СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающие игры для учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды игр 

Просмотр содержимого документа
«Развивающие игры для учащихся начальных классов»

Эффективность урока - экскурсии

Заключается в том, что постепенно ученик учится отбирать нужную информацию, описывает наблюдения, используя рисунки.

Игры один из наиболее важных методов и стимулов обучения в этом возрасте. Учитель может широко использовать подвижные, полуподвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала. Игры могут применяться с различными целями при введении и закреплении для формирования умений и навыков устной речи как форма самостоятельного общения детей на уроках. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности последовательности и доступности в обучении. На уроках следует иногда усложнять игры в которые дети играют с детства за счет увеличения и изменения текста для того чтобы закрепить знания нужных конструкций или определённого лексического материала. Для учащихся проводятся в основном ролевые игры, хотя не стоит исключать из учебного процесса и различные лексические, грамматические, орфографические и т.д. игры, они тоже интересны.

Это формирует доступность изучения программного материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает наблюдательность, смекалку.

Моим неизменным помощником на уроках является игра. Игра делает уроки более интересными, качественными Дети с большим интересом включаются в учебную игру. Особенно это необходимо для первоклассников, для глубокого и прочного усвоения получаемых знаний.

В практике я стараюсь широко применять игру в работе с первоклассниками, особенно на первых порах их обучения.

Стоит только произнести, «А сейчас мы немного поиграем»- как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнить задание. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что они будут вызывать у ребят живое участие.

Например: на уроке математики при проведении устного счета я применяю игру «Незнайка ученик»

На доске записаны примеры без ответов, под ними рисунки Незнайки и Совы. Незнайка учится в «Школе весёлых человечков». Я говорю: «Вот так он выполнил задание по математике. Объясните, почему так недоволен учитель Сова?». Дети замечают, что Незнайка только записал примеры, а не решил их.

Тогда я говорю: «По – видимому, примеры были трудными для Незнайки». А давайте мы ему поможем.

Я поняла, что игра органическая часть деятельности ученика начальных классов. Игра делает уроки более интересными, плодотворными.





  1. ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ:



Игра необходима для адаптации развития потребности в знаниях, релаксации, способности анализировать, развития самоконтроля и самооценки, повышения мотивации учебно-познавательной деятельности

В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

По мнению советского педагога Сухомлинского

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».



3.ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР НА УРОКЕ.

- Обучающие (получение знаний, умений и навыков при объяснении нового материала и закреплении)

- Развивающие (развитие познавательного интереса, произвольного внимания, памяти, способности сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы)

-Воспитывающие (воспитание чувства ответственности, сопереживания, воли целеустремлённости, коллективизма)



4.КРУГ ДЕЙСТВИЙ, ВОЗЛОЖЕННЫХ НА УЧИТЕЛЯ.

а) Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся

б) Любая игра предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

в) Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

г) Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбирают так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочередно разным учащимся.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки- минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.



5. ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО НАЛИЧИЮ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА:

Наглядные (демонстрационные и раздаточные карточки, картинки, схемы, перфокарты и другой иллюстративный материал, игрушки и реальные предметы окружающей среды)

Словесные - в основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения материала. К словесным играм относятся также игры-загадки без (картинок),игры на составление высказываний, на дополнение их.

6.ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ:

Индивидуальные - к таким формам можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и звуками.

Групповая форма игры -это групповая игра трёх или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель;

Коллективная форма игры - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников;

Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребёнок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать дидактические игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В жизни ребёнка дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли».

Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. Ведущей деятельностью после поступления в школу у детей становится учение, оно определяет их эмоциональное самочувствие, темп психического развития, социальное становление. Дети, поступающие в школу, всегда ориентированы на учителя, он для них непререкаемый авторитет. Сохранится ли такое отношение к учителю до конца начальной школы или нет—зависит от стиля взаимоотношений учителя и учащихся, учителя и родителей. Отношение к учителю полностью определяет в начальной школе отношение к учителю.



ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.

«Правда или нет»

Цель этой игры - сформировать у детей умение воспринимать предложения как единицу синтаксиса.

Для этой игры вам понадобятся карточки зелёного и красного цветов и картинка с известным «Незнайкой». Количество карточек каждого цвета должно совпадать с количеством игроков.

Сюжет игры следующий: для детей Незнайка написал несколько предложений. Шутка это или правда, ведущий определить не может и ему нужно помочь.

