- Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий реализации ФГОС ДО
Из опыта работы
Подготовила воспитатель 1 категории Агаркова Р.Н.
МБДОУ детский сад №25 п. Переяславка
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная;
2) познавательная;
3) речевая;
4) художественно-эстетическая;
5) физическая.
Групповое помещение нашей группы условно подразделено на три зоны - активную, рабочую и спокойную.
Активная зона (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя:
1. Центр игры;
2. Центр двигательной активности;
3. Центр музыки;
4. Центр театра;
5. Центр дежурства.
Спокойная зона
1. Центр книги;
2. Уголок уединения;
3. Центр занимательной математики.
Рабочая зона (в которой размещается оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности) включает в себя:
- Центр познания;
- Центр экспериментирования;
- Центр творчества;
- Центр безопасности;
- Центр конструирования;
- Центр патриотического воспитания.
Направление: Социально-личностное развитие.
В группе подобраны предметы, подчеркивающие гендерную принадлежность дошкольников. Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности.
Уголок девочек.
- Кухня с набором посуды, столовых приборов, муляжей продуктов, подносов и т. п.
- Набор мебели для столовой
- Гладильная доска с утюгом.
- Кукольная кроватка с постельным бельем.
- Кукольные коляски
- Куклы, одежда для кукол.
- Набор парикмахера, фартук парикмахера, журнал модных причесок.
- Медицинские халаты, шапочки, косынки, сумочка, медицинские инструменты.
- Уголок ряженья: юбки, фата и т.д.
Уголок мальчиков.
На полках расположены всевозможные виды транспорта разного размера (машины, грузовики, трактор, экскаватор, электричка, гоночные машины, бетономешалка, кран, самолеты, танк).
Для мальчиков «Автосервис», «Гараж», «Космос», «Армия», «Моряки»
Центр строительно-конструктивных игр
Здесь в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
«Центр безопасности »
Отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими пособиями и играми. Игра с объёмными фигурками «Путешествие по дорогам улиц». Игра оснащена макетом улицы, дорожными знаками, фигурками людей. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения и формирует ценностей здорового образа жизни.
Центр по профоориентации.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации: подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке; создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности; подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении); материалы для сюжетно-ролевых игр.
Центр дежурства.
Дежурство по столовой – один из видов трудовой деятельности, в ходе которого дети учатся заботиться друг о друге, осваивают правила сервировки и культуры поведения за столом. Он оснащён: стендом «Мы дежурим», алгоритмом «Последовательность работы», «Правила поведения во время еды», фартуки.
Направление: Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок изобразительный и вспомогательный материал для художественного конструирования, изобразительного творчества, лепки и объемного рисования, аппликации.
Направление: Познавательное развитие.
Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка.
В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного края, посёлка, России.
В нём находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России и т.д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению.
Центра занимательной математики В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Центр занимательной математики решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности; воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
«Центр природы и трудовой деятельности» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями.
Также в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.
Оформлены макеты (пустыня, северный полюс, тропики и т.д.)
Оборудование для ухода за растениями, для посева семян, рассады, фартуки, перчатки и т.д. Журнал учета посевов, календарь природы.
В «Центре познания» располагается: лото, домино в картинках,
предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок, иллюстрации, изображающие сезонную одежду, головные уборы, обувь, транспорт, посуду, «чудесные мешочки»,
материалы на развитие мелкой моторики кистей рук, мелкая геометрическая мозаика,
схемы, модели слов и предложений, пособие для обучения чтению «Окошечки», дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым обозначением гласных, согласных, твердых и мягких звуков, схемы звукового состава слова, материалы для развития у детей графических навыков, доска, мел, указка,
картинки с фабульным развитием сюжета,
календарь недели,
глобус, географические карты,
детские энциклопедии и познавательная детская художественная литература, циферблат часов.
«Центр познавательно - исследовательской деятельности «Маленький ученый» представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.).
В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компас, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т.д.
В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведется журнал наблюдений, в котором воспитатель совместно с детьми фиксирует сделанные выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных исследователей, которые проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов.
Направление: Речевое развитие.
В группе оформлен центр речевого творчества , представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал по лексическим темам и для организации речевых игр
«Центр книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе.
«Музыкально — театрализованный центр » Центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей.
Направление: Физическое развитие
В группе имеется «Центр физической активности и ЗОЖ». Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. В спортивном уголке находятся: коврики, дорожки массажные (для профилактики плоскостопия); мячи; обручи; скакалки; кегли; кубы; шнуры длинные и короткие; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр и утренней гимнастики.
«Центр уединения и релаксации». В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место, оборудовано уютным диваном с множеством мягких мини-подушек разных форм. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса, индивидуальные фотоальбомы с фотографиями близких – все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.
Приёмная комната (раздевалка) оснащена : родительским уголком «Добро пожаловать», папками-передвижками с информацией для родителей, предусмотрено место для выставок детского творчества.
Предметно - развивающая среда прогулочного участка детского сада.
На участке оборудована спортивная площадка, для проведения спортивных развлечений, подвижных игр, физкультурных занятий. Кроме того, на игровом участке оборудована «дорожка здоровья» которая состоит из пенечков и лесенки для лазания.
Наличие клумб и мини огорода способствует у детей формированию основ экологического сознания.
Для ознакомления детей с правилами дорожного движения создана небольшая панорама с соответствующими атрибутами.
Таким образом, предметно – пространственная среда в моей группе создает атмосферу заинтересованности каждого воспитанника, сопровождает его в собственном развитии.