СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивая и приумножая научные традиции

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развивая и приумножая научные традиции»


Развивая и приумножая научные традиции: к 85-летию кафедры русского языка и общего языкознания Бурятского государственного университета


В октябре 2017 г. славный коллектив кафедры русского языка и общего языкознания принимает поздравления в связи с 85-летием со дня образования. За эти годы пройден значительный путь, остались позади трудности становления, спокойные советские годы и трудные постсоветские.

Особую благодарность и признательность выражаем старшему поколению преподавателей, ветеранам университета за их неоценимый вклад в становление и развитие филологической науки. Они дали заряд энергии и любви к избранной профессии, привили любовь к русскому слову, научили нести добро людям.

Кафедра русского языка существует с первого дня открытия Бурятского педагогического института Д. Банзарова. Первым заведующим с 1932 по 1943 год был доцент Василий Дмитриевич Кудрявцев, который руководил кафедрой и являлся проректора БГПИ. Ему принадлежат первые исследования по проблемам преподавания русского языка в бурятской школе, многочисленные методические пособия, школьные программы и учебники по русскому языку. В 1957 году им защищена докторская диссертация и вскоре присвоено звание профессора (уже в Иркутском педагогическом институте). Так, в 1935 вышло методическое пособие В.Д. Кудрявцева «Преподавание русского языка в начальной бурятской школе», в котором автор подробно анализирует ошибки учащихся, определяет пути их устранения, объем и содержание программы по русскому языку, развивает идею о необходимости учета особенностей родного языка. В его работах, в частности в монографиях «Очерки по методике русского языка в 5-7 классах» (1948) и «Преподавание русского языка в 5-8 классах (1965) отражен опыт учителей средних классов по методике обучения русскому языку, содержатся теоретические и практические разработки вопросов преподавания русского языка в национальной школе с опорой на достижения бурятской лингвистике того времени.

В дальнейшем научные интересы кафедры были широки и многообразны. На начальном этапе основным направлением кафедры явилось развитие педагогической науки в регионе, в частности теории и практики обучения школьников в условиях двуязычия. Преподавателями активно изучаются проблемы формирования речевой деятельности учащихся и студентов, разрабатывается методическая система. Ж.С. Сажиновым, М. Н. Мангадаевым, И.В. Баранниковым опубликованы новые учебники, научные труды, посвященные различным вопросам преподавания школьного и вузовского курсов русского языка, вопросам обучения орфографии и грамматики, истории и этнографии бурятского народа. Именно в это время вышла монография проф. Ж.С. Сажинова «Сопоставительная грамматика русского и бурятского языков. Морфология» (1984), которая стала методологической основой всех последующих трудов по сопоставительной грамматике в Республике Бурятия. По программам, учебникам и другим пособиям по русскому языку, подготовленным преподавателями кафедры школы РБ работали в течение многих десятилетий. В последующие годы методическое направление научной деятельности кафедры достойно представляли доктор педагогических наук, профессор С.М. Бабушкин («Прогнозирование и исправление ошибок в беспредложном управлении имен существительных в русской речи учащихся-бурят», 1980; «История формирования и развития бурятско-русского двуязычия у учащихся средней школы», 1994), кандидаты педагогических наук, доценты Т.Ф. Долбеева («Роль изложений в обогащении речи учащихся глагольной лексикой», 1988), Л.Л. Маркова («Роль ознакомления учащихся 4-5 классов со словообразовательным значением для обогащения их словарного запаса», 1985), Судоплатова Г.А. («Методика изучения экспрессивных синтаксических конструкций в 5-8 классах (на примере однородных членов предложения, 1990). Методисты кафедры внесли большой вклад в разработку технологий аттестации учителей русского языка и литературы РБ, экспертизы качества преподавания, заложили основы развития исследовательской деятельности учащихся РБ на основе организации и проведения конференции «Шаг в будущее».