Правила игры следующие; предложения зачитывает учитель. Если предложение правдиво, то ученики поднимают зелёную карточку. Если предложение шуточное-то красную. После этого, один из ребят объясняет Незнайке, что ошибочного в предложении.

Например, могут быть такие предложения:

-Днём сова спит, а ночью разыскивает добычу.

-Куры улетают зимой на юг.

-Мы собирали морковь в сосновом бору.

-Много вкусных шишек выросло на нашей яблоне.

-Подорожник относится к очень полезным лекарственным растениям.

Подобные дидактические игры замечательно помогают развитию детей, обучают их воспринимать мир.

Игра не должна быть слишком легкой для учеников» дидактическая игра без усилия - всегда плохая игра». Это одна из главных задач учителя.

Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребёнка и его деятельности.

7.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИГР НА УРОКАХ.

А) Перед проведением игры учителю надо доступно изложить сюжет, правила, поставить познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование.

Б) В игре (в той или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса.

В) Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д.

Г) Игра может быть проведена на любом этапе урока.

На уроках математики формируются следующие УУД через игру, и в первую очередь:

Познавательные УУД: формирование на доступном уровне умении работать с информацией ( в текстах, рисунках, схемах, в моделях, таблицах)формирование навыков самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждение информации.

Регулятивные УУД: отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты(цель, мотив, прогноз, средства, контроль ,оценка.)

Коммуникативные УУД: (умения слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться, учитывая позицию собеседника)

Личностные УУД: качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Для формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды знаний:

-«Математический лабиринт»

-«Разложи по размерам»

-«Головоломка»

-«Найти отличия»

-«Цепочка»

-Поиск лишнего»

Для формирования коммуникативных УУД целесообразны следующие виды заданий:

-«Морской бой»

-«Математическая эстафета»

-«Математическое лото»

-«Лучший ответчик»

-«Хлопки»

Дидактическая цель: установление соответствия между числом рисунков и цифрой.

Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе размешает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру.(Ритм хлопков учитель задаёт сам).

Для формирования регулятивных УУД целесообразны следующие виды заданий:

-«Задача с нулём»

-«Математическая гусеница»

-«Футболист»

-«Почтальон»

Игра «Математическая гусеница»-учащимся необходимо собрать гусеницу в соответствии с предыдущим ответом. Если часть гусеницы выбрана правильно, то она присоединяется к гусенице, если выбрано неправильно, то часть исчезает. Кликать «мышкой» на выражение.

Для формирования личности УУД целесообразны следующие виды заданий:

- «Лучший самолёт»

- «Построим домики и посадим рядом деревья»

- «Порядок чисел. Зверюшки».

Десятичный состав чисел от 11 до 20. (Закрепление знаний последовательности чисел до 20.)

На доске открывается запись:

Чтобы рубить дрова, нужен14,2,3,2,а чтобы полить огород-10,4,5,1,6.

-Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу.

-Самый колючий зверь в лесу-это 12,13.

-А теперь расшифруйте пословицу;1,2,3.4.5.1,67,8,9.10.119.4,7,4,13,12,14

-Чтобы рубить дрова, нужен топор, а чтобы полить огород-лейка.

-Рыбаки сделали во льду прорубь и стали ловить рыбу.

-Самый колючий зверь в лесу-это ёж.

-Копейка рубль бережет.

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития…

В.А.Сухомлинский

Приведу некоторые дидактические игры на уроках:

1.Игра «Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

Огород парк море школа столовая зоопарк

Гря_-ка доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка

Кали-ка берё-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка



Задания:

а) Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

б) Составить предложения используя данные слова.



2.Игра «Шифровальщики».

Цель: Автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия процессов анализа и синтеза понимание смыслоразличительной функции звука и буквы обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах - один в роли шифровальщика, другой отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадывать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

а) Аалтрек. лажок, раукжк, зоонкв (тарелка ,ложка, кружка звонок)

б) Оарз, страа, енкл, роамкш (роза, астра, клён,ромашка).

3.Игра «Клички»

Цель: Формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имён

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов.

Шар, Стрела, Орёл, Рыжий, Звезда

Составить предложения:

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК,РЫЖИК,ЗВЕЗДОЧКА

4.Детям очень нравятся такие задания, как:

-Заменить словосочетания, одним словом.

-промежуток времени в 60 минут.

