«Развитие универсальных учебных действий обучающихся на основе метапредметного подхода» учитель химии МОУ сош р.п.Сурское: Кузнецова Л.В.
« Если человека постоянно приучать
усваивать знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его природные
творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно».
А. Дистервег
Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Логика развития УУД строится по формуле: от действия к мысли
Универсальные Учебные Действия –
совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- Использование системно-информационного анализа, моделирования для изучения различных сторон окружающей действительности.
- Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.
- Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.
- Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.
- Получение химической информации используя различные источники
Особенности метапредметного занятия:
- Это интегрированное занятие.
- Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
- Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
- Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.
- Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Структурные элементы урока
- Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
- Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
- Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений.Коммуникация.
- Взаимопроверка и взаимоконтроль.
- Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Требования к заданиям на уроке
- Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
- Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Требование к учителю
- Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
- Добиваться от учеников аргументированных ответов.
- Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
- Чётко и точно формулировать задание.
- Способность к импровизации.
- Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
- Учитель не актёр, а режиссёр!
Нитраты
КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
,,
Какие соединения называются основаниями?
Нитрат кальция
Нитрат калия
О
Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и, связанных с ними одного или нескольких гидроксид – ионов.
Нитрат натрия
Нитрат аммония
Используют в качестве удобрений в сельском хозяйстве
,,
О
Какие соединения называются основаниями?
Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и, связанных с ними одного или нескольких гидроксид – ионов.
Нитраты
Нитрат кальция
Нитрат калия
Нитрат натрия
Нитрат аммония
Используют в качестве удобрений в сельском хозяйстве
БИНАРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие:
Дать понятие об оксидах и летучих водородных
соединениях.
Продолжить формирование умения записывать формулы оксидов по с. о. и, наоборот, определять с. о. по формуле;
Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений;
Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
- Дать понятие об оксидах и летучих водородных соединениях. Продолжить формирование умения записывать формулы оксидов по с. о. и, наоборот, определять с. о. по формуле; Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений; Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения;
Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
Воспитательные:
Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Знать определение оксидов, способы их получения, иметь представление о процессе окисления;
- Уметь составлять формулы оксидов, летучих водородных соединений, называть их;
- Уметь выделять признаки, на основании которых производится классификация оксидов и водородных соединений
ТЕМА УРОКА ?
CO , CaO , CO 2 , Na 2 O
- К какому классу соединений относятся эти вещества?
- Выделите характерные признаки
- Анализ объектов;
- Выделение признаков;
- Формирование понятия по выделенным признакам
- Учащиеся отрабатывают пройденный материал
- Совершенствуют навыки само – и взаимопроверки
Углекислый газ,
негашёная известь
Вода
- Совершенствование навыков работы с текстом учебника
- Поиск необходимой информации
- Анализ материала
РЕФЛЕКСИЯ
Отметьте символом: соответствующий, по вашему мнению, рисунок
КИСЛОТЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие:
- Сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.
- Дать представление и строении кислот, их классификации.
- Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
Развивающие:
- Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.
- Развивать познавательные умения.
- Развивать аналитическое мышление, логику.
- Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
- Развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике. Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношения к знаниям;
- Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Уметь определять принадлежность веществ к классу кислот;
- Уметь называть кислоты по их формулам;
- Знать формулы кислот;
- Уметь характеризовать свойства кислот;
- Уметь распознавать кислоты с помощью индикатора;
- Уметь выбирать формулы кислот из перечня веществ;
- Уметь классифицировать кислоты;
- Уметь применять знания по технике безопасности при работе с кислотами.
Из ряда формул: CaO Al 2 O 3 NaOH N 2 O 3 Mg ( OH ) 2 Fe ( OH ) 3 – выпишите формулы оксидов, оснований (дайте им названия). Составите формулы оксидов, соответствующих данным основаниям
Оксиды
Соответствующие основания
Основания
Оксиды
Соответствующие основания
CaO
Al 2 O 3
N 2 O 3
Основания
Ca(OH) 2
Al(OH) 3
NaOH
Mg ( OH ) 2
Fe ( OH ) 3
Кислоты
HF , HCl , HBr , HI , H 2 S , H 2 SO 3 , H 2 SO 4, HNO 3, HNO 2, H 3 PO 4, H 2 CO 3, H 2 SiO 3
Вам необходимо исследовать этот список по следующему плану:
- Цель исследования
- План работы
- Факты об объекте
- Возникшие вопросы
- Версии ответов
HF , HCl , HBr , HI , H 2 S , H 2 SO 3 , H 2 SO 4, HNO 3, HNO 2, H 3 PO 4, H 2 CO 3, H 2 SiO 3
На основе своих наблюдений дополните следующие схемы:
1. Наличие каких атомов характерно для всех кислот?
2. Количество Н в кислоте (основность):
- одноосновные ( пример )
- двухосновные ( пример )
- …… . ( пример )
3. ……… :
- Бескислородные ( пример)
- Кислородсодержащие ( пример )
Растворимы ли в воде HCl и H 2 SO 3 ?
