Развитие универсальных учебных действий при изучении биологии с использованием ТРИЗ – технологии в рамках реализации ФГОС
Капустина Ольга Витальевна
Учитель биологии
МБОУ «СОШ № 12»
Особенностью стандартов нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода как обучение методологии ФГОС. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Я работаю первый год по Стандартам второго поколения, прошла курсы повышения квалификации, познакомилась с методологией ФГОС и начались творческие поиски подбора методов и приёмов обучения для реализации системно-деятельностного подхода. Изучая технологии проблемного, проектного обучения, частично-поискового обучения, поняла, что не на всех уроках можно использовать эти технологии. Они не всегда подчиняются структуре урока в системно-деятельностном подходе.
Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход, что и является одним из требований реализации ФГОС. Кроме этого эта технология может стать одним из средств формирования универсальных учебных действий.
Изучая приёмы ТРИЗ -технологии познакомилась с опытом работы Бояркиной Валентины Ивановны –преподавателем ТРИЗ г . Усть-Илимска(http://triz-v-shkole.ru/?Glavnaya)
В своей деятельности теперь использую приёмы, многие из которых переработала для использования в своих классах.
Для начала урока использую «Нестандартный вход в урок» Прием ТРИЗ , направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Я начинаю урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. На уроке по теме « Деление клетки» в 5-х классах начинаю говорить неправильно, многие дети улыбаются, многие замечают новые слова, многие не понимают вопросов. Возникает вопрос, который дети формулируют сами .
Приём “Необъявленная тема
- Приём ТРИЗ , направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
- Я записываю на доске слово «Тема» ,
- - Ребята, здесь «?» , и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока.
- Данный вопрос записывает в уголке классной доски.
- - Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…
Приём “Отсроченная отгадка”
Приём ТРИЗ , направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
- Формирует :
- • умение анализировать и сопоставлять факты;
- • умение определять противоречие;
- • умение находить решение имеющимися ресурсами.
- 1 вариант приема. В начале урока я задаю загадку (удивительный факт), отгадка к которой ключик для понимания будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
- 2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
- По теме «Земноводные» предлагаю отгадать загадку:
Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел.
Приём технологии ТРИЗ : способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия :
• умение связывать разрозненные факты в единую картину;
• умение систематизировать уже имеющуюся информацию ;
• умение слушать и слышать друг друга.
Я загадываю нечто (число, предмет, действие предмета и др.) . Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами : "да", "нет", "и да и нет".
Приём «Да-нет»
Приём «Маша-растеряша»
Приём ТРИЗ , способствующий накоплению информации о разных способах решения проблем.
Ученик, играющий роль Маши-растеряши, задает функцию, которую требуется выполнить («Ой – что с тобой? – Потеряла (называет объект) – Как мне теперь выполнить (называет функцию?») Другие дети предлагают ресурсы, которые могут служить инструментами для получения требуемого результата и, при необходимости, – способы их преобразования. Тот, кто предложил подходящий ресурс, сам становится ведущим (роль Маши-растеряши переходит к нему) .
Приём “Морфологический ящик
Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении биологических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна , может быть использована на различных предметах.
ТРИЗ -технология позволяет развивать внимание, память, логическое мышление; познавательную активность; вызывает интерес к урокам биологии; развивает сообразительность, находчивость, умение преодолевать препятствия; создаёт условия для развития креативности.
ТРИЗ -педагогика позволяет эффективно строить работу по формированию УУД . Именно эта функция технологии является основополагающей для использования в деятельности учителя при реализации системно-деятельностного подхода в обучении в свете ФГОС второго поколения.