-военнослужащий, стоящий на посту

-ребёнок, любящий сладкое

-Очень смешной фильм.

-Распредели слова на две группы.

-Найди родственные слова. Выдели корень.

-Закончи предложения.



У Ромы и Жоры есть----

Однажды они пошли----

Вдруг из кустов---

Потом дети долго вспоминали как—



Составить рассказ по опорным словам

Зима снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой учитель должен доступно изложить её сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса.

Если у доски работает небольшое количество учащихся то все остальные должны выполнять роли контролёров, судей, учителей, консультантов и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организованную сторону, характер управления игрой.

С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зелёного цвета с одной стороны и кружок красного цвета с другой) или разрезные цифры, или математическое лото. Все это служит средством активации детей в игре.

Большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе математики. На каждом уроке необходимо создать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал.

Игры и несколько игровых моментов подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребенка в начальной школе фантазия развита на столько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, который ставит перед ним учитель, организуя игру.

Нравится ребятам следующие дидактические игры:

- «Рыбалка», «Круговые примеры», «Кто быстрее», «Найди ошибку», «Недописанный пример», «Закодированный ответ», «Математическое домино», «Игра в снежки (мячик)», «Собери картинку», «Эстафета», «Яблонька». Детям даются задание – выбрать те яблоки, на которых записаны примеры, например: с ответом 13.

«Нарядим елочку» вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, от 8 до 10 в каждом. К доске выходят 2 ученика. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив примеры ученик вешает игрушку на свою ёлочку. Кто первым повесит последнюю игрушку, тот получает приз – рисунок с новогодней игрушкой.

«Кто больше составит пример?». Песочные часы ставятся на видное место. Дается задание придумать примеры на сложение двух чисел, одно из которых однозначное, другое двузначное, сумма их равно 60 и записать в тетрадь. По истечению времени (3мин) работа прекращается. Побеждает тот, кто составит больше примеров.

«Кто считает лучше?». Класс делится на 3 команды. Каждый член команды получает карточку с числом от 1 до 10. Учитель читает пример. Ученик, у которого на карточке соответствующий результат встает. Тот, кто первым дает правильный ответ, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая больше всех очков.

«Узнай слово». На доске записаны примеры. Дети решают их. Каждому числу в ответе соответствует определенная буква. Буквы ставятся по порядку. Мы разгадали слово.

«особый интерес у детей вызывает задание, в которых принимает участие любимые герои сказок или мультфильмов.

  1. Когда Карлсон украл у домомучительницы 9 плюшек осталось еще 14 плюшек. Сколько плюшек было у домомучительницы?

  2. Один гном нашел в своей подземной пещере 15 изумрудов, а другой на 4 изумруда меньше. Сколько всего изумрудов получит в подарок Белоснежка?

Особенно ребята любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Это такие уроки, как: урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-кроссворд, урок-смотр знаний. Для создания игровых ситуаций использую исторические экскурсии, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений и т.п. ребята любят выступать в качестве историков, фокусников, сказочных героев, экскурсоводов, почтальонов и т.д.

При подготовке таких уроков можно заранее дать детям сообщение из истории математики, занимательную задачу, математический фокус и т.д. «Помоги Золушке» (игра, которая длится целый урок). Злая мачеха закрыла Золушку на чердаке и на каждом этапе дома повесила по огромному замку. Но мы сможем освободить бедную Золушку, если будем выполнять задание, записанные на замках. (задание разного вида: примеры, неравенства, геометрические задания и т.д.).

Это очень интересные игры-путешествия («Путешествие Колобка»). В играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивает речь, активизирует внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества. И главное – огромный эффект, ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а игры непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка математических знаний.

Большим творческим потенциалом обладают деловые игры. В процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Такие игры способствуют не только привитию интереса к уроку математики, но развивают деловые и практические качества учащихся.

Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, активизирует мыслительную деятельность младших школьников, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

Экологическая игра «Жалобная книга».( Работа с текстом)

Вот иду я по лесу и вижу на полянке лежит жалобная книга. Прочитай и догадайся, кто жалуется! Что нового ты узнал? Придумай познавательный вопрос и задай его одноклассникам.

«Все плохо, плохо, плохо!» пришли люди, вырубили старые сосны и вычистили лесную опушку от обломков стволов. Белок прогнали с дупла. Улетела. А там ведь домик мой. Вороны выгнали из своего прошлогоднего гнезда. Черный дятел и тот из большего дупла велел убираться, полёвок и лесных мышей ловить. А куда добычу складывать? А зерно как охранять, если дома нет?» (сова).