Р
А
С
Т
В
О в воде }
Р
И
М
О
С
Т
Ь
H Cl
С l
Н
2
H 2 SO 3
H
2
SO 3
С l
простой ион
кислотные
остатки
2
SO 3
сложный ион
Соответствие оксида кислоте
+4
- 2
+ 1
Н 2 СО 3
Соответствует оксид
- 2
+4
СО
2
Какой оксид соответствует серной кислоте – H 2 SO 4
+1
-2
+6
H 2 SO 4
-2
+6
SO
3
Кислоты –
это сложные вещества,
молекулы которых состоят из
атомов водорода
и кислотных остатков
Попробуйте назвать кислоты, исходя из состава
H F - фтороводородная
H Cl - ?
H Br - ?
H I - ?
H 2 S - ?
H 2 SO 4 - серная
H 2 SO 3 - сернистая
Н NO 3 - ?
H NO 2 - ?
H 3 PO 4 - ?
H 2 CO 3 - ?
H 2 SiO 3 - ?
Неустойчивые кислоты
+4
+4
H 2 CO 3
СО 2
Н 2 О
+
+4
H 2 SO 3
?
Н 2 О
+
+4
SO 2
H 2 SO 4
«!» - я это знал
«+» - это для меня новое
«-» - это противоречит моим знаниям
«?» - об этом я хочу узнать побольше
Техника безопасности
- Запрещается ходить во время урока, загромождать проходы портфелями;
- Будьте внимательны при работе с химическими реактивами, растворы кислот - едкие вещества, обугливают кожу, ткани, древесину, осторожно!, нейтрализовать раствором соды, смыть водой!;
- Запрещается пробовать вещества на вкус;
- Запрещается смешивать вещества без разрешения учителя;
- После окончания работы приведите рабочее место в порядок.
Действие индикатора в кислотной среде
Название индикатора
Окраска в кислой среде
Лакмус
Красная
Метиловый оранжевый
Красно-розовая
Фенолфталеин
Бесцветная
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться - цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие ...
Я растворчик изучал.
Лакмус в нём синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нём ...
Кислота тепла боится,
быстро в воду
превратится.
Своей работой на уроке я…
Доволен
Не совсем доволен
Не доволен, потому что ….
Лесенка успеха
Могу характеризовать свойства кислот
Понятно строение и классификация кислот
Имею общее представление о кислотах
Домашнее задание
- § 20
- Упражнение 3
- Выучить формулы кислот
- Составить презентацию «Применение кислот»
Реакции разложения малахит оксид меди + углекислый газ + вода
Предложите ваши варианты определения «реакции разложения»
Получение кислорода из пероксида водорода
Ход выполнения
1
Наблюдение
Налить в пробирку пероксид водорода;
Нагреть, не доводя до кипения;
Внести тлеющую лучинку.
Ход выполнения
2
Наблюдение
Налить в химический стакан на 1/3 пероксида водорода;
Аккуратно всыпать немного порошка оксида марганца ( IV );
Внести в верхнюю часть стакана тлеющую лучинку
Вывод
Выполнить упражнения:
- Учебник стр. 29, упр. 1 (а,в);
- Запишите уравнение реакции разложения нитрата калия, если в результате образуется нитрит калия и кислород
Упражнение 1
а ) 2 Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3 H 2 O
в) 4 HNO 3 → 2 H 2 O + 4 NO 2 + O 2
Упражнение 2
2 KNO 3 → 2KNO 2 + O 2
Реакции соединения
горение магния (магний + кислород = оксид магния)
Предложите ваши варианты определения «реакции соединения»
Закончите уравнение реакций, схемы которых:
Fe + H 2 O + O 2 → Fe(OH) 3
Fe + Cl 2 → FeCl 3
4 Fe + 6 H 2 O + 3 O 2 → 4 Fe(OH) 3
2 Fe + 3 Cl 2 → 2 FeCl 3
Смоделируйте схемы:
Реакция разложения
Реакция соединения
Цепочка превращений
О 2
Н 2 О
Р → Р 2 О 5 → Н 3 РО 4
Запишите уравнения реакции соединения, протекающих согласно схеме:
Li → Li 2 O →LiOH
О 2
S → SO 2 → SO 3 → H 2 SO 4
О 2
Н 2 О
Li → Li 2 O →LiOH
4Li + 2O 2 → 2Li 2 O Li 2 O + H 2 O → 2LiOH
О 2
О 2
Н 2 О
S → SO 2 → SO 3 → H 2 SO 4
S + O 2 → SO 2
2SO 2 + O 2 → 2SO 3
SO 3 + H 2 O → H 2 SO 4
Формула успеха: Увлеченность + видение + действие = успеху
- Если у тебя есть увлеченность плюс видение, но нет действия –
Ты – пустой мечтатель
- Если у тебя есть видение плюс действие, но нет увлеченности –
Ты – посредственность
- Если у тебя есть увлеченность плюс действие, но нет правильного видения –
Ты достигнешь цели, но поймешь, что она ошибочна