СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развиваем речь играя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей «Развиваем речь играя».

Просмотр содержимого документа
««Развиваем речь играя»»

Развиаем речь играя

Словарь детей 5-6 лет активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. К концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы. Грамматический строй речи становится более правильным. Дети достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).

Звуковая культура речи детей 5-6 лет

Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:

- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;

- усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;

- выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок);- овладеть делением слова на слоги.Речевое дыхание продолжает формироваться с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.

Звукопроизношение. Некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жуззит). Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов.

Связная речь детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника!

!!! Отклонения в речевом развитии ребёнка 5 – 6 лет

Вас должно насторожить, если:

Ребенка не всегда могут понять посторонние люди, т.к. он говорит невнятно;

Словарный запас очень мал;

Фразы, используемые в речи, короткие и неполные, состоят из существительных и глаголов;

Ребенок не может составить рассказ по картине;

Неправильно произносится или совсем не произносится большое количество звуков.

Что делать?

1.Развиваем артикуляционный аппарат ребенка (мышцы челюсти и языка - для этого есть «Артикуляционная гимнастика» с доступными для ребенка упражнениями.

2.Развиваем речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыки – чаще пойте со своим ребенком!

3.Развиваем связную речь. Для этого необходимо расширять словарный запас (включать в обиход эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы), развивать умение точно и логично пересказывать сюжет, формировать грамотную речь).

В этом вам помогут следующие игры и упражнения:

1. «Как назвать по-другому» (на подбор синонимов). Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.

2.«Скажи наоборот» (подбираем антонимы). Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).

3.Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный).

4.«Угадай-ка» (вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»

5.«Один - много» (упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов).

6.Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».

7. «Закончи фразу» - придумать окончание предложения.

8. «Узнай предмет по описанию»

7.Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.

Дети с огромным удовольствием играют в различные словесные игры:

«Испорченный телефон»

«Весёлый счет» (закрепление правильного употребления множественного числа существительных).

«Назови ласково» (расширение словаря, закрепление правильного употребления слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

Арбуз – арбузик, стол – столик и т.д.

«Кто – откуда и куда?» (расширение словаря, закрепление правильного употребления различных предлогов), идя по дороге домой, взрослый может задавать ребенку разные вопросы, используя в вопросах различные предлоги.

Откуда вышел мальчик? (мальчик вышел из дома)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!