Разнообразие приемов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. Игровые приемы оказывают помощь учителю организацией, увлекательной работы с детьми в развитии творческой активности мотивации учащихся

















































8.Азбука в стихах



Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

Бегемот разинул рот:

Булки просит бегемот.


Воробей влетел в окно,

Воровать у нас пшено.


Гриб растет среди ,

Голова на тонкой ножке.


Дятел жил в дупле пустом

Дуб долбил , как долотом.


Ель на ежика похожа:

Еж в иголках , елка -тоже.


Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.


Звезды видели мы днем

За рекою , над Кремлем.


Иней лег на ветви ели:

Иглы за ночь побелели.


К от ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.


Лодки по морю плывут,

Люди вёслами гребут.


Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчел.


Носорог бодает рогом,

Не шутите с носорогом!


Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он осел.





П анцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.


Роет землю серый крот,

Разоряет огород.


Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.


Таракан живет за печкой.

То-то теплое местечко!


Ученик учил уроки.

У него в чернилах щеки.


Флот плывет к родной земле,

Ф лаг на каждом корабле.


Ходит по лесу хорек -

Хищный маленький зверек.


Цапля, важная носатая.

Целый день стоит, как статуя.


Часовщик, прищурив глаз,

Чинит чашки для нас.


Школьник, школьник , ты силач:

Шар земной несёшь, как мяч!


Щеткой чищу я щенка ,

Щекочу ему бока.


Эта кнопка и шнурок -

Электрический звонок.


Юнга - будущий матрос

Южных рыбок нам привез.


Ягод нет кислее клюквы.

Я на память знаю буквы.











9 .Игровые формы обучения чтению









1 0. Сказочный городок «Буквария»

1 1. Математические игры



1 2. Стихи на цифры от 1 до 10

1. Вот одна иль единица
Очень тонкая, как спица

Похожа единица на крючок,

А может на обманный сучок?


2. А вот это цифра 2
Поглядите какова?
Выгибает двойка шею
Волочиться хвост за нею.

Два похожа на гусенка

С длинной шеей, клювом тонким


3 . Тройка третий из значков
Состоит из двух крючков

Цифра три -

Словно ласточка, смотри.


4. Гляди, четыре - это стул

Который я перевернул.


5. На что похожа цифра «пять»?

На серп, конечно , как не знать?


6 . На что похожа цифра «шесть»?

На трубку деда, так и есть.


7 . Семь - точно острая коса

Коси коса, пока роса.


8 . Цифра «восемь» так вкусна

Из двух бубликов она.


9. Девять, как и шесть, вглядись

Только хвост не вверх, а вниз.


10. Ноль встает за единицей
Цифра «десять» на странице.


1 3. Математические сказки



14. Загадки и игры.

Устный счет (Примеры в стихах ).

Ну-ка в сторону карандаши

Ни костяшек, Ни ручек,

Ни мела. Устный счет!

Мы творим это дело

Только силой ума и души.


Пять малышек медвежат

Мама уложила спать

Одному никак не спиться

А скольким сон хороший снится? (5-1=4)


Цапля по воде шагала

Лягушат себе искала

Двое спрятались в траве

Шесть под кочкой.

Сколько лягушат спаслось?

Только точно? (2+6=8)


Ветер дунул, лист сорвал.

И еще один упал

А потом упало пять

Кто их может сосчитать? (1+1+5=7)


Ежик по грибы пошел

Десять рыжиков нашел

Восемь положил в корзинку

Остальные же на спинку

Сколько рыжиков везешь

На своих иголках, еж? (10-8=2)


Три ромашки- желтоглазки

Два веселых василька

Подарили маме дети

Сколько же цветов в букете? (3+2=5)


Группа малышей -утят

Плавать и нырять хотят

Шесть уплыло далеко


Два нырнуло глубоко



Ранним утром солнце всходит

Сколько солнц над полем бродит?

Вечером встает луна

Сколько в небе лун? ( одна)


Почему расстроен Тимка?

Где ботинок? Нет ботинка!

Тимка сосчитал сперва

Что ботинок было (два) 1+1=2


Сколько бубликов в мешок
Положил ты петушок?
Два ,но дедушке дадим
И останется один 2-1=1


Гусятница гнала на рынок гусей

Старушка какая -то встретилась ей

Глаза ослабели , но просто беда

Гусей сосчитать не могу никогда!

