможно забыть то, до чего ты додумался сам. Умение самостоятельно обучаться в течение всей жизни с каждым годом ценится всё больше и больше. А где ученикам обучаться всему этому, если не в школе и не с учителем.

Требования к проектированию урока обязывают учителей планировать урок поэтапно. В социо/игровых технологиях режиссёрская проработка учителем того или иного этапа урока превращает эти бездушные элементы дидактической конструкции в живые и уникальные.

В результате учёта всех разнообразных условий складывается режиссёрский замысел урока, включающий то, чем необходимо заниматься на предстоящем уроке. Эти представления вы можете прочитать на экране.

Учителю при подготовке к уроку желательно стремиться к тому, чтобы ученики с каждого урока уходили с определённым деловым ощущением, что они научились чему-то для них новому. Мастерство педагога заключается в том, что он умеет обеспечить именно такое ощущение и при изучении нового материала, и при повторении пройденного. При этом сами ученики, как правило, не смогут дать ответа, чем именно урок вызвал у них чувство эмоционального удовлетворения или чему новому они конкретно научились. Да и стремиться к получению от учеников словесных отчётов учителю не нужно.

Все дидактические приёмы сгруппированы в три раздела: «Игровые разминки», «Деловые игры» и «Творческие задания».

«Игровые разминки» – небольшие и достаточно простые задания, направленные на концентрацию внимания учащихся. Подобного рода упражнения позволяют учащимся активно и весело включаться в процесс новой деятельности комфортным, ненасильственным способом.

Деловые игры - это игровые задания, по ходу которых выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом, и учеников друг с другом. Нехитрые игровые правила, заимствованные из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом.

Творческие задания. Творческая активность является непременным условием игровых заданий каждого из трёх разделов дидактических приёмов. Но в названии данного раздела «творческое» упомянуто потому, что в ходе выполнения на уроке заданий, собранных в этом разделе, исполнители получают возможность создать «здесь-и-сейчас» такой эстетически привлекательный результат, который может оказаться особым стимулом для «субъектного» развития.

После проведения урока современный учитель должен сделать самоанализ урока. Однако сразу после урока учителю иногда бывает трудно отличить «неудачу» от «удачи» (особенно если ситуация была в чём-то конфликтной). Тогда он может измерить прошедший урок с помощью особых режиссёрских вопросов, которые вы видите на экране.

Что же такое творческий потенциал, о котором так много сейчас говорят? Исследованием творческого потенциала личности я начала заниматься в 2014 году, при работе над магистерской диссертацией. Анализ сущности и структуры, предложенной различными исследователями, позволил мне сделать вывод, что творческий потенциал личности является сложным интегральным показателем личностно-деятельностного развития, характеризующегося взаимосвязанным комплексом свойств, способностей и возможностей, обеспечивающих творческое саморазвитие индивида.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте выступает ведущей деятельностью, так как основные достижения ребёнка на данном этапе развития связаны с ней. Особенности учебной деятельности младших школьников помогли мне выделить структурные компоненты творческого потенциала: мотивационный, познавательно-деятельностный, креативный и интеллектуальный.

Социо/игровые технологии разнообразят любой урок, делая его более живым, более естественным. Их использование позволяет учителю развивать детей сразу в нескольких направлениях, организовывая при этом их деятельность так, чтобы они сами захотели учиться (то есть учить себя). Таким образом происходит развитие мотивационного компонента творческого потенциала школьников, поскольку они будут учиться с увлечением, с желанием узнать что-то новое, сделать для себя важное открытие.

В социо/игровых технологиях учитель смещает акценты с себя на учеников, и тогда вместо выслушивания заученных учительских фраз, ученики начинают сами говорить, сами пробовать, сами делать выводы, повышается уровень познавательно-деятельностного компонента творческого потенциала. Создание психолого-педагогических условий для развития познавательной активности и познавательного интереса, а также целенаправленная воспитательная деятельность формируют у младших школьников сознание жизненной значимости учения, которое становится устойчивой чертой творческой личности.

Применение социо/игровых технологий позволяет развивать и креативный компонент творческого потенциала, характеризующийся дивергентным мышлением и самостоятельным решением проблем творческого характера. Для младшего школьника, обучающегося по ФГОС, важно научиться не только выполнять задания по готовому алгоритму, но самое главное, находить новые способы решения, придумывать нестандартное применение известных средств и методов.

Высокий уровень интеллектуального развития способствует тому, что творчество становится на новую ступень, когда младший школьник не просто интуитивно изобретает что-то новое, а его интуиция подкреплена хорошей базой знаний и умений.

Таким образом, сущность творческого потенциала младших школьников состоит в активной жизненной позиции, творческой и интеллектуальной инициативе, стремлении к нахождению новых способов решения учебных задач.

