Развиаем речь играя
Словарь детей 5-6 лет активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. К концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы. Грамматический строй речи становится более правильным. Дети достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).
Звуковая культура речи детей 5-6 лет
Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:
- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;
- усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;
- выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок);- овладеть делением слова на слоги.Речевое дыхание продолжает формироваться с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.
Звукопроизношение. Некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жуззит). Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов.
Связная речь детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника!
!!! Отклонения в речевом развитии ребёнка 5 – 6 лет
Вас должно насторожить, если:
Ребенка не всегда могут понять посторонние люди, т.к. он говорит невнятно;
Словарный запас очень мал;
Фразы, используемые в речи, короткие и неполные, состоят из существительных и глаголов;
Ребенок не может составить рассказ по картине;
Неправильно произносится или совсем не произносится большое количество звуков.
Что делать?
1.Развиваем артикуляционный аппарат ребенка (мышцы челюсти и языка - для этого есть «Артикуляционная гимнастика» с доступными для ребенка упражнениями.
2.Развиваем речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыки – чаще пойте со своим ребенком!
3.Развиваем связную речь. Для этого необходимо расширять словарный запас (включать в обиход эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы), развивать умение точно и логично пересказывать сюжет, формировать грамотную речь).
В этом вам помогут следующие игры и упражнения:
1. «Как назвать по-другому» (на подбор синонимов). Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
2.«Скажи наоборот» (подбираем антонимы). Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).
3.Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный).
4.«Угадай-ка» (вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»
5.«Один - много» (упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов).
6.Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».
7. «Закончи фразу» - придумать окончание предложения.
8. «Узнай предмет по описанию»
7.Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.
Дети с огромным удовольствием играют в различные словесные игры:
«Испорченный телефон»
«Весёлый счет» (закрепление правильного употребления множественного числа существительных).
«Назови ласково» (расширение словаря, закрепление правильного употребления слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом)
Арбуз – арбузик, стол – столик и т.д.
«Кто – откуда и куда?» (расширение словаря, закрепление правильного употребления различных предлогов), идя по дороге домой, взрослый может задавать ребенку разные вопросы, используя в вопросах различные предлоги.
Откуда вышел мальчик? (мальчик вышел из дома)