Двоих за собою передний ведет

Последний двоих подгоняет вперед

Один в середине компании всей

А ну сосчитай , сколько было гусей? (3)


В садике гулял павлин,

Подошел еще один

Два павлина за кустами

Сколько их? Считайте сами 1+1+2=4


Четыре зайца шли из школы

И вдруг на них напали пчелы

Два зайчика спались едва

А сколько не успело? (2) 4-2=2



К серой цапли на урок

Прилетели семь сорок


А из них лишь три сороки

Приготовили уроки

Сколько лодырей - сорок

Прилетело на урок ? 7-3=4


Два больших три маленьких

Маленьких, удаленьких

Целая семья опят

Сколько их под кочкой? (5)


Пять щенят в футбол играли

Одного домой позвали

Он в окно глядит считает

Сколько их теперь играет? 5-1=4


У куклы пять нарядных платьев

Какое нынче надевать ей?

Есть у меня для куклы шерсть

Свяжу и платьев будет ( 6) 5+1=6


Шесть ежат в лесу гуляли

Землянику собирали

А один улегся спать

Сколько их гуляет ( 5) 6-1=5


Три ягненка дружно жили

Да козлят еще четыре

Посчитайте сколько всех?

Сколько дней в неделе? 3+4=7


Завтракаем на привале

Нам с собой яичек дали

Всмятку два и пять крутых

Сосчитай- ка , сколько их. 2+5=7


Семь малюсеньких котят

Что дают им - все едят

А один сметаны просит

Сколько же котяток? (8) 7+1=8


Яблоки в саду поспели

Мы отведать их успели

Пять румяных налитых

Три с кислинкой.

Сколько их? (8) 5+3=8


Все ли здесь цыплята -детки

Надо сосчитать соседке

Шесть на грядках , три во ржи ,

Сколько их всего скажи! 6+3=9

Сколько же утят в пруду?

Сосчитать я не могу. (6+2=8)


На поляне у дубка

Крот увидел два грибка

А подальше у осин

Он нашел еще один

Кто ответить нам готов?

Сколько крот нашел грибов? (2+1=3)


Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат

Но один малыш устал

От товарищей отстал

А теперь ответ найди

Сколько мишек впереди? (6-1=5)


Дарит бабушка- лисица

Трем внучатам рукавицы

«Это вам на зиму, внуки,

Рукавицы по две штуки

Берегите , не теряйте

Сколько всех пересчитайте. (2*3=6)



Три бельчонка маму- белку

Ждали около дупла


Им на завтрак мама- белка

Девять шишек принесла

Разделила на троих

Сколько каждому из них? (9:3=3)


В кормушке сидели лишь три

Только птицы, но к ним 3+2=5

Прилетели еще две синицы

Так сколько же птиц здесь в кормушке

У нас .Покажет на карточки

Каждый из нас.


Скоро 10 лет Сереже

Диме нет еще 7

Дима все никак не может

До Сережи дорасти

На сколько Сережа меньше Димы


Восемь храбрых малышей

Переходят в брод ручей

Один отстал ;И я хочу!

Сколько их пришло к ручью? 8+1=9


Пять пальцев ловко рвут траву

Другой рукою тоже рву

Я травкой угощу коня

Ну , сколько пальцев у меня? 5+5=10


Восемь воробышков зёрна клюют

Два осторожных на ветке скуют

Вдруг кошка придет и начнет куролесить

Сколько , воробышков было? Их 10 8+2=10





Веселые задачи

Лисица учила своих малышей

Ловить под кустами веселых мышей

Мыши услышали злую лису

И спрятались все под елкой в лесу

Мышек же было всего только 5

У каждой мамаши по 9 мышат

Так сколько скажите мышек и мышат

Тихо под елкой ветвистой сидят? 5x9


Как то раз в лесу густом

Еж построил себе дом

Пригласил лесных зверей

Сосчитайте их скорей:

зайчонка, 2 лисенка 2 + 2 + 3 + 2 + 2 =

веселых медвежонка,

2 бельчонка, 2 бобра

Называть ответ пора.


В летний полдень под сосной

Еж нашел сюрприз лесной:

2 лисички, 5 опят

Под сосной в лесу стоят

На ежа они глядят 2 + 5

Кто ответ нам дать готов

Сколько еж нашел грибов?


