СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие универсальных учебных действий при изучении биологии с использованием ТРИЗ – технологии в рамках реализации ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенностья стандартов нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода как обучение методологии ФГОС. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработки стандартов образования является то, что цели общего  образования представляются в виде системы ключевых задач,отражающих направление формирование качеств личности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие универсальных учебных действий при изучении биологии с использованием ТРИЗ – технологии в рамках реализации ФГОС»

               Развитие универсальных учебных действий при изучении биологии с использованием ТРИЗ – технологии в рамках реализации ФГОС   Капустина Ольга Витальевна Учитель биологии МБОУ «СОШ № 12»

Развитие универсальных учебных действий при изучении биологии с использованием ТРИЗ – технологии в рамках реализации ФГОС

Капустина Ольга Витальевна

Учитель биологии

МБОУ «СОШ № 12»

Особенностью стандартов нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода как обучение методологии ФГОС. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности.   Я работаю первый год по Стандартам второго поколения, прошла курсы повышения квалификации, познакомилась с методологией ФГОС и начались творческие поиски подбора методов и приёмов обучения для реализации системно-деятельностного подхода. Изучая технологии проблемного, проектного обучения, частично-поискового обучения, поняла, что не на всех уроках можно использовать эти технологии. Они не всегда подчиняются структуре урока в системно-деятельностном подходе.

Особенностью стандартов нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода как обучение методологии ФГОС. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности.  Я работаю первый год по Стандартам второго поколения, прошла курсы повышения квалификации, познакомилась с методологией ФГОС и начались творческие поиски подбора методов и приёмов обучения для реализации системно-деятельностного подхода. Изучая технологии проблемного, проектного обучения, частично-поискового обучения, поняла, что не на всех уроках можно использовать эти технологии. Они не всегда подчиняются структуре урока в системно-деятельностном подходе.

Основа  ТРИЗ  – это функционально-системный подход, что и является одним из требований реализации ФГОС. Кроме этого эта технология может стать одним из средств формирования универсальных учебных действий. Изучая приёмы  ТРИЗ -технологии познакомилась с опытом работы Бояркиной Валентины Ивановны –преподавателем  ТРИЗ г . Усть-Илимска(http://triz-v-shkole.ru/?Glavnaya) В своей деятельности теперь использую приёмы, многие из которых переработала для использования в своих классах.

Основа  ТРИЗ  – это функционально-системный подход, что и является одним из требований реализации ФГОС. Кроме этого эта технология может стать одним из средств формирования универсальных учебных действий.

Изучая приёмы  ТРИЗ -технологии познакомилась с опытом работы Бояркиной Валентины Ивановны –преподавателем  ТРИЗ г . Усть-Илимска(http://triz-v-shkole.ru/?Glavnaya)

В своей деятельности теперь использую приёмы, многие из которых переработала для использования в своих классах.

Для начала урока использую  «Нестандартный вход в урок»  Прием ТРИЗ , направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.  Я начинаю урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.  На уроке по теме  « Деление клетки» в 5-х классах  начинаю говорить неправильно, многие дети улыбаются, многие замечают новые слова, многие не понимают вопросов. Возникает вопрос, который дети  формулируют сами .

Для начала урока использую  «Нестандартный вход в урок» Прием ТРИЗ , направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Я начинаю урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. На уроке по теме  « Деление клетки» в 5-х классах начинаю говорить неправильно, многие дети улыбаются, многие замечают новые слова, многие не понимают вопросов. Возникает вопрос, который дети  формулируют сами .

Приём “Необъявленная тема Приём ТРИЗ , направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами. Я записываю на доске слово  «Тема» , - Ребята, здесь  «?» , и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока. Данный вопрос записывает в уголке классной доски. - Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…

Приём “Необъявленная тема

  • Приём ТРИЗ , направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
  • Я записываю на доске слово  «Тема» ,
  • - Ребята, здесь  «?» , и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока.
  • Данный вопрос записывает в уголке классной доски.
  • - Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…
Приём “Отсроченная отгадка”  Приём ТРИЗ , направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует : • умение анализировать и сопоставлять факты; • умение определять противоречие; • умение находить решение имеющимися ресурсами. 1 вариант приема. В начале урока я задаю загадку (удивительный факт), отгадка к которой  ключик для понимания  будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема. Загадку  (удивительный факт)  дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. По теме  «Земноводные»  предлагаю отгадать загадку:  Шелестя, шурша травой,   Проползает кнут живой.   Вот он встал и зашипел:   Подходи, кто очень смел.