Научная деятельность кафедры прочно связана с важнейшей областью современной лингвистики - теорией текста. В языкознании Бурятии данное направление представлено работами профессора О.А. Нечаевой, доктора филологических наук, заслуженного деятеля науки РБ, заслуженного учителя школы РФ, отличника просвещения РФ, Почетного гражданина РБ, заведовавшего кафедрой русского языка в течение 15 лет, и ее учеников. В монографии «Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)» (1974) О.А. Нечаева установила логико-смысловые и структурно-функциональные типы речи, стабильные языковые формы синтаксических единств, глубинные структурно-семантические текстообразующие константы. О.А. Нечаева создала свою научную школу, дальнейшую разработку основные теоретические положения получили в исследованиях ее учеников, часть из которых ныне ведущие доценты кафедры: в 1988 г. Л.Н. Омельченко защитила кандидатскую диссертацию «Функционирование неполных двусоставных предложений с незамещенной позицией подлежащего в повествовании и описании», в 1988 - М.В. Бохиева по теме «Функционирование безличных предложений в описательном типе речи», в 1999 г. - И.Ю. Хандархаева «Функционирование глаголов прошедшего времени совершенного вида в перфектном и аористическом употреблении в темпоральных типах речи (описание, повествование)», в 2003 - Е.В. Зырянова «Прагматический аспект роли говорящего в функционально-смысловых типах речи «описание» и «повествование», в 2001 - О.В. Панова «Рассуждение как тип речи в прагматическом аспекте (аргументация и объяснение), в 2002 - Ж.В. Николаева «Структурно-семантические разновидности описательного типа речи по характеру протекания ситуации (бытийно-статальные, бытийно-процессуальные, характеризующие)», в 2005 - Т.И. Мисайлова «Дейксис как актуализация компонентов речевой ситуации и денотативного содержания в повествовательном и описательном художественном текстах». Представителями научной школы выявлены структура типов речи, специфика их контаминации, основные логические модели, текстообразующие средства, что позволяет говорить о значительном вкладе в разработку проблем порождения и функционирования текста. Основные результаты исследования проблем текста как функционально-стилевой категории в структурно-семантическом, коммуникативном и дидактическом аспектах были представлены на Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию проф. О.А. Нечаевой (23-24 апреля 2004 г.), нашли отражение в коллективной монографии «Лингвистика текста: констатирующие тексты типа «описание » и «повествование» (2011), были внедрены в практику преподавания специальных дисциплин и курсов по выбору Под руководством доктора филологических наук, профессора В.М. Хамагановой защитили кандидатские диссертации Русакова Н.В. «Темпоральные (лексические) и референциальные свойства текста типа «описание» (2006), Варфоломеева Ю.Н. «Семантика глагольных предикатов как свойство структурно-семантической модели текста типа «описание» (2008), Смирнова С.И. «Реализация иронии в констатирующих текстах «описание» и повествование» (2014). В рамках данного направления защищены две докторские диссертации: О.А. Нечаевой «Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)», 1975), В.М. Хамагановой «Структурно-семантическая и лексическая модель текста типа «описание» (проблемы семиотики и онтологии)» (2002).

Традиционно устойчив интерес членов кафедры к сравнительно-сопоставительным и типологическим исследованиям разноструктурных языков, позволяющим увидеть в национальном языке специфические черты, скрытые при внутреннем рассмотрении. Основные положения сопоставительного изучения языков успешно разрабатываются докторами наук: В.И. Золхоевым и И.Д. Бухаевой, рассматривавшими звуковую природу и организацию бурятского и русского слова, С.М. Бабушкиным, занимающимся изучением бурятско-русского двуязычия в историческом, дидактическом и лингвистическом аспектах, В.М. Егодуровой, в теоретически развитой форме представившей типологию глагола в русском и бурятском языках, Е.А. Бардамовой, предметом исследования которой являются пространственные и временные идеи в когнитивном и лингвокультурологическом аспектах, Д.Ш. Харанутовой, описавшей основную специфику деривационных процессов в разноструктурных языках. Многостороннюю проверку и обсуждение представлений об устройстве языка, проблем закономерностей в развитии и функционировании разноструктурных языков, многообразия форм и способов отражения мира человеческим сознанием нашли на международной научной конференции «Актуальные проблемы функционирования и развития языков в условиях контактирования» (2012), региональной конференции «Актуальные проблемы языкознания и методики преподавания языков» (2013), всероссийской (с международным участием) научной конференции «Актуальные проблемы синхронии и диахронии разноструктурных языков» (2013). В рамках данного направления защищено 7 кандидатских и 5 докторских диссертаций, так В.И. Золхоев защитил докторскую диссертацию по теме «Проблемы фонологии и морфонологии агглютинативных языков» (1987), Бухаева И.Д. в 1987 «Речевая сегментация в бурятском языке», С.М. Бабушкин в 1994 г. - «История формирования и развития бурятско-русского двуязычия у учащихся средней школы», В.М. Егодурова в 2002 – «Глагол в бурятском языке», Д.Ш. Харанутова в 2012 – «Бурятское словообразование: структурно-семантический аспект».