На пригорке возле елок

Ежик яблоки считал

7 под елкой, 7 за елкой

7 в мешке за тем пригорком

7 в избе на третьей полке

7 под лавкою в саду

Ну а больше не найду

Все яблоки зимою. 7 + 7 + 7 + 7 + 7 =

Сколько будет грызть с семьею


Только сколько как понять?

Еж не может разобрать.


Примеры на табличные случаи

Девять пачек вафель

В каждой по шесть штук 9x6

Сколько всего Вафель

Детям раздадут?


Семь веселых лягушат

Комаров ловили 7x5

Каждый съел уже по пять

Как же всех их сосчитать?


Мышки с поля колосья таскали

Все они в норки их убирали

Каждая спрятала их по восемь 9x8

Девять всех мышек

А сколько колосьев


Двадцать одно слово учитель продиктовал

По три слова на строке

Каждый ученик записал 21 : 3 = 7

Посчитайте ребятки

Сколько каждый ученик занял строчек в тетради?


Мы картошку убирали

Ведрами в мешки ссыпали 45 : 9

Сорок пять ведер - поровну в девять мешков

А сколько ведер в одном?


И пусть острей кипит борьба

Сильней соревнования

Успех решает не судьба

А только наши знания.

Сколько насекомых в воздухе кружат?

Сколько насекомых в ухо мне жужжат?

2 жука и 2 пчелы

Мух 2, 2 стрекозы 2 + 2 + 2 + 2 + 2 =

2 осы, 2 комара

Называть ответ пора.


Зайцы по лесу бежали

Волчьи следы по дороге считали

Стая большая волков здесь прошла

Каждая лапа в снегу их видна

Оставили волки 120 следов 120 : 4 =

Сколько скажите, здесь было волков?


На птичьем дворе гусей дети кормили

Целыми семьями их выводили

Всего было 5 гусиных семей

В каждой семье по 12 детей 5 х 12 + 4 =

Папа, и мама, и бабушка с дедом

Сколько гусей собралось за обедом?





























14. Стихи С.Михалкова и А.Барто



Я сегодня сбилась с ног

-У меня пропал щенок. Два часа его звала Два часа его ждала, За уроки не садилась И обедать не могла.

(С.Михалков «Мой щенок»)

Писать красиво нелегко: «Да-ст ко-ро-ва мо-ло-ко» За буквой буква, к слогу слог Ну хоть бы кто-нибудь помог!

(С.Михалков «Чистописание»)

Мальчик Саша в новом лифте Оказался взаперти -Лифт стоит, и он не хочет Дальше мальчика вести

(С.Михалков «Лифт и карандаш»)

Кто на лавочке сидел Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал Николай ногой качал.

(С.Михалков «А что у вас?»)

Тут прохожим не пройти: Тут веревка на пути Хором девочки считают Десять раз по десяти.

(А.Барто «Веревочка»)

Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс.

(А.Барто «В школу»

Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне? (Почта)

Не хотел котенок мыться Опрокинул он корытце И в углу за сундуком Моет лапку языком

(Усатый полосатый)

Дама сдавала в багаж Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку.

(Багаж)

Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки.

(Вот какой рассеянный)

Собирались лодыри на урок, А попали лодыри на каток.

(Кот и лодыри)

Вот живут они - лягушка, Еж, петух и мышь-норушка. Мышь-норушка толокно толчет, А лягушка пироги печет.

(Терем-теремок)

Вот дом,

Который построил Джек

А это пшеница,

Которая в старом чулане хранится.

В доме который построил Джек.

(Дом, который построил Джек)

Мама спит, она устала Ну и я играть не стала! Я волка не завожу, А уселась и сижу.

(Е.Благинина «Посидим в тишине»)

Если внучки веселы, Бабушка - подавно. Ишь щебечут, как Щеглы, До чего же славно!

(Е.Благинина «Бабушка-забота»)

1 5. Ребусы



16. Открытые уроки


Тема: Закрепление пройденного материала.


Цель: Закрепить пройденный материал, используя загадки, стихи, развивать орфографическую зоркость.


Оборудование: рисунки с изображением птиц, сказочных героев,

перфокарты.





Ход урока

1.Организационный момент.

Представьте, что солнышко посылает на вас свои лучики. Подарите их друг другу и пожелайте мысленно добра и любви

Ноги - на месте.

Руки - на месте.

Локти - у края.

Спина - прямая.

