СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающая предметно-пространственная среда как условие поддержки самостоятельности и инициативы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в сюжетно-ролевых играх

Нажмите, чтобы узнать подробности

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности, а значение развития игры для детей имеет огромную роль.

Просмотр содержимого документа
«Развивающая предметно-пространственная среда как условие поддержки самостоятельности и инициативы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в сюжетно-ролевых играх»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 98» города Магнитогорска







Развивающая предметно-пространственная среда

как условие поддержки самостоятельности и инициативы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

в сюжетно-ролевых играх




Подготовили: воспитатель высшей кв.категории Соломкина Ирина Владимировна, воспитатель высшей кв.категории Загитова Светлана Анатольевна






Магнитогорск 2022 год

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе как условие поддержки детской самостоятельности и инициативы в сюжетно-ролевых играх

Создавая предметно-развивающую среду для детей старшего дошкольного возраста, мы, прежде всего, уделяем внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Мы стараемся, чтобы обстановка в группе была уютной и была приближена к домашней.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности, а значение развития игры для детей имеет огромную роль.

Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть новые знaния, умения, нaвыки, рaзвивaть способности.

Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Предметно-развивающая среда организована в соответствии с требованиями программы, с учетом ведущего вида детской деятельности - игры, соответствует возрастным особенностям детей и теме недели, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Создавая предметно-развивающую среду в группе, мы учитываем интересы мальчиков и девочек, как в игре, так и в труде.

Мы в своей группе стараемся создать среду и условия для поддержания и развития самостоятельности и инициативности у детей, используя сюжетно – ролевые игры.

Сюжетнo - рoлевые игры имеют огромное знaчение в стaновлении личности ребенкa. Через них формируются у дoшкольников кaк социальные, так и мoрaльные чувствa, самостоятельность и инициативность. Сюжетнo– ролевые игры несут в себе дoброту и человечность, учaт детей быть милосердными, увaжительно относиться к труду взрoслых.

Игры детей в 5 - 6 лет направлены на формирование умения самостоятельно организовываться в группы для совместной игры, придумывать содержание игр, согласовывать свои действия с действиями участников игры, умение самостоятельно и справедливо решать споры.

В 6 -7 лет игровой опыт детей обогащается за счет усложнения сюжетной стороны игры, так и за счет способов воспроизведения этих событий в игре.

Тематика сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет преимущественно связана с социальной действительностью.

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно- ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и прочее. При организации таких игр важно учитывать особенности


современной социальной жизни. Например, место обычной парикмахерской ребенок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг. В игровом репертуаре ребенка появляются новые игровые темы «Музей»,

«Книжный гипермаркет», «Туристическое агентство» и другие.

Сюжетно-ролевые игры детей становятся более разнообразными по содержанию, больше интегрируются с другими видами детской деятельности.

Центр сюжетно - ролевой игры

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Насыщенность среды: игровая зона оснащена маркерами игрового пространства для сюжетно - ролевых игр: кухня, больница, магазин, гараж, парикмахерская, дом и др.

Оснащена атрибутами, подобранными с учетом возрастных особенностей и гендерной принадлежности детей, отражающих различные сюжеты: «Семья»,

«Детский сад», «Магазин», «Шоферы», «Кафе», «Автомастерская» и др. Подвижный модуль позволяет изменять сюжет игры, например, чемоданчик из игры «Больница» можно взять и перенести, организовав игру в любом месте группы.

Игровое оборудование для мальчиков: машины, пистолеты, набор военной техники, инструменты, есть разные виды транспорта: спецтехника, строительная, грузовая, легковые машинки. Машинки разного цвета и размера. Для девочек – коляска, куклы, набор украшений, игрушечная мебель и др. Есть разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, фуражки, каски, юбки, фартуки, костюм полицейского, врача и т.д.

Центр речевого развития

Образовательная область «Речевое развитие»

Здесь имеются различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей постоянно побуждаем к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.


Сюжетно – ролевые игры являются эффективным средством в развитии связной речи детей. Наполняется словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь детей носит активный и ролевой характер.

Таким образом, создавая среду развития в группе, мы учитывали следующие параметры: содержательно-насыщенная, развивающая; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная; безопасная; здоровьесберегающая; эстетически-привлекательная.

Что у нас получилось, мы хотели бы представить вашему вниманию…

«Больница», «Поликлиника», «Скорая помощь»



«Магазин (продуктовый, овощной, фруктов)»


Сюжетно ролевая игра «Кафе»


Сюжетно – ролевые игры «Ферма», «Строители»


Сюжетно – ролевые игры «Кафе», «Дом», «Семья»




Сюжетно – ролевая игра «Школа»



Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк»


Сюжетно – ролевая игра «Гараж»


Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»


Сюжетно – ролевая игра «Дом»


Сюжетно – ролевая игра «Театр»


Сюжетно ролевые игры «СТО», «Мастерская»


Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу, на машине, автобусе»




Центр речевого развития


























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин С.А., Коновалова Т.Г., Маркова В.А. Реализуем ФГОС ДО: моделирование развивающей предметно-пространственной среды современной дошкольной образовательной организации. Методическое пособие для специалистов дошкольного образования // Аверин С.А., Коновалова Т.Г., Маркова В.А. – М: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2014 – 148с.

2. Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-синтез, 2010

3. Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия: Программа-технология позитивной социализации дошкольников / под общ. ред. С. В. Кривцовой. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2015. – 334, [2]с. – (счастливые люди в детском саду).

4.Короткова Н.А.Материалы и оборудование для игровой деятельности: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Линка-пресс, 2005

5. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-пресс, 2007

6. Короткова Н.А. Предметно-пространственная среда детского сада: старший до-

школьный возраст: Пособие для воспитателей. – М.: Линка-пресс, 2010

7. Лаврова Г.Н. Система социальноличностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья//Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 5 (138). С. 31-40.

8.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.Игра с правилами в дошкольном возрасте. 2-е изд. – М.: Академический проспект, 2002

9. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.Как играть с ребенком. – М.: Обруч, 2012

10. Свирская Л.В.Индивидуализация образования: правильный старт. – М.: Линка-пресс,2012

11. Смирнова Е.О.Игрушки наших детей: как выбирать игрушки. – М.: Дрофа, 2014

12. Яковлева Г.В. Основы проектирования и особенности развивающей предметнопространственной среды для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей V Международной научно-практической конференции. В 2ч. Ч.2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2017. С.191-198.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!