Для решения целей и задач другого научного направления проводится тщательное и квалифицированное исследование регионального варианта русского языка в синхроническом и диахроническом аспектах. Результаты изучения и дешифровки памятников Забайкальской деловой письменности были опубликованы в монографии «Памятники забайкальской деловой письменности XVIII в.» (А.П.Майоров, С.В.Русанова, 2005); «Очерки лексики региональной деловой письменности XVIII в.» (А.П.Майоров, 2006,), «Словаре русского языка XVIII в.: Восточная Сибирь. Забайкалье» (А.П. Майоров, 2011,.). Разработка принципов исследования языка памятников деловой письменности Забайкалья нашло логическое завершение в написании и защите докторской диссертации А.П. Майоровым в Институте русского языка им. В.В. Виноградова по теме «Региональный узус деловой письменности 18 в 2006 г. В 1999 г. в издательстве СО РАН был издан «Словарь говоров старообрядцев Забайкалья», в основу которого были положены материалы ежегодных диалектологических экспедиций Бурятского госуниверситета. Историко-культурная и научная ценность словаря, составителями которого выступили А.П. Майоров, Т.Б. Юмсунова, Н.А. Дарбанова, М.Б. Матанцева, И.Ж.Степанова (опубликован в Издательстве СО РАН, г. Новосибирск), состоит в выявлении уникальных и забытых пластов русской лексики, результатов ее трансформации в процессе 250-летнего межъязыкового и междиалектного контактирования. Благодаря неутомимому кропотливому труду наших диалектологов Е.И. Тынтуевой, Т.Б. Юмсуновой, Н.А. Дарбановой, Э.Д. Эрдынеевой, М.Б. Матанцевой самобытный говор старообрядцев Забайкалья получил детальное лексикографическое описание. В настоящий момент осуществляется широкий сбор образцов разговорной речи представителей разных социальных групп, очевидна актуальность прикладного и культурно-просветительского характера заявленного исследования. В рамках третьего научного направления защищены 2 докторские и 2 кандидатские диссертации; в 2013 г. была организована и проведена всероссийская (с международным участием) научная конференция «Региональные варианты национального языка»; работа в этом направлении неоднократно поддерживалась грантами РГНФ (в 2004-2005, 2007-2008 и 2011 гг.). Актуальность научных разработок в данном направлении обеспечила активное настоящее и дальнейшее перспективное сотрудничество с Институтом русского языка им.В.В.Виноградова РАН (Москва), Институтом лингвистически исследований (Санкт-Петербург), Институтом славистики Венского университета (Вена, Австрия). Кроме того, благодаря известности разработки данного научного направления, в БГУ поддерживаются интенсивные научные связи в области лингвистического источниковедения и истории русского языка с учеными Читы, Благовещенска, Хабаровска, Красноярска, Кемерово, Барнаула, Омска, Тобольска, Тюмени, Челябинска, Екатеринбурга и др.

С 2014 г. при кафедре русского языка и общего языкознания под руководством д.ф.н. А.П.Майорова создана Лаборатория эколингвистики (в настоящий момент лабораторией руководит д.ф.н Д.Ш. Харанутова), деятельность которой осуществляется с целью историко-лингвистическое исследования современного забайкальского региолекта и его современного состояния; описания языковой картины мира Байкальского региона; прикладных разработок; культурно-просветительской деятельности.

В 1991 году при кафедре плодотворно функционирует аспирантура по направлению подготовки 45.06.01 Русский язык, Теория языка.

На базе ФГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» создан и функционирует диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 10.02.01 Русский язык, 10.02.19 Теория языка.

Члены кафедры ведут активную просветительскую работу. Были разработаны и представлены в Правительство предложения по сохранению норм русского литературного языка, повышению речевой культуры в Программе развития русского языка в РБ на 2014-2020 гг. С целью повышения профессиональной компетенции и популяризации достижений лингвистической науки были организованы межвузовские методологические семинары для студентов, преподавателей-филологов и учителей русского языка и литературы средних образовательных учреждений РБ с участием ведущих лингвистов России: В.И. Беликова, М.А. Кронгауза, Б.Ю. Нормана, Г.Е. Крейдлина, Б.И. Осипова, А.В. Кравченко, А.Д. Шмелева и др.

Традиционно члены кафедры активно сотрудничает с органами образования. Следует отметить в этом отношении работу доцентов кафедры Т.Ф.Долбеевой, Л.Л.Марковой, А.Д. Болсохоевой, Г.А.Судоплатовой, И.М. Степановой и проф. С.М. Бабушкина, И.Д. Бухаевой, Д.Ш. Харанутовой, Е.А. Бардамовой, организаторов лекций для учителей, курсов повышений квалификации, курсов профессиональной переподготовки, участников методических семинаров, республиканских олимпиад школьников.

Сегодня, в эпоху кардинальных перемен и внедрения новых образовательных стандартов, обучение и повышение профессиональной компетенции выпускников имеют первостепенное значение и выходят на качественно новый уровень. Коллектив кафедры, понимая значимость все более возрастающих требований к подготовке филологов, активно стремится совершенствовать учебный процесс, внедрять современные обучающие технологии и предлагать новые учебные программы бакалавриата и магистратуры. Отечественное отделение Института филологии массовых коммуникаций дало «путёвку» в жизнь многим выпускникам, работающим сейчас не только в Сибири, но и во всех уголках нашей большой страны, а также за рубежом. Некоторые из них достигли высокого делового и общественного статуса, являются известными учёными и общественными деятелями, руководителями региональных организаций, преподавателями русского языка и литературы, работниками средств массовых коммуникаций,. И мы все по праву гордимся ими.

Сегодня у кафедры есть все возможности для дальнейшего роста: это и накопленный за многие годы огромный научный потенциал, и высокий профессионализм педагогических кадров. Отрадно осознавать, что к своему замечательному юбилею коллектив кафедры пришел столь динамично развивающимся, успешным и в то же время сохранившим добрые традиции.



Скачать

© 2020, 104 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!