2.Проверка домашнего задания.

  • Что мы с вами говорим? (речь)

  • Из чего состоит речь? (из предложений)

  • Предложения? (из слов)

  • Слова? (из слогов)

  • Слог? (из букв и звуков)

3 . Минутка чистописания.

В - из петли и из овала строчную букву написала.

Время.

Делу время, а потехе час.

4. Словарная работа.

Тема: «Овощи и фрукты».

Игра: «Волшебная корзинка».

- Мама пришла с базара и принесла овощи и фрукты.

-Определите, какие овощи и фрукты она принесла.

  1. Закутан ребёнок в сорок пеленок. (капуста)

  2. Скинули с Егорушки золотые перышки. Заставил Егорушка плакать без горюшки.

(лук)

3. Любопытный красный нос

П о макушку в землю врос

Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (морковь)


4 . И зелен и густ на грядке куст

Покопай немножко под кустом . (картошка)


5 . Круглое, румяное с дерева

достану я

На тарелку положу

Кушай мамочка скажу. (яблоко)


6. Ни окошек, ни дверей
Полна горница людей. (огурец)


7. Растет на грядке зеленая ветка,

а на ней красные детки. (помидор)


8. Чтоб в средней полосе прижиться,

Е му нужна твоя теплица.

Из жарких стран привезен он.

Называется. (лимон)


5. Сообщение темы урока.

-Урок проведен немного необычно.

- Вы очень любите отгадывать загадки, угадывать ребусы, слова. Они помогут нам повторить все изученные правила.

Живет в глуши лесной

Старательный работник

Лесной, носатый плотник. (дятел)

- О ком эта загадка?

-Почему старательный?

Этот дятел воевода объявил

войну всем вредным насекомым и личинкам.

Он стал собирать войско, но

поставил одно условие, что

в первую очередь возьмет тех

птичек, в названии которых

есть безударные гласные,

проверяемые под ударением.


Ворона, воробей, сорока, синица, грачи, снегирь, скворец.




-У какой птицы снежное имя.

- Какие птицы имеют сочетание, (оро)

-Кто знает загадки об этих птицах?

А) Длиннохвоста белобока и зовут его (сорока)

Б) Маленький мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет крохи
собирает(воробей)

В) Окраской сероватая
Походкой мешковатая

Повадка вороватая

Крикунья хрипловатая (ворона)

- Ну держитесь вредные личинки. С таким верным войском дятел обязательно победит.

6. Ребята, о каком времени года сейчас пойдет речь?

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

И на санках прокатила (зима)

-Как проверить безударные гласные в слове зима?

-А о какой птице сейчас пойдет речь?


Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут (снегирь)

-Как проверить безударные гласные в слове снегирь?

-А какое время года сейчас? (весна)

-А кто знает стихи о весне?

-А кто знает стихи о марте?


Дует теплый нежный ветер

Снег чернеет, мякнет, тает

Грач горластый прилетает

Что за месяц? Кто узнает?


7. Составление предложения.

Всю, синицы, в, зиму, живут, наших, лесах.

-Найдите главные члены предложения.





8. Зрительно - слуховой диктант.

Незнайка.

Выбегай поскорей

Посмотри на снегирей

Прилетели, прилетели

Стайку встретили метели.


Игра: «Ребусы» от Буратино.

Игра: «Подскажи слово».

-Дополните стихотворение, подходящее по смыслу.

Ой ты зимушка зима

Все дорожки замела - мел.


Все поля снежком покрыла

Все овражки завалила - валит


Льдом одела озеро

Речку заморозила - мороз.


-Найдите проверочные слова.
Игра: «Отгадайте слово».

Его корень в слове снежный

Приставка в слове подъехал

Суффикс в слове дворник

Подснежник


-Составить предложение о подснежнике, (чтение лучших сочинений)

Выборочный диктант.


Выглянул подснежник

В полутьме лесной

Маленький разведчик

Посланный весной.

-Разберите по составу маленький.





9. Звукобуквенный разбор»

Тетрадь - 7 букв 6 звуков

Загадка - 7 букв 7 звуков

Елка - 4 буквы 5 звуков

Ю ра - 3 буквы 4 звука








Шумят стройные сосны.


13. Найдите лишнее слово.

Сад, посадка, садовник, садовые, досада.



14.Рефлексия.

-Оцените свои ответы.

15.Дома:придумать и записать 3 слова с безударной глассной.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!