СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал для учителей-логопедов содержит рекомендации по  организации коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета.

Просмотр содержимого документа
«Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета»

Развивающая предметно-пространственная среда

логопедического кабинета в соответствии с ГОС ДО

В условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи должны быть созданы благоприятные условия для коррекционного обучения. Так как, перед логопедом ставится задача коррекционной помощи и организация условий для исправления и преодоления недостатков речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, то в логопедическом кабинете должна быть создана коррекционно-развивающая среда.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учётом особенностей и коррекции недостатков их развития

• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда.

• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения; учитывает национально-культурные, возрастные особенности детей.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с речевыми нарушениями.

Создавая предметно - пространственную развивающую среду логопедического кабинета необходимо руководствоваться следующими принципами:

Насыщенность среды кабинета соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими) в соответствии со спецификой Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность

изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели. наличие в кабинете полифункциональных предметов, в том числе природных материалов и пр., пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает: наличие в кабинете различных пространств (для игры, конструирования, и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает: свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Центр речевого развития

В логопедическом кабинете особое внимание уделяется оборудованию места для индивидуальных занятий у зеркала, где дети проводят достаточно много времени ежедневно. Большие зеркала с лампой дополнительного освещения, стеллажи для картотек — традиционное оборудование этого центра в кабинете логопеда. В контейнере хранится инструментарий для постановки звуков: комплект зондов, вата, ватные палочки, напальчники, салфетки, спирт.

В кабинете дети играют в игры с вертушками, мыльными пузырями, поддувают на различные лёгкие предметы: пёрышки, «снежинки», ватные шарики, листочки, надувают воздушные шарики.

На полках, в шкафу находятся картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты), логопедический альбом и материалы для обследования, предметные и сюжетные картинки для автоматизации звуков.

Для развития лексико-грамматической стороны речи на полках в папках размещены предметные картинки, игрушки и муляжи по изучаемым лексическим темам, настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

Для развития связной речи и речевого общения в папках находятся сюжетные картинки и серии сюжетных картинок, «Алгоритмы» описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений, наборы игрушек для инсценирования сказок.

Для развития фонетико-фонематической стороны речи (средняя группа) и подготовке к обучению грамоте (старшая и подготовительная группы) изготовлено наглядно-дидактическое пособие «Королевство звуков и букв». На полках в коробках находится раздаточный материал и материал для работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, плоскостные изображения корзинок разных цветов, домиков, светофорчики для оп­ределения места звука в слове, квадра­ты разных цветов), настольно-печатные дидактические игры для развития на­выков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбе­ри схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т. п.), раздаточный материал и материал для анализа и синтеза предложений. Разрезной и магнитный алфавит, алфавит на кубиках, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, «Мой букварь», ребусы, кроссворды.

Центр сенсорного развития

На полках в папках размещены карточки с наложенными и «зашумленными» изображе­ниями предметов по всем лексическим темам, настольно-печатные игры для развития зрительного вос­приятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Уз­най по деталям», «Найди ошибку художника», «Ералаш», «Распутай буквы»), настольно-печатные игры для развития цветовосприятия и цветоразличения («Радуга», «Разноцветные букеты», «Спрячь бабочку» и т. п.), палочки Кюизенера, «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными и пласти­ковыми игрушками (звучащие игрушки, звучащие игрушки-заместители, настольная ширма, фонотека с записью «голосов природы», релаксационной музыки, карточки, настольно-печатные дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений).

Центр моторного и конструктивного развития

Находится на доступном для детей месте (на нижних полках шкафа). Содержит материал для самостоятельных игр для развития: мелкой моторики рук. Дети собирают пазлы, играют с массажными мячиками, шнуровками, работают с трафаретами и разукрашками, работают с прищепками «Весёлое солнышко». деревянные и пластиковые пирамидки, мозаики.

Уголок игр и игрушек для мальчиков (средняя и старшая группа)

В коробках находятся модели транспорта, металлический конструктор, фигурки людей и животных, разрезные картинки и пазлы с изображениями машин.

Уголок игр и игрушек для девочек (средняя и старшая группа)

На полках расположены куклы, пазлы и плоскостные изображения кукол и комплектов одежды для них).

Центр методического сопровождения

В папках на полках размещена документация коррекционной работы. Представлена различная методическая литература, программно- методическое обеспечение занятий по логопедии

Консультативный центр

В групповых раздевалках находятся стенды с материалами для родителей воспитанников. На них размещены консультации для родителей, различные памятки, игровые задания, советы логопеда.

Логопедические кабинеты не загромождены мебелью, в них достаточно места для передвижений детей. Мебель закреплена, острые углы и кромки мебели закруглены. на полу ковровые покрытия. Нижние полки в шкафах или на стеллажах в кабинете логопеда открыты и доступны детям. Именно на них располагается сменный дидактический материал. Полки выше роста детей закрыты. На них в папках и контейнерах хранятся игры, игрушки и пособия по всем изучаемым лексическим темам, отражающие все направления работы логопеда. В помещениях уютно, светло и радостно.

Правильно организованная предметно-развивающая среда – необходимое условие качественной коррекционной работы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!