Процесс развития творческого потенциала достаточно длительный, поэтому на одном уроке в силу ограниченности времени бывает невозможно развивать все его компоненты. Но регулярное применение на уроках социо/игровых технологий позволяет это сделать достаточно эффективно. Каждый ученик стремится открывать на занятии для себя что-то новое, проживать каждое задание с пользой, может найти для себя именно ту область, в которой он будет сегодня особо активен, личностно развиваясь по ходу урока.

Эффективность социо/игровой технологии обучения проверялась Вячеславом Михайловичем Букатовым и его коллегами во многих образовательных учреждениях на всей территории России. О результатах их поисков, проб и достижений на повседневных уроках можно узнать на сайте ОТКРЫТЫЙ УРОК: www.openlesson.ru.

Чтобы проверить эффективность в своём классе, я провела диагностику уровня развития творческого потенциала учащихся. Мной подобран пакет диагностических методик для изучения компонентов творческого потенциала и разработана методика расчёта интегрального показателя уровня развития творческого потенциала личности, которая признана научной общественностью при защите магистерской диссертации, занявшей первое место, апробирована на научно-практических конференциях и опубликована в научном журнале. В ближайшее время выйдет монография, одна глава которой посвящена данным вопросам.

Интегральный показатель был рассчитан в моём (экспериментальном) классе в декабре 2016 года и через год после регулярного проведения уроков по окружающему миру с использованием социо/игровых технологий (в декабре 2017 года), а также в параллельном (контрольном) классе, где указанные технологии не применялись.

В декабре 2016 года в экспериментальном классе высокий уровень развития творческого потенциала наблюдался у 4 учеников, средний – у 16 учеников, низкий – у 5 учеников. В контрольном классе: высокий уровень – у 7 учеников, средний – у 18, низкий – у 5 учеников. Это можно наблюдать на диаграмме.

В декабре 2017 года в экспериментальном классе высокий уровень развития творческого потенциала наблюдался у 14 учеников, средний – у 10 учеников, низкий – у 1 ученика. В контрольном классе: высокий уровень – у 9 учеников, средний – у 16, низкий – у 4 учеников. Это также можно наблюдать на диаграмме.

Как видно из представленных диаграмм, неравномерность изменений уровня развития творческого потенциала, а также различное количество учащихся в экспериментальном (25) и контрольном (30, затем 29) классах затрудняют выводы об эффективности проведённого эксперимента.

Для получения достоверных и обоснованных выводов я использовала методы математической статистики, позволяющие обобщать закономерности, полученные в результате эксперимента, а именно критерий хи-квадрат.

Полученная величина эмпирического значения хи – квадрат для экспериментального класса попала в зону значимости, а для контрольного – в зону незначимости. Иными словами, следует принять гипотезу Н1 о том, что уровни развития творческого потенциала в двух выборках статистически значимо различаются между собой.

Таким образом, объективность и достоверность полученных результатов доказана с помощью методов математической статистики, что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы. Произошедшие положительные изменения в уровнях развития творческого потенциала у учащихся экспериментального класса вызваны не случайными причинами, а являются следствием регулярного применения на уроках социо/игровых технологий.

Положительные результаты применения социо/игровых технологий позволяют использовать их в дальнейшем на уроках по другим учебным предметам.

Социо/игровые технологии могут применяться на уроках не только в начальной школе, но и в старших классах.

В заключение хотелось бы отметить, что работа по воспитанию личности ребёнка, по развитию его творческого потенциала – это постоянная каждодневная работа, достаточно трудная и кропотливая, но дающая реальные результаты.


Список использованных источников

  1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.

  2. Ахметжанова Г.В. Технология формирования творческих качеств личности в современной образовательной среде // Вестник Новгородского государственного университета. – 2015. - № 88. - С. 20-22.

  3. Букатов В., Ганькина М. Режиссура школьной повседневности - https://studfiles.net/preview/5837744/

  4. Букатов В.М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика. Дисциплина. - М.: Сфера, 2010. – 203с.

  5. Букатов В.М., Ершов П.М., Ершова А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 344с.

  6. Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения. Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии и химии. - СПб.: Школьная лига, 2013. – 240 с.

  7. Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия социо/игровых приёмов обучения на школьных уроках. Интерактивные технологии современного образования в начальных классах. - СПб.: Школьная лига, 2013. – 192 с.

  8. Камышанова Е.В. Психолого-педагогические механизмы интерактивных приёмов социо/игровой «режиссуры урока» (взгляд изнутри) Матер. вып. квалиф. (дипломной) работы. Науч. рук. проф. В.М.Букатов – Москва: 2013. – 20 с.

  9. Лифанова Н.В., Ахметжанова Г.В. Комплексная оценка уровня развития творческого потенциала младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий // Педагогический журнал. – 2016. - № 2. – С. 12-22.

  10. Сайт ОТКРЫТЫЙ УРОК: www.openlesson.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!