Приём “Отсроченная отгадка”

Приём ТРИЗ , направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

  • Формирует :
  • • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • • умение определять противоречие;
  • • умение находить решение имеющимися ресурсами.
  • 1 вариант приема. В начале урока я задаю загадку (удивительный факт), отгадка к которой  ключик для понимания  будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
  • 2 вариант приема. Загадку  (удивительный факт)  дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
  • По теме  «Земноводные»  предлагаю отгадать загадку:

Шелестя, шурша травой,  Проползает кнут живой.  Вот он встал и зашипел:  Подходи, кто очень смел.

     Приём технологии ТРИЗ : способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.  Формирует следующие универсальные учебные действия : • умение связывать разрозненные факты в единую картину; • умение систематизировать уже имеющуюся  информацию ; • умение слушать и слышать друг друга. Я загадываю нечто  (число, предмет, действие предмета и др.) . Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только  словами :

Приём технологии ТРИЗ : способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.  Формирует следующие универсальные учебные действия :

• умение связывать разрозненные факты в единую картину;

• умение систематизировать уже имеющуюся  информацию ;

• умение слушать и слышать друг друга.

Я загадываю нечто  (число, предмет, действие предмета и др.) . Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только  словами : "да", "нет", "и да и нет".

Приём «Да-нет»

Приём «Маша-растеряша» Приём ТРИЗ , способствующий накоплению  информации  о разных способах решения проблем. Ученик, играющий роль Маши-растеряши, задает функцию, которую требуется выполнить («Ой – что с тобой? – Потеряла  (называет объект)  – Как мне теперь выполнить (называет функцию?») Другие дети предлагают ресурсы, которые могут служить инструментами для получения требуемого результата и, при необходимости, – способы их преобразования. Тот, кто предложил подходящий ресурс, сам становится ведущим  (роль Маши-растеряши переходит к нему) .

Приём «Маша-растеряша»

Приём ТРИЗ , способствующий накоплению  информации  о разных способах решения проблем.

Ученик, играющий роль Маши-растеряши, задает функцию, которую требуется выполнить («Ой – что с тобой? – Потеряла  (называет объект)  – Как мне теперь выполнить (называет функцию?») Другие дети предлагают ресурсы, которые могут служить инструментами для получения требуемого результата и, при необходимости, – способы их преобразования. Тот, кто предложил подходящий ресурс, сам становится ведущим  (роль Маши-растеряши переходит к нему) .

Приём “Морфологический ящик  Прием используется для создания  информационной  копилки и последующего построения определений при изучении биологических понятий. Модель служит для сбора и анализа  информации  по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка  универсальна , может быть использована на различных предметах.

Приём “Морфологический ящик

Прием используется для создания  информационной  копилки и последующего построения определений при изучении биологических понятий. Модель служит для сбора и анализа  информации  по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка  универсальна , может быть использована на различных предметах.

ТРИЗ -технология позволяет развивать внимание, память, логическое мышление; познавательную активность; вызывает интерес к урокам биологии; развивает сообразительность, находчивость, умение преодолевать препятствия; создаёт условия для развития креативности.  ТРИЗ -педагогика позволяет эффективно строить работу по  формированию УУД . Именно эта функция технологии является основополагающей для использования в деятельности учителя при реализации системно-деятельностного подхода в обучении в свете ФГОС второго поколения.

ТРИЗ -технология позволяет развивать внимание, память, логическое мышление; познавательную активность; вызывает интерес к урокам биологии; развивает сообразительность, находчивость, умение преодолевать препятствия; создаёт условия для развития креативности.

ТРИЗ -педагогика позволяет эффективно строить работу по  формированию УУД . Именно эта функция технологии является основополагающей для использования в деятельности учителя при реализации системно-деятельностного подхода в обучении в свете ФГОС второго поколения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!