Просмотр содержимого документа
«Развивающая игра триз «волшебные круги луллия»»
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ д/с№42 г. Сарапула УР Смирнова Елена Вячеславовна
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА ТРИЗ
«ВОЛШЕБНЫЕ КРУГИ ЛУЛЛИЯ»
Цель: Способствовать развитию познавательных интересов, изучению уточнению или усовершенствованию предметов окружающего мира; развивать творческое воображение, речь детей.
I ВАРИАНТ «ПИРАМИДА»
Этапы изготовления:
Готовим металлический стержень высотой 30 см.
Вырезаем из плотного материала (пластик) 4 круга диаметром: 18 см, 24см, 30 см, 33см.
Делим круги на сектора: с одной стороны на 4 сектора, с другой стороны на 6 секторов.
Между кругами на стержень надеваем соединительные трубки
высотой 7 см., на вершину надеваем колпачок-крышечку.
Изготавливаем карточки с предметными картинками.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/12/s_5c62a9a930c34/1085227_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/12/s_5c62a9a930c34/1085227_2.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/12/s_5c62a9a930c34/1085227_3.jpeg)
в старшей группе используются 3-4 круга с 6-8 секторами; в подготовительной группе может быть и 4 круга с 8 секторами. На секторах раскладываются картинки по рассматриваемой теме либо хаотично.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/12/s_5c62a9a930c34/1085227_5.png)
Дети раскручивают круги, совмещая нужный вариант сектора (РЗ – реальное задание), хаотично раскручивают (ФЗ – фантастическое задание)
Расскажи, придумай историю как, при каком условии эти объекты могут быть связаны друг с другом.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/12/s_5c62a9a930c34/1085227_7.jpeg)
Выбор оригинальных идей. Организация практической деятельности, экспериментирования, проектной деятельности.
Помимо картинок на секторах кругов мы используем и символы, и модели, в подготовительной группе дети печатают слова.
II ВАРИАНТ «КОРОБКА»
Этапы изготовления:
Изготавливаем из фанеры коробку размером 46см X 31см из двух частей: дно и крышка.
В основании дна прикрепляем 4 бруска толщиной 7мм, шириной 2,5 см по ширине коробки, отступив от края по 2,5 см с каждой стороны, расстояние между парой брусков – 13см.
Между парой брусков посередине прикрепляем штырь высотой 7мм.
На штырь надеваем пластинки так, чтоб края пластинок выступали за пределы коробки.
На крышке в середине вырезаем ромб 15см X 23см.
С внутренней стороны крышки прикрепляем аналогичные бруски по всей длине края крышки.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/12/s_5c62a9a930c34/1085227_8.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/12/s_5c62a9a930c34/1085227_9.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/12/s_5c62a9a930c34/1085227_11.jpeg)
Снаружи обклеиваем коробку самоклеющейся пленкой.
Вырезаем из картона круги по размеру пластинки, делим из на нужное количество секторов.
Наклеиваем на сектора картинки по разным темам.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/12/s_5c62a9a930c34/1085227_13.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/12/s_5c62a9a930c34/1085227_15.jpeg)
Тематика игр: «Подбери место обитания», «Найди заданный звук в начале, середине, конце слова», «Чей дом?», «Чей нос, чей хвост?», «Назови сколько», «Придумай новую игру с мячом» и т..д.
Вариант 1. Тематика колец может быть экологического содержания, математического, по формированию ЗКР, обучению грамоте и т.п.
Реальное задание: Дети раскручивают круги, совмещая по стрелке нужный вариант.
Фантастическое задание: Дети хаотично раскручивают круги, на основе фантастического преобразования составляют рассказ, историю, сказку.
Вариант 2.
- Создать или усовершенствовать одежду, используя такие параметры: качество одежды, для кого или чего предназначена, цвет одежды.
- Создать вазу, используя параметры: материал, форма, цвет.
- Тема: Человек. Параметры: люди разных возрастов, социальные роли, предметы.
Реальное задание: Расскажи, кто кем может быть и как использовать предмет в конкретной ситуации.
Фантастическое задание: Придумай историю, как такое могло случиться.
Варианты сочетаний объектов, их признаков
на основе развивающей игры «Волшебные круги Луллия».
Объекты с объектами («Найди, чем похожи», «Больше – меньше», «В какой сказке есть оба героя»…).
Объекты со свойствами: сказочные герои с характерами, природные объекты с характерными признаками класса («Найди то, что растет», «Как проявляется свойство «болеть» у этого объекта?», «В какой сказке герой с таким характером»)
Объекты с частями («Чья это часть?», «Где у данного объекта такая часть?»)
Объекты и «место» («Найди место, где бывает объект», «Объясни, когда объект бывает в этом месте», «Что будет, если объект здесь окажется?»)
Объекты и материалы («Найди объект, который сделан из этого материала», «Как сделать такой объект именно из этого материала?» Например – стеклянное платье, шоколадный дом, книгу из фантиков…)
Части с частями («Если волшебник Объединяй соединит вместе эти части, какой объект получится? Для чего?»…)
Объекты со знаками: буквами, цифрами, геометрическими фигурами. («Найди в объекте столько частей, сколько означает цифра», «Какая цифра спряталась в изображении объекта?», «Есть ли эта буква в названии объекта?», «Как будет называться объект, если его первой буквой станет…», «Придумай дело для объекта, который начинается на букву…», «Какая служба спешит на помощь?» - сочетание представителей служб спасения с телефонами вызова этих служб. «Как сможет помочь эта служба, если ее вызвали не по назначению?», «Нарисуй объект, который состоит только из круглых (других) частей?»…)
Знаки со знаками («Придумай задачку с этими числами», «Подбери знаки, которые можно поставить перед этими числами», «Составь двузначное число», «Вспомни слово, в которых есть обе эти буквы», «Сложи слог», «Сложи слово из слогов, придумай ему значение», «Нарисуй объект, у которого части заданной формы, размера, цвета»…)